8 июля от причала московского Северного речного порта отплыл
очередной Московский джаз-пароход. Мы никогда не рекламируем
Московские джаз-пароходы заранее, поскольку каждый пароход имеет
конечную вместимость, и в наши планы вовсе не входит пустить очередной
пароход на дно - и так сверх штатной вместимости туристического речного
теплохода каждый год набивается пара сотен ценителей 24-часового
джазового путешествия по подмосковным каналам и водохранилищам, которые
проводят те несколько часов ранним утром (когда джемы на четырёх
концертных площадках судна уже завершились, но ещё не грянули вновь) на
палубах, завернувшись в полотенца и спальники, или на берегу - растянув
палатки (у кого есть). Зато мы, как правило, публикуем отчёт о Пароходе.
На этот раз отчёт уникален, не имеет себе равных: это фоторепортаж
нашего постоянного автора Павла Корбута, запечатлевшего буквально ВСЕ
моменты жизни Джаз-парохода более чем в 130 кадрах!..>>>>
А 18 июля в подмосковной Дубне проходил очередной фестиваль
московского летнего джазового цикла - "МузЭнерго", 6-й по счёту.
Мы побывали там всей редакцией; в своём летнем варианте (под открытым
небом, на берегу Волги) это весьма "домашний", уютный фестиваль, и
поэтому главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков рассказывает о 6-м "МузЭнерго"
не непосредственно на страницах "Полного джаза", а в более камерном и
гибком варианте - в своём блоге (материал откроется в новом окне, так
что вы не потеряете страницу "Полного джаза")...>>>>
Следующий материал - плод размышлений нашего постоянного автора и
обозревателя журнала "Джаз.Ру" Михаила Митропольского. Когда-то
его постоянная рубрика в "Полном джазе" именовалась "Записки
пограничника", и в ней Михаил Михайлович пытался искать ответы на
Главные русские вопросы (ну, применительно к джазовой жизни, конечно):
кто виноват, что делать, куды бечь. Во весь рост встали эти
вопросы перед нашим обозревателем и на сей раз.
Видение одетого короля (не по Андерсену)
Поводом для этих размышлений стали почти рядовые события июня.
Настроения и мысли, возникшие вследствие этих поводов, не претендуют на
абсолют. Тем не менее, они возникли и, возможно, найдут отклик у кого-то
из читателей.
Во второй половине июня в Москве прошли два концерта смешанных составов,
в которых фигурировали имена скандинавских музыкантов, причем оба
обнаружили некие закономерности, проявляющиеся в нашем джазовом мире.
Несмотря на явно выделяющийся из общей массы музыкальный уровень, оба
эти концерта не только не вызвали существенного интереса, но и вообще
собрали неприлично малое число людей. Первый концерт был назначен ровно
в день рождения саксофониста Алексея
Круглова, начинающего постепенно выходить из разряда «молодых»
музыкантов. В своё тридцатилетие Алексей, имея в арсенале значительное
число уникальных проектов, в том числе и литературно-художественных,
окружил себя вполне эклектичным собранием музыкантов, объединённых
рвением к творчеству. Уже это необычно, ведь слово «творчество» давно
потеряло значение создания новой сущности. Консерватизм средних
представлений о джазе достиг такой густоты, что проявляется не только в
деятельности основной массы наших джазменов, но и в журналистской среде,
их окружающей. Чуть только у кого-либо проявляется некое нестандартное
движение, как эта музыка объявляется экспериментальной. Использование
этого слова по отношению к искусству мне совершенно непонятно. Впрочем,
и сама джазово-критическая мысль у нас стала величиной почти исчезающе
малой.
Три
составляющих упомянутого концерта (Алексей Круглов, трио «Комитет А»
и норвежский дуэт Лиса Диллан — Асбьёрн Лерхейм), о которых подробно
писал «Полный джаз» #10, уже своим
стилистическим многообразием должны были вызвать интерес у публики в
многомиллионном городе. Но не вызвали. Такова особенность Москвы,
которая считается джазово благополучной и в которой народ ходит
исключительно на известных, т.е. раскрученных музыкантов и тем самым
проявляет исключительную душевную лень. Эта тенденция стала особенно
заметной в клубе «Союз Композиторов» в последнее время. Ведь именно
«Союз Композиторов» в 2007 году, только появившись, стал источником
идеалистических надежд на успех джазового дела в одном отдельно взятом
московском ресторане. Сколько классных концертов прошло там два года
назад, год назад. Они бывают и сейчас, но ставка в клубе делается не на
них. Видимо, условия выживаемости привели к повороту вектора интересов.
Теперь качество музыки определяется навскидку администратором зала (могу
ошибиться в обозначении должности), его же эмоции определяют и
эстетическую и материальную ценность концерта.
Все это вызывает сожаление, особенно в отношении выступления норвежской
вокалистки Лисы Диллан. В «Полном джазе» читатель может найти очень
верное описание выступления Лисы на том самом концерте. Это было
волшебство, но для того, чтобы оно произошло, Лиса должна была пройти
через множество этапов освоения секретов импровизационной музыки,
начиная с 1991 года, когда, собственно, и началась ее карьера вокалистки
в городском биг-бэнде города Будё. Сначала это были стандарты, затем
знакомство с Сисель Эндресcен перевело её на рельсы свободной
импровизации. С 1996 г. Лиса училась в Норвежской государственной
академии музыки в Осло (там, где преподает Миша Альперин). С тех пор она
пошла по пути взаимодействия разных искусств, выступала с множеством
проектов, в том числе на джазовых и неджазовых фестивалях. Начиная с
2001 года, Лиса преподает импровизацию в трёх крупнейших учебных
заведениях Норвегии. Мне пришлось слышать вокалистку с сольным и весьма
радикальным проектом на «Апрельских джазовых тезисах» в Архангельске.
Однако, в Москве ее «тихий проект» с гитаристом Асбьёрном Лерхеймом был
иным, он целиком построен на балладах из репертуара Элвиса Пресли,
который долгое время был её музыкальным кумиром. Попутно надо заметить,
что пела она не «композиции мастера», поскольку примерно половина
композиций в репертуаре Пресли является кавер-версиями, а вторая
половина написана профессиональными композиторами специально для него.
Но это мелочи, главным в этом чудесном концертном отделении мне
показалось преодоление самого Элвиса Пресли. На мой вопрос руководителю
архангельского «Комитета А» Владимиру Турову, отчего такое количество
народу до сих пор сходят с ума по Пресли, я получил очень убедительный
ответ — именно он первым начал так и в такой степени шокировать публику,
а это ценится публикой выше всего и не забывается целыми поколениями.
Видимо, это ценится не только публикой. Бывший в этом же зале уважаемый
джазовый критик возбужденно заявил, что в Элвисе Пресли заложены все
достижения современной музыки. Мне от этих слов стало страшно, но я
постарался все же не потерять доверие к многообразию и глубине этой
самой современной музыки. Так вот Лисе Диллан удалось выйти за рамки, на
мой взгляд, ограниченных эстетических возможностей рок-короля. Ее
технический арсенал, к описанию которого я настоятельно рекомендую
вернуться с помощью упомянутого выпуска «Полного джаза», позволили ей
создать сюиту из баллад Пресли, постепенно наращивая накал лёгкого
безостановочного движения, пользуясь все большими возможностями своего
звукоизвлечения. Но нигде в этом дуэте голоса и гитары не был перейден
тонкий барьер, разделяющий возможное и необходимое. Певица оказалась не
просто певицей и даже не просто квалифицированным джазовым музыкантом —
она продемонстрировала исключительный художественный вкус, так редко
встречающийся на сцене вообще, а на джазовой — в частности.
Второй выход Лисы Диллан на сцену пришелся на джем-сешн всех участников.
Это было свободное музицирование со структурно заданной композицией. Как
часто такая структура на практике предоставляет музыканту свободу более
или менее органичной спекуляции! И именно Лиса стала точным связующим
звеном, которое обратило весь процесс в сторону созидательного акта. Она
заставила всех музыкантов слушать друг друга и исключительно бережно
отнестись к возможности своего появления на сцене, даже при такой
маловосприимчивой публике. Нет, пробить восприятие людей, пришедших
«культурно отдохнуть» под звуки «мы из джаза», до конца не удалось. Но
бог с ними, с этими людьми. А вот где были наши музыканты, как было бы
им полезно прикоснуться к этой тонкости, резко контрастирующей с
«русским джемом, бессмысленным и беспощадным»?
Несколькими днями позже довелось мне побывать в Клубе Игоря Бутмана в
гостинице «Уланская» на выступлении пианиста, который заинтриговал меня
полтора года назад на фестивале в норвежском городе Трёмсе — пианист
Алекси Туомарила выступал там с легендарным британским трубачом Кенни
Уилером. Алекси родом из Финляндии, высшее образование получал в
консерватории в Брюсселе и в последнее время очень часто выступает по
всей Европе. До сих пор под Европу попадали Санкт-Петербург и Саранск, в
Москве молодой музыкант оказался впервые. Оказался не один, а со своим
квартетом, который сложился благодаря географической близости Финляндии
и нашей северной столицы. Так что на сцену клуба вышли два финна — Алекси Туомарила и барабанщик Туомас Тимонен — и два питерских
музыканта: опытный контрабасист Григорий Воскобойник и молодой
альт-саксофонист Леонид Сендерский. История этого квартета уже
достаточно продолжительна, обычно Леонид Сендерский выступает в качестве
гостя в финском трио, которое обозначено именем Алекси Туомарила.
Несмотря на молодость трёх участников квартета, ансамбль представил
интересный, насыщенный и очень квалифицированный джаз, не уходящий
далеко от главного течения, но все же европейского разлива.
И снова, как и в первом концерте, зал в Уланском переулке был скорее
пуст, чем полон. Повышенный уровень нелюбопытности московских «любителей
джаза» вновь вызывает недоверие к утверждениям о любви к нему. В лучшем
случае эта любовь выливается в поедание шашлыков на фоне «Бразильского
проекта» в парке культуры им. кн. Юсупова в Архангельском. А послушать
27 июня было что. Золотая джазовая молодёжь, для которой не существует
границ стран и музыкальных культур, молодёжь, хорошо обученная в
европейских музыкальных школах, может себе позволить немало. Алекси
получал высшее образование в консерватории в Брюсселе, Леонид обучался в
Датской Ритмической консерватории, был (и остаётся) учеником Геннадия
Гольштейна; выпускник Петербургской консерватории Григорий Воскобойник
делит свои привязанности между джазом и академической сферой. Все
музыканты квартета востребованы, они постоянно участвуют во множестве
проектов. Причём это может быть вполне молодёжная музыка, подобно,
скажем, Сендерскому с его art acid jazz, но может быть и постоянное
участие, а значит — и значительная перестройка мышления, в проектах
таких мастеров, как Томаш Станько, в квинтет которого входит Туомарила.
Жанр этих заметок избавляет меня от перечисления композиций, входящих в
программу. Музыканты играли авторские вещи, играли Монка — это,
собственно, не имеет значения. Важно, что арсенал этой молодежи и
отсутствие зацикленности на нормах и правилах позволяет им проявлять
индивидуальность. У пианиста эта индивидуальность — в неспешном
развитии, работе с полутонами, несмотря на активное владение приёмами
Кита Джарретта и Брэда Мелдау. Такое впечатление, что Туомарила
стремится оставаться в тени, порой оставляя впечатление, что нечто
утаивается. На мой вопрос об ином характере музицирования с Кенни
Уиллером Алекси ответил, что это совсем другое дело, там ведь музыка
большого мастера. Ленни (так его называют на Западе) Сендерский,
наоборот, ничего не утаивает. Его соло прорывают возможные ограничения,
они интересны, хотя и несколько многословны. Возможно, недостаток
сценического опыта (хотя для его возраста числу его выступлений можно бы
и позавидовать) приводит к нескольким финалам в одном соло. Но это дело
наживное.
Присутствие тонко чувствующих, ансамблевых, заряженных на филигранную
элегантность и, одновременно, могучую энергетику ударников в финских
ансамблях уже становится традицией. Туомас Тимонен не стал исключением.
Самый старший из квартета, басист Григорий Воскобойник, проявил свой
опыт участия чуть ли не во всех ансамблях Санкт-Петербурга и поддержал
состав интересными соло, в каждом из которых был свой «изюм». Всё это
было просто интересно слушать. Всё это снова давало надежду на живучесть
того джаза, который должен всё время развиваться, дарить новые
музыкальные ощущения, смешивать в своих ретортах самые разные
ингредиенты. Именно поэтому такая музыка востребована в мире, на неё
ходят, её слушают.
На этих концертах в Москве почти никого не было. Здесь уже скоро не для
кого будет играть. Зато заполнены залы на других концертах, там, где
вновь и вновь происходит реинкарнация одной и той же сущности уже почти
голого короля. Да, еще желательно, чтобы сущность была попроще, и, ради
бога, ничего не надо выдумывать.
Впрочем, эти два концерта почти незаметны в гуще нашей насыщенной
джазовой жизни, которая вызывает законную гордость граждан, ищущих
возможность организовать свой заслуженный культурный досуг.
Михаил
Митропольский
|
Концерты Лисы Диллан вообще бьют все рекорды по освещаемости в
«Полном джазе»: свой текст о них прислал и ещё один наш автор,
[авторская подпись снята по просьбе автора]!..>>>>
Новости середины лета: новый «Арсенал» и русско-финский джаз
Столичная публика давно привыкла к тому, что сцена клуба «Союз
Композиторов» по субботам закреплена за группой «Арсенал» и её
бессменным лидером композитором и саксофонистом Алексеем Козловым.
Однако 11 июля зрителей ожидал совсем необычный концерт. «Арсенал»
появился не только в изменённом на три четверти составе, но и с новой
программой, основу которой составил свежий, совсем недавно написанный
материал. Из репертуара последних выступлений группы в прежнем составе
музыканты сыграли всего одну вещь («Профанка»).
Теперь состав квартета выглядит так: Алексей Козлов (саксофон), Сергей
Слободин (бас-гитара), Алексей Самарин (клавишные) и Эдуард Петрухин
(ударные).
Так сложилось, что у нового «Арсенала» было совсем немного времени на
подготовку — всего две недели и несколько репетиций, в ходе которых
известный своей требовательностью бэндлидер предложил музыкантам
проработать порядка тридцати пьес. Генеральную репетицию обновлённый
«Арсенал» провёл 9 июля в клубе «Форте», а на 11 июля была назначена
официальная презентация в «Союзе Композиторов».
Первая часть концерта началась и закончилась заново аранжированными
пьесами из 70-х гг. — «Прощение» и «Funky Ballad», а между ними
прозвучали ещё три недавно написанные композиции — «Синдикат», «Good
Sine» и аранжировка «Nica’s Dream» Хораса Силвера.
Второе отделение открыла новая пьеса Алексея Козлова «Lovely Business».
Затем лидер «Арсенала» напомнил зрителям, что в этом году исполняется 50
лет альбому «Kind Of Blue», с выхода которого начинает свою историю
модальный джаз, и по этому поводу прозвучали две композиции Майлса
Дэйвиса — «Flamenco Sketсhes» и «Milestones».
Следующей стала написанная Козловым буквально в начале июня «Летняя
Элегия» — очень нежная и проникновенная пьеса, имеющая все шансы надолго
попасть в greatest hits квартета. Шутливую «Профанку» лидер «Арсенала»
посвятил «некоторым критикессам, плохо представляющим себе развитие
современной музыки, и потому называющих всё роком». А закончил концерт
«Арсенал» пьесой Ральфа Таунера «The Silence of the Candle» («Молчание
свечи»), которую Алексей Козлов посвятил памяти своего старого друга
писателя Василия Аксёнова.
Для
любого музыканта премьера — это всегда непростое испытание, особенно
дебют в имеющей столь богатую историю группе. И в этой связи все
участники «Арсенала» показали себя крепкими профессионалами. Обладающему
огромным опытом бэндлидера Алексею Козлову удалось фантастически быстро
сплотить новых музыкантов в единую команду. Ну а новички со своей
стороны с максимальной отдачей поддержали руководителя. Никаких «кто в
лес, кто по дрова» здесь и близко не было, а идеальная сыгранность
музыкантов — это дело наживное.
После выступления Алексей Семёнович не скрывал своего удовлетворения
премьерой. «Мы играем всё лучше и сыграннее. Главное — я чувствую, что с
этими музыкантами можно двигаться дальше» — поделился своими
впечатлениями от прошедшего концерта легендарный саксофонист.
Занявшая почти все столики клуба публика тоже осталась крайне довольной
выступлением нового «Арсенала». Надо сказать, что согласно общему мнению
(как зрителей, так и музыкантов), этот состав в целом звучит заметно
мягче, и это тоже одна из задумок мэтра.
Несколько слов о новых участниках «Арсенала». 45-летний бас-гитарист
Сергей Слободин — более опытный и имеющий отношение к джазовым проектам.
До этого ему уже приходилось сотрудничать с Алексеем Козловым в течение
полутора лет (1992-93 гг.), но не в рамках «Арсенала», а в джазовом
квинтете. В 1985-86 гг. Сергей играл в «Кадансе» Германа Лукьянова,
кроме того — в составах Анатолия Кролла и Георгия Гараняна. Помимо
джаза, Сергей работает и в других жанрах — например, в блюзовой команде
«МоторБлюзБэнд». Имеет свою собственную группу.
За игру на клавишных инструментах теперь отвечает 37-летний Алексей
Самарин. Алексей — петербуржец, работал с гитаристом группы «Радар»
Валерием Белиновым, с канадским блюзменом Джеромом Джеффри, с Давидом
Голощёкиным, с поп- и роковыми коллективами («Ночные Снайперы», Гарик
Сукачёв).
35-летний барабанщик Эдуард Петрухин родом из Курска, но уже девять лет
работает в Москве. До «Арсенала» в основном играл в поп-роковых проектах
(Николай Носков, Юта). В 2006 г. Эдуард поучаствовал в раннем составе
этно-фьюжн группы «Zventa Sventana» — времён их дебютного альбома
«Страдания».
Хочется пожелать только что сложившемуся составу творческого долголетия,
полных зрительных залов, новых записей. А московским читателям ещё раз
напомню, что группу «Арсенал» можно услышать живьём два раза в неделю —
по четвергам в клубе «Форте» и по субботам — в клубе «Союз
Композиторов».
23-28 июня в Санкт-Петербурге и Москве прошли пять выступлений
международного квартета, исполняющего авторскую музыку финского пианиста
Алекси Туомарилы и питерского саксофониста и флейтиста Леонида
Сендерского. Вместе с ними на сцену вышел контрабасист Григорий
Воскобойник, а за ударными расположился ещё один финский музыкант —
Туомми Тиманен.
Это уже четвёртый приезд квартета в Россию, и в каждый из них
музыканты играли концерты в Питере и однажды даже доехали до фестиваля в
Саранске (2007 г.). А вот два московских концерта (в «Клубе Игоря
Бутмана» и «Союзе Композиторов») стали для коллектива первым появлением
в российской столице. Состав квартета во всех поездках был достаточно
стабилен, менялся только басист (в разные годы — Филипп Мещеряков, Олег
Осенков, Флориан Рунковски).
История
творческого сотрудничества двух молодых композиторов началась четыре
года назад, когда Леонид Сендерский попросил Туомми Тиманена познакомить
его с классным пианистом, исполняющим собственный материал.
Коротко представлю музыкантов. 35-летний Алекси Туомарила — один
из наиболее ярких представителей современной европейской джазовой
музыки. Алекси получил солидное музыкальное образование. На данный
момент у него в багаже три авторские пластинки — одна в формате трио «Constellation«(2006)
и две квартетные — «Voices Of Pohjola» (2001) и «02» (2003),
переизданная на финском отделении Warner в прошлом году. Последние два
года Алекси Туомарила играет в квинтете известного польского джазмена
Томаша Станько. Самая свежая запись Туомарилы была сделана весной 2009
г. как раз в составе квинтета Станько, альбом ориентировочно должен
выйти этой осенью на лейбле ECM.
27-летний
Леонид Сендерский принадлежит к
лидерам молодого поколения питерских джазменов. Леонид имеет как
классическое, так и джазовое образование (ученик Геннадия Гольштейна). В
2003 г. музыкант получил стипендию на обучение в Датской Ритмической
консерватории (Эсбьерг), где он в течение года изучал композицию и
свободно-импровизационный джаз, в 2005 г. стажировался в США по
программе «Открытый мир». После возвращения домой и окончания
Санкт-Петербургского Университета Культуры Леонид Сендерский остался в
нём же и преподавать игру на саксофоне.
Леонид участвует сразу в нескольких проектах — и как сайдмен, и как
лидер. Его группа Fresh в 2008 г. выступила на фестивале «Усадьба Джаз».
Последний по времени проект Сендерского — квартет «Ничей», музыкант
надеется к концу года выпустить дебютный диск с записью этого квартета.
23-летний финский барабанщик Туомми Тиманен — самый молодой участник
коллектива. Он бакалавр музыки, закончил академию Сибелиуса в Хельсинки.
Помимо многочисленных сторонних проектов, Туомми играет в собственной
группе Octopus.
Григорий Воскобойник — один из самых востребованных контрабасистов в
Петербурге, музыкант, в равной степени владеющий множеством самых разных
стилистик; он — единственный участник квартета, принадлежащий к
«среднему» (а не «молодому») джазовому поколению.
Довольно редко в нынешней Москве можно услышать джазовую программу,
практически целиком построенную на авторском материале. Авторство
большей части композиций, исполненных квартетом, принадлежит Алекси
Туомариле (среди них — «Prolouge» , «Pearl», «Shades of gray», «Noaidi»,
«Tribu» — три последние можно найти на его диске «02»). Ещё три пьесы
написаны Леонидом Сендерским — «Первый день весны», «День без тебя» и «Back
Home» (Леонид также исполняет их со своим собственным квартетом
«Ничей»). Закончили своё выступление музыканты единственным прозвучавшим
за вечер стандартом «Straight No Chaser» Телониуса Монка.
Александр
Никитин
фото автора
|