Саксофон как средство дизайна
На
состоявшемся 17 июня торжественном открытии отделения дизайна и
архитектуры Российской Академии естественных наук известному джазовому
саксофонисту Алексею Козлову было присвоено звание действительного члена
РАЕН. Он в числе первых был принят в состав нового отделения академии,
как человек, 14 лет своей жизни посвятивший развитию теории дизайна.
Среди любителей джазовой музыки в бывшем СССР трудно найти человека,
которому не знакомо имя Алексея Козлова. Пионер отечественного джаз-рока,
основатель знаменитого «Арсенала», он более полувека посвятил музыке,
создав собственный неповторимый стиль. Его музыку ни с кем не
перепутаешь: сложные, многоуровневые ритмические конструкции,
непредсказуемые гармонические комбинации, виртуозные импровизации… Такую
музыку практически невозможно записать, пользуясь обычными нотными
знаками. Пожалуй, её вообще невозможно написать каким-либо классическим
способом – например, сидя за роялем – разве что «сконструировать»,
следуя специфическим методам «музыкального дизайна».
Рискну предположить, что из миллионов почитателей лишь небольшой процент
осведомлён, что Алексей Козлов – самый настоящий дизайнер: по
образованию, по профессиональной и научной деятельности в прошлом, по
принадлежности к научной Академии в настоящем.
Закончив в 1962 году Московский архитектурный институт, Алексей Козлов
устроился на работу во Всесоюзный научно-исследовательский институт
технической эстетики (ВНИИТЭ). Выбрал отдел теории художественного
конструирования, в первую очередь – из-за удобного двухдневного графика
работы, чтоб не сидеть с девяти до шести в офисе и иметь возможность
совмещать основную работу с занятиями музыкой. Тогда он уже руководил
различными джазовыми комбо, выступавшими в прогрессивных московских
кафе: «Молодежное», «Аэлита», «Синяя Птица», «Ритм», «Печора». Во ВНИИТЭ
молодой специалист присоединился к группе Георгия Петровича
Щедровицкого, создателя «теории деятельности», в рамках которой дизайн
рассматривался как не только художественное конструирование, но и как
социальное проектирование. Впоследствии Алексей Козлов скажет: «В
процессе работы во ВНИИТЭ я многое переосознал. До этого джаз для меня
был целью. Я просто хотел научиться играть на саксофоне так, как играют
на родине джаза – в США. Постепенно джаз для меня стал средством, мощным
средством воздействия на советское общество. Я почувствовал себя частью
социодизайна».
Научная диссертация Алексея Козлова называлась «Принципы
формообразования часов». Сама диссертация состояла из нескольких
разделов: история часов, анализ отечественной часовой промышленности с
точки зрения дизайна, эргономики и экономики. Исследовав деятельность 17
часовых заводов страны, пытливый аспирант открыл для себя удивительные
вещи в тогдашней ассортиментной политике заводов, в ценообразовании, в
сути экспорта... Во всем царили профанация и очковтирательство в угоду
партийным бонзам.
Рукопись диссертации была сдана в Госкомитет по науке и технике. Ее тут
же снабдили грифом «секретно» и положили на полку. О защите не могло
быть и речи.
В 1976 году Алексей Козлов уволился из ВНИИТЭ. Пережив период гонений,
джаз вышел из подполья, и ансамбль «Арсенал» впервые получил
«государственную прописку» - в Калининградской филармонии. Алексей уехал
в Калининград. Страницы биографии перестали упоминать теорию дизайна.
Однако накопленный за 14 лет работы теоретический багаж, разумеется, не
мог уйти в никуда. Инновационные дизайнерские приемы и методы стали
проявляться в тематике и форме музыкальных произведений. «Воспоминания
об Атлантиде», «Опасная игра», «Последний взгляд», «Башня из слоновой
кости», «Тайна» - лишь несколько композиций, иллюстрирующих
несоответствие классическим джазовым формам, близость, скорее, к
симфоническим… Изменилась и сама форма проведения концертов «Арсенала»,
где комментарии Козлова стали нести уникальную информацию. Концерты
фактически превратились в мини-лекции.
В этом году – 35 лет с момента основания Алексеем Козловым
«Арсенала». Менялись правители и политические курсы, менялись денежные
знаки и штрафы за нарушение правил дорожного движения, менялись сами
правила и дороги… В восьмой раз уже поменялся и состав музыкантов
«Арсенала». Хотя и нынешнему составу уже более 10 лет. Вместе с Алексеем
Козловым теперь на сцене коллектив молодых, но фантастически талантливых
профессионалов: Дмитрий Илугдин (клавишные), Евгений Шариков
(бас-гитара), Юрий Семёнов (ударные). 10 июня в Московском Международном
Доме Музыки состоялась премьера концерта, посвященного 35-летнему
юбилею. Это был не просто концерт – концерт-экскурс, концерт-откровение.
Маэстро сперва перенес зрителя в атмосферу далеких 70-х, а затем не
спеша провёл его сквозь основные этапы своей жизни, иллюстрируя свой
рассказ редкими архивными фотографиями, видеофильмами и – разумеется! –
живым виртуозным исполнением любимых произведений.
В недалеком будущем планируются и гастрольные поездки «Арсенала» по
России.
Владимир Радебергер
Фото: Алексей Алембатров
23
июня альт-саксофонисту Алексею
Круглову, одному из самых примечательных молодых джазовых
музыкантов нашей страны, лидеру ансамбля «Круглый Бенд» и участнику
других многочисленных и разносторонних проектов (в том числе ансамбля
Германа Лукьянова «Каданс Миллениум»)
исполнилось тридцать лет. После двух московских концертов Алексей
должен был рано утром уезжать в Архангельск, но всё же нашел время
поделиться впечатлениями от прошедшего юбилея.
— Мы сыграли два концерта. Первый, собственно в сам день рождения, 23
июня, прошел в клубе «Союз Композиторов», второй — в «Джаз Арт клубе»,
где я начинал постигать азы джаза лет пятнадцать тому назад. На
концертах царила добрая атмосфера. Пришло много друзей, людей, которые
меня поддерживают. Были подарки, поздравления, тёплые слова. В общем —
приятно и душевно!
К сожалению, играл я практически одной левой рукой, так как правую
травмировал в результате баскетбольных увлечений. Но, думаю, этот факт
только добавил определенной пикантности в нашу непростую музыку.
«Баренц-секретариат» (организация, охватывающая территории за полярным
кругом) дала возможность представить московской публике норвежских
артистов Лису Диллан (вокал) и Асбьорна Лерхейма (гитара) с программой
баллад Элвиса Пресли — известнейшего певца, у которого Лиса почерпнула
много творческих идей. Кроме них, участвовали музыканты из Архангельска
— недавно созданный Владимиром Туровым ансамбль импровизационной музыки
«Комитет А»: Владимир Туров (ф-но, клавишные), Николай Куликов (гитара),
Алексей Барандов (барабаны). В «СК» в первом отделении выступил
норвежский дуэт, второй же состояло из совместного музицирования
«Комитета А» с вашим покорным слугой. По окончании нашего сета, мы
исполнили совместную фри-композицию с Лисой. Наше выступление было, что
называется, свободным полетом в рамках плавающей композиционной
структуры, при существующей основной теме, лейтмотивом появлявшейся в
отдельных эпизодах. Это — смесь эклектики и экспрессионистических
средств выражения. Я играл на альт-саксофоне, иногда разбирая его и
играя на мундштуке или без него — на эске, также использовал игрушечную
трубу, блок-флейту и одновременную игру на двух инструментах. В
определенный момент мы заиграли на губных гармошках. В совместной
композиции Лиса показала огромные возможности своего голоса, которые
лишь изредка высвечивались в ее сольном выступлении. На сей раз — чисто
авангардный голос с расщепленным звуком, ультразвуком, сонористическим
колоритом, атональные изыски, ритмические конфигурации и сам тембр
голоса, изменявшийся в зависимости от движения и развития художественных
образов. Изредка все это перемежалось с лирическим отношением к
происходящему. В какой-то момент все музыканты, исполнявшие моментальную
композицию, в момент пианиссимо остро начали слушать друг друга на
каком-то сверхпределе, как бы боясь нарушить лишними звуками музыкальную
ткань. И в этом — оригинальность чистого творчества!..
Алексей Круглов, Николай Куликов
Справедливости ради отметим, что если красивую мелодичную программу
Лисы Диллан аудитория клуба «Союз Композиторов», в основном
предпочитающая мэйнстрим и только мэйнстрим, восприняла с
воодушевлением, то вот насыщенный свободной импровизацией сет «Комитета
А» дался публике, мягко говоря, непросто. Подозреваю, что примерно в
похожем состоянии находились в своё время любители старого доброго
свинга, впервые услышав молодых боперов.
Но самое интересное здесь другое. Большинство современных европейских
музыкантов замечательно совмещают прекрасное владение джазовой традицией
и исполнение экспериментальной новой музыки. Пример тому — та же певица
Лиса Диллан, с которой работают ведущие норвежские музыканты, например
Бугге Вессельтофт (Bugge Wesseltoft) и Нильс Петтер Мольвер (Nils Petter
Molvaer) . Для неё нет проблемы спеть и то, и другое, причём в рамках
практически одного концерта. Вот подобной широты восприятия и хочется
пожелать нашей публике.
Владимир Туров ("Комитет А")
Продолжает рассказывать Алексей Круглов:
- На концерте в «Джаз Арт клубе» не менее удачно повторился и
норвежский дуэт, и общая композиция, исполнявшаяся уже в более
агрессивном настроении с элементами звуковых провалов и пустот. Вместо
отдельного сета «Комитета А» была представлена программа саксофониста
«Круглого Бенда» Антона Котикова. В сборный коллектив подключились
архангелогородцы Николай Куликов и Алексей Барандов. Контрабасистом же
проекта стал Дмитрий Толочков — еще один участник «Круглого Бенда».
Звучали авторские пьесы Антона Котикова, который блеснул игрой на
тенор-саксофоне и флейте. Особо стоит отметить финальную композицию под
названьем «МКАД», в которой Антон сыграл на дудуке
контрастно-поминальный фрагмент и показал одновременную игру на двух
саксофонах, изображая автомобильные сирены в рамках аккомпанемента моему
соло. В этой пьесе спел соло Феликс Лахути — еще один приглашенный гость
юбилея. Особенно оригинально слушались его имитации заводящегося мотора
мотоцикла. Вот так мы и перешли от имажинистической окраски концерта к
сугубо реальной.
Оба концерта завершились уже джазовыми джемами, что лишний раз доказало
— джаз глубок, многосодержателен и приносит искреннюю импровизационную
радость!
Рубеж - 30 лет. Какие планы?
— Планы и простые, и в то же время сложные. У меня стоит задача
отчеканить свой стиль. Есть идеи создания музыкально-драматического
театра, с импровизационно-декламационной стилистикой. А определенные
шаги к этому были сделаны в предыдущее 30-летие. Так что — будем
развивать и добавлять багаж новыми знаниями и находками. Время
экспериментов закончилось, пора идти вперед по выбранной мной дороге. В
нашем «Круглом Бенде» собрались самобытные творческие люди, плюс я
сотрудничаю с уникальными личностями и вне рамок «Бенда». Такое общение
помогает осознать многие вещи. Если говорить конкретно о проектах, то
тут будут и программы с новыми композициями, построенные на таких
своеобразных структурно-образных пластах, будут и
литературно-музыкальные композиции на стихи, например, Осипа
Мандельштами и Виктора Цоя. Идей много. Главное — чтобы хватило сил и
терпения для их реализации их. Но, я думаю, с такими друзьями и
помощниками мы добьемся многого!
Редакция «Джаз.Ру» поздравляет Алексея Круглова с первым творческим
юбилеем и... оставляет за собой право на репортажи со следующих!
Лиса Диллан: музыка голоса
Последняя
неделя июня ознаменовалась в столичном музыкальном клубе «Союз
Композиторов» звучанием скандинавского джаза. 28 числа здесь со своим
квартетом играет молодой, джазово разносторонний пианист из Финляндии
Алекси Туомарила (Alexi Tuomarila). А несколько ранее, 23 июня с
концертом выступила очаровательная норвежская певица и композитор Лиса
Диллан (Lisa Dillan). О ней и пойдет речь далее…
Ранним вечером во вторник к началу концерта собралось совсем немного
слушателей, ибо, как это обычно бывает, к семи часам рабочий день
только-только закончился. По мере течения времени прибавлялось не только
народу, но и музыкального экшна. И все же главной прелестью этого вечера
стало, несомненно, сольное выступление Лисы Диллан в самом начале.
Впрочем, нельзя не отметить, что отсутствие публики в этот момент
органично вписалось в эстетику непреднамеренного минимализма всего
происходящего на сцене.
Лиса представила необычную лирическую программу под названием «Quite
Quiet Project» из собственных интерпретаций песен Элвиса Пресли под
аккомпанемент одной лишь гитары. Что ж, в джазовом контексте,
действительно, минимализм. В цикл баллад Элвиса Пресли вошли не самые
известные композиции «короля рок-н-ролла», но, определенно, близкие
самой певице. Вообще, в Лисе Диллан чувствуется национальная норвежская
природа: здесь и до предела нивелированная эмоциональность, и
медлительность, даже некая текучесть действия, и вокал с закрытыми
глазами, и присущая скандинавским народам невозмутимость… Зато звук
предстает в своем чистом и полноценном объёме.
Её музыка – это своего рода lounge music, с непременным джазовым
влиянием, искусной импровизацией, рассчитанная на камерное исполнение и
легкое восприятие. Баллады Элвиса Пресли в подаче Лисы Диллан напоминают
сопровождающую будничные события фоновую музыку из американских
кинофильмов, уходящих сегодня в ретро. Получается очень атмосферно и
ассоциативно, впрочем, и возникающие ассоциации не отличаются
разнообразием. Скорее здесь возникает некая тема, которая переходя из
песни в песню, меняется в нюансах.
Собственно нюансами, вкупе с мастерскими экспромтами, богато и интересно
творчество Лисы Диллан. Звук она порой извлекает самым диковинным
образом, из таинственных глубин своего организма. Наполненное страстью
музыкальное движение, наконец, обнаруживается именно в моменты
импровизации. В традиционный вокал Лисы Диллан постоянно внедряются
элементы скэта или того, что в хип-хопе принято называть битбоксом (beatbox).
Голосовым и артикуляционным аппаратом Лиса создает целую палитру ритмов,
мелодий, битов, инструментальных имитаций и прочих звукоподражаний.
Возникая спонтанно, по наитию, они трансформируют основную музыкальную
тему, уводя ее то в звуки самой природы и птичьих криков, то в
прогрессивный саунд электронных инструментов.
Пожалуй, именно в этом мультивокале скрывается неповторимое,
оригинальное звучание и своеобразие музыки Диллан. Чувствуется, что к
стилизации баллад Элвиса Пресли Лиса подошла с особой бережностью. В
одном из интервью она признавалась: «С 1977 по 1982 год единственное
музыкальное влияние на меня оказывало лишь творчество Элвиса Пресли.
Другие слушали Kiss, а я нет. Я никогда не была музыкально правильной и
всегда слушала то, что было созвучно мне…» Эта любовь переросла в «Quite
Quiet Project» («Весьма спокойный проект»), где певица представила свою
собственную эмоциональную трактовку песен Пресли.
Под сопровождение то акустической, то электрической гитары прозвучали
самые разные композиции мастера: лирические, в стиле кантри,
итальянские, обращенные к любимым женщинам и посвященные детям…
Норвежскому музыканту Асбьорну Лерхейму, аккомпанировавшему певице,
удалось представить удивительно-разноплановую, непривычную по звучанию
гитару. Одна из самых музыкально концентрированных композиций получилась
под металлический шум стальных стаканчиков (наподобие noise music),
создаваемый трением их друг о друга в руках Лисы Дилан у самого
микрофона.
Вообще дуэт Лисы Диллан и Асбьорна Лерхейма необычайно органичен. Они
как-то очень чутко чувствуют друг друга и работают «на подхвате». Вместе
они создают что-то близкое самим себе - свободный и современный, очень
добротный lounge jazz с интересным звуком и экспериментальным вокалом,
не слишком заумный, без излишеств и экспрессии. В принципе, сказать, что
он характеризуется каким-то особым новаторством или исключительностью,
нельзя.
Пожалуй, феномен Лисы Диллан для русского слушателя заключается именно в
том, что вполне обыкновенная музыка может звучать так качественно.
Российские исполнители, так уж пока получается, нередко теряют то в
образе, то в этом самом качестве. А тут чувствуется некий европейский
подход и налицо законченный музыкальный проект с отличным чистым звуком,
продуманной стилистикой и высоким уровнем исполнительского мастерства.
А джаз в клубе «Союз композиторов» 23 июня играл еще долго и предстал в
этот вечер во всем своем многообразии. Авангардный, сложноритмичный и
крайне экспрессивный джаз можно было услышать в исполнении коллектива из
Архангельска «Комитет А», который вышел на сцену сразу после Лисы Диллан
и оттого слегка вошел в диссонанс с заданным настроением. А классические
джазовые шедевры исполнил московский ансамбль Moscow Jazz Passengers при
участии Максима Пиганова (тромбон) в последовавшем джем-сешне.
Сегодня мы слушаем Олега Юданова, барабанщика, выдающегося
представителя самой северной региональной джазовой сцены России — сцены
Архангельска. Олегу 25 июня исполнилось 60 лет, и «Джаз.Ру» с
уважением и горячей любовью поздравляет этого интереснейшего музыканта с
юбилеем. Олег — интересный собеседник, в чём мы ещё раз убеждаемся в его
интервью…>>>>
Постсоветское пространство: что было
Ульяновский джазовый парадокс
Сегодня верные ленинцы переживают трудные времена. Хотя тело вождя до
сих пор хранится на главной площади России, о его родном городе почти
забыли.
Трудно представить, что в забитом советским официозом Ульяновске, вся
жизнь которого на протяжении 70 лет была построена на поклонении вождю
всего человечества, нашлись люди, которые стали играть джаз. И что самое
интересное, у этих, с точки зрения верных ленинцев, культурных уродов
появилась своя аудитория. Причем влиянию и авторитету джазового ансамбля
в городе можно только позавидовать, я это утверждаю глядя со стороны, из
ближайшего соседа по Волге — Казани.
Так получилось, что в середине 80-х годов начинающий джазовый ансамбль
из музыкантов ульяновского симфонического оркестра, который организовал
тромбонист Николай Новичков, получил мощный толчок в своем развитии
именно из Казани. «Академик Бэнд» — так называется коллектив — в 1987
году стал открытием фестиваля «Джазовый перекресток». Мы в Казани
оценили профессиональное мастерство музыкантов, и самое главное — они
играли редкий для тех времен традиционный джаз, который казанцы,
воспитанные в традициях лундстремовского оркестра, особенно любили. И
когда через пару лет у нас возникла возможность отправить на знаменитый
Дрезденский фестиваль диксилендов свой коллектив, вопросов не было:
должны ехать «академики». Так в программе фестиваля появился коллектив,
представленный как «Академик Бэнд, город Казань».
Видимо, с тех пор джазовое счастье, предназначенное Казани, потихоньку
стало поворачиваться в сторону Ульяновска. Ансамбль становится настоящей
достопримечательностью города, на его регулярные концерты собирается
весь симбирский бомонд, выступления принимаются с таким энтузиазмом,
какой редко встретишь на концертах первых звезд эстрады, и самое
главное: основная публика — это местная молодежь. Начинается
сотрудничество ансамбля с американскими продюсерами, которые регулярно
приглашают бэнд на выступления в Штаты. В одну из таких поездок в 2007
году ребята побывали на концерте великого Мэйнарда Фергюсона, который с
удовольствием сфотографировался с джазменами из России (на фото).
По сравнению с Казанью, где джаз постепенно теряет свои корни,
Ульяновск явно находится на подъёме. И как ни странно, я вижу в этом
глубоко вошедшие в кровь и мозг местных руководителей советские корни,
когда худо-бедно, но существовала государственная поддержка культурных
традиций. В Казани же сегодня все поставлено на сугубо прагматические
современные рельсы. Поддерживается то, что даёт прибыль и связано с
большими деньгами, например — профессиональный спорт.
Судите сами, три года назад в Казани прекратил свое существование
профессиональный джазовый «Синтез-Бэнд», которым на протяжении 15 лет
руководил талантливый бэнд-лидер Анатолий Василевский, а в это же время
ульяновский «Академик Бэнд» получает статус государственного ансамбля
при Ульяновской филармонии. В эти же годы в Казани закрывается
эстрадно-джазовое отделение музыкального училища, а в Ульяновске
джазовое отделение открывается. И что особенно подчеркивает роль
музыкантов ансамбля и их вклад в музыкальную культуру города: два
музыканта из «Академик Бэнда» преподают в музучилище — это Александр
Шалкин (класс ударных инструментов) и Олег Зисер (оркестровый класс и
аранжировка).
Пользуясь
своим авторским положением, хочу на страницах «Полного джаза» высказать
особые слова благодарности своему старшему брату Олегу, которому в эти
дни исполняется 70 лет (на фото). Именно он привил мне любовь к
джазу, под его руководством я сделал первые шаги джазового музыканта, и
если для меня это не стало профессией, Зисер-старший следовал зову
джаза, подчинив ему всю свою жизнь. Для этого ему пришлось порвать не
только с первой профессией (по образованию он авиационный инженер), но и
со своими казанскими корнями: работа музыканта нашлась только в
Ульяновской филармонии. Вполне закономерно он в начале 90-х пришел в
«Академик Бэнд», но, пожалуй, главный его вклад в культурный слой города
связан с его преподавательской работой. Свою любовь к джазу Олег
передает воспитанникам, с которыми уже несколько раз приезжал в Казань,
и каждый раз его молодежные бэнды вызывали восторг казанской публики. В
1994 году его молодежный джаз-оркестр на «Джазовом перекрестке» послушал
сам Олег Лундстрем и лично высказал свою похвалу руководителю.
Конечно, не все гладко в жизни «Академик Бэнда», идет постоянная борьба
со всеми прелестями современной российской действительности:
чиновниками, дорогами и вредными привычками местного населения. Но за
плечами уже далеко не молодых «академиков» такой жизненный и музыкальный
опыт, и главное — верность джазу, что в будущее можно смело смотреть еще
на десяток лет. Главное — дожить, чтобы здоровье не подвело. Чего я всем
нам и желаю.
Игорь
Зисер
А в Челябинске прошли выступления американско-шведского блюзового
музыканта Роберта Лайтхауса. Мила Перетрухина рассказывает об
этом появлении в уральском городе представителя смежных с джазом
жанров...>>>>
Екатеринбург: закрытие джазового сезона 08/09
В Театре Эстрады Екатеринбурга джазовый сезон закрылся выступлением
Уральского государственного оркестра джазовой музыки. Создатель этого
оркестра — художественный руководитель и директор театра Николай
Николаевич Головин. Барабанщик в прошлом, он основал и Уральский биг-бэнд, и Театр Эстрады. По его инициативе в Екатеринбурге вот уже 19
лет проходит ежегодный апрельский Международный фестиваль
«Джаз-Транзит». К 70-летию джаза в России, в 2007 году, он задумал
осенний фестиваль — «Джаз, рождённый в СССР», на площадке которого уже
дважды с успехом выступали музыканты со всего света.
А знакомство Николая Николаевича с джазом началось с хулиганской истории
— воровства пластинки у старшего брата. Его двоюродный брат каждое лето
в посёлке, куда постоянно приезжал Головин, выставлял на чердак
проигрыватель. Очень странной и необычной показались десятилетнему
Николаю Николаевичу звуки одной пластинки — как оказалось позже, это
играл оркестр Глена Миллера — и он, зачарованный волшебными звуками,
стащил эту пластинку. С любовью к джазу было ничего не поделать, поэтому
дома мальчик заставил маму купить приёмник, который обрывками ловил
«Голос Америки», так упорно глушившийся советским правительством.
Уже в юности к Николаю Головину приехал отслуживший в Венгрии товарищ,
который в подарок привёз целую стопку пластинок — настоящего джаза! Он
же и привёл как-то Головина в местный оркестр, где тот успел поиграть
сначала на тромбоне, а потом и на барабанах. В 19 лет Николай Николаевич
попадает в революционную страну, через пролив от которой была Родина
Джаза. Два года службы в армии на Кубе помогли больше узнать о любимой
музыке: советские солдаты тайно договаривались с радистами и слушали
вечерами джазовые программы. Командир роты, который и сам любил играть
на саксофоне, был хорошим переводчиком, и историю джаза солдаты усвоили
замечательно. По приезду в Россию остались воспоминания о четырёх боях с
повстанцами, сушёной репе на завтрак и, конечно, о джазе. И дома Николай
Головин создаёт очень самобытный коллектив (из инструментов были рояль,
гитара, аккордеон, труба, кларнет, барабаны и (!) бас-балалайка),
который на танцах играл джаз. Тогда Головин и решил профессионально
заняться музыкой и уехал в Екатеринбург поступать в училище им.
Чайковского.
Студентом четвёртого курса училища, Николай Николаевич успел выступить
на джазовом фестивале в Горьком, где в жюри сидел Юрий Саульский. Бывал
несколько раз в «участке», потому что вместе с Николаем Барановым «мешал
строить социализм», по ночам слушая дома у Владимира Чекасина джаз и
пытаясь повторять эту запрещённую музыку. Потом был год преподавания в
Кирове, возвращение в Екатеринбург, работа в симфоническом оркестре в
Театре Музыкальной Комедии и игра по ночам в ресторанах с разными
коллективами... После чего Головину надоело играть на барабанах. И он,
решив заняться режиссурой, в 39 лет поступил в ГИТИС.
Именно благодаря работе в качестве художественного руководителя
филармоний городов России (Архангельск, Калининград, Орёл) и знакомству
со многими музыкантами получилось организовать первый в Екатеринбурге
фестиваль «Джаз-Транзит». Но сначала, зимой 1991 года, по окончательному
приезду в Екатеринбург, Николай Головин решает создать джаз-оркестр.
«20 января в подвале Дома офицеров, в 16-ти метровой комнате с одним
окном, Николай Баранов сел на кривой стул, поднял обе руки на уровень
могучих плеч — и оркестр «врезал» первые звуки...», вспоминает Николай
Николаевич.
Уже в феврале оркестр играет первый и яркий концерт в том же Областном
Доме офицеров. И, вдохновлённый блестящим выступлением биг-бэнда,
Головин придумывает продолжение — проводить на базе оркестра фестивали
джаза.
Весной 1991 года состоялся первый в истории Екатеринбурга фестиваль
«Джаз-Транзит». Фестиваль было трудно организовать: в то время не было
ни спонсоров, ни какой бы то ни было поддержки. Зато были друзья и
знакомые музыканты из других городов. На первый «Джаз-Транзит» удалось
собрать джазменов из Калининграда, Прибалтики, там выступал теперь
знаменитый Владимир Чекасин, и, конечно же, джаз-оркестр под управлением
Николая Баранова. Успех фестиваля стал очевиден, слух о нём прошёл по
городам страны и даже за пределами её, и через год, в апреле, состоялся
второй «Джаз-Транзит». На концерт были приглашены начальник управления
культуры и губернатор области. И в мае постановлением правительства
Свердловской области оркестру присваивается статус «Государственного
оркестра джазовой музыки». В то время только биг-бэнд Олега Лундстрема
был государственным. Уральский стал вторым государственным оркестром
джазовой музыки в России.
В 92-м «Транзит» превратился в настоящий джазовый марафон: за три дня на
сцене фестиваля выступили 18 коллективов. Одни зрители сменяли других.
Начинаясь с полудня, выступления завершались за полночь джем-сетами.
В
95-м на екатеринбургский фестиваль приехала первая «фирменная» звезда — Дебора Браун (Deborah Brown). В апреле 1996 года прошёл 6-й
«Джаз-Транзит». В это время в стране закрывались музеи, библиотеки и
театры, культурная сфера была в кризисе. И вопреки всему в мае,
стараниями Николая Николаевича и губернатора области (в очередной раз
вдохновлённого джазовым фестивалем), создаётся Уральский Государственный
Театр Эстрады (тоже, кстати, второй государственный, после московского).
Америка, Англия, Франция, Голландия, Германия, Австрия, Болгария,
Италия, Польша, Дания, Финляндия, Австралия, Литва, Латвия — это те
страны, музыканты которых за 19 лет существования «Джаз-Транзита»
приняли в нём участие.
Два года тому назад в Театре Эстрады появился ещё один фестиваль —
«Джаз, рождённый в СССР», идея которого заключается в том, чтобы собрать
на одной концертной площадке музыкантов, выходцев из СССР, ныне живущих
в разных странах.
На сцене Театра Эстрады постоянно звучит джаз и вне фестивалей. Николай
Николаевич сотрудничает с посольствами различный стран, которые помогают
разнообразить музыкальную жизнь театра, и с продюсерами Андреем
Кондаковым и Асхатом Сайфуллиным, которые регулярно привозят в этот зал
звёзд мировой величины. Рон Холлоуэй, Ричи Коул, Николь Хенри, Дениз
Перье, Джесси Джонс-мл., Мелтон Мустафа, Рой Янг, Пол Болленбэк, Крис
Макналти — это лишь некоторые звёзды, которые за последние два года
выступили на сцене Театра Эстрады. Николаевич всегда идёт навстречу
музыкантам и продюсерам и делает так, чтобы музыканту на сцене было
максимально комфортно.
Влюблённый в джаз, Николай Головин постоянно пропагандирует это
искусство и обогащает джазовую жизнь Екатеринбурга.
Вероника Грозных
Квартет Брайана Хортона (США) в Узбекистане
Впервые джазовые музыканты из США посетили Ташкент в 1962 году, когда
биг-бэнд знаменитого Бенни Гудмана дал три концерта в театре Свердлова.
Ташкентские музыканты со стажем помнят великих исполнителей — Зут Симс
(саксофон), Тедди Уилсон (фортепиано), Джо Ньюман (труба), Фил Вудс
(саксофон), Виктор Фельдман (вибрафон), Джимми Непер (тромбон), Бил Кроу
(контрабас), Мэл Луис (ударные), которые приняли участие в «джеме»,
стихийно состоявшемся в ресторане «Шарк». Как писал ташкентский джазовый
музыкант и организатор Сергей Гилёв, «для наших музыкантов было большим
счастьем увидеть живьем и услышать вблизи джазовых мэтров».
В 1969 году столицу Узбекистана посетил Иллинойский студенческий
джаз-оркестр, его руководитель Джон Гарви по возвращении на родину
рассказал в журнале «Америка»: «В Узбекистане мы слышали очень
интересную национальную музыку и познакомились с ее исполнителями. Мы
увидели там народные инструменты, о которых раньше и понятия не имели.
Кое-что мы привезли с собой. По возвращении в Соединенные Штаты мы наше
первое выступление открыли музыкальным салютом в честь наших коллег из
далекого Узбекистана».
В 1974 году в Ташкенте состоялись концерты «Рэгтайм-бэнда» Гюнтера
Шулера, потом после долгого перерыва в 1993 году с блеском прошли
выступления квинтета Боба Берга с увлекательным джем-сешном с участием
ташкентских музыкантов.
С начала ХХI века у американцев начался активный период популяризации
джазовой музыки в разных странах мира. Отмечая 100-летие джаза, по всему
миру заработала программа «Jazz Ambassadors», Ташкент посещали Эдди Ален
(труба) и Марк Эрик Петерсон (контрабас) в 2002 году, квартет Адама
Клипла (2003), группа Bang on a Can (2007).
И вот новая встреча. Посол США в Республике Узбекистан г-н Ричард
Норланд, представляя квартет Брайана Хортона, сказал, что, начиная с
2005 года организация «Джаз в Линкольн-центре», работающая под
руководством Уинтона Марсалиса, и Бюро по делам образования и культуры
Госдепартамента США осуществляют программу гастрольных поездок «Пути
ритма: американская музыка за рубежом». Выступая с концертами, проводя
мастер-классы и общаясь с людьми, музыканты программы «Пути ритма»
способствуют взаимоуважению и взаимопониманию между Соединенными Штатами
и странами, которые они посещают. Джазовые музыканты только в 2008-2009
годах проведут около 3000 мероприятий у себя дома и во многих странах
мира.
Квартет Брайана Хортона выступил с концертами в Ташкенте (в концертном
зале «Туркистон»), а также в Самарканде и Гулистане. В музыкальных
школах и училищах были проведены мастер-классы.
Брайан Хортон (саксофон-тенор) — композитор, продюсер, преподаватель
джаза из Кингстона (штат Северная Каролина), имеет степень бакалавра как
исполнитель джаза, степень магистра на музыкальном факультете Аарона
Копланда. Играл с известными музыкантами (Кларк Терри, братья Брэнфорд и
Делфийо Марсалисы). Обладая субтоновым звуком, Хортон особенно удачно
исполняет баллады, раздумчиво мелодично расцвечивая исполняемые
композиции.
Барабанщик Джамайо Браун начал свою карьеру в шестнадцать лет с
родителями: отцом - басистом и матерью — пианисткой. За десять лет
музыкальной карьеры выступал с известными исполнителями ( Стиви Уандер,
Карлос Сантана, Уинтон Марсалис). Неброская манера игры Брауна, его
особенная легкость в исполнении тем латино, неплохая техника владения
инструментом принесли ему славу одного из выдающихся молодых
барабанщиков на джазовой сцене.
Басист Амин Салим одинаково свободно играет на контрабасе и бас-гитаре.
Родился и вырос в Вашингтоне, обучался игре в Школе искусств Дюка
Эллингтона, получил степень магистра. Музыкант тонко ощущает пульс
ансамбля, правда, солировать ему приходилось не во всех темах, но в
ансамблевой игре он привносил свою лепту, точно расставляя ритмические
акценты.
Пианист Эрнест Тёрнер делал свои первые шаги в Новом Орлеане, где
получил степень бакалавра и активно участвовал в джазовой жизни
легендарного города. Он подружился и играл со многими знаменитыми
джазовыми музыкантами, такими, как братья Джейсон, Эллис и Делфийо
Марсалисы, Гарольд Батиста, Адонис Роуз и другие, некоторое время играл
в Новоорлеанском джаз-оркестре. В настоящее время Тернер преподает игру
на фортепиано в Университете Восточной Каролины. Музыкант не только
блестяще владеет боповым стилем игры, он также использовал элементы
творчества гиганта джаза Дюка Эллингтона, а также новых музыкальных
течений. Очень разносторонний музыкант.
Чувствовалось, что музыканты квартета черпают вдохновение, посещая и
впитывая музыку разных культур. Квартет, к примеру, пробыв всего два дня
в Узбекистане, исполнял на концертах собственную интерпретацию на
мелодию популярного узбекского танца.
Гости столицы Узбекистана предусмотрели в своей программе посещение
Ташкентского джаз-клуба для проведения творческой встречи. Надо ли
говорить, что зал Центра современного искусства был переполнен. Кроме
музыкантов присутствовали любители импровизационной музыки разных
поколений, от слушателей биг-бэнда Бенни Гудмана до семилетних
участников студии «Детская дорога к джазу». Гости исполнили темы
Телониуса Монка «Trinke Trinke», «Ask Me Now», Антонио Карлоса Жобима «Corcovado»,
Чарли Паркера «Au Privave», потом музыканты квартета и представители
посольства были приглашены в первый ряд зала. Гостям была представлена
короткая программа ташкентских музыкантов — детского ансамбля школы им.
Успенского, джаз-дуэта «Лилия+Юлия», молодежной группы Jam Five,
ансамбля ветеранов ташкентского джаза «Арцах». Ну и, конечно, самым
интересным был джем-сешн на предложенную Брайаном Хортоном блюзовую тему
Чарли Паркера «Now’s The Тime».
В заключение гостям на память о посещении Ташкента были преподнесены
национальные сувениры и керамика.
Безусловно, каждое посещение Ташкента музыкантами родины джаза дают
значительный импульс в развитии и популяризации джаза, приобщении к
великой музыке все новых почитатателей.
Владимир Сафаров,
руководитель Ташкентского джаз-клуба
Напоминаем, что
3-4 июля в Санкт-Петербурге пройдёт международный музыкальный
фестиваль SUMMERTIME-2009, наследующий место проведения (и,
частично, концепцию) от ряда ранее проводившихся в Петропавловской
крепости open-air фестивалей. В программе фестиваля есть и джаз, и
смежные с джазом жанры, поэтому приглашаем ознакомиться с его подробным
анонсом из предыдущего выпуска...>>>>
А в Казани 9 июля начнётся III международный фестиваль
импровизационной музыки "Джаз в усадьбе Сандецкого", который
продлится... почти всё лето! Подробности - в подробном анонсе
фестиваля...>>>>
Департамент культуры Москвы, компания «Evergreen Jazz», дирекция сада
«Эрмитаж» представляют:
XII МОСКОВСКИЙ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ДЖАЗ В САДУ ЭРМИТАЖ»
21 августа
Квинтет Владимира НЕСТЕРЕНКО
(Москва)
Трио Дикну ШНЕЕБЕРГЕРА (Австрия) Валерий КИСЕЛЕВ и АНСАМБЛЬ
КЛАССИЧЕСКОГО ДЖАЗА (Москва) в программе, посвященной Бенни ГУДМАНУ
Кёртис ДЖОНСОН и PHOENIX JAZZ PROJECT (США)
22 августа
Ансамбль Александры САМСОНОВОЙ (США-Россия). Специальный гость: Стэйси
ДИЛЛАРД (США) Герман ЛУКЬЯНОВ и ансамбль «КАДАНС»
(Москва) Анна БУТУРЛИНА и квинтет Алексея
БЕККЕРА (Москва)
Гэри СМУЛЬЯН (США), Алекс СИПЯГИН (США) и «МОСГОРТРИО» Якова ОКУНЯ
(Россия)
23 августа
Джаз-оркестр имени ОЛЕГА ЛУНДСТРЕМА
(Москва) в программе, посвященной Бенни ГУДМАНУ
Трио Мачея СИКАЛЫ (Польша)
Ансамбль CROSSING RHYTHMS Алексея
ПОДЫМКИНА-Олега ОСЕНКОВА (Россия-США) в программе «CALYPSO JAZZ
PROJECT». Специальные гости: Франсиско МЕЛА (США) и Артуро СТЕЙБЛ
(США)
Квартет Олега КИРЕЕВА
(Россия)
Специальный гость: Крис УОШБЁРН (США)
Ведущие концертов: Кирилл МОШКОВ и Владимир ФЕЙЕРТАГ.
Начало в 17 часов.
Билеты продаются перед началом концертов в кассах сада «Эрмитаж».
Адрес: ул. Каретный ряд 3, тел. (495) 699 99 52
Конкурс-фестиваль «Джаз импровизация» (Вильнюс, Литва) приглашает
участников
Дорогие люди джаза,
Организаторы конкурса-фестиваля «Джаз импровизация» рады сообщить, что
конкурс-фестиваль решительно вступил в ряды «несмотря на кризис». Хотя
добрые начинания никогда не происходят «несмотря», они происходят «во
имя». Итак, во имя профессионального роста, юношеских амбиций, опыта,
творческой и человеческой дружбы, международного общения, музыки и иных
самых важных вещей, 2-3 октября в Вильнюсе в 22-й раз будет проходить
конкурс-фестиваль пианистов «Джаз импровизация» — очень приятное и
хорошее событие, чьи ключевые слова — джаз, юность и фортепиано.
«Джаз импровизация» — исключительно сольный конкурс. Когда-то в
оргкомитете возник вопрос, почему бы в подмогу пианистам не позвать
ритм-группу, и ответ дали сами пианисты: играть соло трудно, и это
здорово. Один в ответе за свинг, полнозвучность гармонии и всё иное, и
хоть программа невелика (около 15 минут), это большой вызов для
музыканта.
Кроме оригинальной композиции и стандарта, участники импровизируют на
темы слушателей — просто литературные фантазии вроде «Тяжко тащиться на
пятый этаж» или «Я — лауреат международного конкурса». Это тоже
достаточно сложная задача (свободная импровизация на заданное
настроение), и притом это весело в равной мере для публики и для
участников.
Самые профессиональные и яркие выступления вознаграждаются материально;
кроме того, лауреатам предоставляется честь выступить на заключительном
концерте и, соответственно, показаться по литовскому национальному
телевидению, зазвучать по радио. Однако конкурс даёт нечто большее,
притом щедро даёт — лауреатам и не лауреатам. За разгадкой, в чём
состоит это «нечто», следует приехать в Вильнюс ко 2 октября.
Хотите участвовать? Вам сюда...>>>>
А в это время
за бугром...
9-15 июня в Нью-Йорке проходил четырнадцатый по счёту Vision
Festival — самый представительный музыкальный форум нью-йоркского
Даунтауна, сцены экспериментальных музыкальных направлений, прежде всего
— джазового авангарда.Неожиданно этот
фестиваль остался единственным крупным джазовым фестивалем столицы
мирового джаза: ведь JVC Jazz Festival в этом
году отменён, что уже вызвало
остановку выхода крупнейшего джазового журнала -
JazzTimes, у которого этот большой
фестиваль был важным рекламодателем.
Впервые
в своей истории фестиваль прошёл в выставочно-концертном комплексе
Abrons Arts Center, который, впрочем, расположен в том же районе, что и
прежние места проведения Vision Festival - в Нижнем Истсайде. Что
немаловажно, у этого комплекса есть не только сцена, но и пространство
для неформального общения артистов и слушателей. Бессменный продюсер
фестиваля, Патрисия Николсон-Паркер, которая стоит во главе
Vision с 1996 года, считает это очень важным обстоятельством:
— Я впервые организовала фестиваль 14 лет назад, как ответ на тот факт,
что музыкантам было негде собраться вместе. Мой муж, контрабасист Уильям
Паркер, как-то сказал мне, что он может увидеться со своими
коллегами-музыкантами либо на гастролях в Европе, либо на чьих-нибудь
похоронах. И это была правда. Кроме того, музыкантам просто негде было
играть свою музыку. Целое направление, развившееся на основе джазовой
музыки, оказалось совершенно обойдено вниманием. Я сама - танцор, и мне
в то время было гораздо проще продвигать своё творчество, чем
импровизирующим музыкантам. В ответ на эту ситуацию и родился наш
фестиваль, основанный на концепции не коммерческой эксплуатации, а
действия изнутри музыкального сообщества. Полностью интервью Патрисии Николсон-Паркер читайте в 4/5 номере
печатной версии журнала «Джаз.Ру», которая
выйдет в свет в июле.
На фестивале было показано множество интересных проектов: помимо
центральной фигуры программы нынешнего года, ветерана-саксофониста
Маршалла Аллена, выступали скрипач Билли Бэнг, поэт-провокатор Амири
Барака, барабанщик Санни Мюррэй, саксофонист Чарлз Гэйл, посвящённый
покойному Алберту Айлеру Ayler Project с трубачом Роем Кэмпбеллом и
саксофонистом Джо Макфи, пианист Мэтью Шипп, его коллега Купер-Мур,
саксофонист Дариус Джонс, барабанщик Милфорд Грэйвс, германский
саксофонист Петер Брётцманн и множество других. Одним из важнейших
выступлений Vision Festival стал сет трио 80-летнего саксофониста Фреда
Андерсона, одного из центральных действующих лиц чикагской
импровизационной сцены.
Фред Андерсон и Уильям Паркер на сцене Vision Festival
16 июня в нью-йоркском клубе Jazz
Standard состоялась церемония вручения ежегодной премии, которую в
сорока номинациях присуждает всемирная Ассоциация джазовых
журналистов, JJA. Премия называется просто: Jazz Award, то
есть «Джазовая премия».
На
церемонии присутствовал главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков,
которому Ассоциация даже доверила объявлять со сцены лауреатов премии в
двух категориях: «Джазовый сайт года» — победил, уже в девятый
раз подряд, несокрушимый AllAboutJazz.Com:
на фото (автор - Steve Sussman) благодарственное слово по этому
поводу говорит главный редактор AllAboutJazz.Com Майкл Рикки; а также
«Джазовый блог года» — голосование четырёх сотен членов Ассоциации
джазовых журналистов определило, что это —
«Jazz Beyond Jazz», блог президента Ассоциации, Ховарда Мэндела.
В
категории "Пианист года" Jazz Award получил Хэнк Джонс.
Ему 90 лет. Принимая пластмассовую пирамидку (материальное воплощение
премии), он сказал, что это «достойное завершение начального этапа его
карьеры и хороший стимул впредь работать лучше». Прямая спина, ясная
речь, мудрая усмешка — как-то даже и не сомневаешься, что старина Хэнк
способен поработать ещё, и отнюдь не хуже, чем раньше.
В категории "Фестивальный продюсер года" отмечен Джордж Уайн,
который более чем полстолетия назад создал первый и самый "престижный"
американский джаз-фестиваль - Newport Jazz. Мы писали об Уайне в 7
номере бумажного «Джаз.Ру» за минувший год: недавно он ушёл было на
пенсию и передал права на проведение этого фестиваля другой компании;
компания немедленно оскандалилась, не сумев организовать фестиваль 2009
года, в результате чего 83-летний Уайн забрал права обратно. Принимая
награду, он сообщил, что оценивает ситуацию как парадоксальную: он
получил наибольшее за много десятилетий количество внимания прессы - а
теперь ещё и премию - за то, что его фестиваль не состоялся.
Ну, а теперь — полный список лауреатов.
За
вклад в течение всей жизни: саксофонист Ли Конитц
Музыкант года: саксофонист Сонни Роллинз
Композитор: бэндлидер Мария Шнайдер
Лучший молодой артист: 19-летняя контрабасистка Эсперанса Сполдинг
Фестивальный продюсер года: Джордж Уайн (New Festival Productions)
- на фото
Альбом года: «Appearing Nightly», биг-бэнд пианистки Карлы Блэй (Watt/ECM)
Латин-джаз,
альбом года: «Song For Chico», Артуро О’Фаррил (Zoho)
Историческая запись или переиздание: «Road Shows, Vol.1», Сонни
Роллинз (Emarcy/Doxy)
Историческая запись — бокс-сет: «The Lester Yong/Cont Basie Sessions
1936-40» (Mosaic)
Лейбл года: Mosaic
(на фото: глава лейбла Mosaic Майкл Кускуна)
Вокалистка года: Кассандра Уилсон
Вокалист
года: Курт Эллинг (на фото
Редкий в джазе инструмент: Ришар Гальяно, аккордеон
Оркестр года: оркестр Марии Шнайдер
Аранжировщик года: Мария Шнайдер
Ансамбль года: SFJazz Collective
Труба: Теренс Бланшард
Тромбон: Розуэлл Радд
Тенор-саксофон: Сонни Роллинз
Альт-саксофон: Рудреш Махантхаппа
Флейта: Фрэнк Уэсс
Баритон-саксофон: Гэри Смульян
Сопрано-саксофон: Брэнфорд Марсалис
Кларнет: Анат Коэн
Гитара: Билл Фризелл
Фортепиано: Хэнк Джонс
Орган: д-р Лонни Смит
Скрипка и другие струнные: Билли Бэнг
Бас: Уильям Паркер
Электробас: Стив Суоллоу
Вибрафон/маримба: Джо Локк
Перкуссия: Хамид Дрейк
Барабаны: Брайан Блэйд
Были вручены также награды категории A Team, которые Ассоциация
ежегодно присваивает без голосования ключевым деятелям джазового
сообщества - среди десятка получателей награды «Команда А» наиболее
известен Брюс Ландвалл, глава легендарного лейбла Blue Note (на фото
он справа, а слева - президент JJA Ховард Мэндел):
Завершало церемонию вручение наград в «журналистских» номинациях
(Jazz Award получают не только музыканты, но и сами представители
джазовой прессы). Вот лауреаты 2009 года:
За вклад в джазовую журналистику в течение всей жизни: Майк Зверин
Премия лучшему радиовещателю (им. Уиллиса Коновера и Мэриэн Макпартланд):
Бен Янг, директор радиостанции Колумбийского университета (WKCR)
Премия лучшему фотографу (им. Лоны Фут и Боба Парента): Джон Эбботт
Премия лучшему пишущему журналисту (им. Хелен Дэнс и Роберта Палмера):
Нэйт Чинен (New York Times, Jazz Times)
Лучшее периодическое издание о джазе: Jazz Times. Принимая
награду от лица бывшего главного редактора только что
«приостановленного» крупнейшего джазового журнала США Ли Мергнера, Нэйт
Чинен с грустной иронией назвал эту премию «посмертной».
«Джазовый сайт года»: AllAboutJazz.Com
Лучшая книга о джазе: «A Power Stronger Than Itself» - книга об
истории легендарной чикагской Ассоциации продвижения музыкантов-творцов
(AACM), автор которой - тромбонист (и нынешний директор джазовой
программы Колумбийского университета) Джордж Льюис (на фото; автор -
Энид Фарбер).
Все подробности о XIII церемонии вручения Jazz Awards в Нью-Йорке - в
специальном выпуске бюллетеня JJA, Jazz Notes, доступном всем желающим
в формате PDF.
Следующий материал пришёл к нам из Израиля. Каждый год на
традиционном «Фестивале Израиля», крупнейшем культурном событии
года на Святой Земле, проходит несколько джазовых концертов. Было так и
в этот раз. О том, как прошла джазовая часть важнейшего израильского
музыкального фестиваля, рассказывает наш иерусалимский корреспондент
Владимир Мак...>>>>
Радио
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
С июля
Дмитрий Ухов в своей программе на
«Радио России-Культура» начинает цикл «Полное собрание сочинений
продюсера Хэла Уиллнера», блестяще реализовавшего идею концептуального
альбома, собранного из специально сделанных записей музыкантов самой
разной творческой ориентации, что на практике помогало навести мосты
между музыкантами
То
есть, концепцию, которой изначально руководствуется программа «Домашняя
музыка» — кроме всего прочего, объединяющую артистов иногда полярных
художественных установок и социального статуса вообще. Первым прозвучит
альбом «Amarcord Nino Rota», фактически новоджазовый — с Карлой Блэй,
Ричардом Муал Абрамсом, Джеки Баярдом и... Деборой Харри (группа Blondie).
«Домашняя музыка с Дмитрием Уховым» на «Радио России-Культура»: 1:00 в
ночь с пятницы на субботу, 91.6 FM в московском вещательном регионе.
Подкаст
"Слушать здесь": 26.06.09 - #347: памяти вокалистки Коко Тэйлор (1928-2009) -
трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ"
и другие проекты) комментирует пьесу "Save Your Breath" с альбома "Royal
Blue" (Alligator, 2000)
24.06.09 - #346: заместитель главного редактора журнала "Джаз.Ру"
Анна Филипьева в выпуске подкаста "Полный джаз. Дайджест" рассказывает о
текущих мировых и российских джазовых новостях (на материале
готовящегося выпуска нашего электронного приложения "Полный джаз");
слушаем пьесу в исполнении лауреата Jazz Award-2009 в категории "За
вклад в течение всей жизни" - саксофониста Ли Конитца "Kary's Trance" с
его альбома "Inside Hi-Fi" (Atlantic, 1957)
22.06.09 - #345: главный редактор журнала "Джаз.Ру" Кирилл Мошков
рассказывает о лауреате Jazz Awards-2009 тромбонисте Розуэлле Радде.
Слушаем фрагменты пьес "Short" с альбома ансамбля New York Art Quartet "New
York Art Quartet" (ESP-Disk, 1964) и "P.S." с альбома проекта The Second
Approach feat. Roswell Rudd "The Light" (SoLyd Records, 2009)
20.06.09 - #344: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев
(группа "Вежливый отказ" и другие проекты) рассказывает об аргентинском
саксофонисте Гато Барбиери. Слушаем пьесу "Merceditas" с альбома "El
Gato" (Flying Dutchman, 1975)
Авторы: Владимир Мак,
Галина Чарупа,
Мила Перетрухина,
Мария Юрченко,
Игорь Зисер,
Владимир Сафаров,
Вероника Грозных,
Владимир Радебергер,
Александр Никитин,
Лайма Слепковайте,
Ольга Скепнер,
Кирилл Мошков
Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у
них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за
труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! А лучше помогите
им подписаться на нашу печатную версию - журнал "Джаз.Ру"!
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти
всегда публикуются. Пишите!