Вы
были вечером 24 июня в «Джаз Арт клубе», что в «Олимпийском»? Слышали
норвежский Quite Quiet Project и архангельский «Комитет А»?? Если нет,
то многое потеряли! Позволю себе сказать именно так и постараюсь
объяснить — почему…
Хотя пытаться выразить словами впечатления о таком неуловимом и
неосязаемом явлении, как музыка (тем более — джазовая), по меньшей мере
самоуверенно, но всё-таки…Слишком сильны были впечатления!
Итак, в первом отделении хрупкий, трогательный и очень светлый во всех
смыслах человек, Лиса Диллан представила свой Quiet Quiet Project (Лиса
Диллан — вокал, Асбьорн Лерхейм — гитара, а точнее — три гитары).
Это была не просто красивая и талантливо исполненная музыка. Это была
Музыка Души: души чуткой, деликатной и тонко организованной, со своим
абсолютно независимым и оригинальным взглядом на мир, и мир музыки в том
числе.
Казалось бы, как можно по-новому спеть шлягеры Элвиса Пресли? И можно ли
вообще «перепевать» исполнителей такого яркого дарования? Вероятно,
можно, когда ты — музыкальная личность, как Лиса Диллан, а рядом с тобой
есть музыкальная «вторая половинка», как гитарист Асбьорн Лерхейм.
Личность
тем и отличается, что она во всём остаётся личностью, пропуская всё
через призму своего восприятия. Лиса увидела и услышала в песнях Элвиса
хрупкий внутренний мир, который, возможно, был открыт только ему одному,
и в который допускаются очень редко и только очень любимые люди. И зал
это прочувствовал: стояла удивительная для подобных клубных джазовых
вечеров, практически абсолютная тишина. Разумеется, на джазовые среды в
«Олимпийский» к Александру Эйдельману приходят, как правило, не
случайные люди, хотя были и такие, которые именно в это вечер пришли
сюда впервые и именно на «северную» джазовую программу…
Разумеется, можно бесконечно (и главное, безрезультатно) спорить: джаз
это или что-то иное? если джаз, то какое из его направлений? и т.п. А
кто может точно определить, что же на самом деле такое джаз? И можно ли
дать словесное определение свободному полёту души, выраженному в звуке?
Звуковая вселенная, преподнесённая архангельским «Комитетом А» при
участии молодого московского саксофониста Алексея Круглова, просто
поразила публику своей спонтанностью, звуковой фееричностью и буквально
видимой выразительностью авангардного джаза! Это, скорее, напоминало
гениально отснятый на лучшей цветочувствительной плёнке и талантливо
смонтированный документальный фильм о Жизни Вселенной, когда яркие кадры
следуют один за другим, и когда эта дикая Божественная красота
завораживает настолько, что словесные комментарии кажутся просто
неуместными. И можно ли вообще рассказать Ощущения и Чувства?
Музыка этого трио — это не только звуковая свобода. Это полное
освобождение джаза от «оков» зачастую угадываемой гармонии и чёткого
метро-ритма, традиционной, слышимой ухом структуры, от всего того, что
делает музыку понятной, узнаваемой и доступной. Здесь всё подчинено
только целям исполнительского индивидуального и коллективного
самовыражения: новые тембральные сочетание (причём самые неожиданные, но
очень выразительные!), и оригинальные технические приемы, и абсолютное
беспрепятственное движение в пространстве звуковой гармонии.
Музыканты просто творили на сцене: самые разнообразные изменениях в
структуре и форме музыки сочетались с воображением и большой
музыкальностью. Отказ от «классической» последовательности аккордов и
понятия тональности позволял музыке двигаться в абсолютно любом
направлении. Безупречная чуткость ансамбля дала возможность музыкальной
мысли передвигаться между инструменталистами настолько органично и
естественно, что оставляла полное ощущение живой трепещущей звуковой
материи!
Да! Этот проект — вызов звуковой джазовой классификации. Это, скорее
сплав экспрессионистского джаза с современной неоклассической музыкой.
Создавалось такое ощущение, что на маленькой сцене « Джаз Арт клуба»
люди творили музыку «из ничего», с абсолютного нуля: они не играли
заведомо известную себе и другим композицию, а создавали НЕЧТО, как
будто до них вообще никакого джаза никто и не играл. Они его ТВОРИЛИ. С
первых же звуков эта музыка затягивала и магнетизировала настолько, что
создавалось ощущение, как будто тебе начинает открываться истинная суть
вещей, символов и знаков. Это чистая магия звука!
Однако замечу, что более чем получасовой опус по своей композиционной
глубине не уступает классической сюите, которой может позавидовать иной
академический композитор. Здесь и интродукция, и циклически
повторяющиеся инструментальные риффы, и широко разведённые по
стереопанораме сольные эпизоды, и пьесы-размышления с использованием,
пожалуй, одного из самых экзотических и колдовских инструментов —
варгана, и юмористическая скоростная этно-пьеска, основанная на
традиционных северных припевках.
Не знаю, какую задачу ставили перед собой музыканты, приступая к
созданию этого проекта, однако им определённо удалось сотворить
многоплановую, многостилевую композицию, бесконечно разнообразную
тембрально и драматургически. И что особенно важно, совершенно необычную
и нешаблонную, представляющую «Комитет А» как больших мастеров
композиционного и импровизационного музицирования на самых различных
инструментах — от классического рояля до варгана и губной гармошки.
Позволю себе предположить, что этот проект станет новой этапной работой
в творчестве архангельских джазовых музыкантов ещё и потому, что все они
— не только джазовые профи, но и достойные друг друга собеседники и
единомышленники, способные вслух размышлять о категориях высшего
порядка.
Конечно, до такой музыки необходимо музыкально «дозреть» не только
слушателям, но и исполнителям. За всем этим звуковым представлением
ощущается яркая, неординарная личность, музыкальный лидер с огромным
джазовым опытом пианиста теперь уже легендарной джаз-группы Владимира
Резицкого «Архангельск», Владимир Туров.
Однако представленная в Москве программа не стала лишь данью эпохе
расцвета джазового авангарда в СССР: как известно, нельзя дважды войти в
одну реку, а если у кого и получается, то, скорое всего, он возвращается
в стоячую воду творческого болота. Это было современное, сиюминутное
сотворчество самых разных по возрасту и по творческому опыту джазменов.
Наряду с музыкальными «зубрами» Владимиром Туровым (клавишные, духовые)
и Алексеем Барандовым (ударные) на сцене творили молодые музыканты:
именинник Алексей Круглов (саксофон, губная гармошка) и Николай Куликов
(гитара), которому пришлось заменять ещё одного «архангела» (так
называли в своё время участников джаз-группы «Архангельск») — Николая
Ковалёва. К сожалению, экстренный ввод в состав даже такого
замечательного гитариста, как Николай Куликов, не прошёл абсолютно
гладко: с такой музыкой нужно слиться и полностью раствориться в ней, а
для этого нужен определённый временной опыт совместного музицирования.
Ведь внешняя свобода и абсолютная спонтанность представленного
северянами авангардного джаза мнимая: здесь есть и ярко выраженная
концептуальность, и чёткая музыкальная форма, и абсолютное ощущение
каждым музыкантом себя как частицы единого музыкального организма. А
потому особенно хочется отметить Алексея Барандова (ударные), от
которого во многом зависела «жизнь» создаваемой здесь и сейчас звуковой
вселенной: это именно тот музыкант, которому одинаково даётся и тонкое
сиюминутное ощущение каждого исполнителя в отдельности, и видение общей
музыкальной ткани.
Ну и, конечно, виртуоза Алексея Круглова, отыгравшего ярко и технически
безупречно обе программы (первый концерт состоялся днём раньше в клубе
«Союз Композиторов»), невзирая на сломанный палец правой руки.
Поставленная северянами изначально высокая творческая планка задала
определённый тон и традиционному клубному джему: музыканты буквально
выстроились в очередь, джазовые мэтры совсем не шутливо упрекали
молодёжь, что им никак не дают пробиться на сцену, а молодёжь, надо
сказать, была очень интересная и яркая, а порой и неординарная, но на то
он и джаз!
И вся эта феерия звука растянулась во временном пространстве до 24.00:
зал уже опустел, а музыканты в творческом упоении всё играли и играли на
сцене. Это и понятно. Играть в таком клубе, где сама атмосфера
располагает к творческому общению, где магическое слово «джаз» является
единственным пропуском в зал — одно удовольствие, за которое очень
хочется поблагодарить Александра Эйдельмана. Возглавлять современный
джазовый клуб, в котором с наслаждением играют музыканты со всего мира,
и в который хочется приходить снова и снова, — это не только
профессионализм, это свидетельство большой и неистребимой любви к музыке
по имени Джаз! И ещё спасибо за то, что он доставляет огромное
удовольствие всем поклонникам джаза, приглашая в свой клуб таких ярких,
самобытных и талантливых музыкантов!
Браво, северяне!
[авторская
подпись снята по просьбе автора]
фото Дарьи Архангельской
|