3 и 4 июля в Петербурге на территории Петропавловской крепости
прошел международный музыкальный фестиваль Summertime. Несмотря
на то, что в Петропавловке уже давно проводятся музыкальные фестивали
(и, как правило, джазовые), этот был заявлен как первый и отличающийся
от всех более ранних.
Прежде всего, отличалось само место проведения — площадь Нарышкина
бастиона, что рядом с Флажной башней. Но на этом отличия от предыдущих
фестивалей не закончились.
Программа была подобрана разностилевая, поэтому организаторы
предусмотрительно воздержались от эпитета «джазовый». Хэдлайнерами
первого дня были певицы «этнического» направления — Нино Катамадзе и
Пелагея. Во втором дне было больше похоже на джаз (с сильным фанковым
акцентом) — танцевально-электронная группа Incognito (Великобритания), а
также голландские звёзды Kraak&Smaak и Zuco 103, играющие nu jazz с
уклоном в бразильскую поп-музыку. Но основной визитной карточкой
фестиваля, который так избегал называться джазовым, явилось
сотрудничество с бостонским колледжем Бёркли. Результат этого
сотрудничества — проводившееся в рамках фестиваля прослушивание-конкурс,
главным призом в котором была стипендия на обучение в Бёркли. Важную
роль играла также демонстрация публике студентов Бёркли. Несколько лет
назад они точно так же прошли конкурсный отбор и уехали на обучение, а
теперь выступали уже как звёзды Бёркли, гордо представляющие США (Oleg
Ostapchuk Quartet и Mass Ave Project). Петербург был представлен
фанковой группой Fun2mass, на общем уровне выступившей достойно, а со
специальной гостьей вышел откровенный прокол — но зато новоявленная
певица Татьяна Зыкина показала, как делать не надо: это тоже бывает
полезно.
Фестивальную
атмосферу создали просто, но со вкусом. Сцену выстроили высокую,
красивую, поставив на нее грамотный свет и хороший звук. Спиртного не
продавали; впрочем, гуманно объявляли публике, что если «горят трубы» —
можно выйти на Кронверкскую набережную и увидеть там заветную пивную
палатку. Но то ли лень-матушка вперёд нас родилась, то ли что-то
меняется в сознании — трубы «горели» очень деликатно и культурно. Хотя
погреться порой не мешало, особенно во второй день: лето показало себя
не с лучшей стороны, завывая ветром, угрожая дождём (который так и не
пошёл) и стремительно падающей температурой. Зато «восточная чайная
палатка» пользовалась большим успехом у публики, вызывая живой интерес к
горячему имбирному напитку со специями, масале и прочим восточным чайным
премудростям.
Пить чай и кофе предлагалось как на скамеечках, так и на диванчиках,
прихотливо расставленных на лужайке — либо просто под древом, либо в
тканевых шатрах. Шатры были натянуты межу деревьями или крепились на
металлоконструкциях разноцветными широкими лентами — сквозь них было и
видно, и слышно, и даже как будто бы тепло от красок всех цветов радуги.
Разноцветные лоскутки повесили и между деревьями. Убранство лужайки
получилось уютным, а концептуальности добавляли литые арт-объекты —
коллекция кузнеца Валерия Галкина «Двенадцать стульев» и, наверное, его
же Шар, внутри которого собрался весь Петербург со всеми его символами —
Ростральная колонна, Александрийский столп, Эрмитаж.
Фестивальную программу вел журналист и телеведущий Александр Малич,
ненавязчиво и с юмором объявляя участников и объясняя происходящее. На
открытии, когда выступал Олег Остапчук со своим квартетом, увы, было не
так много публики, как позднее, и расселась она далековато от сцены — по
топчанчикам да скамеечкам. Но у сцены были самые преданные любители
джаза, и, конечно, фотографы. Их не пустили за ограждение, и люди с
камерами были вынуждены занимать вакантные места у забора, чтобы не
пропустить момент.
Саксофонист Олег Остапчук, несмотря на превосходную игру, оказался
скромным и, пожалуй, единственным, кто воздержался от эффекта открытой
площадки — когда начинаешь усиленно работать на публику и пережимать,
давить общением («Я не вижу ваших рук», «come on, everybody» и так
далее.) Да и в самой музыке было мало внешних эффектов — зато были очень
точные, как будто выверенные и в то же время свободные импровизации, за
которыми следуешь неотрывно, как за нитью Ариадны, благородный звук,
порой даже слишком рафинированный для джаза, и абсолютная внутренняя
свобода и искренность.
Его
соратник Николай Моисеенко, тоже саксофонист, представлял команду Mass
Ave Project, в которой играли еще двое «наших» — Евгений Лебедев
(клавиши) и Яков Кременский (гитара). И снова — отличный уровень,
чувствование друг друга каждой клеткой, но уже совсем другая подача —
более яркая и открытая. В композициях Моисеенко, казалось было больше
энергии, фанкового задора, под них хотелось плясать и куражиться, тогда
как музыку Остапчука хотелось внимательно слушать. В общем, всего в двух
коллективах школа Бёркли показала себя с разных сторон, и тот факт, что
музыкантов не причёсывают под одну гребенку, не мог не вызвать уважение.
Рафинированный джаз на этом закончился. Народ, воодушевленный именами
Нино и Пелагеи, подтянулся к сцене и стоял уже довольно плотно, споря,
кто же из любимиц публики сейчас выйдет петь. А вышла никому не
известная гостья со сценическим псевдонимом Зыкина (довольно серьёзная
заявка — брать такой псевдоним — особенно цинично прозвучавший после
недавней кончины Людмилы Зыкиной). Сперва вроде как заиграли неплохо. Но
материал в результате оказался настолько попсовым, а исполнение,
несмотря на все старания, получалось настолько плоским и зажатым (при
том, что голос у Татьяны вообще-то присутствовал), что в какой-то момент
стало очень грустно. Тексты: «и с каждым куплетом уходит всё это» или
«может, я моральный урод, а может, просто такая у нас карма»...
Грусть
развеяла темпераментная Нино, которая всегда отличалась горячей южной
кровью, а тут, вдохновленная открытым пространством, стала просто рвать
всех и вся на части своим горным гласом. Унять ее было невозможно, и
даже те песни, которые Нино раньше пела проникновенно и камерно, звучали
тяжело и мощно. Но публике это нравилось.
Вообще на фестивале стала заметна некая общая черта публики, а отсюда —
и исполнителей. В музыке было очень много агрессии и мало лирики. Это не
значит, что играли плохо — напротив, все (за исключением Зыкиной,
которая оказалась просто не в том месте) были превосходными
профессионалами. Но очень немногие могли позволить себе отпустить толпу,
доверить слушателям самим управлять своими эмоциями. Это отчасти смогла
сделать Пелагея, особенно порадовавшая аранжировкой песни «Пташечка» — в
лучших традициях Dead Can Dance. И то перед началом песни чуть ли не
извинилась за её медитативность, и гитарист взял чуть быстроватый темп —
видимо, чтобы медитация прошла побыстрее; а зря. Песня получилась
достойнейшая и глубокая — настоящее слияние нескольких культур, а не
примитивная аппликация, когда на один стиль просто наклеивается другой.
Zuco 103
Хороший диалог с публикой получился у голландцев из Zuco 103, за счет
природного обаяния всех участников проекта, их несочетаемой сочетаемости
по типажам и абсолютной заражённости тем, что они делают. Да, она была у
всех, но у Zuco, пожалуй, в наибольшей степени. Их соотечественники
Kraak&Smaak хоть и более известны в России, и музыка у них самая что ни
на есть танцевальная, да и говорят они, что «в Голландии есть три самых
культовых вещи — Хайнекен, Ван Гог и Крак&Смак» — всё же выглядели в
отношении того самого диалога бледнее. Передавили и по звуку, и по
энергетике, но восхитили гитарными рифами и сумасшедшим драйвом.
Kraak&Smaak
Все всякой конкуренции выступила группа Incognito. Ее ждали, и среди
слушателей внезапно и существенно уплотнилась профессиональная прослойка
— послушать коллег пришли и Андрей Кондаков, и Владимир Волков, и многие
уважаемые музыканты Петербурга. А о студентах и представителях различных
музыкальных групп вообще говорить нечего.
Incognito
опулярная группа, которая в следующем году отпразднует 30 лет своего
существования и в которой переиграло огромное количество музыкантов,
называющих себя «семьей Инкогнито», спела хиты — «Still A Friend Of Mine»,
«Don’t You Worry About A Thing» Стиви Уондера… Но главное, каким-то
очень простым и в то же время магическим образом объяснила очевидные
вещи, лежащие в основе музыки и человеческих взаимоотношений. Все
гениальное оказалось, как всегда, просто. На практике это выглядело так:
лидер группы Моник начал петь с аудиторией, давая разные импровизации на
тему friend of mine. Народ справлялся и радостно вторил лучезарному
Монику. Затем, окончательно распев публику, Моник поделил её на две
части, устроив соревновательный момент — кто громче споёт. Тут стали
стараться уже не заодно, а друг против друга. Моник окончательно
расколол всех следующим шагом «Что вы думаете о секторе Б» — спросил он
у сектора А; те стали улюлюкать и освистывать конкурентов. «А вы что
думаете об А?» — сектор Б так же недовольно загудел. Сама собой из уст
мудрого добродушного Моника вышла мораль: «вот так всегда — только что
мы были все братьями и сёстрами, одной большой семьёй, а стоило
воздвигнуть условную стену — мы перестали друг друга любить. Не надо
воздвигать стены». Всем и впрямь стало немножечко стыдно за
закостенелость первобытного, конкурентного сознания. Но Моник тут же
сунул под нос еще одну мораль — «Не нужно бояться перемен». Мол,
перемены (и в сознании прежде всего) — к лучшему. А чтобы не быть
голословным, предложил музыкантам из ритм-группы поменяться друг с
другом. В результате пианист играл на ударных, басист на клавишах, а
барабанщику оставалось взяться за бас-гитару. Стоит ли говорить, что
услышанное превзошло ожидания, и исполнение было великолепным? Никто не
сомневался, но это не могло не вызвать восхищения. Зал пел, танцевал,
слушал и проживал вместе с Incognito каждую ноту. Это был отличный
восклицательный знак в конце фестивальной строки.
Возвращались домой вприпрыжку (от холода), хотелось продолжать петь, а в
голове звучала простая и совершенная колыбельная Клары, и состояние души
совпадало с первой ее строчкой «Summertime –and the living is easy».
Николай
Моисеенко (на фото) и Олег Остапчук: наши из Бёркли
На фестивале Summertime выступали два коллектива от колледжа Бёркли, оба
— что интересно и приятно —созданные российскими студентами бостонского
колледжа, саксофонистами Олегом Остапчуком (Oleg Ostapchuk Quartet) и
Николаем Моисеенко (Mass Ave Project). После выступления лидеры этих
коллективов поделились впечатлениями и рассказали о том, как попали в
Бёркли и как видят себя в музыкальном мире в дальнейшем. Люди с
похожими, казалось бы, судьбами порой сходились в ответах, но зачастую
ответы отличались довольно радикально. Впрочем, в музыке это тоже было
слышно — хотя Моисеенко и Остапчук играют на саксофонах (Николай — на
альте, Олег — на теноре), их артистическая и музыкальная подача очень
отличается. Более сдержанная, интровертная, с глубоким, свободным звуком
у Олега Остапчука — и отрытая, яркая, полная звуковых эффектов и
инструментального куража у Николая Моисеенко. Отвечали на вопросы
примерно так же: немногословный и точный Олег — и фонтанирующий,
говорящий с невероятной скоростью Николай.
Олег Остапчук
Как вам выступалось на фестивале? Как само мероприятие?
Олег: Отлично, все супер!
Николай: Очень здорово. Во-первых, мне понравился звук. Было
комфортно, несмотря на то, что мало опыта игры на больших сценах и
звучит всё иначе, но было комфортно. Публике тоже, кажется понравилось,
несмотря на то, что играли инструментальную музыку.
Когда и как получилось, что вы поступили в Бёркли?
Олег: Я прослушивался три года назад на подобном фестивале, он
тоже проходил в Санкт-Петербурге, и получил полный грант. А изначально я
учился в Архангельске и Москве, где закончил Российскую Академию музыки
им. Гнесиных у Александра Викторовича Осейчука.
Николай: В 2005 году я, Женя Лебедев, Пётр Ившин и Андрей Шилов
(мы все дружно играем в группе Sunlight) заразились этой идеей. Точнее,
Петя всех заразил. Мы отрепетировали для каждого песню, поехали в
Хельсинки. Это было безумно страшно, боялись всего на свете.
Прослушивание оказалось самым спокойным из всех. Нам позволили играть в
квартете, мы на протяжении получаса играли друг с дружкой, люди, которые
нас прослушивали, были очень позитивными. Сыграли соло,
поимпровизировали на блюз и почитали с листа довольно простые партии.
Причём нам дали даже 10 минут на подготовку. Это был какой-то джазовый
этюд — наиболее простой уровень: упражнение с диезами, а более сложные —
с бемолями. Так что учите бемоли!
Через месяц нам пришел ответ, и мы уехали. Правда, не все вместе, только
я и Женя Лебедев.
Женя Лебедев играет и в квартете Олега, и в Mass Ave Project. Он
разный в этих проектах?
Николай: Да, он разный. Музыканты такого уровня, а Женя
выдающийся музыкант, очень легко улавливают мельчайшие музыкальные
тонкости ансамбля и прекрасно его дополняют.
Олег: Нет, у Женьки своё лицо, он не подстраивается под проект.
Проект потому в нем и нуждается...
Когда и как вы создали свои коллективы? Или это в Бёркли получается у
каждого?
Николай: В Бёркли постоянно делают джемы, все друг с другом
играют. Но он коммерческий. И музыкантов хорошего уровня, как и везде,
не так уж и много. Просто благодаря тому, что там около 4000 человек, в
процентном соотношении это получается немного больше, чем везде. А так
особой разницы нет.
Через полгода мы все познакомились и Яша Кременский собрал нас и
пригласил на фестиваль 2007 года, мы играли на фестивале «Джаз в саду
Эрмитаж». После этого записали пластинку, подобрали материал и
выступаем.
То есть Mass Ave — крепкий коллектив?
Николай: Сложно сказать, что такое «крепкий коллектив». Да, мы
довольно много выступали; сейчас, правда, всё осложняется тем, что
ребята живут в Америке, а я полгода назад вернулся домой, сейчас живу в
Москве, и мы не можем играть по клубам. Но собираемся ради больших
выступлений, как, например, это.
Олег, а как сложился твой квартет?
Олег: Примерно таким же образом. Играли вместе, притирались друг
к другу. Но главная задача — не просто объявить «у меня есть квартет», а
найти что-то свое, индивидуальность. Сложность в том, что очень много
музыкантов и сложно чем-то выделиться. Надо
заниматься-заниматься-заниматься…И конечно, мыслить в едином
направлении.
Есть ли смысл музыканту, который получил путевку в жизнь в Бёркли,
возвращаться в Россию, чтобы делать качественную музыку? И собираетесь
ли вы возвращаться?
Николай: Качественную музыку можно и нужно делать везде. Потому
что и деревья не такие большие, как они кажутся со стороны, и Бёркли не
такой нереальный, каким он кажется, когда ты живешь в Москве. Каждому
музыканту нужно съездить в Америку, посмотреть, что такое джаз, что
такое музыка, как относятся к музыкантам там и здесь. И понять, что
здесь не так уж и плохо. По крайней мере здесь, когда ты выступаешь в
клубах, тебе не нужно полностью привозить весь аппарат, платить за
аренду, и ещё на этот концерт к тебе придет только пять человек, потому
что люди не очень ходят на неизвестные имена. А чтобы стать известным,
нужно лет 10 бегать, крутиться, а еще зарабатывать на жизнь. В Америке
это довольно непросто. Очень жёсткие условия для выживания.
Олег: Действительно, качественную музыку можно делать где угодно.
Вопрос в том, чтобы уметь её делать. А что касается возвращения, то я
собираюсь пока пожить в Америке, поехать в Нью-Йорк. И пока есть запал
внутри, хочу еще там покарабкаться, понабраться опыта. А потом, конечно
же, собираюсь вернуться назад.
Вы когда-нибудь играли вместе?
Николай: Несколько раз в Москве в оркестрах, а совместных
проектов у нас никогда не было. Но Олег записался с нами на пластинке
Sunlight, это была запись живого концерта. Очень здорово сыграл!
Несмотря на то, что вы оба воспитанники Бёркли, у вас очень разные
представления о музыке, если судить по вашим выступлениям на фестивале.
Николай: Конечно, но это же здорово, что из одной «пробирки»
выходят разные музыканты. Главное — правильное отношение к делу, к
музыке. Чтобы было желание творить и играть именно в коллективе. Тогда
получаются настоящие открытия.
Олег: Вообще у нашего квартета несколько иные представления, чем
та музыка, что мы показали на фестивале. К этому фестивалю мы специально
подготовили программу с большим уклоном во фьюжн, чтобы сделать её более
доступной для широких масс. Вообще мы играем современный джаз, но здесь
сказали, что это не пойдёт.
Как вы относитесь друг к другу (вы лично и музыканты в Бёркли вообще)
с музыкальной точки зрения? Есть ли момент ревности, ощущения
превосходства, или наоборот, поддержка и взаимный интерес, обмен идеями?
Николай: Лично к Олегу я отношусь замечательно, он трудяга, и
только благодаря своему труду он смог стать лучшим в 2006 году и учиться
в Беркли. Мне кажется, что вопросы ревности, превосходства так или иначе
касаются каждого амбициозного человека. Но я верю, что это возрастное и
со временем проходит, и в конечном итоге мы всегда остаемся наедине с
собой, и причины того, что у кого-то что-то получается, а у тебя нет —
рано или поздно придется искать в себе.
Обмен идеями — это, наверное, то, ради чего музыканты становятся
равноценными членами коллектива и за счет равноправия растут в
творческо-музыкальном плане.
Олег: Элемент соревновательности присутствует всегда и везде,
особенно в музыке, но он лишь говорит о том, что у человека еще есть
пространство для роста. Поэтому я пытаюсь находить только хорошие
стороны в том, что 18-летние студенты могут мне что-нибудь
посоветовать...
Куда приводят мечты: конкурс в Бёркли
Инна Дудукина (победитель конкурса) и Джейсон Камелио
В рамках фестиваля Summertime-2009 проходило прослушивание-конкурс на
соискание стипендии на обучение в Berklee College of Music. После
прослушиваний директор международных образовательных программ колледжа
Бёркли Джейсон Камелио (Jason Camelio) рассказал о процедуре
прослушиваний в целом и о том, как это проходило на сей раз.
Как давно вы приезжаете в Россию с прослушиваниями?
— Это всего лишь второй раз.
Как вы оцениваете уровень музыкантов-участников?
— Он превосходен. Мы отобрали более 50 музыкантов по всей России для
прослушивания, и наша команда, и я лично, были потрясены. Мы никогда не
видели такой концентрации талантов и такого уровня в одном месте.
После прослушивания мы провели тяжелые четыре часа в обсуждениях,
пытаясь понять, кому же давать главный приз — стипендию на обучение в
Бёркли. Мы могли присудить лишь одну стипендию. Но по возвращении Бостон
мы обязательно будем связываться с музыкантами и думать, как можно
поощрить тех, кто участвовал, но не стал победителем. Так что наград
будет все равно больше, чем одна.
Как проходило прослушивание?
— Обычно прослушивание состоит из трех этапов — анкета в интернете,
конкурс и интервью. Сначала мы простим сыграть то, в чем музыкант
чувствует себя лучше всего. В любом стиле. Потом предлагаем ему что-то
вроде импровизации; опять же, стиль может быть любой — фанк. джаз, хэви
метал, поп и так далее. Затем участник читает с листа и выполняет
задания по сольфеджио и гармонии — проверка слуха обязательна. Все эти
качества необходимы как для концертной игры, так и для участия в записи,
так что это практические навыки.
Какими качествами нужно обладать музыканту сегодня, чтобы учиться в
Бёркли?
— Прежде всего это фундаментальный набор знаний, который позволит им
хорошо заниматься. Занятия очень трудные. Мы не хотим, чтобы кто-то
потерпел неудачу в процессе обучения из-за трудностей. Наша задача,
чтобы выбранные студенты хорошо учились, чтобы обучение было им по силам
и чтобы они могли добиться хороших результатов и проявить себя как во
время, так и после обучения. Это основное. Собственно, поэтому мы и
проверяем багаж навыков при прослушивании — это необходимость.
Конечно, нужно обладать индивидуальностью, способностью творить,
создавать, природным талантом… В победительнице этого прослушивания —
Инне Дудукиной — всё это есть. Это что-то невероятное. Она и
вокалистка, и пианистка, и композитор. Она владеет огромным количеством
стилей: может играть джаз, бразильскую музыку, фанк, русскую народную
музыку…Мы надеемся, что она в следующем году будет выступать на этом
фестивале.
Насколько эффективны прослушивания вне Америки и каков процент
учащихся, получивших стипендию на обучение таким образом?
— В прошлом году (между августом 2008 и апрелем 2009 года) мы прослушали
около 6000 музыкантов со всего мира. Вне Америки прослушали примерно
1750 иностранных студентов. Мы можем принять только 900, чтобы соблюсти
баланс. Всего в Бёркли учится 4000 студентов. Конкурс очень велик.
В этот раз был большой конкурс по сравнению с предыдущим?
— Да, очень серьёзный. Как я уже сказал — уровень претендентов на
стипендию оказался невероятно высок. И это были в подавляющем
большинстве очень умные, талантливые, интересные люди. И уже
профессионалы.
Каковы критерии отбора победителя? На чем был основан выбор?
— Это было непросто. Среди такого обилия талантов понять, кто же был
наиболее уникален, было сложно. Мы известны своей джазовой школой. У нас
есть выпускники, которые играют по всему миру — например, Пэт Мэтини...
Бёркли известен прежде всего как джазовый колледж. Но мы хотели бы
развивать и другое мнение — ведь наши выпускники, всемирно известные
музыканты, очень разносторонни и творят в абсолютно разных стилях и
направлениях. И поэтому мы хотим увидеть прежде всего разносторонний
подход к музыке, навыки игры в разных стилях, их чувствование и
понимание. Опять же, Инна обладает этими качествами. И я знаю, что,
когда она пройдёт обучение, она будет профессионалом и звездой мирового
уровня.
Оправдывают ли музыканты, которым вы дали возможность обучения в
Бёркли, ваши надежды?
— Конечно. Яркий пример — Олег Остапчук. Он великолепный музыкант, и
самое приятное, что при этом он продолжает расти, набирать творческий
вес. Я думаю, что ему дадут возможность учиться в Беркли еще три года.
Он знает, чего хочет, всё ещё делает больше, чем возможно, горит
музыкой. И мы также хотим участвовать в дальнейшей судьбе других
музыкантов — Евгения Лебедева, Якова Кременского, Николая Моисеенко —
поддерживать их проекты, давать возможность выступать по всему миру. У
всех них большой потенциал.
Как часто вы устраиваете прослушивание в одном и том же месте?
— У нас очень много городов и стран, где мы устраиваем прослушивание.
Это своего рода кругосветное путешествие, которое мы заканчиваем сейчас,
а потом снова начнем в августе с Японии, и далее весь год будем ездить
опять. Так что не чаще раза в год.
Вы собираетесь приехать еще раз в рамках этого фестиваля?
— Мы собираемся приезжать каждый год, потому что у нас получилось тесное
сотрудничество с этим фестивалем и с Санкт-Петербургом. Здесь много
отличных музыкальных колледжей, консерватория. Петербург — очень важное
место для нас. Так что мы обязательно вернемся, и, надеюсь, откроем ещё
не одно талантливое имя, постараемся поддержать его и дать возможность
учиться в Бостоне. А эту связь с фестивалем мы не разрываем; напротив,
будем дальше сотрудничать ещё более плотно — привезём коллективы,
сделаем прослушивание, может быть — что-то ещё. Мы очень ценим такое
отношение и такую любовь к музыке, какие мы видим здесь.
Инна Дудукина — 23 летняя победительница прослушивания Беркли в
рамках фестиваля «Summertime-2009» — сразу после вручения сертификата и
публичных поздравлений отказалась говорить публично: так глубоко была
взволнована и искренне растеряна. Но для «Джаз.Ру» Инна рассказала о
своём участии в прослушивании, и даже успела немного пофилософствовать.
Как
далеко тебе пришлось ехать, чтобы пройти прослушивание?
— Я из Новосибирска, довольно далеко добираться.
Учитывая расстояние — это должен быть был обдуманный шаг, или поехала
спонтанно, на авось?
— Я подавала заявление ещё год назад. Регистрация студентов идёт ведь
сначала в Интернете, и при прослушивании их заявкам дается приоритет.
Когда я ехала в Петербург, я уже знала точное время моего «выступления»
перед профессорами — до минуты.
Американцы были поражены тем, что ты не только поёшь, но и играешь на
рояле. Где и сколько ты этому училась?
— Училась в музыкальной школе, затем четыре года в Новосибирском
колледже на эстрадном вокале, и там же еще два с половиной года на
эстрадном фортепиано. Видимо, я действительно этим их и «убила» — когда
села за инструмент, они явно не ждали ничего хорошего.
Что ты готовила на прослушивание — какую-то песню, может быть
собственную композицию?
— Нет, какая там собственная! Я бы не посмела. Я спела «Cherokee»,
говорят, это сложное произведение. Фонограмму записала в Новосибирске, с
друзьями. Я побоялась приехать сюда хотя бы без такого музыкального
сопровождения. Здесь музыкантов было сложно найти и отрепетировать с
ними за те два дня, что я пробыла в Петербурге.
Какие эмоции испытывала, когда пришла туда? Волнение — понятно, что
еще?
— Ну, меня так…потряхивало.
Но рассказывают, что комиссия — очень доброжелательна и дружелюбно
настроена к каждому, кто к ним приходит.
— Да, это так. Им, наверное, даже забавно наше волнение. У нас это
генетически: как экзамен — так всё, тряска. У американцев принципиально
другой подход к тому, как себя надо показывать.
Сколько человек тебя слушало?
— Двое. Еще был звукорежиссёр и фотограф.
Спрашивали что-нибудь?
— Нет, ничего не спрашивали. Не помню. В основном, по-моему, говорила я.
Меня от волнения, что называется, прорвало. Мне только успевали давать
задания — прочитала с листа, спела, сыграла. Играла по нотам, написанным
заранее, может быть, им мой почерк понравился, не знаю.
А импровизировать просили?
— Я импровизировала сразу. Уже в «Чероки». Просто тему бессмысленно
петь. А импровизацию решила не заучивать, мне кажется, это всегда
слышно.
В чем именно т видишь свою реализацию?
— Хочется прежде всего петь, аранжировать, как Крисчен Джейкобс (Christian
Jacobs), который работает с Дайаной Кролл, хочется самой писать, играть
— всё вместе. Пока это для меня из области фантастики. Но почему бы не
попробовать...
Так значит, свою музыку все-таки пишешь?
— Нет. Стесняюсь. Пока что я просто хочу углубиться в джаз, расширить
свои музыкальные представления, изучить этот стиль вдоль и поперек. На
данный момент мне кажется, что писать свою музыку было бы слишком
самонадеянно. К тому же написано столько всего хорошего, что хотя бы
достойно это исполнить — это уже много.
Те, кто там учился (например, тот же Олег Остапчук, выступавший здесь
на фестивале), говорят как раз, что делать нужно именно что-то своё.
Исполнять то, что было — уже не очень интересно.
— Но джаз невозможно просто исполнять. Это всегда сотворчество, твой
взгляд, твоя импровизация. Джаз нельзя петь или играть по нотам, такого
не бывает. Любое исполнение — это со-творение в любом случае. Все
зависит от твоих умений, навыков, опыта, знаний, формирующих
индивидуальность.
Когда ты уезжаешь в Америку?
— Уже завтра. Я поступила на программу английского языка. Есть программа
музыкального английского и, так сказать, «внедрения» в Бёркли. Например,
есть вопрос в программе — «что Беркли приобретёт с вашим участием,
почему вам это нужно, почему это нужно музыкальному миру» и так далее.
То есть надо научиться «в лучших американских традициях» рассказывать,
какая я хорошая. И какая музыка во мне, и я в музыке. Это немного сложно
для нашего менталитета — мы так не умеем, как американцы — не то, чтобы
расхваливать себя, но говорить, что называется, без ложной скромности и
амбициозно. А учиться я собираюсь с зимнего семестра. К тому моменту
надеюсь разобраться с английским.
Ты только что получила сертификат. Амбиции, чувство собственной
значимости возросли? Что хочется сделать — покорить мир, стать звездой,
поучить премию за лучший альбом…?
— Хочется извиниться и сказать «Вы что?» Я не чувствую никакой
значимости, более того, я знаю только то, что ничего не знаю. Хочется
заниматься музыкой, это то, чем я занимаюсь с пяти лет, и у меня просто
нет других вариантов. Тут дело такое — надо или совсем бросать, или
серьёзно, с головой погружаться в этот мир. Любые полумеры ведут к
трагедии.
Александра
Житинская
собственный корреспондент «Джаз.Ру»
в Санкт-Петербурге
|