17-26
июня два редактора Интернет-портала "Джаз.Ру" - Кирилл Мошков и Анна
Филипьева - посетили с кратким деловым визитом родину джаза, то есть
Соединенные Штаты Америки. Основной целью нашей поездки было
присутствие на церемонии вручения премии Jazz Awards (о которой мы уже
отчитались в предыдущем выпуске
"Полного джаза") и на сопутствующем ей съезде международной Ассоциации
джазовых журналистов, но, естественно, джазовому журналисту побывать в
Америке и не пойти ни на одно джазовое мероприятие было бы довольно
странно. Мы и пошли. Из крупных мероприятий мы посетили последний день
ведущего фестиваля нью-йоркского Даунтаун-авангарда - 11-го Vision
Festival, а также новый трехдневный фестиваль в Кингстоне, штат
Нью-Йорк - всего второй в своей истории. Было и еще кое-что. Как все
это было - постараемся рассказать в сегодняшнем выпуске в жанре
"пунктирного дневника", введенного в "Полном джазе" именно в связи с
поездками в США сегодняшним юбиляром (об этом - ниже),
Дмитрием Петровичем Уховым.
Итак, пунктирный американский дневник Анны Филипьевой и Кирилла
Мошкова. Мы не стали делить тексты на "твоё-моё" - в большинстве
случаев из того, в каком роде пишет о себе автор, и так понятно, кто
из нас писал тот или иной фрагмент.
18 июня. Vision Festival
Важнейший
фестиваль нью-йоркского Downtown-авангарда стилистически гораздо
шире того "даунтауна", с которым он обычно отождествляется - и
музыканты на нем выступают далеко не только нью-йоркские, и звучит на
нем далеко не только авангард (ну, во всяком случае, далеко не только
радикальный авангард). Во главе фестиваля стоят Патриша
Николсон-Паркер, получившая пару лет назад за его организацию
престижную премию Jazz Award.
Она не только организует этот многодневный парад лучших сил новой
импровизационной музыки, но и - вместе с мужем, контрабасистом
Уильямом Паркером - активно участвует в нем в составе самых
разных музыкальных и междисциплинарных проектов: она - не только
продюсер, но и творец, что накладывает на фестиваль неповторимый
отпечаток.
В силу особенностей нашего расписания мы успевали только на последний
день Vision Festival, но этого оказалось вполне достаточно, чтобы
сформировать о фестивале пусть не исчерпывающее, но достаточно яркое
представление.
Когда-то
нижний Истсайд, где сейчас расположены два важнейших клуба
даунтаун-сцены - Stone и Tonic - и где проходит Vision Festival, был
районом с преимущественно еврейским населением. Были у местных жителей
и свои синагоги, в том числе и эта, в северном конце Норфолк-стрит, построенная в солидном полуготическом, полуиспанском
стиле. Потом еврейское население перебралось в другие районы, а
синагога перестала действовать и несколько десятилетий простояла
запертой. Время стерло позолоту, осыпало краску со стен, и только
грубоватое величие псевдоготического алтаря, украшенного массивным
могендовидом, внутри напоминало о былом назначении здания. Потом
нижний Истсайд стал, в процессе постепенного смещения богемных
кварталов из изначального Гринвич-Вилледжа к юго-востоку, обиталищем
нью-йоркского творческого андеграунда - молодых музыкантов,
художников, писателей, танцоров и т.п. И в старую синагогу пришли
новые люди, превратив ее в
культурный центр
художника Эйнджела Оренсанца. Теперь там проходит и
фестиваль Vision. Художественная природа культурного центра в ходе
фестиваля проявляется в том, что в зале идут параллельно несколько выставок
- одна из которых представляла московского художника
Виктора Меламеда с
экспрессивно-графичной черно-белой серией Horns.
18 июня последний день 11 фестиваля состоял из пяти сетов, из которых
авторы этих строк видели три.
Саксофонист
Эдвард Джордан по прозвищу Кидд - живое свидетельство того, что
музыканты из Нью-Орлеана играют не только диксиленд. В случае с Киддом
Джорданом все наоборот: он играет бескомпромиссный фри-джаз в старой
доброй манере 60-х, ровный в своем неослабевающем напоре, полный
драйва и массы смутно оформленных музыкальных идей, которыми
непрестанно обмениваются с Киддом члены его трио - мрачный, бледный
пианист из Вирджинии Джоэл Футтермэн и плотный, основательный мастер
бескомпромиссной фри-джазовой рубки на ударной установке - Элвин
Фидлер, родом неожиданно из штата Миссисипи, где его предки пели
исконные афроамериканские "холлерс" на хлопковых полях. Трио
укомплектовано до квартета самим Уильямом Паркером, который сочетает
глубокое понимание разных стилистик свободной импровизации с
практически ритм-н-блюзовой моторностью контрабасовой игры, удачно
придавая спонтанно рождаемой музыкальной ткани трио необходимую
упругость и эластичность.
Протяженные
музыкальные диалоги участников этого трио-квартета - то саксофониста
Джордана с барабанщиком Фидлером, то Джордана с контрабасистом
Паркером - временами перемежались обстоятельными сольными
высказываниями пианиста Футтермэна, стоявшими в этом неослабевающем
потоке музыкального самовыражения несколько особняком и
повествовавшими об эмоциях куда более мрачных и закономерностях куда
более неумолимых, чем те, что питали игру остальных. Впрочем, сильнее
всего впечатлял все же саксофонист: Кидд Джордан отлично владеет
расширенным диапазоном тенор-саксофона и особенно любит, сорвавшись на
страшноватый визг, долго-долго удерживать одну ноту, обыгрывая ее
сугубо тембральными средствами, арсенал которых у него вполне
внушителен.
Все
это время прямо перед сценой почтенный седовласый художник в
легкомысленной бейсболке параллельно со звучанием музыки, вдохновляясь
мрачноватым потоком музыкального самовыражения, создавал обширную
графическую работу в абстрактном духе - правда, вполне жизнерадостную,
по крайней мере в плане колорита.
Второй сет показал публике сразу обоих организаторов фестиваля: на
сцене находились и Патриша Николсон, и Уильям Паркер. Паркер, правда,
переоделся, оказавшись в праздничном африканском головном уборе и
роскошной красной рубахе.
Фестиваль все десять лет своего существования с особой любовью включал
в свою программу "междисциплинарные" проекты - те, где задействованы,
помимо музыки, и другие искусства: изобразительное (например,
спонтанная живопись, прямо на сцене иллюстрирующая музыкальное
действие или создающаяся контрапунктом к музыке) и пластическое
(танец). Только в программе нынешнего, десятого фестиваля было три
музыкально-танцевальных проекта, и один из них, "Troubled Waters"
("Бурлящие воды"), как раз и представила Патриша Николсон. Сама она
предстала на сцене в двух ролях - нарратора (она в течение сета
несколько раз читала стихи - очень выразительно, глубоким,
взволнованным, совсем не "актерским" голосом - странно только, что не
пользовалась при этом радиомикрофоном: разве это не удобнее, чем
путаться в длинном кабеле, занимая руки неудобным посторонним
предметом?) и танцовщицы. Ее танец импровизационен, как и музыкальная
составляющая проекта, находящаяся с танцем и нарративной частью в
глубоком взаимодействии. Перкуссионист и барабанщик Хамид Дрейк, один
из самых искушенных на нынешней сцене новой импровизационной музыки,
был основным действующим лицом этого импровизационного музыкального
потока, создавая ритмический эквивалент спонтанным кружениям и взмахам
полупрозрачного шарфа Патриши Николсон, тогда как Уильям Паркер был
далек от обычной своей роли басового мотора - он то пел, играл то на
малийской лютне "досон-гони", то на индийском духовом инструменте
нагасварм (напоминающем по тембру армянский дудук), создавая не пульс,
а, скорее, меланхолически-медитативный фон, который должен был
подчеркнуть вневременную "фольклорную" составляющую этого проекта.
Мы берем здесь слово "фольклорную" в кавычки, потому что если все это
и имеет под собой какую-то традиционную народную основу, то в очень
малой степени. Это - некий усредненный мировой фольклор, увиденный
глазами космополитической городской цивилизации, переваренный ею,
сплавленный воедино с родившимся в недрах городской цивилизации новым
фольклором - импровизационной музыкой, лишенный каких бы то ни было
конкретных этнических признаков, но беспрерывно апеллирующий к
"земле", к забытым (или даже никогда не существовавшим в реальности)
праосновам искусства, коренящимся в воображаемой первобытности,
которую современный городской человек хочет себе представить, страстно
стремится к этому представлению, но представить как некую реальность
(данную нам, согласно одному немецкому мыслителю, в ощущениях) никак
не может - просто в силу того, что его жизненный опыт не дает ему
таких ощущений и, значит, такой реальности.
Как
бы некоторые движения Патриши Николсон не напоминали некий усредненный
индийский танец, это НЕ индийский танец с его множеством глубоко
формализованных региональных традиций и школ, в которых шаг влево, шаг
вправо - не только провокация, но и нарушение канона. Это спонтанный
импровизационный танец горожанки, в котором используются только редкие
визуальные штрихи индийского танца (а также множества других
танцевальных школ и традиций, до Айседоры Дункан включительно). Как бы
изощренные ритмы Хамида Дрейка не напоминали (в первой части сета) об
индийской музыке - это НЕ индийские ритмы, потому что Хамид только
намечает характерные ритмические формулы на индийских табла и тут же
развивает их во вполне североафриканском (и тоже переосмысленном через
призму североамериканского опыта) духе на исполинском бубне, а затем,
бросив табла, вместе со бубном усаживается за самую что ни на есть
современную ударную установку. Сон о корнях, мечта об утраченной связи
с когда-то насущной, а потом утраченной архаичной традицией, причем не
какой-то конкретной региональной традицией, а некоей усредненной
"мировой памятью" - так примерно можно обозначить "идейную"
составляющую проекта "Troubled Waters", исполненного с огромным
воодушевлением и с таким же воодушевлением принятого аудиторией.
Следующий сет представило интересное трио во главе с барабанщиком
Уитом Дикки. Можно предположить, что выбор двух остальных инструментов
трио был продиктован соображениями тембрального баланса: вязкий
тягучий тембр виолончели Дэниела Левина хорошо уравновешивается
отрывистым звучанием ударной установки, а прозрачный, переливающийся
звон вибрафона Мэтта Морана удачно заполняет звуковое пространство
между этими полярными тембровыми "островами" плотной и совершенно
небанальной импровизационной ткани трио.
Особенно
интересным оказался эпизод, когда Мэтт Моран стал играть на вибрафоне
двумя смычками, проводя ими по торцу металлических пластин,
составляющих клавиатуру инструмента. Эти движения вызывали чистые,
протяжные свистящие звуки, тембр которых просто не с чем сравнить.
Впрочем, далеко не одним только тембровым своеобразием отличался этот
коллектив: хотя подобного рода музыку у нас принято отождествлять
скорее с европейскими импровизационными стилистиками, уровень
насыщенности музыкальной ткани нешаблонными, интригующими
импровизационными решениями заставлял вспоминать о лучших американских
новоджазовых коллективах последних десятилетий - пусть даже трио Уита
Дикки идет своими, достаточно оригинальными и необычными путями.
В тот же вечер должно было состояться еще одно, финальное выступление
фестиваля Vision - последнее на территории США совместное выступление
квартета тенор-саксофониста Дэвида Уэа (David S. Ware). Созданный 17
лет назад, квартет был на протяжении многих лет одним из самых ярких
коллективов нью-йоркского авант-джаза, наследовавшего прежде всего
традиции фри-джаза 60-х. Именно в квартете Дэвида Уэа прославился
пианист Мэтью Шипп, ныне представляющий собой один из самых
оригинальных голосов нью-йоркской новой импровизационной музыки - и
как солист, и как идеолог лейбла Thirsty Ear. Вместе с вездесущим
контрабасистом Уильямом Паркером, игравшим в этом квартете на
протяжении всей его истории, и барабанщиком Гильермо И. Брауном
саксофонист Уэа и пианист Шипп должны были 18 июня поставить точку в
истории этого выдающегося авангардного коллектива, чьи альбомы
выходили не только на независимых лейблах, но и - с подачи Брэнфорда
Марсалиса - на мэйджоре Columbia, попадали в шапку колонки рецензий
рок-журнала Rolling Stone ("Cryptology" - почти небывалый случай для
альбома авангардного джаза!), а новая интерпретация легендарной "Сюиты
свободы" Сонни Роллинза на альбоме 2002 г. так понравилась самому
Роллинзу, что он пригласил квартет играть на собственном 75-летии в
2005 г.
Правда, авторы этого выступления уже не увидели: победил всемогущий
джет-лаг от смены восьми часовых поясов.
21 июня. Клуб The Stone, группа Tremolo
of Joy
21 июня с подачи живущего в Нью-Йорке основателя "Джаз.Ру"
Петра
Ганнушкина стопы нашей обширной, с позволения сказать, делегации
были направлены в клуб
The Stone. Клуб этот расположен в
радикально антибуржуазной части Манхэттена, Ист-Вилледже - а как же, в
Нью-Йорке есть и такое! - и предназначен для посещения
антикапиталистически (читай, хиппово) настроенной частью интеллигенции
и исполнения свободной музыки довольно-таки бескорыстно настроенными
музыкантами. Входной билет в этот клуб стоит 10 долларов. По
Нью-Йоркским меркам - сумма чисто символическая, да и зал в клубе
настолько маленький, что сборы с него едва ли способны поддержать чье
бы то ни было благосостояние. Из этого можно заключить, что музыканты
играют здесь не столько ради денег, сколько ради удовольствия от
процесса совместного музицирования, причем проделывают это как мало
кому известные молодые ребята, так и весьма уважаемые деятели новой
музыки. Тешим себя надеждой, что при прочтении этих строк, глядишь,
что-нибудь да и шевельнется в душах некоторых отечественных любителей
беспрестанных "башлевых халтур". А то, может быть, у кого-то даже
возникнет желание совершить пару-тройку бескорыстных подвигов ради
чистого искусства. Мечты, мечты... Впрочем, ближе к делу.
Внутреннее убранство клуба впечатлило аскетичностью, и, если бы не
фотографии музыкантов (сделанные, кстати, Петром Ганнушкиным), которые
скромно украшают стены, да стоящие рядами стульчики, понять
предназначение данного заведения было бы непросто. Попросту говоря,
кроме стульев, фотографий и скромной звукоусилительной аппаратуры, в
этой большой... э-э... комнате больше ничего нет. Хотя нет: есть еще
особая достопримечательность клуба - туалетная кабинка, которая
располагается прямо на сцене и имеет на своей двери объявление, в
котором администрация клуба вежливо просит слушателей воздержаться от
посещения туалета во время концерта. Впрочем, совсем воздерживаться от
посещения оного, находясь в стенах Stone, все-таки не стоит, поскольку
этот туалет выгодно отличается от своих собратьев: он сам по себе уже
есть культурный объект. Изнутри его стены украшены лучшими
фотоработами Ганнушкина. "Почему именно стены туалета?!" - недоуменно
спросит читатель. "Потому что в туалете светлее, чем в клубе" -
ответит Петр, не моргнув глазом.
Проект,
ради которого мы явились в клуб, носил название Tremolo of Joy, и
руководил им басист Като Хидэки. Помимо него в проекте участвовали
Марко Каппелли (гитара), Бригган Крауз (саксофон) и Дуги Боун
(ударные).
К моменту начала концерта народу в зале было человек восемь. Впрочем,
концерт задержался - гитарист забыл какую-то примочку и уехал за ней
домой, поэтому к началу действа успело подтянуться еще целых три
человека.
Началось.
Я ожидала, что будет полная "собака". Оказалось, ничего подобного.
Концерт открывает вполне осмысленная и гармонически четко очерченная
мажорная тема, изложенная в четкой ритмической организации. В большей
степени тема тяготеет к року, чем куда-то еще. Но импровизационная
составляющая - вполне себе фри-джазовая. Какие-то трудноуловимые
нюансы заставили вспомнить блестящую японскую фри-джазовую сборную,
прокатившуюся по Европе год-полтора назад - "Сибусасирадзу". Не иначе,
пресловутое восприятие европейской культуры японцем - Хидэки в этом
квартете явный лидер.
Барабанщик упустил палочку, а потом еще и тарелка отвалилась.
Многовато для одной композиции.
Вторая пьеса тоже исключительно четко удерживается в ритмических
рамках, на этот раз 7/8. Но тут уже ладовость налицо. Убедительно
играют! Весь разброд и шатание цементирует собой и удерживает в
рамках, в общем-то, басист. Для басиста, как социальной роли, это
неожиданно. Обычно уж если кто дорывается до лидерства, то уж весь
ансамбль пашет на него. А тут наоборот - Хидэки всем дает
высказываться, а сам скромно и незаметно всех держит в узде.
А
вот и "собака". Дуэт альт-саксофона и барабанов. Внезапно возникла
тема - унисон форсированных гитары и саксофона. Прозвучало как
лирический вопль мертвецки пьяного жителя Страны Восходящего Солнца.
Развитие: медитативная баллада на остинатном басу - эмоционально
ощущается как что-то, с трудом сдерживаемое в рамках приличий.
Гитарист наканифолил смычок. Не к добру.
Играют, кстати, по нотам! Весь тематический материал, похоже, у них
выписан.
Опять ладовое развитие. Началось все с довольно странно звучащей темы
- саксофонист берет и долго тянет одну ноту, а остальные постепенно
сползаются к нему со своими звуками - этакой волной накатывают. Потом
оказалось, что это была только присказка. Сказка началась позже -
снова весьма конкретным образом ритмически сцементированная
бас-гитарой.
Судя по тому, что можно разглядеть в нотах у саксофониста, сидящего в
метре от меня, сейчас будет что-то весьма драматичное. Начало ничего
такого не предвещает, но грядут вилки страшных крещендо и диминуэндо.
Тихий нервический пульс бас-гитары подогревает ожидание. Да, вот он,
прорыв. Первый, второй... Не изменяя нитевидного пульса. Страшный и
сокрушительный в своей безальтернативности...
23-25 июня. Кингстон, штат Нью-Йорк. Kingston Jazz Festival.
Даже чисто хронологически Кингстонский джаз-фестиваль занял у нас
больше всего времени в течение поездки. Он оказался весьма насыщенным
и разнообразным по программе и может, наверное, при необходимости
служить образцом типичного провинциального джазового фестиваля в США -
с поправкой на то, что проводит его некоммерческая организация (см.
рубрику "Говорите, вас слушают" - интервью с
продюсером этого фестиваля Томом Беллино), а это накладывает
определенные особенности на составление программы фестиваля, и что это
все-таки не очень глубокая провинция: до Нью-Йорка меньше трех часов
езды, так что привезти на фестиваль сколько угодно первоклассных
музыкантов с хорошими именами - совсем не проблема...>>>>
|