502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
  ПОЛНЫЙ ДЖАЗ
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
Выпуск # 23 (355) - 17 июля 2006 г.
Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 3 августа 2006 г.

Специальный репортаж

Америка:
пунктирный дневник

17-26 июня два редактора Интернет-портала "Джаз.Ру" - Кирилл Мошков и Анна Филипьева - посетили с кратким деловым визитом родину джаза, то есть Соединенные Штаты Америки. Основной целью нашей поездки было присутствие на церемонии вручения премии Jazz Awards (о которой мы уже отчитались в предыдущем выпуске "Полного джаза") и на сопутствующем ей съезде международной Ассоциации джазовых журналистов, но, естественно, джазовому журналисту побывать в Америке и не пойти ни на одно джазовое мероприятие было бы довольно странно. Мы и пошли. Из крупных мероприятий мы посетили последний день ведущего фестиваля нью-йоркского Даунтаун-авангарда - 11-го Vision Festival, а также новый трехдневный фестиваль в Кингстоне, штат Нью-Йорк - всего второй в своей истории. Было и еще кое-что. Как все это было - постараемся рассказать в сегодняшнем выпуске в жанре "пунктирного дневника", введенного в "Полном джазе" именно в связи с поездками в США сегодняшним юбиляром (об этом - ниже), Дмитрием Петровичем Уховым.
Итак, пунктирный американский дневник Анны Филипьевой и Кирилла Мошкова. Мы не стали делить тексты на "твоё-моё" - в большинстве случаев из того, в каком роде пишет о себе автор, и так понятно, кто из нас писал тот или иной фрагмент.

18 июня. Vision Festival

Важнейший фестиваль нью-йоркского Downtown-авангарда стилистически гораздо шире того "даунтауна", с которым он обычно отождествляется - и музыканты на нем выступают далеко не только нью-йоркские, и звучит на нем далеко не только авангард (ну, во всяком случае, далеко не только радикальный авангард). Во главе фестиваля стоят Патриша Николсон-Паркер, получившая пару лет назад за его организацию престижную премию Jazz Award. Она не только организует этот многодневный парад лучших сил новой импровизационной музыки, но и - вместе с мужем, контрабасистом Уильямом Паркером - активно участвует в нем в составе самых разных музыкальных и междисциплинарных проектов: она - не только продюсер, но и творец, что накладывает на фестиваль неповторимый отпечаток.
В силу особенностей нашего расписания мы успевали только на последний день Vision Festival, но этого оказалось вполне достаточно, чтобы сформировать о фестивале пусть не исчерпывающее, но достаточно яркое представление.
Когда-то нижний Истсайд, где сейчас расположены два важнейших клуба даунтаун-сцены - Stone и Tonic - и где проходит Vision Festival, был районом с преимущественно еврейским населением. Были у местных жителей и свои синагоги, в том числе и эта, в северном конце Норфолк-стрит, построенная в солидном полуготическом, полуиспанском стиле. Потом еврейское население перебралось в другие районы, а синагога перестала действовать и несколько десятилетий простояла запертой. Время стерло позолоту, осыпало краску со стен, и только грубоватое величие псевдоготического алтаря, украшенного массивным могендовидом, внутри напоминало о былом назначении здания. Потом нижний Истсайд стал, в процессе постепенного смещения богемных кварталов из изначального Гринвич-Вилледжа к юго-востоку, обиталищем нью-йоркского творческого андеграунда - молодых музыкантов, художников, писателей, танцоров и т.п. И в старую синагогу пришли новые люди, превратив ее в культурный центр художника Эйнджела Оренсанца. Теперь там проходит и фестиваль Vision. Художественная природа культурного центра в ходе фестиваля проявляется в том, что в зале идут параллельно несколько выставок - одна из которых представляла московского художника Виктора Меламеда с экспрессивно-графичной черно-белой серией Horns.
18 июня последний день 11 фестиваля состоял из пяти сетов, из которых авторы этих строк видели три.
Саксофонист Эдвард Джордан по прозвищу Кидд - живое свидетельство того, что музыканты из Нью-Орлеана играют не только диксиленд. В случае с Киддом Джорданом все наоборот: он играет бескомпромиссный фри-джаз в старой доброй манере 60-х, ровный в своем неослабевающем напоре, полный драйва и массы смутно оформленных музыкальных идей, которыми непрестанно обмениваются с Киддом члены его трио - мрачный, бледный пианист из Вирджинии Джоэл Футтермэн и плотный, основательный мастер бескомпромиссной фри-джазовой рубки на ударной установке - Элвин Фидлер, родом неожиданно из штата Миссисипи, где его предки пели исконные афроамериканские "холлерс" на хлопковых полях. Трио укомплектовано до квартета самим Уильямом Паркером, который сочетает глубокое понимание разных стилистик свободной импровизации с практически ритм-н-блюзовой моторностью контрабасовой игры, удачно придавая спонтанно рождаемой музыкальной ткани трио необходимую упругость и эластичность.
Протяженные музыкальные диалоги участников этого трио-квартета - то саксофониста Джордана с барабанщиком Фидлером, то Джордана с контрабасистом Паркером - временами перемежались обстоятельными сольными высказываниями пианиста Футтермэна, стоявшими в этом неослабевающем потоке музыкального самовыражения несколько особняком и повествовавшими об эмоциях куда более мрачных и закономерностях куда более неумолимых, чем те, что питали игру остальных. Впрочем, сильнее всего впечатлял все же саксофонист: Кидд Джордан отлично владеет расширенным диапазоном тенор-саксофона и особенно любит, сорвавшись на страшноватый визг, долго-долго удерживать одну ноту, обыгрывая ее сугубо тембральными средствами, арсенал которых у него вполне внушителен.
Все это время прямо перед сценой почтенный седовласый художник в легкомысленной бейсболке параллельно со звучанием музыки, вдохновляясь мрачноватым потоком музыкального самовыражения, создавал обширную графическую работу в абстрактном духе - правда, вполне жизнерадостную, по крайней мере в плане колорита.
Второй сет показал публике сразу обоих организаторов фестиваля: на сцене находились и Патриша Николсон, и Уильям Паркер. Паркер, правда, переоделся, оказавшись в праздничном африканском головном уборе и роскошной красной рубахе.

Фестиваль все десять лет своего существования с особой любовью включал в свою программу "междисциплинарные" проекты - те, где задействованы, помимо музыки, и другие искусства: изобразительное (например, спонтанная живопись, прямо на сцене иллюстрирующая музыкальное действие или создающаяся контрапунктом к музыке) и пластическое (танец). Только в программе нынешнего, десятого фестиваля было три музыкально-танцевальных проекта, и один из них, "Troubled Waters" ("Бурлящие воды"), как раз и представила Патриша Николсон. Сама она предстала на сцене в двух ролях - нарратора (она в течение сета несколько раз читала стихи - очень выразительно, глубоким, взволнованным, совсем не "актерским" голосом - странно только, что не пользовалась при этом радиомикрофоном: разве это не удобнее, чем путаться в длинном кабеле, занимая руки неудобным посторонним предметом?) и танцовщицы. Ее танец импровизационен, как и музыкальная составляющая проекта, находящаяся с танцем и нарративной частью в глубоком взаимодействии. Перкуссионист и барабанщик Хамид Дрейк, один из самых искушенных на нынешней сцене новой импровизационной музыки, был основным действующим лицом этого импровизационного музыкального потока, создавая ритмический эквивалент спонтанным кружениям и взмахам полупрозрачного шарфа Патриши Николсон, тогда как Уильям Паркер был далек от обычной своей роли басового мотора - он то пел, играл то на малийской лютне "досон-гони", то на индийском духовом инструменте нагасварм (напоминающем по тембру армянский дудук), создавая не пульс, а, скорее, меланхолически-медитативный фон, который должен был подчеркнуть вневременную "фольклорную" составляющую этого проекта.

Мы берем здесь слово "фольклорную" в кавычки, потому что если все это и имеет под собой какую-то традиционную народную основу, то в очень малой степени. Это - некий усредненный мировой фольклор, увиденный глазами космополитической городской цивилизации, переваренный ею, сплавленный воедино с родившимся в недрах городской цивилизации новым фольклором - импровизационной музыкой, лишенный каких бы то ни было конкретных этнических признаков, но беспрерывно апеллирующий к "земле", к забытым (или даже никогда не существовавшим в реальности) праосновам искусства, коренящимся в воображаемой первобытности, которую современный городской человек хочет себе представить, страстно стремится к этому представлению, но представить как некую реальность (данную нам, согласно одному немецкому мыслителю, в ощущениях) никак не может - просто в силу того, что его жизненный опыт не дает ему таких ощущений и, значит, такой реальности.
Как бы некоторые движения Патриши Николсон не напоминали некий усредненный индийский танец, это НЕ индийский танец с его множеством глубоко формализованных региональных традиций и школ, в которых шаг влево, шаг вправо - не только провокация, но и нарушение канона. Это спонтанный импровизационный танец горожанки, в котором используются только редкие визуальные штрихи индийского танца (а также множества других танцевальных школ и традиций, до Айседоры Дункан включительно). Как бы изощренные ритмы Хамида Дрейка не напоминали (в первой части сета) об индийской музыке - это НЕ индийские ритмы, потому что Хамид только намечает характерные ритмические формулы на индийских табла и тут же развивает их во вполне североафриканском (и тоже переосмысленном через призму североамериканского опыта) духе на исполинском бубне, а затем, бросив табла, вместе со бубном усаживается за самую что ни на есть современную ударную установку. Сон о корнях, мечта об утраченной связи с когда-то насущной, а потом утраченной архаичной традицией, причем не какой-то конкретной региональной традицией, а некоей усредненной "мировой памятью" - так примерно можно обозначить "идейную" составляющую проекта "Troubled Waters", исполненного с огромным воодушевлением и с таким же воодушевлением принятого аудиторией.

Следующий сет представило интересное трио во главе с барабанщиком Уитом Дикки. Можно предположить, что выбор двух остальных инструментов трио был продиктован соображениями тембрального баланса: вязкий тягучий тембр виолончели Дэниела Левина хорошо уравновешивается отрывистым звучанием ударной установки, а прозрачный, переливающийся звон вибрафона Мэтта Морана удачно заполняет звуковое пространство между этими полярными тембровыми "островами" плотной и совершенно небанальной импровизационной ткани трио.
Особенно интересным оказался эпизод, когда Мэтт Моран стал играть на вибрафоне двумя смычками, проводя ими по торцу металлических пластин, составляющих клавиатуру инструмента. Эти движения вызывали чистые, протяжные свистящие звуки, тембр которых просто не с чем сравнить. Впрочем, далеко не одним только тембровым своеобразием отличался этот коллектив: хотя подобного рода музыку у нас принято отождествлять скорее с европейскими импровизационными стилистиками, уровень насыщенности музыкальной ткани нешаблонными, интригующими импровизационными решениями заставлял вспоминать о лучших американских новоджазовых коллективах последних десятилетий - пусть даже трио Уита Дикки идет своими, достаточно оригинальными и необычными путями.
В тот же вечер должно было состояться еще одно, финальное выступление фестиваля Vision - последнее на территории США совместное выступление квартета тенор-саксофониста Дэвида Уэа (David S. Ware). Созданный 17 лет назад, квартет был на протяжении многих лет одним из самых ярких коллективов нью-йоркского авант-джаза, наследовавшего прежде всего традиции фри-джаза 60-х. Именно в квартете Дэвида Уэа прославился пианист Мэтью Шипп, ныне представляющий собой один из самых оригинальных голосов нью-йоркской новой импровизационной музыки - и как солист, и как идеолог лейбла Thirsty Ear. Вместе с вездесущим контрабасистом Уильямом Паркером, игравшим в этом квартете на протяжении всей его истории, и барабанщиком Гильермо И. Брауном саксофонист Уэа и пианист Шипп должны были 18 июня поставить точку в истории этого выдающегося авангардного коллектива, чьи альбомы выходили не только на независимых лейблах, но и - с подачи Брэнфорда Марсалиса - на мэйджоре Columbia, попадали в шапку колонки рецензий рок-журнала Rolling Stone ("Cryptology" - почти небывалый случай для альбома авангардного джаза!), а новая интерпретация легендарной "Сюиты свободы" Сонни Роллинза на альбоме 2002 г. так понравилась самому Роллинзу, что он пригласил квартет играть на собственном 75-летии в 2005 г.
Правда, авторы этого выступления уже не увидели: победил всемогущий джет-лаг от смены восьми часовых поясов.

21 июня. Клуб The Stone, группа Tremolo of Joy

21 июня с подачи живущего в Нью-Йорке основателя "Джаз.Ру" Петра Ганнушкина стопы нашей обширной, с позволения сказать, делегации были направлены в клуб The Stone. Клуб этот расположен в радикально антибуржуазной части Манхэттена, Ист-Вилледже - а как же, в Нью-Йорке есть и такое! - и предназначен для посещения антикапиталистически (читай, хиппово) настроенной частью интеллигенции и исполнения свободной музыки довольно-таки бескорыстно настроенными музыкантами. Входной билет в этот клуб стоит 10 долларов. По Нью-Йоркским меркам - сумма чисто символическая, да и зал в клубе настолько маленький, что сборы с него едва ли способны поддержать чье бы то ни было благосостояние. Из этого можно заключить, что музыканты играют здесь не столько ради денег, сколько ради удовольствия от процесса совместного музицирования, причем проделывают это как мало кому известные молодые ребята, так и весьма уважаемые деятели новой музыки. Тешим себя надеждой, что при прочтении этих строк, глядишь, что-нибудь да и шевельнется в душах некоторых отечественных любителей беспрестанных "башлевых халтур". А то, может быть, у кого-то даже возникнет желание совершить пару-тройку бескорыстных подвигов ради чистого искусства. Мечты, мечты... Впрочем, ближе к делу.
Внутреннее убранство клуба впечатлило аскетичностью, и, если бы не фотографии музыкантов (сделанные, кстати, Петром Ганнушкиным), которые скромно украшают стены, да стоящие рядами стульчики, понять предназначение данного заведения было бы непросто. Попросту говоря, кроме стульев, фотографий и скромной звукоусилительной аппаратуры, в этой большой... э-э... комнате больше ничего нет. Хотя нет: есть еще особая достопримечательность клуба - туалетная кабинка, которая располагается прямо на сцене и имеет на своей двери объявление, в котором администрация клуба вежливо просит слушателей воздержаться от посещения туалета во время концерта. Впрочем, совсем воздерживаться от посещения оного, находясь в стенах Stone, все-таки не стоит, поскольку этот туалет выгодно отличается от своих собратьев: он сам по себе уже есть культурный объект. Изнутри его стены украшены лучшими фотоработами Ганнушкина. "Почему именно стены туалета?!" - недоуменно спросит читатель. "Потому что в туалете светлее, чем в клубе" - ответит Петр, не моргнув глазом.
Като Хидэки (фото: Пётр Ганнушкин, DOWNTOWNMUSIC.NET)Проект, ради которого мы явились в клуб, носил название Tremolo of Joy, и руководил им басист Като Хидэки. Помимо него в проекте участвовали Марко Каппелли (гитара), Бригган Крауз (саксофон) и Дуги Боун (ударные).
К моменту начала концерта народу в зале было человек восемь. Впрочем, концерт задержался - гитарист забыл какую-то примочку и уехал за ней домой, поэтому к началу действа успело подтянуться еще целых три человека.
Началось.
Я ожидала, что будет полная "собака". Оказалось, ничего подобного. Концерт открывает вполне осмысленная и гармонически четко очерченная мажорная тема, изложенная в четкой ритмической организации. В большей степени тема тяготеет к року, чем куда-то еще. Но импровизационная составляющая - вполне себе фри-джазовая. Какие-то трудноуловимые нюансы заставили вспомнить блестящую японскую фри-джазовую сборную, прокатившуюся по Европе год-полтора назад - "Сибусасирадзу". Не иначе, пресловутое восприятие европейской культуры японцем - Хидэки в этом квартете явный лидер.
Барабанщик упустил палочку, а потом еще и тарелка отвалилась. Многовато для одной композиции.
Вторая пьеса тоже исключительно четко удерживается в ритмических рамках, на этот раз 7/8. Но тут уже ладовость налицо. Убедительно играют! Весь разброд и шатание цементирует собой и удерживает в рамках, в общем-то, басист. Для басиста, как социальной роли, это неожиданно. Обычно уж если кто дорывается до лидерства, то уж весь ансамбль пашет на него. А тут наоборот - Хидэки всем дает высказываться, а сам скромно и незаметно всех держит в узде.
Бригган Краусс (фото: Пётр Ганнушкин, DOWNTOWNMUSIC.NET)А вот и "собака". Дуэт альт-саксофона и барабанов. Внезапно возникла тема - унисон форсированных гитары и саксофона. Прозвучало как лирический вопль мертвецки пьяного жителя Страны Восходящего Солнца. Развитие: медитативная баллада на остинатном басу - эмоционально ощущается как что-то, с трудом сдерживаемое в рамках приличий.
Гитарист наканифолил смычок. Не к добру.
Играют, кстати, по нотам! Весь тематический материал, похоже, у них выписан.
Опять ладовое развитие. Началось все с довольно странно звучащей темы - саксофонист берет и долго тянет одну ноту, а остальные постепенно сползаются к нему со своими звуками - этакой волной накатывают. Потом оказалось, что это была только присказка. Сказка началась позже - снова весьма конкретным образом ритмически сцементированная бас-гитарой.
Судя по тому, что можно разглядеть в нотах у саксофониста, сидящего в метре от меня, сейчас будет что-то весьма драматичное. Начало ничего такого не предвещает, но грядут вилки страшных крещендо и диминуэндо. Тихий нервический пульс бас-гитары подогревает ожидание. Да, вот он, прорыв. Первый, второй... Не изменяя нитевидного пульса. Страшный и сокрушительный в своей безальтернативности...

23-25 июня. Кингстон, штат Нью-Йорк. Kingston Jazz Festival.

Даже чисто хронологически Кингстонский джаз-фестиваль занял у нас больше всего времени в течение поездки. Он оказался весьма насыщенным и разнообразным по программе и может, наверное, при необходимости служить образцом типичного провинциального джазового фестиваля в США - с поправкой на то, что проводит его некоммерческая организация (см. рубрику "Говорите, вас слушают" - интервью с продюсером этого фестиваля Томом Беллино), а это накладывает определенные особенности на составление программы фестиваля, и что это все-таки не очень глубокая провинция: до Нью-Йорка меньше трех часов езды, так что привезти на фестиваль сколько угодно первоклассных музыкантов с хорошими именами - совсем не проблема...>>>>

Говорите,
вас слушают

В этой рубрике мы продолжаем тему нашего специального репортажа. Сегодня мы слушаем президента компании Planet Arts, продюсера джазового фестиваля в Кингстоне, штат Нью-Йорк - Тома Беллино. Беседа с Томом состоялась в последний день Кингстонского фестиваля, но беседовали мы главным образом не о фестивале, а о том, что это вообще такое - некоммерческая организация, занимающаяся организацией джазовой жизни...>>>>

Постсоветское пространство:
что было


Квинтет Романа Соколова

В очередной, теперь уже в восьмой раз, 14 и 15 июля в Подмосковье прошел джазовый праздник на воде, или, как его традиционно называют со времен колесных пароходов на Миссисипи, "Джазовый пароход". Как всегда, организатором этого праздника выступил московский "Джаз Арт клуб". В этом году джазовый пароход был посвящен 90-летию со дня рождения Олега Леонидовича Лундстрема.
На борту трехпалубного корабля "Иван Крылов" собралось около 450 человек - любителей джаза и музыкантов. По представительности составов, программам, формату выступлений это неординарное событие в джазовой жизни России могло бы вполне считаться фестивалем. В этом сходятся мнения музыкантов и многих гостей джазового парохода.
Ночной джем. В центре - Герман ЛукьяновНа трех концертных площадках с заявленными сорокапятиминутными программами выступило 22 ансамбля; кроме этого, на всех площадках после завершения программных концертов шли jam sessions. Джаз звучал все 24 часа. Без остановки. Трудно перечислить здесь всех музыкантов, поскольку их было много, отмечу только лидеров составов. Среди них - московские музыканты Герман Лукьянов, Олег Степурко, Григорий Мальян, Арнольд Гороховский, Александр и Дмитрий Бриль, Бэлла Будницкая, Екатерина Черноусова, Владимир Нестеренко, Дмитрий Яковлев, Павел Тимофеев, Сергей Васильев, Роман Соколов, Дмитрий Мосьпан, Евгений Сивцов, Алексей Круглов, Наталья Скворцова, Адель Саберьянов, музыканты из Санкт Петербурга Дмитрий Братухин, Петр Афанасьев. Широко был представлен вокальный джаз: выступили Анастасия Глазкова, Екатерина Черноусова, Николай Масальский, Елена Орлова, вокальный квинтет Crystal Chorus из Екатеринбурга, Наталья Родина из С.-Петербурга и Светлана Плотникова из Лондона: она только один раз в год приезжает в Россию - на джазовый пароход, и делает это третий год подряд.
Приятным и интересным был сюрприз, подготовленный квартетом Арнольда Гроховского и… танцовщицей Екатериной Камневой. Они представили программу "Восточные танцы" в которых прекрасно сосуществовали джазовые ритмы и гармонии с пластикой восточных танцев, включая танец живота.
Начавшаяся перед отходом корабля гроза и долгий проливной дождь не смогли помешать празднику, скорее наоборот, публика не стала рассеиваться по палубам, а собралась на концертных площадках, и концентрация джазового духа и настроения только усилилась. Зато на следующий день на небе не было ни одной тучки и торжествовало солнце, тепло и джаз. Новинкой в этом году была организация сценической площадки на берегу в Хвойном бору; там прекрасно выступил оркестр Chorus Band.


Chorus Band играет... президент Ярославского джазового центра Игорь Гаврилов дирижирует

Специально отмечу, что техническое обеспечение концертов и звук были сделаны на достаточно высоком и комфортном уровне, а без этого, как известно, музыки не бывает.
Пройдет еще один год, и, как всегда в июле, договорившись со всевышним о погоде, мы проведем 9-й "Джазовый пароход" - а там, смотришь и юбилейный, десятый.

Александр Эйдельман

Постсоветское пространство:
что будет

18-20 августа -
IX международный
 фестиваль
"Джаз в саду Эрмитаж"

 

Конкурс пианистов „Джаз импровизация“ объявляет набор участников!
Конкурс-фестиваль „Джаз импровизация“ в свое время был в Литве своеобразным диссидентским явлением. В то время, когда творческая деятельность находилась под строгим надзором властей, в большом зале Литовской академии музыки и театра (в то время - Государственной консерватории) открыто проходил конкурс импровизации - самого свободолюбивого искусства. Возможно, благодаря тому, что запретный плод показался слаще дозволенного, а также и по некоторым субъективным причинам, через несколько лет после того, как Литва добилась независимости, конкурс с двадцатилетней историей вдруг исчез, и джазовая жизнь в Литве полностью сконцентрировалась на фестивальных сценах.
Однако вскоре недостаток международного общения стал остро ощутим. Подрастающее джазовое поколение рвется в европейские школы, молодая джазовая кафедра академии старается использовать каждый удобный случай, чтобы пригласить приезжающих на фестивали заграничных музыкантов провести мастер-класс. Возможно, назрело время для того, чтоб конкурс „Джаз ипровизация“ возродился, чтобы наряду с другими конкурсами вдохновлять молодежь на джазовые подвиги, позволяя послушать не мастеров, а своих сверстников, один раз в жизни становящихся конкурентами, а потом навсегда - друзьями.
В этом году студенческое представительство Литовской академии музыки и театра вновь поднимает флаг конкурса, в историю которого вписаны имена всех самых прославленных литовских пианистов, а также Леонида Пташки, Даниила Крамера и многих других. Конечно, теперь, когда джаз все больше и больше может рассчитывать скорее на поддержку властей, чем на запрет, конкурс-фестиваль уже не будет формой протеста. Но это будет праздник джаза и прекрасный повод для дальнейшей музыкальной дружбы.
Принять участие может каждый, кто молод, играет джаз на фортепиано и желает хорошо провести время в Вильнюсе. Три тура конкурса пройдут в один день - 30 сентября. На первом требуется сыграть любой джазовый стандарт, на втором - свою композицию, и на десерт - поимпровизировать на тему, предложенную слушателями. Последнее состязание в лучшие времена конкурса было самым любимым и почти самым важным. Поэтому приз зрительских симпатий (который завоевывается на третьем туре) будет не менее ценным, чем денежные премии, предусмотренные для лауреатов.
1 октября состоится заключительный концерт, посвященный Дню Музыки. На прослушивания и заключительный концерт будут приглашены организаторы шести крупнейших джазовых фестивалей, проходящих в Литве, и представители организационной команды самого крупного фестиваля музыки в стране, важной частью которого являются циклы джазовых концертов.
Просим молодых пианистов, заинтересованных поучаствовать на международном конкурсе, обращаться к организаторам по эл. почте laima.slepkovaite@gmail.com или по телефону +370 611 20 385.
Подробности...>>>>

VI международный детский конкурс пения “Baby Sing”
Паневежис, Литва. 29 ceнтября - 1 oктября 2006 года

СТРУКТУРА КОНКУРСА. Конкурс проводятся в два этапа: квалификационный отбор участников по аудио или видеозаписям и финальное выступление.
Конкурс проводятся в категориях Pop, Jazz, Blues (soul, R&B, Hip-hop), Folk-jazz, Musical для солистов, вокальных ансамблей и хоров в возрастных группах до 7, от 7 до 9, 10-12, 13-15, 16-20 лет. Солисты всех стилей возрастной группы 16-20 лет обязаны исполнить песню из предлагаемого репертуара. Ансамбли и хоры до 7 лет могут исполнять одноголосые сочинения. Ансамбли и хоры от 7-9 лет должны исполнять двухголосые (и более) сочинения. Более старшие - трехголосые (и более) сочинения.
УЧАСТИЕ. В конкурсе могут принимать участие солисты - вокалисты, вокальные ансамбли и хоры.
Оценка Pop, Jazz, Blues , Folk-jazz, Musical исполнителей будет проводиться отдельно.
В Jazz вокальных ансамблях нельзя дублировать голосовые партии (партий должно быть столько, сколько певцов).
ОТБОР УЧАСТНИКОВ. Солисты, вокальные ансамбли, хоры, решившие принимать участие в конкурсе, должны до 15 августа выслать аудио или видео записи, по которым жюри произведет отбор финалистов конкурса. Продолжительность записей 10-15 мин. Запись должна быть хорошего качества.
Репертуар участников составляется по усмотрению каждого исполнителя . Программа, которую исполнители выбрали для квалификационного отбора, может отличаться от той, которая будет исполнена во время финального выступления. Максимальная продолжительность финальных выступлений - 8 мин. (два сочинения). Желательно для вокальных ансамблей и хоров иметь в своем репертуаре хотя бы по одному сочинению а сарреllа. Для финального выступления не обязательно должны быть использованы фонограммы аккомпанемента.
ФИНАЛ. Исполнители, отобранные для участия в финале, будут информированы об этом до 1 сентября. Порядок выступления финалистов устанавливается путем жеребьевки в день концерта. Финальные выступления будут проходить в Музыкальном театре Паневежиса. Концерт лауреатов будет снимать телевидение. Будут выпущены компакт-диск и кассета лауреатов. Все лауреаты конкурса принимают участие в концертной программе.
ВЗНОС УЧАСТНИКА. Каждый певец, отобранный в финал, обязан уплатить взнос участника: солист - 40 евро, член ансамбля - 30 евро, член хора - 20 евро. Плюсовые и минусовые фонограммы в формате CD, или MD должны быть высланы до 20 августа. Форма представления участника заполняется на сайте www.mds.ten.lt, прейскуранты гостиниц и общежитий будут высланы сразу же после квалификационного отбора. Исполнителям, не уплатившим взноса участника, не будет разрешено участвовать в конкурсе. Участники конкурса и сопровождающие лица сами покрывают дорожные расходы, а также расходы, связанные с их пребыванием в Паневежисе.
К ВАШЕМУ СВЕДЕНИЮ. Участники, принимающие участие в финале, должны иметь легально приобретенную партитуру (6 копий). Были бы рады участию аккомпанирующих инструментальных ансамблей. Организаторы конкурса имеют право на трансляцию всех выступлений по телевидению и радио, снятие на пленку и фотографирование, издание без всякой дополнительной платы. Записи возврату не подлежат.
ПРИЗЫ. Grand Prix - Музыкальная продукция Hal Leonard по выбору до 500 euro. Победители первых трех мест в каждой категории награждаются дипломами и сувенирами.
Претендентом на обладание Grand Prix конкурса “Baby Sing” является солист(ка), вокальная группа или хор , набравший наибольшую сумму баллов по итогам двух конкурсных выступлений. Жюри имеет право делить премию в равных долях между двумя конкурсантами, набравшими равное количество баллов или с незначительной разницей баллов (до 2-х баллов).
СЕМИНАР. 29 сентября - 01 октября будет проходить практический семинар “ Техника управления голосом и импровизация “. Плата за участие в семинаре - 20 евро. Участники сами покрывают дорожные расходы, а также расходы, связанные с их пребыванием.

Организатор фестиваля - Modern Vocal Studio
Nepriklausomybes a. 9-13, 35228 Panevezys, Lithuania.
Тел./ факс + 370-5-467792 mobil +370-8-650 20438
E-mail : stage@elekta.lt
http://www.mds.ten.lt

Юбилей
Славное имя "Петрович"!
Замечательный у нас сегодня повод воскликнуть: товарищи, берегите наш джазовый генофонд!
15 июля, в день шестидесятилетия главного эксперта в сфере музыкальных реалий и фантомов Дмитрия Петровича Ухова, этот призыв как нельзя более актуален. Ведь Ухов является младшим представителем ценнейшей группы особых людей "глубинного восприятия". Действительно, на нем заканчивается поколение, совершенно особым образом относящееся к людям, к музыке, вообще к способу взаимодействия с окружающим миром. Этих людей не так уж много - Леонид Борисович Переверзев, Владимир Борисович Фейертаг, Алексей Николаевич Баташев, Аркадий Евгеньевич Петров, Юрий Тихонович Верменич, Ефим Семенович Барбан… Есть нечто, что особым образом выделяет этих людей.
Правда, друг на друга они не похожи, особенно Дмитрий Ухов.
Даже фамилия у него особенная - ведь ухо играет важнейшую роль в восприятии музыки "джаз", хотя в других видах музыки его роль выражена не так явно. В свое время это обстоятельство дало название российской джазовой премии "ДжазУхо", в процессе присуждения которой вышеупомянутый юбиляр как раз и председательствовал. Кроме того, фамилия, происходящая от разных фрагментов лица, абы кому не дается. Примеров много: поэт Языков, писатель Носов, экономист Глазьев, ученый Губкин и космонавт Губарев.
Кроме того, Дмитрий Петрович продолжает славные традиции энциклопедистов XVIII века - он знает все и готов всегда ответить на любой вопрос, в любое время дня и ночи. Будет ли это истиной, не так важно, все равно проверить невозможно, поскольку остальные энциклопедисты остались в том самом XVIII веке. Столь обширные познания делают бессмысленным какой-либо процесс обучения. Пытливый читатель может, обратясь к личной странице Петровича на "Джаз.Ру", обнаружить многочисленные попытки умножить свои бесконечные знания то на отделении структурной лингвистики филфака МГУ, то (или одновременно) на факультете ИТК ГМПИ им. Гнесиных.
Прозвища "авангардист", "санитар леса" и просто "Петрович" он дает себе сам, или их придумывают работники издательств и радиостанций, которые не в состоянии представить себе истинные масштабы таланта это человека. Да и для меня представить этого человека в нескольких строках - задача безнадежная: его деятельность не имеет границ и, собственно, на границах происходит. Это границы между джазом и фольклором, новой академической музыкой, электронной музыкой, новой импровизационной музыкой, театральным перформансом, лингвистикой и еще бог знает чем. Соответственно, на этих границах он пишет и переводит книги, продюсирует фестивали (в том числе многолетний международный "Альтернатива"), участвует в худсоветах (в советское время), ведет радио и телевизионные программы, пишет музыку, читает лекции молоденьким студенткам и еще бог знает что. И все это - благодаря обширным знаниям, острому уму, знакомству с деятелями нового искусства по всему миру и огромному количеству пластинок дома.
Пожалуй, единственно, в чем трудно заподозрить г. Ухова, так это в педантизме. Знания, пиджаки, опечатки в рукописях и грампластинки в его коллекции сами выбирают порядок своего расположения, т.е. находятся в жизненном процессе бурления, далеком от застоя. Именно этого жизненного процесса и хочется пожелать юбиляру в следующей половине жизни. А поскольку для осуществления этой круговерти необходимо здоровье и материальное благополучие, то сие также включается в пожелание.
И еще, Дима, мы все тебя любим и постоянно ждем от тебя разных неожиданностей.

Михаил Митропольский
и группа восхищенных фанатов

P.S. К сему прилагается ходатайство в переводе г. Ухова Д.П. из "Санитаров леса" в "Лесные фельдшеры" в связи с 60-летием с присуждением любимого им именного торта "Черный лес".

Образование
Джазовый контакт №2: Россия-Луивилл

Не часто случается, что крайне успешное событие повторяется вновь, причем за короткий промежуток времени. Тем не менее, именно это и произошло, когда джазовые музыканты из России вновь приехали в Музыкальную школу Университета Луивилла. Пятеро музыкантов, все с питерскими корнями, получили шанс, который выпадает раз в жизни - щедрая спонсорская поддержка Open World Leadership Center, Библиотеки Конгресса США, Национального фонда искусств США. Приехав в США впервые, эти прекрасные музыканты почти не говорили по-английски, но находили общий язык со всеми, кто вступал с ними в контакт посредством музыки. Это ли не подтверждение, что джаз - музыка, рожденная в США - язык универсальный?
Цель обмена заключалась в погружении в американскую жизнь, с акцентом на джаз. Помимо тихих домашних вечеров в семьях принимающей стороны и осмотра местных достопримечательностей, музыканты общались с признанными мастерами джаза, брали у них уроки, участвовали в мастер-классах, играли совместно с американскими музыкантами на репетициях, джемах, концертах, слушали джаз на джазовых площадках, и не только. Российские джазмены, а также преподаватели и студенты Университета Луивилла за 14 дней пребывания (с 16 февраля по 2 марта) проявили себя очень активно. Их визит, который мы назвали Jazz Connection II, был похож на первый приезд российских музыкантов по программе "Открытый мир" в 2004 г., с тем лишь отличием, что в продолжение программы пятеро музыкантов джазовой программы Джейми Эберсолда из Университета Луивилла должны были ехать в Россию с 7 по 22 марта 2006. Вот это настоящий обмен!

Российские музыканты - это: пианистка и вокалистка Наталья Смирнова, гитарист Максим Белицкий, басист Роберт Пилякальнис, барабанщик Андрей Иванов и исполнитель на губной гармонике Максим Некрасов. Помог организовать стажировку Вячеслав Бужинский. Все жили в семьях, знакомились с типичным бытом американцев среднего класса. Пребывание в семьях - важнейший элемент любого обмена. Однако преодолеть языковой барьер и привыкнуть к течению американской жизни оказалось легко. Пара дней - и все чувствовали себя в Луивилле как дома! А вот к чему долго приходилось привыкать американцам, так это к поздней ночной жизни музыкантов…
Визит в Луивилл нельзя считать состоявшимся без экскурсии по городу, которую проводит местный краевед Том Оуэн. Экскурсия была назначена на следующий день после прилета, но была неожиданно отменена из-за снежных заносов. Гостям это показалось забавным, поскольку снежные заносы в Луивилле - это не снежные заносы на родине. Экскурсия по городу была назначена на другой день и совмещена с посещением музыкальных и CD магазинов. Все были поражены разнообразием представленных записей и инструментов, так что большинство уходили, совершив покупки.
Первый пункт программы заключался в знакомстве со студентами-джазменами и преподавателями во время джазовой недели. Перезнакомились все быстро. Игра российских джазменов продемонстрировала схожесть музыкальных школ и музыкальной жизни. Именно эта схожесть помогла людям легче понять друг друга и преодолеть межкультурные и языковые барьеры. Эта дружба - самое ценное приобретение, она помогла студентам Университета в Луивилле во время их путешествия в Петербург и другие города России.
Гостям повезло, они учились у лидеров джазового образования. Первый класс прошел с музыкантом, чье имя наиболее узнаваемо в джазовом образовании - Джейми Эберсолдом. Все слышали о Джейми и выросли на его знаменитых джазовых "минусовках". Забавно было наблюдать за выражением лиц присутствовавших! Ведь им удалось не только послушать Джейми, но и получить джазовое знание из первых рук, так сказать. Трех-четырехчасовой мастер-класс был и веселым, и изматывающим. Джейми работал в группах и индивидуально. В довершение подарил ученикам книги и записи. Без сомнения, встреча получилась запоминающейся для всех участников.


Джейми Эберсолд - на фото справа (в красном)

Еще одно уникальное мероприятие - целый день в обществе легендарного джазового вокалиста Джона Хендрикса и его трио. Господин Хендрикс был удостоен Национальным фондом искусств США звания "Мастер джаза" за его вклад в развитие джазовой музыки. Джон - не только мастер-исполнитель, но еще и выдающийся оратор и просветитель. Джон и его трио дали два двухчасовых семинара для российских гостей и студентов Университета. Это был прекрасный опыт обмена идеями, предложениями и жизненными историями. 85-летний Хендрикс развеселил публику, рассказав немало анекдотов из жизни джазовых музыкантов, упомянув многие легендарные фигуры джаза. Такие музыканты, как Чарли Паркер, Майлс Дэйвис, Элла Фитцджеральд, Телониус Монк и другие - все предстали как живые в историях Джона.
На следующий день Хендрикс и компания играли концерт. Для наших российских гостей представился замечательный шанс увидеть воплощение джазовой истории на сцене. В последующую неделю у всех была возможность удостовериться воочию, как выросли российские музыканты под влиянием Хендрикса. Их музыка стала более зрелой и уверенной.
Дополнительные образовательные программы несли в себе дополнительные перспективы для гостей. Например, семинар импровизации с пианистом Гарри Пикенсом, семинары об использовании компьютерных технологий в музыке и музыкальной индустрии с преподавателем университета Джоном ЛаБарберой. Тим Хэртел, совладелец и инженер звукозаписывающей студии TNT, представил доклад о технике использования системы ProTools и других приемах звукозаписи. Преподаватели Крис Фитцджералд и Джим Коннерли, Джерри Толсон и Майк Трейси репетировали в группах каждый день, каждый раз меняя составы. Крис, Джим, Майк, а также Джейсон Тимман, Крэйг Вагнер, Тайрон Уилер и Джон ЛаБарбера работали со студентами также и индивидуально.
На протяжении всего визита у музыкантов было много возможностей продемонстрировать свое исполнение. Квинтет был одним из основных гостей нашего фестиваля "Неделя джаза". "Джазовые недели" насчитывают тринадцатилетнюю историю, это семь дней праздника джаза, наполненных концертами и семинарами. Выступление джазового квинтета "Открытого мира" было назначено на среду. Не часто можно услышать музыку Майлса Дэйвиса и Чарли Паркера вперемешку с джазовыми версиями русских народных мелодий, уж не говоря о том, что исполнялись они на джазовой губной гармонике. Это было выдающееся выступление, принятое публикой очень хорошо.
Квинтет также дал один концерт на главной джазовой сцене Луивилла - клубе Jazz Factory. Группируясь в самые разные составы, они играли перед переполненным залом (многие слушатели принадлежали к русской общине Луивилла). Это была классная возможность поиграть для соотечественников, что требовало тесной сплоченности и взаимопонимания. Другие выступления включали общее собрание студентов музыкального колледжа университета, джемы в колледже и в "Джазовой фабрике", а также презентации для студентов в средних школах Хайленда и Атертона. Во время двух выступлений в школе и на общих концертах исполнители рассказывали о своей жизни в России и своем джазовом опыте.
Оставшиеся два дня в Луивилле гости провели в репетициях на студии TNT. Нашим финальным аккордом было создание диска, открыто демонстрирующего музыкальные таланты всех участников проекта "Открытый мир" - российских гостей, студентов Университета в Луивилле и преподавателей. За короткое время было записано и сведено тринадцать треков. Были специальные треки при участии русского квинтета. Остальные сочетали отдельные выступления русских, студентов Университета и преподавателей, в группах различных по составу, от трио до септета. Репертуар выбирался группами самостоятельно и включал джазовые стандарты, оригинальные пьесы и традиционные русские песни. Если принимать во внимание многочисленные организационные трудности, все прошло на удивление отлаженно. Самой большой трудностью была ограниченность во времени, отведенного на репетиции. У большинства групп была всего лишь одна репетиция на все: выбрать пьесу, подобрать музыкантов, познакомиться с музыкальным материалом. Преодолеть трудности помог опыт Джона ЛаБарбера и Тима Хэртела в умении записывать и сводить. Получившийся CD - отличная иллюстрация уровня и сотрудничества музыкантов двух стран!
Как и во время предыдущего визита группы "Открытого мира" (2004), много времени было уделено обсуждению американской образовательной системы. Российских музыкантов в первую очередь интересовали процедуры первоначального обращения в университеты и получаемая после обучения ученая степень. Всех участников объединяло убеждение, что они получили положительный опыт и что у него будет продолжение. Многие настойчиво размышляли о возможности вернуться в Университет в Луивилле, чтобы продолжить музыкальное образование. Российские музыканты произвели очень хорошее впечатление на американских студентов. Позитивное двустороннее влияние было очевидным.
Когда надо было уезжать, стало ясно, что у каждого появилось много новых друзей. Хорошо, что у друзей была возможность увидеться снова - меньше чем через неделю, в Петербурге. Квинтет из выпускников Музыкальной школы Университета Луивилла, возглавляемый директором Майком Трэйси, первую за пятнадцатидневное путешествие остановку сделал в Петербурге, а затем было еще пять городов: Петербург, Ярославль, Москва - это что касается России, плюс Таллинн (Эстония) и Хельсинки (Финляндия). Максим Некрасов, Роберт Пилякальнис и Андрей Иванов встретят американцев в Петербурге. В городе на Неве музыканты будут выступать вместе в различных клубах и джемовать.
Затем луисвильский квинтет встретится с саксофонистом Овагемом Султаняном и барабанщицей Александрой Могилевич в Ярославле. Овагем и Александра были участниками поездки в Луивилл по линии "Открытого мира" в 2004 г. Российские и американские музыканты отметили 32-ю годовщину ярославского джазового центра совместным выступлением. Это была чудесная ночь, концерт длился до предрассветных часов следующего дня. К тому же, музыканты выступали на школьных и городских концертах. Овагем, Наталья Смирнова и Альбина Лобода (сопровождающая группы 2004 года) принимали квинтет в Москве. Каждый из них показал гостям свою Москву. Все надеются, что дружба, начало которой было положено, продлится еще долго-долго.
Особой благодарности хотелось бы удостоить гитариста Пата Ленца, помогавшего координировать программу, переводчика Мишу Фейгена, Тима Хартела из студии TNT, Кена Шапиро и "Джазовую фабрику", Артура Лукера и администрацию средней школы в Хайденде, Сару МакКейв и администрацию средней школы в Атертоне, Мэта Мадена и международный культурный центр в Луивилле, Пати Бэйли и руководство Луивильского джазового общества, принимавшие семьи - Брюса и Мэри Адамс, Роберту Гершберг, Карин и Джоэн Солтау, Патти Бейли, сотрудников Музыкальной школы - Дебору Хоули, Пола Детвайлера, Корин Кормик, а также декана Кристофера Доана и, самое важное, - Библиотеку Конгресса и Национальный фонд искусства за поддержку столь дорогостоящей программы, как "Открытый мир".

Майкл Трэйси,
директор джазовой программы
Университета Луивилла
перевод: Дарья Белецкая

Радио
В этом году исполняется 80 лет со дня рождения и 15 лет со дня смерти трубача Майлса Дэйвиса. Радио "Культура" 91.6 FM объявляет 2006 год Годом Дэйвиса. В программе Дмитрия Ухова "Домашняя музыка" (по воскресеньям, 19.05-20.00) в (более или менее) хронологической последовательности еженедельно звучат его исторические записи со всеми возможными, в том числе и ранее не публиковавшимися, дополнениями. Поскольку цикл поддерживают концерн "Союз" и коллекционер Владимир Аронс (Хадера, Израиль), Дмитрий Ухов надеется, что изданные архивы великого джазмена будут доступны, и готов учитывать пожелания читателей "Полного джаза".

"Бесконечное приближение" (Радио России)
Программа (автор и ведущий Михаил Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. В связи с выходом "Радио России" в FM диапазон (частота 97,6 в Москве, с 10 апреля) изменилась сетка вещания. Программа Михаила Митропольского "Бесконечное приближение" выходит в эфир в ночь с пятницы на субботу в 0.10.
22 июля - 5-я программа из серии "Голос", ее участники - исполнители фольклорного блюза, вокалисты из Африки и европейские академические хоры
29 июля - очередная импровизация автора, которая плавно перемещается от скрипки Иегуди Менухина через Алексея Айги, Джона Кейджа, Дюка Эллингтона к скрипке Чо Тайсинга

Подкаст "Слушать здесь":
17.07.06 - #64: Кирилл Мошков комментирует пьесу "Wanton Spirit" с одноименного альбома пианиста Кенни Баррона (Verve, 1994).

14.07.06 - #63: специальный гость - трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) - комментирует пьесу "Frik" с альбома "New Conception of Jazz / Filming" норвежского клавишника Бугге Вессельтофта (Universal/Jazzland, 2004).

10.07.06 - #62: Кирилл Мошков комментирует пьесу "Lil' Darling" с альбома "Flirting With Twilight" вокалиста Кёрта Эллинга (Blue Note, 2001).

07.07.06 - #61: специальный гость - трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) - комментирует пьесу "Oceania" с альбома "Medula" исландской певицы Бьорк Гудмундсдоттир (Polydor, 2005).

05.07.06 - #60: Кирилл Мошков комментирует пьесу "Something Tells Me" с альбома "These Rooms" трубача Тома Харрелла и гитариста Джима Холла (Denon, 1988).

03.07.06 - #59: Кирилл Мошков комментирует пьесу "Run By Time" с альбома "Natural Selection" группы Tunnels (Percy Jones - Marc Wagnon - John O'Reilly, Bucky Ball Music, 2006).

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Анна Филипьева,
Кирилл Мошков,
Лайма Слепковайте,
Михаил Митропольский,
Майкл Трэйси,
Александр Эйдельман

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Анна Филипьева,
Петр Ганнушкин,
фотослужба Университета Луивилла,
архив портала "Джаз.Ру"

Воплощение:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0