4 июня - второй (и последний) день фестиваля "Усадьба Джаз" в
подмосковной усадьбе "Архангельское". О том, как прошел первый день,
мы уже рассказали в предыдущем
выпуске "Полного джаза".
Воскресенье началось для авторов с площадки "Аристократ", на которой
было решено и сконцентрироваться, учитывая не слишком позитивный опыт
предыдущего дня - в субботу беготня между отделенными друг от друга
полукилометровым расстоянием сценами съела значительное количество
времени, не позволив посмотреть целиком некоторые ключевые
выступления.
На
"Аристократе" вечер открывала московская группа "Маримба
плюс" - коллектив, занимающий на московской сцене довольно
специфическое положение. Обширный инструментальный состав с
лидером-маримбафонистом и, соответственно, доминирующей ролью маримбы
в звучании коллектива уже в силу акустической природы большинства
инструментов и солидной джазовой подготовки большинства солистов
обречен проходить в клубно-концертных листингах по джазовому
ведомству, хотя стилистику этого коллектива вернее было бы называть
"акустический фьюжн". Трудно сказать, чтобы звучание коллектива
радикально поменялось за последние месяцы, но видно, что музыканты
верны себе в своих изысканиях в области слияния современной камерной
инструментальной музыки, джаза, специфических приемов киномузыки и
массы других элементов. Правда, звучание маримбы Льва Слепнера не так
сильно царит в общем звуке ансамбля, как раньше. Но все равно это
музыка больше для камерных залов, чем для открытых площадок:
озвучивать ее сложно, тем более под открытым небом, а местные
звукомастера, хотя и делали явно все возможное, не всегда могли
справиться с особенностями звучания "Маримбы плюс". Несколько выросла
(по крайней мере, так показалось в имевшемся звучании) роль духовой
секции (флейтист Илья Дворецкий, кларнетист Сергей Нанкин и
саксофонист Андрей Красильников. Новый басист группы, Григорий Зайцев
(игравший, например, в квартете Анатолия Кролла "Мы из джаза"),
добавил определенной упругости звучанию ритм-секции, а гармоническая
ткань была изрядно уплотнена участием специального гостя - студента
бостонского Berklee College of Music Евгения Лебедева, приехавшего на
родину для сдачи госэкзаменов в родной Российской академии музыки им.
Гнесиных.
Авторов немножко позабавило, как прозвучала финальная композиция сета
"Маримбы" - "Sertao" Ришара Гальяно, сыгранная в очень быстром темпе.
Видимо, музыканты группы так давно ее играют, что играть ее медленно
им уже не интересно. Особенно странно этот "скоростной забег" звучит
по довольно свежему контрасту - всего полтора месяца назад в Москве на
фестивале "Le Jazz" ее авторскую версию играл сам Ришар Гальяно. Это
не значит, что музыканты не имеют права на интерпретацию: то, что
играет "Маримба" - все-таки не настолько академическая музыка, чтобы
играть ее "как композитор написал". Просто еще пару лет назад тот же
ансамбль играл ее в значительно более медленном темпе!
Одним
из центральных событий дня стало выступление на площадке "Аристократ"
легендарного Moscow Art Trio. Пианист Миша Альперин, валторнист
Аркадий Шилклопер и вокалист
Сергей Старостин составляют один из, наверное, самых известных в
Европе новоджазовых коллективов из России, но при этом в самой России
они выступают крайне редко, в среднем раз в два года: Альперин
давным-давно живет в Норвегии, а не так давно и Шилклопер перебрался в
Европу, в Германию.
На
фестивале "Усадьба Джаз" трио играло главным образом программу своего
недавнего альбома "Вместо того, чтобы
делать детей". Выступления ждали, развернутое представление
музыкантов ведущим Михаилом Митропольским приняли весьма сочувственно,
непростую музыку трио слушали очень внимательно, и, вопреки некоторым
предположениям, публика в течение этого сета почти не покидала
"Аристократ".
Основной
прием формирования музыкального материала этого сета (как это часто
случается у Moscow Art Trio) - контраст многократно повторяющихся
народных попевок, исполняемых большим специалистом по русскому
песенному фольклору Сергеем Старостиным, и развернутых
импровизационных соло, которые, в отличие от настойчиво
воспроизводимых в фольклорной традиционной неизменности попевок,
никогда не повторяются в силу своей импровизационной природы. Все это
заключается в довольно сложные композиционные рамки, намного более
широкие, нежели "тема-соло-кода". Дополнительную звуковую интригу
звучанию трио придает тембральный контраст фортепиано и валторны,
усугубляемый контрастом импровизационных манер Альперина и Шилклопера
- перкуссивного, часто нарочито напористого звучания фортепиано,
зачастую пряно приправленного голосом пианиста, пропевающего
импровизационную линию, и протяжных, заоблачных зовов валторны,
перемежаемых экспрессивными вскриками этого редкого для
импровизационной музыки инструмента.
Эмоциональный фон сета Moscow Art Trio варьировался от показателей
"динамично-иррациональное" до "довольно мрачное", усиленных
непривычными большинству аудитории тембральными сочетаниями и странным
эффектом контраста фольклорного материала с его тяготением к
натуральному строю и импровизационного развития, протекающего в рамках
европейской темперации звукоряда. К этому эффекту привыкнуть очень
сложно - можно только обозначить его для себя как основной
художественный принцип "Московского художественного трио" и переживать
его каждый раз заново.
В
это же время на площадке "Партер" играла легендарная московская
рок-группа "Вежливый отказ", которую еще в 1980-е критики называли
"самой джазовой рок-группой". Недавно вернувшийся к концертной
практике, после трех лет отсутствия на сцене, коллектив гитариста и
вокалиста Романа Суслова появился на сцене не со ставшей привычной
новоджазовой духовой секцией (трубач Андрей Соловьев и саксофонист
Павел Тонковид), а со скрипачом Сергеем Рыженко ("Машина времени",
"Последний шанс", "Аквариум", "ДДТ", "Звуки Му"...); при всей
креативности и несомненных исторических заслугах "Рыжего", как его
называют в рок-кругах, счесть его адекватной заменой духовикам было
сложно. При этом коллектив явно испытывал трудности со звуком (как на
сцене, так, заметим, и в порталах), из-за чего боевой дух этой умной,
едкой, ироничной группы заметно упал, и их музицирование обрело
агрессивно-механистичный оттенок, заставивший авторов быстро убраться
обратно на площадку "Аристократ".
А там в это время уже разворачивалось во всю ширь санкт-петербургское
"Волковтрио".
Сольный проект именитого питерского контрабасиста Владимира Волкова не
так уж часто появляется в Москве, и наблюдать за ним было весьма
любопытно.
Прежде всего, "Волковтрио" - это крайне экспрессивно. Знающая
Владимира Волкова по другим проектам (с Аркадием Шилклопером, с
Вячеславом Гайворонским, с Андреем Кондаковым, с группой VeDaKi и
т.п.) публика привыкла к невероятной экспрессивности его игры и
сценического поведения (если к такому вообще можно привыкнуть). И если
в проектах, допустим, с Шилклопером бешеная энергетика Волкова
приглушается более степенным звучанием других участников, то здесь -
наоборот: все трое действуют однонаправлено, очень энергично и
напористо. В "Волковтрио" у Волкова есть alter ego - гитарист Слава
Курашов. Он играет на акустическом инструменте со стальными струнами,
снабженном множеством электронных "примочек", и играет сидя; однако
это не мешает Курашову ни двигаться при игре едва ли не более
экспрессивно, чем это делает Волков, ни играть напористо, жестко,
агрессивно и иногда просто ошеломляюще.
Для
тех, кто раньше не слышал этот коллектив, его музыка звучит весьма
динамично и неожиданно громогласно. Да, в тембральном плане это -
почти рок, что подчеркивают моторные, драйвовые барабаны Дениса
Сладкевича (визуально - антипода Волкова и Курашова: он на сцене очень
спокоен, возможно - потому, что у него, в отличие от контрабасиста и
гитариста, не получилось бы выразительно размахивать шевелюрой, в силу
бритости головы). Но в плане содержательном это, безусловно,
импровизационная музыка - ощущение такое, что большая часть этого
материала рождается спонтанно, что позволяет говорить о "Волковтрио"
как о первом российском джем-бэнде (музыканты работают вместе, причем
именно в этой стилистике, уже больше десяти лет).
У "Волковтрио" есть что послушать. Но это единовременная музыка. Для
ее понимания почти бесполезен обычный опыт слушания джазового
мэйнстрима: основные события здесь разворачиваются не в развитии
мелодических линий и не в обыгрывании тех или иных ступеней звукоряда,
а в том, как выстраиваются массивные тембрально-динамические звуковые
слои, как входят в соприкосновение (контраст или консорт - неважно),
взаиморазвитие или взаимоотрицание агрессивные, броские ритмические
структуры, которые музыканты вместе зачинают, возводят и тут же
разрушают, чтобы сразу же заняться новым ритмом, иногда даже - новым
шумом. Это нужно слушать как бы на двух уровнях - сознательном,
охватывая взглядом ритмические и тембральные пласты, создаваемые трио
, и бессознательном - просто отдаваясь их энергетике; нужно следить,
что происходит на сцене - здесь и сейчас. Нужно прожить эту музыку
вместе с музыкантами. Иначе неинтересно.
Самым
неожиданным, пожалуй, был следующий сет на "Аристократе". Легендарный
"колтрейнист" советского джаза, тенор-саксофонист Александр Пищиков
уже много лет живет в Германии. Перкуссионист Марк Пекарский - давний
друг Пищикова, но вместе они не работали, что, в общем, и
неудивительно: Пекарский занимается академической музыкой для ударных
инструментов, и его Ансамбль ударных инструментов, как главная сила в
российской школе современных академических ударных, прославился еще в
советское время. Но в силу значительной близости современного
академического авангарда и многих направлений "нового джаза" -
близости и идейной, и музыкальной, и чисто человеческой -
взаимопроникновение этих музыкальных миров не вовсе невозможно, что
неожиданное сотрудничество Пищикова и Пекарского и доказало.
Музыканты
предстали на сцене Архангельского в формате "расширенного дуэта из
четырех человек": Марк Пекарский привел с собой двух учеников, Дмитрия
Власика и Дмитрия Селипанова, которые помогали в исполнении - один за
традиционной ударной установкой, другой за перкуссионной кухней, не
менее обширной, чем у самого маэстро, игравшего в основном на литаврах
и великом множестве разнокалиберных тарелок. Плотнейшие ударные
фактуры, насыщенные по всему спектру частот - от звона тарелок до
гулкого буханья литавр, создавали настолько плотную ткань, что
по-колтрейновски насыщенный звук тенор-саксофона Александра Пищикова
иногда прорывался сквозь эту ткань не без труда, как это может
случиться, пожалуй, только в рок-музыке. При этом громкость и
плотность перкуссионных фактур здесь вовсе не самоцель. Все это звучит
очень выверенно, умно, интеллигентно, вернее - интеллектуально. Эту
неожиданную музыку интересно слушать, как необыкновенную загадку,
ключи к решению которой то и дело настойчиво предлагает страстный,
мощный саксофон, склоняясь к знакомым темам Колтрейна (вплоть аж до "Naima",
из нежной баллады превратившейся в этой версии в какой-то боевой
духовный гимн).
Финал
второго вечера на "Аристократе" - ансамбль
Ивана Смирнова.
Ведущий российский акустический гитарист верен себе: множество
всевозможных влияний, от фламенко и джаза до русского, кельтского и
Бог весть какого еще фольклора, сплавленных в уникальную, одному
Смирнову присущую версию акустического фьюжн, звучит единым потоком,
который способен легко захватить и унести с собой даже не слишком
подготовленного слушателя. Второй гитарист Дмитрий Сафонов, клавишник
и перкуссионист Михаил Смирнов (старший из девяти детей Ивана
Смирнова) и мастер фольклорных духовых Сергей Клевенский вместе со
Смирновым создают музыкальное полотно такой оригинальности и
эмоциональной ясности, что пересказывать его словами - задача очень
непростая. При очевидно непростом построении этой музыки она
совершенно общепонятна, не заумна, но при этом насыщена фантазией и
глубоко укоренена сразу в нескольких пластах современной музыки, что
позволяет самому разному слушателю идентифицировать себя с этой
музыкой - и полюбить ее.
Так завершился третий фестиваль "Усадьба Джаз" в Архангельском.
Устроители доказали, что фестиваль такого масштаба (а для Москвы это
действительно большой масштаб - на фестиваль явно не самой популярной
музыки, проводимый, к тому же, за городом, приехало около двух
десятков тысяч человек) можно провести без поддержки крупного
табачного спонсора, и получится неплохо. Были очевидные недостатки - в
частности, не очень понятное даже неджазовой аудитории построение
программы на площадке "Партер" и досадные проблемы со звуком на этой
сцене. Были и очевидные удачи - в частности, для авторов этих строк
таковой удачей представляется программа площадки "Аристократ" в целом
и, главное, то, какую обширную и верную аудиторию эта площадка смогла
привлечь. Наверняка удач было больше: говорят, хорошо прошли
свингово-рокабильные сеты на площадке "Каприз", были свои герои и на
диджейской площадке "Лаунж-кафе" у самой Москвы-реки - в частности,
очевидцы хвалили нам сет DJ Александра Нуждина.
Дело
даже не в конкретных именах. Просто в культурном пространстве
российской столицы есть фестиваль, который в начале июня как бы
завершает предыдущий концертный сезон, одновременно открывая сезон
летний - тогда как в конце августа летний сезон закрывает, открывая
следующий концертный сезон, фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж" (см. его
анонс в сегодняшнем выпуске). Лето в Москве короткое, а летних
удовольствий хочется. Спасибо организаторам фестиваля "Усадьба Джаз"
за то, что в начале лета такое удовольствие у нас есть.
Анна
Филипьева (текст),
Кирилл Мошков (текст, фото)
|