Говорят,
что усилия, вложенные в PR, окупаются сторицей. Мол, если показывать
народу округлость ниже спины и уверять в том, что именно это и есть
лицо, результат явится неминуемо. Многочисленные примеры даже в нашей
джазовой сфере имеются. Однако нередки и впечатляющие исключения. К
примеру, активный шум во многих СМИ (сам проверял по рунету) по поводу
выступления в Москве уникального американского состава Spooky Actions
привели к нулевому результату. То же самое - правда, при меньшей
активности "средств" - произошло в связи с выступлениями, не побоюсь
этого слова, звезды европейского джаза голландца Хана Беннинка. Более
того, все разговоры о том, что нынешние концерты дороги и недоступны
нищим слоям интеллигенции, не имеют под собой оснований. Оба упомянутых
состава в значительной степени финансировались иностранными фондами,
следовательно, билеты были доступны.
Мне пришлось побывать на двух выступлениях за один вечер 20 мая, из-за
чего впечатления оказались несколько обобщенными, но все же.
На трио Беннинка в театральном зале Дома Музыки администраторы собирали
народ по телефону - мол, приходите и знакомых приводите, можно и
бесплатно. То, что на сцене будут звезды голландского джаза, было
известно давно. Но, что немцу звезда, то москвичу (не русскому, а именно
москвичу) пустой звук. Хотя, справедливости для, замечу, что звездами
нас обманывали многажды, а имя Хана Беннинка простому трудящемуся не
ведомо. Однако, 12 миллионов в Москве!
Все-таки пол-зала не набралось. Не знаю, был ли удивлен розовощекий
красавец 64-х лет от роду, переполненный оптимизма, но виду не подал.
Видимо, за огромную и успешную карьеру понавидался. Начинал-то с Эриком
Долфи, переиграл со всеми ярчайшими личностями, бывал в Москве,
разыгрывал диалоги с Мишей Менгельбергом к восторгу "домовской" публики.
Да, простите, забыл сказать, что Хан - барабанщик.
Учитывая, что определенная часть публики в Театральный зал зашла
случайно, вступление к выступлению выглядело странно. Закулисный голос
тщательно перечислил всех благотворителей и спонсоров, и ни одна живая
душа не обмолвилась о сути дела, о музыкантах, среде, в которой эта
музыка существует. Не исключено, что отчасти именно этим объясняется
реакция на преувеличенное шутовство лидера трио. Кстати, напомню его
состав: пианист Михил Борстлап, контрабасист Эрнст Глерум и сам герой
вечера - Хан Беннинк. Подробнее читатель может познакомиться с ними в
анонсе концерта в прошлом выпуске "Полного джаза".
Как ни странно, начала было весьма серьезным, почти экспозиция 5-й
симфонии Бетховена. Arco контрабаса, мягкий рояль при закрытой крышке.
На фоне нерегулярного ритмического рисунка самого Беннинка роскошествует
романтическое начало, затем следует ладовое моторное продолжение.
Оказывается, Беннинк комфортно чувствует себя в straight ahead.
Трио хорошо настолько, будто играет без барабанщика. Уровень музыкантов
высок по европейским меркам, а это означает и степень владения
инструментом, и логику музыкального высказывания, и отсутствие тяготения
к многочисленным, но заранее известным идиомам, пришедшим с родины джаза
и успевшим несколько поднадоесть. Есть и еще одно замечательное качество
- при самом серьезном развитии музыкальных событий наличествует некий
скептически-ехидный взгляд со стороны. И вдруг именно в этом музыкантов
начинает зашкаливать. Нет, не всех, конечно, только Беннинка. Ноги
здоровенного голландца пенсионного возраста закидываются на малый
барабан, палочки летят вверх. Одна из них, противу всех правил гигиены,
засовывается в рот, выполняющий функции резонатора, и используется для
весьма зрелищного соло. Затем очередной аксессуар улетает в зал, Беннинк
отправляется его искать, продолжает играть уже за спинами зрителей.
Более молодые партнеры Хана продолжают делать свое дело, очень
качественно и вдумчиво создают музыку, не гнушаясь и стандартами, в том
числе обыгрывая 'Round Midnight, да и вообще монковские интонации у них
в чести. Можно предположить, что дух гениальных стилистических одиночек
Телониуса Монка и Эрика Долфи витает над ними. Возможно, что знаменитые
монковские танцы вокруг рояля сродни эксцентричной музыкальной клоунаде
Хана. Точно так же, как и в дуэте с Мангельсдорфом, он играет на
контрасте полной отвязности и нарочитой, но ироничной невозмутимости.
Хотя здесь невозмутимости меньше, ведь на молодых партнеров можно не
оглядываться.
Первое отделение закончилось на удивление быстро. Беннинк вдруг бросил
палочки и, как есть, с закатанными штанами, встал перед народом и
объявил: они прервутся минут на 15, поскольку ему хотелось бы выпить
водки, а слушатели вполне могут прогуляться в фойе и прикупить там его,
Беннинка, диски.
Для меня на этом первая часть вечера закончилась, поскольку предстояло
еще удовольствие особого рода - квинтет Spooky Actions, играющий нечто на
материале одного из значительных произведений Оливье Мессиана "Квартет
на конец времени". Концерт этот заключал очередной фестиваль
"Альтернатива", проводимый уже который год подряд Дмитрием Уховым в
совершенно фантастической атмосфере. Фантастически одаренные музыканты
представляют фантастически любопытную музыку на полном пересечении
жанров и направлений. Имея достаточно серьезное распространение в мире,
эта музыка фантастически редко исполняется у нас и при этом вызывает
фантастически малый интерес среди ранее упомянутых 12 миллионов, не
считая гостей столицы, которым, разумеется, не до того.
Публики в центре "Дом" тоже оказалось фантастически мало.
Я полагаю, что серьезная академическая музыка XX-го века не была бы
такой, как она есть, если бы не сильнейшее влияние джаза. И при этом
попытки совершить взаимопроникновение одного в другое весьма редки и
опасны. Скорее всего, сказывается эффект родственной связи, опасность
кровосмешения. Spooky Actions гитариста Брюса Арнольда - редкий состав,
не пугающийся опасных взаимодействий. Я не берусь судить о музыке
Мессиана, на мой взгляд, трудной, требующей очень большой внутренней
работы слушателя вообще (а эта композиция, созданная в условиях не
просто войны, а лагеря для военнопленных - в особенности). Кроме того,
знаю, что об этом концерте для нашего журнала пишет профессиональный (в
этой области) человек. Очень надеюсь почитать мысли о том, насколько
приемлемым оказываются построенные на непрерывной временной конструкции
ново-, но все же джазового типа музыкальные комментарии (именно так были
названы импровизации, следовавшие за текстом Мессиана) совершенно иному
типу музыкального высказывания, присущего произведению великого
француза, в названии которого уже заложено безвременье. И не было ли
символичным само выступление Spooky Actions, заслужившее невероятные для
столь немногочисленного зала аплодисменты, для нашего безвременья, в
котором настоящее не только неотличимо от подделки, но отличать нет
нужды, достаточно сока со вкусом апельсина, приготовленного из
концентрата с добавлением вкусового имитатора E=mc2.
Последнюю формулу я написал не просто так. Она имеет прямое отношение
к этому концерту, да и ко мне лично. Дмитрий Ухов еще перед предыдущим
приездом квинтета Spooky Actions в Москву обращался ко мне с просьбой
найти адекватный термин на физическом слэнге. Дело в том, что участники
квинтета заимствовали название у Альберта Эйнштейна, а я, имея
происхождение из физики, должен на такие вопросы отвечать влет. Но не
тут-то было. Представляя музыкантов, Дмитрий Ухов посетовал на то, что
даже почтенные доктора наук не смогли ему внятно разъяснить суть дела.
Пришлось полазить по источникам, где обнаружилось следующее.
В 30-е годы гениальный создатель теории относительности пытался
опорочить активно формировавшуюся в то время квантовую механику. В
частности, было обнаружено некое следствие теории, названное Эйнштейном
Spooky Actions at a Distance. Суть его в том, что событие, происходящее с
одной из частиц, принадлежащей к некой системе, должно немедленно
приводить к изменению состояния другой частицы из этой же системы,
причем независимо от расстояния. По мнению мэтра, опубликовавшему эти
соображения в 1935 году совместно с еще двумя физиками, причем фамилия
одного из них Подольский, этого быть никак не может, а, следовательно,
квантовая теория неверна. Эффект, полученный Эйнштейном, называемый
по-русски "призрачным взаимодействием на расстоянии", оказался реальным,
квантовую механику этот довод разрушить не смог. Более того, нынче на
этом эффекте планируют голографическую съемку в абсолютно замкнутой
камере и без помощи экстрасенсов. Другое применение предполагается в
области создания нейронных компьютеров. Но самое удивительное, что суть
явления довольно точно соответствует функции ансамбля, который работает
в области взаимодействия далеких пространств. А само музыкальное
взаимодействие оказывается столь сильным, что последствия от него
ощущаются еще долгое время, пока человек осмысливает и перечувствует
происшедшее. В отличие от множества иных музыкальных событий, не имеющих
практически никакого послевкусия.
Пожалуй, в этом и состоит разница между настоящим продуктом и 100%-ным
соком со вкусом апельсина.
Михаил
Митропольский,
поезд Москва-Калуга
|