Юбилейный, двадцатый фестиваль новой музыки "Альтернатива" вновь собрал
на сцене Московского культурного центра "Дом" международную команду
высококлассных музыкантов - по всей вероятности, в последний раз.
Куратор и идеолог фестиваля Дмитрий Ухов в следующем году уже не
планирует заниматься этим проектом. Поэтому самое время было обратиться
к истории одного из старейших российских музыкальных форумов, который
родился еще в эпоху горбачевской перестройки и гласности, подвести
итоги…
Нынешняя "Альтернатива" проходила с подзаголовком "Знакомые имена -
новая музыка". Практически все ее участники - если не профессиональные "альтернативщики",
вроде пианиста Ивана Соколова, то уж хотя бы раз выступали на предыдущих
фестивалях. Единственное новое имя - флейтистка Эдита Фил. Авторы и
исполнители из Польши, Нидерландов, Соединенных Штатов и, конечно же,
России в основном представляли современную авангардную музыку, причем в
самых разных ее модификациях. Первая половина фестиваля была посвящена
исключительно новой композиторской музыке, вторая в основном
ориентировалась на новую импровизационную, в большей или меньшей степени
связанную с джазом. А в антрактах, до и после каждого концерта звучала
специально подобранная музыка - композиторской группы Musica Elettronica
Viva, Михаила Криштала и других (эмбиент-проект Дмитрия Ухова).
В районе точки золотого сечения фестивальной программы выступил
голландский перкуссионист Хан Беннинк - один из самых универсальных
барабанщиков, владеющий практически всеми стилями джаза и новой
импровизационной музыки. Напомню, что в разное время он сотрудничал с
Эриком Долфи, Сонни Роллинзом, Беном Уэбстером, Уэсом Монтгомери,
Декстером Гордоном… Выступление Беннинка 19 мая было сольным - в таком
качестве его в Москве еще не слышали.
Начался концерт несколько позже, чем предполагалось: главный участник
вечера застрял в пробке и немного опоздал. Зато публика услышала не
только "новый голландский свинг" соло, но и - в ожидании маэстро - звуки
улиц Амстердама, проект ведущих мировых специалистов в области
радио-арта, заказанный властями города. И вот Хан Беннинк, наконец,
появился на сцене - в характерной красной повязке на голове. Его манере
игры свойственны крайне жесткая агрессия и невероятный артистизм,
сумасшедшая энергия и блестящая разработка деталей. В его арсенал входит
несколько "фирменных" приемов, например, игра жесткими палочками по
стене или ногой в ботинке - по барабанам (как пояснил Дмитрий Ухов, это
очень тонкая техника родом из Индии: таким образом Беннинк надавливает
на пластик, который меняет натяжение и, соответственно, высоту). В тот
день в числе слушателей были не только завсегдатаи "Дома", но и
академисты-профессионалы, члены Союза композиторов, причем и те, и
другие оценили его игру по самому высокому разряду.
А затем на сцену вышли почти все участники фестиваля - московский трубач
Антон Силаев, польская флейтистка Эдита Фил, голландский пианист Михил
Бортслап, американская группа Spooky Actions и, конечно, сам Хан Беннинк.
Все эти очень разные музыканты устроили межжанровый джем-сешн, уже
ставший традиционным для "Альтернативы". Вначале солировал Антон Силаев
(в основном отдельными фразами на фоне электроники), все остальные
вступали постепенно и довольно долго продолжали в целом нейтральную
силаевскую линию. Впрочем, продолжали каждый со своей точки зрения, не
сливаясь в едином потоке. Объединение по большому счету произошло только
тогда, когда участники всей этой акции нашли общий интонационный язык,
который оказался ближе всего к авангардному джазу. Хан Беннинк вышел на
сцену уже к концу джема, но его огненный темперамент мгновенно
распространился на всех других музыкантов, кардинально изменив и
атмосферу в зале.
Вряд ли кто-то будет спорить, что сегодня не заманишь публику на
концерты очень и очень умеренно авангардной музыкой (а радикально нового
в последнее время не удается открыть никому). Зато принципиально новый
взгляд на прошлое музыкального искусства в частности и культуры в целом
стал необычайно популярен. И вот этот постмодернистский взгляд все
больше дает о себе знать в афишах последних "Альтернатив". Самым
интригующим в этом плане был проект группы Spooky Actions, который
завершил программу фестиваля 20 мая.
В названии, которое принадлежит саксофонисту Джону Гантеру, использован
термин из малоизвестной у нас статьи Альберта Эйнштейна 1935 года,
поддающийся лишь условному переводу. По словам Михаила Митропольского, "Spooky
Actions" - это понятие, которое состоит в "призрачном" взаимодействии
систем, далеких друг от друга в пространственно-временном отношении.
Участники группы стремятся к объединению, казалось бы, взаимоисключающих
культур и типов мышления - скажем, таких, как джаз и григорианские
песнопения Хильдегарды фон Бинген.
Музыканты приезжали на фестиваль в прошлом году - тогда они показывали
новоджазовые импровизации на темы Антона Веберна. В этом году они
представили публике свой последний альбом, в основе которого - "Квартет
на конец времени" Оливье Мессиана, одно из главных произведений ХХ
столетия, написанное автором в 1940-м в силезском лагере для
военнопленных. В январе 1941-го при 30-градусном морозе состоялось его
первое исполнение лагерными музыкантами, в числе которых был и сам
Мессиан. В их распоряжении были скрипка, трехструнная виолончель,
кларнет с западающими клапанами и расстроенное пианино…
И вот спустя 65 лет группа Spooky Actions переинструментовала квартет
для электрогитары, сопрано-саксофона, контрабаса, фортепиано и ударных.
Уже одно это было бы принципиально иным прочтением мессиановского
текста, но просто переинструментовки "Spooky Actions" показалось мало.
Как правило, после каждой из частей следовал "комментарий" в виде
импровизации на тему. Свою творческую позицию автору этих строк
разъяснил лидер группы, гитарист Брюс Арнольд.
Брюс, у меня сложилось такое впечатление, что вы намеренно
вносите в музыку Мессиана нечто чужеродное. Может быть, вы хотели
эпатировать снобистски настроенных академистов?
- Вовсе нет. Мы старались импровизировать в соответствии с книгой
Мессиана "Техника моего музыкального языка" (эта книга во многом
основывается на музыке "Квартета на конец времени" - И.С.)., хотя
мы не ставили цели буквально следовать ее тексту и играть так, как
написал бы сам Мессиан.
И все-таки те смыслы, которые вкладывал в свою музыку Мессиан (я
имею в виду не особенности техники, а внемузыкальные идеи, образы
"Апокалипсиса") в вашей интерпретации остаются или же мессиановский
квартет для вас - это просто музыкальный материал для импровизации, на
основе которого можно строить что-то свое?
- Мы хотели отразить и эти идеи Мессиана, мы работали, стараясь
вселиться в его мысли того времени. Но все же содержание классической
музыки настолько глубоко, что мы затрагиваем лишь небольшую его часть по
поверхности. Джаз - преимущественно игровая музыка, и именно поэтому
создается впечатление некоторого противоречия Мессиану. Это происходит
еще и потому, что мы не сочиняем эту музыку, а создаем ее прямо на
месте, в реальном времени. Естественно, своего "я" не избежишь, но этого
не избежит и любой другой исполнитель, даже если он работает с
оригинальным нотным текстом.
Замечу только, что степень удаления от оригинала, "прибавочный элемент"
своего "я" (как сказал бы Казимир Малевич) у Spooky Actions и "любого
другого исполнителя", конечно, совершенно разные. Идея соединить музыку
Мессиана и новоджазовую импровизацию, несомненно, красивая, очевидно,
что гармонии и ритмы французского классика ХХ века более близки джазу,
чем нововенская серийная додекафония Веберна. И тем не менее на деле
получилось как раз наоборот. Далеко не везде Spooky Actions удалось
преодолеть "сопротивление материала" мессиановского квартета, а в
некоторых медленных частях участники группы, казалось, просто не знали,
что делать с этой прекрасной и вместе с тем сложной музыкой (пожалуй,
самым наивным моментом можно считать переинструментовку финала "Хвала
бессмертию Иисуса", где мелодию скрипки играет гитара). Но там, где все
же удалось достичь органичности этого невероятного синтеза - результат
был крайне интересен.
"Альтернатива" 2006 года завершилась "Квартетом на конец времени" вне
всякой связи с тем, что фестиваль, вероятнее всего, больше проводиться
не будет. Во всяком случае, Дмитрий Ухов говорит, что это просто
совпадение. И все-таки жаль, если нынешний год станет и концом времени
"Альтернатив". Ведь это означает, что для московской публики перестанет
существовать определенный пласт современной культуры…
Ирина
Северина
|