In Memoriam
Анатолий
Берестов
(1953-2006) |
Умер Анатолий Берестов.
Кажется,
только что отмечали его 50-летие. Расцвет сил. Всероссийская
известность в джазовых кругах. Он любил играть, в масштабах Сибири был
значительным пианистом, но не за это Толю знали и любили. Он был
стержнем джазовой жизни Сибири. Самым успешным, самым изобретательным,
самым удачливым джазовым продюсером российского Зауралья. Его
фестиваль "Джаз у старой крепости" был нанесен на международные
джазовые карты, принимал множество и первостатейных джазовых звезд, и
крепких, творчески ярких профессионалов последующих эшелонов мировой
импровизационной музыки. Ну, а в российском джазе Берестова знали
практически все. Наверное, нет крупного российского музыканта, кто не
играл бы у Толи в Новокузнецке.
Задымленный, прокопченный, отравленный выбросами металлургического,
алюминиевого комбинатов и множества другой индустрии, воспетой еще
Маяковским, Новокузнецк многим обязан Анатолию Берестову. И не
сказать, чтоб сильно ценил это - во всяком случае, при Толиной жизни.
Его городскому джаз-клубу "Геликон", занимавшему прекрасное, руками
самих кузнецких энтузиастов выпестованное здание, завидовали, пытались
отобрать помещение. Ну какая в страшном промышленном городе, где прямо
под окнами джаз-клуба валяются бросаемые с верхних этажей соседнего
дома шприцы, где одной из самых влиятельных политических сил 90-х были
баркашовцы, - какая в этом городе может быть культура? Но был в городе
Берестов, а значит - был джаз-клуб, оркестр, детская джазовая студия,
ежегодный фестиваль, да плюс еще несколько менее регулярных, но не
менее значимых для города и региона фестивальных проектов, которые
проводил тоже Берестов - особенное место среди них принадлежало "Всесибирской
ассамблее", регулярно собиравшей на одной сцене, в едином звучании
импровизаторов из сибирских городов и фольклорных музыкантов
многочисленных сибирских народов из дальних уголков субконтинента.
Теперь Толи Берестова нет. Ему так и не исполнилось 53. Во время
операции на легких 27 апреля он впал в кому и не вышел из нее - не
выдержало сердце.
Если кто-то думал, что этому страшно подвижному, задорному, постоянно
что-то весело рассказывающему человеку легко давались его свершения -
нет, нелегко они ему давались, ложились рубцами на сердце. О своих
победах и поражениях Толя к своему 50-летию написал замечательную
книгу, "Романтики джаза". Заметьте, не "Романтик", а "Романтики". Толя
не отделял себя от всего джазового сообщества России, столь важным
членом которого он был в последние два десятилетия. Эта книга - ярко и
легко написанная, показывающая все прелести (как в кавычках, так и без
кавычек) джазовой жизни в регионе, куда только от Москвы четыре часа
лету, а от основных мировых джазовых центров - все 14. Удивительный
документ, равного которому мало что сыщется в российской джазовой
библиографии. И - документ жизни живого, жизнерадостного, лукавого,
всегда веселого, темпераментного, светлого человека, которому многим
людям есть за что сказать "спасибо".
Мы и говорим ему: спасибо, Толя. Спасибо, что все эти годы был с нами,
делая жизнь в своем городе, во всей своей стране чуточку лучше.
Светлая память тебе, Толя.
Кирилл Мошков,
главный редактор интернет-портала "Джаз.Ру"
Гражданская панихида состоится в джаз-клубе "Геликон"(+7 3843
46-83-09, 45-92-80) 30 апреля 2006г. в 11 часов по местному времени. |
|
|
Специальный репортаж
|
12-13 апреля в Донецке (Украина) прошел VI международный
фестиваль "Do#Dж-2006".
Мы завершаем рассказ (начало см. в
предыдущем номере) о международном фестивале "Do#Dж-2006". Сегодня
свой отчет представляют главный редактор нашего партнерского ресурса -
всеукраинского джазового портала UaJazz.Com Татьяна Балакирская и наш
украинский читатель, подписавший свой отчет "Владлен Ноль"...>>>> |
|
|
Как это было
в Москве |
20-23 апреля в главном очаге столичной новоджазовой сцены,
культурном центре ДОМ, прошел очередной ФСК - Фестиваль Сергея
Курехина, он же Фестиваль Современной Культуры. Это - традиционно
- одно из важнейших московских событий в ежегодном круге происходящего
в том узком, но чрезвычайно важном секторе музыкальной жизни что
уклончиво и не всегда точно называют "авангардом", "новым джазом",
"новой импровизационной музыкой" и т.п. Поэтому нам хотелось бы
осветить произошедшее событие возможно подробнее.
Естественно, что на каждом фестивале есть своих хэдлайнеры - даже в
импровизационном авангарде, где число преданных поклонников того или
иного музыканта вполне легендарного статуса может в многомиллионном
городе исчисляться десятками, а число тех, кто просто не прочь этого
музыканта услышать (в том числе в силу простого любопытства поглядеть
на "живую легенду") - парой сотен. Было так и на ФСК-2006: явными
хэдлайнерами первого вечера были гитарист Фред Фрит и ударник Крис
Катлер, третьего - саксофонист Дейв Мюррей, и последнего - квартет
саксофониста Анатолия Вапирова. Поэтому мы предложили бы
сконцентрироваться именно на выступлениях хэдлайнеров, тем более что
именно они и проходили в фестивальной программе по новоджазовому
ведомству (остальные музыканты представляли другие направления
музыкального авангарда, не слишком тесно связанные с импровизационной
музыкой). При этом некоторые выступления рассмотрят по несколько
авторов. Поэтому отчет о фестивале неизбежно растянется на два выпуска
- не может же "Полный джаз" рисковать своей репутацией раздумчивого,
постепенного в оценках издания.
Сегодня о концерте Фреда Фрита и Криса Катлера рассказывает писатель
Михаил Бутов, лауреат премии "Русский Букер", ответственный секретарь
журнала "Новый мир", а о концерте Дейва Мюррея - редактор "Полного
джаза" Кирилл Мошков...>>>> |
|
|
Говорите,
вас слушают |
Сегодня мы продолжаем слушать лауреата
Европейской джазовой премии 2005 г. - пианиста и клавишника Бояна
Зульфикарпашича (Сербия-Франция); только теперь он говорит, так
сказать, в составе дуэта - к нему присоединяется саксофонист Жюльен
Луро, с которым Боян постоянно работает уже полтора десятилетия.
Жюльен Луро и Боян Z (так сербского пианиста называют во Франции) только
что побывали в России на фестивале "Le Jazz", но интервью было взято у
них чуть раньше, в декабре 2005 г. после их концерта в Софии: с ними
беседует наш болгарский автор Милен Панайотов...>>>> |
|
|
Постсоветское пространство:
что было |
Полифонический лед,
или сауна-чек
Я
считаю, что на следующие "Апрельские джазовые тезисы" в Архангельск
должен приехать Чарли Хэйден со своим Liberation Music Orchestra. И не
просто приехать, а за свой счет, поскольку у упомянутого борца за
революционные идеи, судя по последним релизам ("Not In Our Name"), явный
кризис революционности, а в нашей северной столице "нового джаза" этих
идей хоть отбавляй.
Странно, но мысль постебаться по поводу "вечно живого" и прямо в его
день рождения устроить постоянный фестиваль "креативной", т.е. "живой",
музыки нашла рьяную поддержку не только у устроителей фестиваля,
приглашенных музыкантов, но и у народа, населяющего город на Северной
Двине, - народа, который во время концерта заполнил зал так плотно, что
ваш покорный слуга не смог подойти к сцене и сколько-нибудь внятно
зафотодокументировать происходящее. Одним словом, 22 апреля в
зале Поморской государственной филармонии случился аншлаг. Даже видавший
виды Владимир Туров, он же председатель Фонда развития джаза, он же
пианист легендарной группы "Архангельск", он же ее менеджер, он же
пианист группы "Восток-Север", от удивления поднял брови.
Правда, теоретическое обоснование эффекта было представлено еще на
пресс-конференции, где Аркадий Шилклопер, прибывший в составе квартета
Pago Libre, подробно объяснил прессе, что за музыка предстоит, как ее
надо слушать и зачем, а пианист из того же квартета Джон Вольф Бреннан
познакомил собравшихся с введенным им термином "компровизация". Термин
означает гармоничное соединение композиции и импровизации и
соответствует главному принципу функционирования заграничного ансамбля.
Языковые и терминологические вопросы были также затронуты, когда Джон
объявил, что саундчек прошел великолепно. Правда это заявление вызвало
смятение, поскольку пресс-конференция происходила в 11 утра, и быть
такого не могло. Однако все разъяснилось, когда термин был выговорен
более отчетливо, как "сауна-чек", причем сама процедура произошла днем
раньше. Русская сауна на австрийских ирландо-швейцарцев произвела
исключительное впечатление, наравне с красотой девушек на улицах и
"полифоническим" (по выражению Бреннана) льдом на Двине.
Вопросы многочисленных журналистов крутились вокруг нетрадиционного
джаза, причем быстро стало понятно, что архангелогородцам до сих пор не
дает покоя взрывоподобное выступление японского оркестра Shibusashirazu
в прошлом году. Их успокоили, продекларировав камерность намечающегося
действа и пообещав, что количество децибел будет вполне умеренным.
Так
оно и произошло. Первым на сцену вышел уже упомянутый Pago Libre в
составе: Аркадий Шилклопер (Россия-Германия) - валторна, флюгельгорн,
альпийский рог; Чо Тайсинг (Австрия) - скрипка, вокал; Джон Вольф
Бреннан (Ирландия-Швейцария) - фортепиано, мелодика; Георг Брайншмид
(Австрия) - контрабас, вокал. Свою связь с вождем мирового пролетариата
все четверо ощущают, имея в виду цюрихский этап его (вождя)
деятельности. Даже начало Pago Libre приходится на 1989, когда под
впечатлением от фестиваля советского авангарда в этом швейцарском городе
Джон задумал создать коллектив. Разумеется, без советского человека
квартет не мог обойтись и, как следует подготовившись, в 1994 году
заключил в свои объятья Аркадия Шилклопера. Произошло это событие в
венском клубе "Порги и Бесс". А уж Аркадий в 2002 году кооптировал в
коллектив своего товарища по борьбе из состава Vienna Art Orchestra -
Брайншмида.
Музыка
квартета определяется и сочиняется всеми четырьмя музыкантами. И это не
просто брошенная тема. Каждое сочинение детально проработано и, как
правило, по структуре весьма не просто. Музыканты активно используют
полиритмию, многочисленные унисоны. Удельный вес импровизационных
эпизодов варьируется весьма широко - в диапазоне от нуля до глобальных и
вполне джазовых соло. Но сами они декларируют себя неджазовым составом,
что отчасти опровергается восторженным приемом народа, собравшегося на
якобы джазовый концерт. Прекрасная иллюстрация к русской поговорке о
терминах, в смысле "хоть горшком назови, только в печку не ставь".
Каждый из участников имеет свой очень яркий образ. Музыкальность
Бреннана складывается, как в свое время отмечал Алекс Кан в аннотации к
первому диску Pago Libre, "из влияний от Пола Блея до Кейджа, от
галльского фольклора до восточных ритмических структур". Диапазон
венского скрипача Чо Тайсинга - от Альбана Берга до Чарлза Мингуса, от
цыганской музыки до Фрэнка Заппы. Аркадия Шилклопера и Георга Брайншмида
описывать не буду, поскольку оба музыканта не раз выступали в России
вместе и хорошо знакомы нашим слушателям. Замечу только, что у Георга
усилился элемент сценического куража, проявляющийся весьма своеобразно.
Представьте себе шкодливого мальчишку, который периодически подстраивает
разные козни, а потом озирается так, будто это и не он вовсе. Я не
случайно пишу об этом сценическом элементе. Сама музыка достаточно
серьезна. Это "камерный джаз" европейского толка, включающий
рефлективность, медитативность, импрессионистичность. Однако всеобщий
кураж на сцене выводит слушателя из состояния серьезности в первые же 15
минут. Впрочем, у читателя еще будет возможность познакомиться с
музыкальными впечатлениями от московского выступления квартета в
ближайшем будущем.
Выступление базировалась, в основном, на последнем диске Pago Libre "Stepping
Out", но включала в себя композиции из других программ. А забавный
"Вальс для Альфреда Хичкока" был тут же перепосвящен Иегуди Менухину,
ухитрившемуся родиться в один день с Лениным, да еще и ровно 90 лет тому
назад. Все это не могло не вызвать восторга плотно набитого зала и,
разумеется, бисирования квартета.
Восторженные аплодисменты и бисы сопутствовали и остальным двум
составам. Хотя Энвера Измайлова составом называть как-то рука не
поднимается. Он всего-то один, и даже с одной гитарой. Мне он сказал,
что теперь возит всего одну гитару и кой-какие примочки с записанными им
же самим риффами и петлями. Электроника весит немного, а музыкант в
постоянных разъездах, поскольку востребованность нашего (простите! -
крымского) виртуоза весьма высока. Но это тот самый случай, когда, как
говорят спортсмены, "порядок бьет число". Как ни странно, в Архангельске
Энвер был, но очень много лет назад. Так что о нем народ наслышан, а
лично многим слышать не приходилось. Теперь его обычная программа прошла
на "ура ", а на закуску состоялось самое "свежее" - знаменитое "Утро в
совхозе Завет Ленинский" (которое Энвер неизменно играет лет уже,
наверное, 15 - ред.).
Строго
говоря, первые два ансамбля в единственный день фестиваля "авангардного
джаза" были не вполне джазовыми. Зато третий - исключительно. Музыкантов
сборного квартета Анатолия Вапирова разделяют 2500 км. Однако объединяет
их все тот же Цюрих и славное время торжества советского авангарда.
Действительно, все четверо - великолепный саксофонист, композитор,
художественный руководитель джаз-фестиваля в Варне (Болгария) "Варненско
Лято" Анатолий Вапиров, его партнер по многочисленным проектам,
известный пианист, арт-директор "Одесского Джаз-карнавала" Юрий Кузнецов
(по совместительству - руководитель отдела культуры администрации
Одесской области) и архангельские музыканты, участники легендарной
группы "Архангельск" - басист Николай Клишин и барабанщик Олег Юданов -
представляют то славное поколение наших музыкантов, которое создавало
особую российскую культуру авангарда. Музыки, которая и сейчас
представляется, быть может, самым существенным нашим вкладом в историю
джаза. Кстати, по словам Джона Вольфа Бреннана, общаясь именно с этими
людьми, он понял еще тогда, что буржуазная пропаганда, рисующая всех
советских этакими монстрами, попросту врет. Чем дальше, тем больше
очаровывают его эти русские, даже если за это время некоторые из них
стали украинцами или там болгарами.
Анатолий Вапиров принципиально стоит за идею спонтанного музицирования
(это можно считать одним из апрельских джазовых тезисов). Он
последовательно проводит этот тезис в многочисленных проектах на
европейских фестивалях, на сцене своего собственного, варненского, где
его имели удовольствие слушать автор этих строк - в 2005 году и главный
редактор "Полного джаза" г. Мошков в соавторстве с г-жой Филипьевой - в
2004-м. Отступает он от этого принципа только в сочинениях крупной
формы, начиная еще с 70-х, когда появилось "Болгарское рондо" для
саксофона и оркестра и "Славянская мистерия" для джазового квартета,
меццо-сопрано и хора, и кончая предстоящими премьерами двух крупных
сочинений в исполнении пловдивского оркестра и написанием оперы на тему
древней истории Варны.
И
здесь, в Архангельске, несмотря на спонтанность процесса, ощущалось
идеологическое первенство этого глобального музыканта, добровольное
подчинение его музыкальной идеологии. Мелодический тематизм, часто с
отчетливым балканским привкусом, развитие, смакование, разжигание,
кульминационный выплеск. Юрий Кузнецов, много лет вступающий в
музыкальные диалоги с саксофонистом, хорошо знает его вкусы и тенденции,
великолепно поддерживает его фактурно, а затем развивает в собственных
соло, нередко эмоциональных, порой эклектичных, но всегда со своим
характером мелодичной парадоксальности. Николай Клишин и Олег Юданов,
обладающие колоссальным опытом, не только создают ритмо-гармоничнскую
базу, но и сами активно делают музыку, доказывая равноправное
партнерство. Программа не проста, но очень действенна, и полутысячный
зал не только досиживает да конца в полном составе, но и продолжает
требовать биса еще долго и долго.
"Апрельские
тезисы" высказаны, концерт окончен, но только не для музыкантов.
Продолжение в новом молодежном клубе "Колесо". Здесь еще нет джазового
оформленного интерьера, зато стены покрыты номерными знаками. Интересно,
откуда они, с каких машин сняты. Кажется, все-таки, с не наших. Клуб
набит доверху, объявлен джем-сейшн участников "Тезисов", народ давно в
ожидании и таком нетерпении, что участникам концерта пытаются не дать
перекусить. Выручает архангельский состав "Восток-запад" Тима Дорофеева
- первый сет его. Наконец получает возможность "отыграться" Владимир
Туров, понявший, что самое главное состоялось, и заботы, хоть на
четверть часа, могут отойти в сторону. Гул, гомон, громкая гитара
лидера, голос Кати Зориной перекрывает шумящий зал. "Своих" принимают
тепло, а на сцену уже поднимается квартет Вапирова. И тут у меня лезут
глаза на лоб: я впервые слышу, как ниспровергатель устоев в джазовой
традиции дует стандарты-эвергрины. То есть качество звука, фразировка -
все таково, что эта самая традиция может быть спокойна за свое будущее.
Правда, позже Анатолий сказал мне, что он сыграл почти все стандарты,
какие знает, но что-то очень уж ехидно при этом улыбался.
За Энвером Измайловом дело тоже не стало, гитарист применил весь свой
фанк с восточным оттенком самого крупного калибра, и рев толпы
подтвердил, что сражение им выиграно.
Но окончательное подтверждение верности "апрельских джазовых тезисов"
пришло с выходом на сцену Pago Libre. Эта четверка устроила невероятные
музыкальные бесчинства, прерывая их какими-то умопомрачительными соло,
из которых запомнились одно минут на 7 на одном вдохе (циркулярное
дыхание) Шилклопера и другое, вообще без вдоха - Георга Брайншмида. К
сожалению, отсутствовал альпийский рог, который вообще не влез бы в этот
клуб, а еще Вольфа Бреннана усадили за клавиши. И он не смог исполнить
свой любимый трюк - извлекать специфические звуки, протягивая особую
струну под струнами рояля.
Но все хорошее когда-нибудь кончается, и участники всего этого
революционного безобразия отправились в Москву, оставив Архангельск в
недоумении: было ли все это или только привиделось. Вечер-то был все же
перед пасхой. Мало ли чего.
Нет, товарищи! Все это было на самом деле. Я сам там был и видел.
Апрельская джазовая революция в Архангельске снова свершилась. И будет
свершаться и впредь. Потому что идеи ее верны, и этого хочет народ
Архангельска, воспитанный Владимиром Резицким в правильном русле. Вот
только в следующий раз этот народ уже в зал филармонии не поместится. И
эту проблему нам надо решить обязательно. Это архиважно, товарищи!
Михаил
Митропольский,
товарищ из центра
10 апреля концертом в Сыктывкаре завершилось
украинско-российское турне квартета из США "Сайрус Честнат - Николай
Панов Альянс". О том, как это было - наш читатель из Сыктывкара
Сергей Терентьев...>>>> |
|
|
Постсоветское пространство:
что будет |
Традиционная сводная рубрика
"Анонсы от Джаз.Ру" сегодня представляет анонсы по 6 городам России до
5 мая. Напоминаем,
что система представления информации в этой рубрике претерпела ряд
изменений, равно как и вся анонсовая система на "Джаз.Ру" в целом.
Мы продолжаем развивать это направление в нашей работе, которое
редакция портала считает одним из важнейших в своей
деятельности...>>>>
Екатеринбург: "Джаз-Транзит 2006"
Нынешний свердловско-екатеринбургский "Джаз-Транзит" - уже 15-й по
счету; хотя это название мне не очень по душе, но, как говорится,
ничего не поделаешь - традиция. Еще один любопытный момент
заключается в том, что по сложившейся практике директор фестиваля
Николай Головин обращает больше внимания на музыку, чем на антураж:
всякие там выставки-экспозиции, рекламки-программки,
конфетки-буклетки - одним словом, джаз-комфорт. Так вот, насчет
комфорта не знаю, тем более что по определению и происхождению джаз
- скорее подвал, чердак или (на крайний случай) бордель, нежели
филармония. Но времена меняются, все подвалы и чердаки заняты,
бордели законспирированы, Театр Эстрады по-прежнему на ремонте, и
потому джаз на этот раз перекочевал в Драму (т.е. Екатеринбургский
Драмтеатр). Зато за три дня, с 28-го по 30-е апреля, джаза будет
вполне достаточно, и, как говорится, на все вкусы и интересы.
Открывают фестиваль, как обычно, местные ребята, и на этот раз -
молодые, что не может не радовать джазовых стариков, но под
патронажем своих более старших, более опытных и более известных
товарищей, наставников, коллег и мерчандайзеров - композитора и
тромбониста Виталия Владимирова и саксофониста Марка Иванцова,
которые постоянно экспериментируют, синтезируют, модифицируют,
трансформируют и сплавляют. Ну, а название ансамбля "Моби-Джи", т.е.
мобильный джаз, предполагает всевозможные стилистические
перемещения, видоизменения, спаривания, наложения и предложения -
одним словом, творчество.
Местные блюзовые, ритм-энд-бдюзовые фэны наконец-то могут спать
спокойно… в ожидании черного гитариста, вокалиста и шоу-мена Хайрама
Буллока (по-нашему, Быкова), который входит сегодня в первую
десятку-двадцатку-тридцатку самых рейтинговых исполнителей этого
жанра, в то время как сама блюзовая идиома все больше уходит в
танцульки (например, рэп), либо в Efes Pilsener. Наверное, поэтому
имя Буллока значительно чаще встречается в джазовом контексте (более
престижно), а вот его знаменитая фраза "музыка всегда была для меня
забавой и шуткой, и я занимаюсь ею для собственного удовольствия"
отсылает современного человека в средневековую эпоху барокко, когда
движущей силой музыки были красивые женщины (а не деньги), и сама
она означала скорее онтологическое понятие, а не так называемое
произведение искусства и объект обывательской псевдосерьезности.
В пресс-релизе итальянского квартета Массимо Д’Авола написано, что
его лидер, разумеется, "один из самых…", "лучший джазовый
саксофонист Европы", что у него "элегантный, строгий и энергичный
стиль, вдохновленный такими саксофонистами, как Коулман Хокинс,
Сонни Роллинс и Джонни Гриффин" (очень разными, из которых последний
- совсем не культовая фигура, а просто хороший технарь). Ну, это к
слову, а если по делу, то квартет Д’Аволы, пожалуй, не менее яркий
сколок прежнего ансамбля уже покойного пианиста Романо Муссолини,
знакомого екатеринбургской публике по фестивалю трехлетней давности.
Итак, Дуче-младший умер, но дело его живет, т.е. вполне добротный
европейский мэйнстрим-джаз, по-итальянски темпераментный и
зажигательный (что, разумеется, впрямую зависит от наличия в зале
красивых женщин). Но вот что интересно: если прочитать фамилию
лидера более мягко, получится "Дьяволо", о чем все уже, конечно,
догадались, и, следовательно, музыка должна соответствовать. А еще
Д’Авола - знаменитый сорт винограда и марка одноименного
итальянского фирменного вина. Так что этих ребят стоит
попробовать-послушать!
Группа "Волковтрио" с вокалистом Сергеем Старостиным стала для нашей
публики чем-то вроде мифа или легенды, поскольку переговоры об их
выступлении в Екатеринбурге продолжались более пяти лет, а когда,
наконец, они благополучно закончились (к январю этого года), концерт
пришлось отменить из-за холодов. Будем надеяться, что на этот раз
ничто не помешает музыкантам продемонстрировать свой культовый
авант-фолк, представляющий собой "органичный сплав русской народной
и духовной музыки, рока и фри-джаза в самом широком спектре
эмоционально-психологических состояний: от балладной лирики,
временами переходящей в медитацию, до безудержного драйва,
заставляющего публику адекватно соучаствовать в сценическом
действии", - это я цитирую из пресс-релиза, который сам же и
написал. Название "Волковтрио" пишется в одно слово, очевидно, по
причине феноменальной интеграции этого ансамбля, но я хочу выйти к
лидеру, контрабасисту Владимиру Волкову, с предложением включить в
это словообразование также и вокалиста Сергея Старостина для
усиления интеграционного и семантического эффекта.
Московское трио "Второе приближение" во главе с пианистом и
композитором Андреем Разиным - одна из немногих российских групп
(кстати, наряду с "Волковтрио"), исполняющих креативную музыку, и
потому говорить о ней следует исключительно серьезно. Джазовый
критик и продюсер Михаил Митропольский позиционирует ее эстетику как
результат культурно-исторических влияний поэтики Ф.М.Достоевского,
полистилистики С.Прокофьева и красочной абстракции М.Шагала в
контексте современной импровизационной музыки на русской
национальной почве. Я же, слегка "оппозиционируя" столичному мэтру,
нахожу в композициях "Приближения" немало юмора, а также
одухотворенных эмоциональных эпизодов и интригующих историй, а
вокалистка Татьяна Комова (после едва ли не окончательного
ухода/отхода Валентины Пономаревой от авангарда) остается едва ли не
единственным в сегодняшней России профессиональным мастером
таинственных, загадочных и неформальных звуков человеческого голоса.
И, наконец, диксиленд из Швеции под названием "Карлинг Фэмили", т.е.
"Семейство Карлингов" - действительно семейная группа, включающая
акробатов, жонглеров, клоунов и одновременно музыкантов-исполнителей
на всевозможных инструментах, - т.е. нечто вроде менестрельного
театра. В состав ансамбля входят семейная пара Карлингов и их дети:
два сына и две дочери, одна из которых пару месяцев назад родила
очаровательного малыша и вместе с нянькой собирается прихватить в
Екатеринбург (наверное, в качестве талисмана, а может быть,
шумового, либо визуального объекта). За двадцать лет
профессиональной концертной практики "Карлинг-бэнд" поставил на уши
всю музыкальную Европу, ну, а насчет нашей публики можно не
сомневаться - уши у нее на месте, а с глазами тоже в полном порядке.
Фестиваль "Джаз-Транзит 2006"
28, 29 и 30 апреля в помещении Екатеринбургского драмтетра
Программа
- 28.04, начало в 18.30
1. "Моби-Джи" (квинтет п\р Виталия Владимирова, Екатеринбург) - между
мэйнстрим-джазом и world music
2. Трио Хайрама Буллока (США) - блюз, ритм-энд-блюз, блюз-рок
- 29.04, начало в 18.00
1. Квартет Массимо Д’Авола (Италия) - хот-мэйнстрим
2. "Волковтрио" и Сергей Старостин (С-Пб, Москва) - авант-фолк
- 30.04, начало в 18.00
1. Трио "Второе Приближение" (Москва) - новая импровизационная музыка
2. Carling Family (Швеция) - шоу-диксиленд
Музыкантов представляют: Алексей Баташев (Москва), Геннадий
Сахаров (Екатеринбург)
Цена билетов: 28.04 и 30.04 - 250-350 руб., 29.04 - 300-400 руб.
Справки по тел. 371-45-01 (днем) и 374-77-26 (вечером), 371-76-17
(касса)
Геннадий
Сахаров,
Екатеринбург
|
|
|
Что намечается:
столичные анонсы |
|
Реплика |
А был ли ЖДАЗ?
22 апреля в Национальной опере Украины состоялось церемония вручения
Всеукраинской Премии "ШоуБиз-2005". Вокальная группа
ManSound с еще
двумя джазовыми коллективами были приглашены в качестве номинантов на
премию "Лучшая джазовая группа года".
Сайт Showbizaward.com писал: "Церемония награждения Всеукраинской
Премией "ШоуБиз" проходит по всем правилам проведения светских
мероприятий во всем мире - красная ковровая дорожка, к которой
подъезжают лимузины; фотографы, журналисты, телерепортеры ведущих
средств массовой информации; собравшиеся у входа наблюдают приезд
звезд и приветствуют своих любимых артистов восторженными криками;
роскошно одетые звезды дают интервью перед началом Церемонии. Живой
звук - звезды украинской музыки в сопровождении симфонического
оркестра и хора. Великолепная концертная программа и награждение
лучших из лучших. Гламурная тусовка, звезды музыки и телевидения,
деловая и политическая элита, высшее руководство страны, известные
спортсмены, послы иностранных держав. Строгий dress code - "black tie"
(смокинги, вечерние платья)".
Все это было. Вот только вручения джазовой номинации НЕ СОСТОЯЛОСЬ,
она попросту НЕ БЫЛА ОБЪЯВЛЕНА! То ли организаторы позабыли о ее
существовании, то ли статуэтка понадобилась для "более важных" шоу
персон - остается загадкой.
Ознакомившись с результатами голосования, мы узнали, что в результате
голосования победил таки ManSound. Но в сложившейся ситуации ни
радости по этому поводу, ни серьезного отношения к этой гламурной
премии - триумфу фанерной попсы над джазом - мы не испытываем. Спасибо
организаторам.
Дмитрий Выговский,
Киев
|
|
|
Чтение |
Есть в истории джаза фигуры, которые оставляют весьма внушительный
след, не будучи при этом музыкантами и даже не работая в музыкальной
индустрии. Это - меценаты. Фигуры эти редки, но результаты их
деятельности остаются в истории музыки надолго. Кому посвящены такие
знаменитые джазовые темы, как "Nica's Dream" Хораса Силвера или
"Pannonica" Телониуса Монка? В чьих апартаментах умер великий
Чарли Паркер? В чьем доме Телониус Монк прожил последние десять лет
своей жизни? Кто выведен в повести Хулио Кортасара "Преследователь"
как "маркиза"?
Все это - одна и та же женщина. Кто она была - рассказывает наш автор
из Бостона Юрий Мачкасов...>>>> |
|
|
Радио |
В этом году исполняется 80 лет со
дня рождения и 15 лет со дня смерти трубача Майлса Дэйвиса.
Радио "Культура" 91.6 FM объявляет 2006 год Годом
Дэйвиса. В программе Дмитрия Ухова "Домашняя музыка" (по
воскресеньям, 19.05-20.00) в (более или менее) хронологической
последовательности еженедельно звучат его исторические записи со
всеми возможными, в том числе и ранее не публиковавшимися,
дополнениями. Поскольку цикл поддерживают концерн "Союз" и
коллекционер Владимир Аронс (Хадера, Израиль),
Дмитрий Ухов надеется,
что изданные архивы великого джазмена будут доступны, и готов
учитывать пожелания читателей "Полного джаза". |
Майлс Дэвис -
"Автобиография" Издательская группа "У-Фактория",
2005 Твердый переплет, 544 стр. Трубач Майлс Дэйвис (или
Дэвис, как его назвали авторы русского перевода "Автобиографии"
музыканта) - одна из ключевых фигур в истории джаза. Книга, которую
он написал о себе - взгляд изнутри на историю одной из самых ярких
джазовых личностей, историю создателя и первооткрывателя нескольких
джазовых эпох и просто одного из самых любимых во всем мире джазовых
музыкантов...
|
"Бесконечное приближение" (Радио
России) Программа (автор и ведущий Михаил
Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. В связи с
выходом "Радио России" в FM диапазон (частота 97,6 в Москве, с 10
апреля) меняется сетка вещания. Программа Михаила Митропольского
"Бесконечное приближение" будет выходить в эфир в ночь с пятницы на
субботу в 0.10.
29 апреля в 0.10 очередная программа "Бесконечное приближение" -
XI часть сериала, посвященного творчеству американского контрабасиста,
композитора Чарли Хэйдена, охватывающая последнее десятилетие его
музыкальной карьеры.Подкаст
"Слушать здесь":
26.04.06 - #40: Анна Филипьева комментирует пьесу "Beer For Bird"
с альбома "Presente Para Moscou" валторниста Аркадия Шилклопера (DOM
Records, 2003).
24.04.06 - #39: Кирилл Мошков комментирует пьесу Джимми Макхью "(Coming
In) On A Wing And A Prayer" в советской версии ("Бомбардировщики",
Леонид и Эдит Утесовы, 1944) и в оригинале (Энн Шелтон и оркестр
Берта Амброуза, 1943).
21.04.06 - #38: Кирилл Мошков комментирует пьесу "In A Sentimental
Mood" с альбома "Duke Ellington & John Coltrane" пианиста Дюка
Эллингтона и саксофониста Джона Колтрейна (Impulse!, 1962). |
|
|