Выпуск #14,
2006
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
Сайрус Честнат - Николай Панов: впервые в Коми |
10
апреля в Сыктывкаре в зале местной филармонии выступил с концертом
квартет из США "Сайрус Честнат - Николай Панов Альянс" с программой
"Территория ритма". Столица Республики Коми стала седьмым и последним
городом в нынешних гастролях коллектива по России и ближнему зарубежью.
Для местной публики, не избалованной наездами именитых джазменов
(последними, кто посещал наш город лет двадцать назад, еще при советской
власти, были оркестр Олега Лундстрема, камерный джаз-ансамбль "Каданс" и
одинокий контрабасист Анатолий Бабий), данное событие уникально еще тем,
что это вообще первый визит к нам в республику настоящих американских
джазовых музыкантов, и не просто американских, а афро-американских, то
есть корневых представителей этого искусства. Однажды, правда, в конце
80-х к нам приезжали близкие родственники джаза, исполнители
современного госпела The Richard Smallwood Singers. Сайрус Честнат,
кстати, на одном из своих последних дисков, “You Are My Sunshine”,
исполняет фортепианную версию госпела Ричарда Смолвуда “Total Praise”.
Имя
Сайруса Честната не широко, но известно отечественным любителям джаза. В
январе этого года пианисту исполнилось 43, у него интересная творческая
биография и дискография из более десяти собственных компактов, но он,
например, не попал в первую российскую энциклопедию В.Б. Фейертага "Джаз
- XX век", хотя там присутствуют его младшие сподвижники и партнеры,
такие как Крисчен Макбрайд, Рой Харгроув, Джошуа Рэдмен, Николас Пэйтон.
Известен он главным образом по собственным дискам, издававшимся в
России, а также как сайдмен в проектах известных музыкантов: трубача Роя
Харгроува (“With The Tenors Of Our Time” 1994), вокалиста Кевина
Махогани, саксофониста Джеймса Картера, басиста Крисчена Макбрайда.
Иному российскому зрителю Сайрус Честнат также запомнился своим участием
в демонстрировавшихся в конце 90-х по телеканалу "Культура" фильмах
"Канзас-Сити" и "Джаз ‘34" американского кинорежиссера Роберта Олтмэна.
В этих фильмах Честнат и другие звезды современного джаза изображают
знаменитый в 30-е годы свинговый состав Бенни Моутена, который через
год, после трагической смерти Моутена (но это уже за пределами фильма),
преобразовался в еще более знаменитый оркестр Каунта Бэйси.
Художественно и, видимо, очень достоверно (ведь Олтмэн жил в те годы в
Канзас-Сити) показано клубное музицирование тогдашних знаменитостей
свинга, среди которых легко угадываются Лестер Янг, Коулмэн Хокинс, Бен
Уэбстер, Джимми Рашинг (в исполнении Кевина Махогани) и другие
исторические личности. В баре, в котором главным образом и происходит
действие обоих фильмов, среди зрителей время от времени показывается
чернокожий подросток с альт-саксофоном в руках. Нетрудно догадаться, что
это юный Чарли Паркер. Сайрус в этих фильмах играет на пианино, то есть
играет пианиста, самого Бенни Моутена.
В
Сыктывкаре Сайрус Честнат выступал со своими постоянными в течение
последних четырех лет партнерами: ударником Нилом Смитом (Neal Smith) и
контрабасистом Майклом Хокинсом (Michael Hawkins), знакомыми нам лишь
своим сотрудничеством с самим Честнатом на его последних двух релизах.
Четвертым и самым известным у нас музыкантом квартета был ветеран
отечественного джаза, саксофонист Николай Панов, с 1999 года, впрочем,
проживающий тоже в Штатах. В прошлом году Николай Александрович отметил
свой 60-летний юбилей. Участник знаменитого ансамбля "Каданс", солист и
аранжировщик оркестра Олега Лундстрема - только две эти вехи в его жизни
говорят о многом. С "Кадансом" Николай Панов выступал и в Сыктывкаре, да
только запамятовал, в каком году. Автор этих строк напомнил ему, что
было это в далеком 1983-м. Тогда на концерте "Каданса" в том же самом
зале филармонии, что и сейчас, даже присутствовало несколько зрителей, а
от запланированной поездки в еще один город республики вообще пришлось
отказаться ввиду почти полного отсутствия спроса на билеты.
На
нынешний концерт американского квартета аншлага не было тоже, но зал,
можно сказать, был почти полон. Республиканской филармонии не удалось
распродать все билеты (в зале около 600 мест, цены от 400 до1000
рублей), да она не особенно-то и стремилась к этому: достойной рекламы
не было, и перед началом билеты можно было уже купить по дешевке, а еще
они активно раздавались бесплатно "своим".
Перед концертом Николай Панов сказал мне, что программа будет довольно
популярной - и действительно, в концерте прозвучали “St. Louis Blues”
Хэнди, “Harlem Nocturne” Эрла Хэйгена, “Bags’ Groove” Милта Джэксона и
даже "Этюд" Скрябина: "для тех, кто изучал классический саксофон в
музучилище" - пояснил Николай Панов зрителям.
Открылся же концерт бодрой хард-боповой композицией Сайруса Честната
“Soul Food” с одноименного диска 2001 года. С него же, но уже во втором
отделении, прозвучала еще одна пьеса -“Minor Funk”, причем в исполнении
трио, без саксофона. Ударник Нил Смит отработал весь этот номер щетками,
да еще и сыграл продолжительное соло под одобрительные аплодисменты
зрителей. Щетками Нил Смит играть, видно, любит и владеет этой техникой,
надо сказать, в совершенстве. Да и сыктывкарская филармоническая ударная
установка “Sonor”, как отметил в конце выступления саксофонист (он же
ведущий концерта) Николай Панов, оказалась лучшей из всех,
предоставленных устроителями в городах этого тура. С собой Смит возит
только тарелки (а предпочитает он “Bosphorus”), среди которых есть одна
очень "в возрасте": сделана она лет 70 назад.
Зато контрабасу не повезло со звуком. Позаимствованный в местном
музтеатре этот старенький и латаный инструмент сам по себе звучал
неплохо: автор стоял рядом с Хокинсом, когда он разминался за час до
концерта.. Но в зале вместо четких басовых линий зрители слышали
невнятный гул, шедший из порталов. Во втором отделении вроде бы стало
немного лучше, но все равно настоящего контрабасового аудиоудовольствия
не получилось. Это уже зависело не от музыкантов. Сам 38-летний Майкл
Хокинс со своей работой справился превосходно.
Втроем, без саксофониста, американцы сыграли и 11-минутную "12-тактовую
балладу", которая сильней всего "запала в душу" зрителям: вспоминают
сейчас чаще всего именно ее. Во время исполнения баллады у кого-то в
зале заработал сотовый телефон пульсирующим сигналом и Честнат,
солирующий всю пьесу при поддержке Смита и Хокинса, отреагировал на
инородное звучание тем, что, импровизируя, забрался в самый верх
клавиатуры и ритмически сымитировал пульс телефона. Вообще Сайрус
Честнат в этом концерте подтвердил все, что о нем пишет американская
пресса: и глубокую связь с афро-американской музыкальной традицией, и
знание истории джазового фортепиано, стилевое разнообразие и очевидное
влияние на его пианизм Арта Тэйтума, Хэнка Джонса, Рэда Гарланда, Томми
Фланагана. И не только их.
Всего
в этот вечер прозвучало десять композиций, неизвестной была лишь
импровизация на некую американскую детскую песенку. Предпоследним
номером исполнили классику R&B, хит Фэтса Домино 1957 года “I’m Walkin’”.
Николай Панов пояснил, что автор этой музыки сейчас уже очень стар и
проживает в Новом Орлеане. “I’m Walkin’”звучит и на самом последнем
компакт-диске Сайруса Честната “Genuine Chestnut”, вышедшем только что,
в начале марта на лэйбле “Telarc”. На этом диске, правда, трио работает
не с саксофонистом, а с гитаристом Расселом Малоуном. Автор этой статьи
успел буквально за два дня до приезда американцев в Сыктывкар достать
пару лицензионных копий этого релиза и попросил музыкантов расписаться
на них. Автограф самого Честната начинается со скрипичного ключа с двумя
диезами и далее размашисто написаны буквы напоминающие нотный стан.
Расписываясь на втором диске, Сайрус уже поставил четыре диеза.
А завершился концерт "Мантекой" Диззи Гиллеспи и Чано Посо. После
продолжительных аплодисментов Сайрус Честнат очень тихим голосом
произнес в микрофон, видимо, единственное известное ему русское слово -
"спасыба".
Сергей
Терентьев,
Сыктывкар
|
|
На
первую страницу номера |
|