Начало см. в #13-2006
Проезжаешь по непривычно ухабистым донецким дорогам мимо Дворца Молодежи
"Юность", в котором вечером должен был проходить фестиваль - нельзя не
заметить любопытную комбинацию афиш: "Сад, Огород, Ландшафтный дизайн;
Выставка кошек; Группа "Мираж"; ДоДж".
С кошками, по счастью, как-то обошлось, концерт группы "Мираж" вроде бы
тоже был заявлен на май, а вот мимо сада-огорода пройти не удалось. Весь
вестибюль "Юности", в котором пару лет тому на "warm-up" играли местные
биг-бэнды и девушки в бальных платьях худо-бедно выводили джазовые
стандарты, создавая нужную атмосферу перед концертом, в этот раз был
заставлен цветочными горшками. Пол холла был щедро посыпан землицей,
бойкие бабульки продавали желающим "дерево счастья",
земледельцы-рационализаторы нахваливали "плоскорез от Фокина", хотя бы
этим вписываясь в джазовый контекст (имеется в виду ассоциация с "Радиобэндом
Александра Фокина").
Уж не знаю, какое количество присутствующих на выставке огородников
увлеклось идеей посетить джазовый фестиваль, но то, что в руках зрителей
обоих концертных дней то и дело появлялись саженцы - факт.
В
такой экологически чистой атмосфере и началась программа первого дня
фестиваля. Вели ее, традиционно для ДоДжа, киевский радиожурналист, имя
которого у подавляющего большинства украинских меломанов занесено на
скрижали особого почтения, Алексей Коган, и потрясающе энергичный в свои
75, остроумный, супер-профессиональный Владимир Борисович Фейертаг,
джазовый обозреватель из Санкт-Петербурга (надо сказать, что Владимир
Борисович был с фестивалем с самого его основания, с начала 1970-х,
когда тот еще назывался просто "Донецк" - вел практически все концерты в
его рамках). Все-таки очень многое зависит от тех людей, которые
представляют музыкантов зрителю, и конферанс от Фейертага-Когана,
интеллигентный, грамотный, с нужной долей иронии и юмора, служит в этом
отношении эталоном.
Первым участником, которого пришлось представлять на ДоДже, был
малоизвестный региональному зрителю и слушателю киевский Smack Band.
Если откровенно, то этот коллектив и для меня лично до фестиваля был
незнаком, даром что группа существует уже 16 лет. Объяснить этот
досадный пробел в образовании можно тем, что музыканты Smack Band редко
появляются в публичных джазовых местах Киева, облюбовав для своих
постоянных выступлений один-единственный клуб, особо не стремясь к
участию в джемах и музыкальных тусовках.
Как бы то ни было, именно лидеру этого коллектива, Владиславу
Пономаренко принадлежит первенство в сфере отечественного рекординга: в
1993-м бас-гитарист выпустил "Smack", первый джазовый компакт-диск в
Украине.
По поводу программы бэнда трудно высказаться отчетливо положительно или
отчетливо отрицательно. Группа специализируется на исполнении материала
латиноамериканского толка, причем склоняется скорее к популярному его
ответвлению, в стиле, скажем, Сержио Мендеса, чем к аутентике Irakere
или джазу Чучо Вальдеса. Ровное, мягкое звучание, приятные аранжировки;
почти все инструменталисты в группе поющие - португалоязычные партии
разделяются на 3-4 голоса; в общем и целом - довольно мило. Ярких
солистов в Smack Band-е выделить сложно, хотя показалось, что трубач
Геннадий Бень чувствовал себя несколько более уверенным в
импровизационном отношении.
...Есть у меня такая несвойственная рядовому слушателю характерная
черта: волноваться за выступающего артиста в начале программы. Неровен
час - аппаратура подведет, зрители не оценят, вступление забудется...
небезразличны мне эти вещи. И только на концертах профессионалов
экстра-класса сидится мне на сиденье спокойно и ни в какие пятки душа не
уходит. Как на выступлениях а-капелльного коллектива
ManSound,
продолжившего программу первого дня ДоДжа.
Писать в очередной раз о том, что эта группа по праву считается
лучшим музыкальным "продуктом" страны, что давно уже успела завоевать
славу в международных масштабах и получить высочайшую оценку джазовых
критиков, наверное, смысла нет. Разве что для тех (надеюсь) немногих
наших читателей, кто с творчеством этой группы пока не знаком, упомяну,
что история существования вокального секстета ManSound насчитывает 12
лет, его основателем и руководителем был Владимир Михновецкий,
безвременно ушедший в 2004-м. Коллектив достойно выдержал удар судьбы,
обновил состав (в группу вернулся Вячеслав Рубель, баритон; партию
второго тенора исполняет Сергей Харченко) и не останавливается в
восхождении на мировой музыкальный Олимп.
Я, признаться, с большим любопытством слежу за этим коллективом -
феноменом украинской культуры. Феноменом уже хотя бы потому, что он
удовлетворяет эстетическим потребностям совершенно разных аудиторий. То,
что делает секстет, с одной стороны, не может быть неинтересно опытным
меломанам и общности коллег-профессионалов. Но одновременно творчество
группы не отталкивает совсем еще неискушенных слушателей, которые
описывают свои впечатления от услышанного в терминах "Как они одними
голосами оркестр делают!"
Такой
востребованности группы способствует, прежде всего, разносторонний
репертуар - в программе секстета, кроме джазовых стандартов,
интерпретаций gospel songs и произведений Джорджа Бенсона и Стиви
Уандера постоянно присутствуют сделанные с необычайным вкусом и
мастерством обработки украинских и русских народных песен. Эти
аранжировки, будучи исполнены с присущей участникам коллектива
эмоциональностью, производят на новичков в джазе неизгладимое
впечатление. Не стала исключением и публика донецкого джазового
фестиваля: два раза зал стоя приветствовал вокалистов.
Иными словами: друзья, если кто-то из Вас еще не удосужился узнать, что
из себя представляет музыка ManSound, - не поленитесь, послушайте "Щедрик"
с последнего альбома группы "Joy To The World". Эта вещь Вам скажет все.
...Знакомство
с музыкальными наработками немецкой группы Tok Tok Tok у меня произошло
несколько раньше, чем квартет был заявлен в качестве одного из
хедлайнеров ДоДжа. Их последний альбом "I Wish", большинство композиций
с которого было представлено донецкому зрителю 12-го апреля, попал ко
мне непосредственно от представителя фирмы-издателя Tok Tok Tok.
Рекомендации группе им, естественно, были даны самые лестные, но...
запись оказалась на редкость ровной, если не сказать монотонной:
приятный, но ничем не примечательный вокал нигерийки Токунбо Акинро и
безыскусные соло инструменталистов в малоизобретательных аранжировках.
Надежды на то, что живое звучание группы принципиально будет отличается
от студийного, не возникало - скорее возникал вопрос, как меланхоличные
немцы смогут "закрыть" наших "МэнСаунд". Впрочем, тот факт, что у
президента ДоДжа, Александра Серого, в плейере автомобиля постоянно
находятся 5 альбомов, изданных группой Tok Tok Tok за 8 лет собственного
существования, объяснил многое. Что ж - своя рука владыка.
В концертном же варианте, надо отметить, Tok Tok Tok слушается все-таки
намного легче, чем на аудио-носителе. Вернее, не слушается, а смотрится:
успех у донецкого зрителя коллективу на две трети обеспечивала внешность
и обаяние Токунбо, - видной, высокой, очень привлекательной барышни.
Мортен Кляйн, саксофонист, освоивший технику mouth drums (имитирования
ударных и перкуссии средствами артикуляционного аппарата), по всей
видимости, должен был отвечать за "экзотику" в выступлении, но после "МэнСаунд",
повторюсь, для аудитории демонстрация таких умений уже была не внове.
И только за Йенсом Гебелем, выполнявшим на концерте функции клавишника,
наблюдать было небезынтересно. Стыдно признаваться, но... здесь,
наверное, немалую роль сыграло неизбывное человеческое любопытство к
тем, кто физически отличается от своих собратьев - Йенс очень слабо
видит, и на музыкальных инструментах (которых он, кстати сказать, освоил
большое количество, в том числе гитару и бас) играет наощупь. Тем не
менее, в очередной раз подтвердилось: у тех людей, которые испытывают
затруднения с одним из органов чувств, все остальные обостряются. Гебель,
по чести говоря, - единственный достойный солист в группе, да и в
качестве аккомпаниатора им находились вполне удачные гармонические
решения.
Несмотря на то, что хедлайн первого дня фестиваля явно выбирался по
принципу географической принадлежности артистов, публика, кажется, не
была разочарована. И то славно! - подумала я и... после 5-й вещи
удалилась.
Татьяна Балакирская
Полностью - на UaJazz.Com
Донецк встретил пасмурной погодой, моросящим дождиком и каким-то
унынием. Еще и путь с автовокзала к ДМ "Юность" на трамвае №1 пролегает
по весьма неприглядным местам: мрачным улицам, грязным, серым, в общем -
постсовдеповским. Пространство расширилось и немного посветлело уже на
подъезде к самой "Юности".
Поздоровавшись
за руку с И.Д.Кобзоном, вернее - с его бронзовой копией 1:1,3, не без
труда отыскав среди пестрых афиш "Юности" самую маленькую - о ДоДж-2006,
пройдя, как сквозь джунгли, выставку-ярмарку цветов, проходившую в фойе,
мы купили билеты на вечернее действо...
...19:00. Начало. Конферанс, представленный "традиционной струей" -
поэтому в строгом костюме - и "неформальным человеком, представляющим
молодежный джаз". Скажите, как Их зовут!!! - выше всяких похвал! Не то,
что на "Коктебеле-2005" (кстати, аналогии будут преследовать меня по
ходу всего фестиваля). До совершенства компетентные ведущие с отличным
юмором, интеллигентностью, с мерой во всем, доступной, наверно только им
одним, провели весь этот фестиваль от первых секунд до последних
аккордов. Говорить тут нечего. Спасибо вам, уважаемые Владимир Борисович
Фейертаг (Санкт-Петербург) и Алексей Коган (Киев). Преклоняюсь.
А дальше... Вечное стремление наших соотечественников вливать свой
самогон в чужие меха, путаться в рукавах чужой рубашки, играть
рок-н-ролл на балалайках и т. д., выливается в не всегда убедительный
продукт. Вот и выступление украинской Smack Band, в общем-то, ничем
"смачным" не угостило. Латиноамериканский джаз, как и всякую другую
аутентичную музыку (будь то блюз, мугамы, раги и т. п.), кроме исконных
носителей этой культуры и традиций, все остальные не играют, а
исполняют. И понять, прочувствовать дух, атмосферу Бразилии, Аргентины и
т.п., можно только у, так сказать, аборигенов. Спору нет, все исполнено
профессионально, чистенько (стерильно), с милыми сольными вкраплениями
трубы и гитары, моторными барабанными и перкуссионными номерами, но...
для "смака" не хватало чего-то. То ли горечи, то ли остроты, то ли...
...ManSound !!! Это, ребята, настолько высоко, глубоко и далеко, что
не хочется даже обсуждать. Я их слышал с этой же программой в Коктебеле,
вечером, на набережной, под шум волн, в этой сумасшедшей атмосфере тепла
и вина... Вот сейчас пишу - и мурашки по спине. Это надо слышать и
слушать. А их версия "Spain" Чика Кориа - это просто улет! Короче, они
единственные на фестивале, кого весь зал провожал стоя, под шквал
аплодисментов, свист и крики!
Квартет из Берлина, заявленный в буклете как проект, не имеющий
аналогов. Ну не знаю, что сверхнового в женском вокале и чуваках из
Германии, где на голову выше работают, если далеко не ходить, те же De
Phazz. Катастрофически не хватало нормального барабанщика, вместо
которого герр Мортен Кляйн... э-э-м-м, чтоб не оскорбить... выплевывал в
микрофон какие-то ритмы. Красивая (спору нет) вокалистка Токунбо Акинро
старательно выучила несколько русских фраз...
Скорее всего гастрольный график не позволил ManSound поставить жирную
точку в первом дне фестиваля, но иначе как организаторской ошибкой это
не назовешь. Немцы перед киевлянами смотрелись бы выгоднее. И опять
вспомнился Коктебель, когда в последний блюзовый день питерцы напрочь
убрали выступавшего после них 14-летнего канадского вундеркинда.
Второй
вечер. В.Б.Фейертаг напомнил, что XX век - это век кинематографа,
авиации и джаза. Провел экскурс в историю связи кино и джаза, а у нас
она известно какая - фильм "Мы из джаза" начала 80-х, музыку для
которого писал член жюри конкурса джазовых юниоров Анатолий Кролл, а
одного из "джазистов" играл Александр Панкратов-Черный. Неудивительно,
что именно он и появился на сцене.
Почетный гость фестиваля рассказал занимательную байку о том, как он -
родом из алтайской деревни - благодаря сибирской настойчивости под
руководством режиссера Карена Шахназарова и при деятельном участии
Анатолия Кролла и гитариста Алексея Кузнецова освоил банджо и снялся в
фильме "Мы из джаза". В общем, наш человек!
Первой в этот вечер выступала донецкая вокалистка Маша Степаненко. Спела
в дуэте с фортепиано две композиции. Ну, что сказать? Маша превращается
в Марию, из девочки - в девушку. Вот, пожалуй, и все.
За
ней выступали лауреаты конкурса юниоров - Николай Сидоренко из Москвы и
обладатели 1-й премии, донечане RadaSt. Спели "Девушку из Ипанемы".
Весьма мило.
Затем были киевляне. "Их называют Night Groove, и никто не пытается это
переводить," - заверили ведущие, расхвалив пианистку Наталью Лебедеву
как лучшую аранжировщицу на Украине, а новую вокалистку группы Юлию Рому
- за то, что сама пишет тексты.
Сказать,
что я лично был ими сильно впечатлен - покривить против правды, но
сильное впечатление произвели развернутые соло на сопрано-саксофоне
Артема Менделенко.
Последний сет. Hiram Bullock Band (USA). Громкая, напористая рок-группа
с фанк-джазовыми вкраплениями. Лично я не очень понял, как они попали на
джазовый фестиваль.
Джем
Джем
- как десерт, приятное и достойное завершение любой трапезы. Приятное,
вкусное, сладенькое занятие. Где-то раздавались звуки вечных, но давно
"опавших и увядших листьев" (Хайрем Буллок -
вокал), врывался барабанным соло его ударник Джереми Гэдди (Jeremy
Gaddie), все, кому не лень, гоняли музыку Хэрби Хэнкока. Гвоздем джема
все же был Буллок, немного скоректировав мое предвзятое впечатление: он
импровизировал на гитаре в достаточно джазовой манере. Молодежь с
удовольствием оттягивалась на сцене и возле. Саксофонисты стояли в
очереди. А Хайрем все пел стандарты (джазовые уже, не роковые, как на
концерте).
Потихоньку зал начал пустеть. Еще вспыхнула изрядно колоритная пара
танцоров с неординарным джазовым импровизом в пластике. Вечер
заканчивался, ночь уходила - наступало утро.
Несмотря ни на что, праздник удался! Спасибо всем!
Владлен Ноль
|