"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница |
Выпуск # 28 (130) -
19 сентября 2001 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
В сегодняшнем выпуске президент одного успешного американского лейбла поясняет формулу своего успеха: вот, мол, как все просто - шесть месяцев маркетинга пред выходом каждой пластинки, тщательная работа с радиостанциями, рассылка пластинки на рецензию за три месяца до ее выхода (!), работа с каждым розничным продавцом в отдельности...
Да, последний момент героические отечественные лейблы, имеющие смелость выпускать в России джаз, знают хорошо. А вот все остальное... Ну как начинать маркетинг альбома за шесть месяцев до его выхода, если он к этому времени не всегда записан-то бывает? Какая, к водяному, работа с радиостанциями, если в 246-миллионой стране одна (повторяю по буквам: ОДНА) джазовая радиостанция, да и та даже не в столице?
В очередной раз убеждаешься: рынок джаза в России существует пока в основном в головах тех, кто его в России играет, и тех, кто об этих последних пишет. Основные проявления джазового рынка в России - это все еще пиратские, полупиратские и "законные" (только с точки зрения отечественных законов, которые, как известно - что дышло) перепечатки западных джазовых CD (которых, признаем, много!) плюс не слишком частые филармонические джазовые концерты, худо-бедно собирающие довольно большие аудитории. Ну, еще джазовые клубы, куда ходит количественно ничтожное (хотя качественно важное - это те, кто покупает НЕ пиратские пластинки) меньшинство. И лейблы (все три с половиной), выпускающие отечественных артистов (зачастую - отличных!) мизерными тиражами, которые продаются крайне вяло - потому, что все остальные сегменты рынка либо почти не существуют (специализированная пресса, специализированное радио), либо не существуют вовсе - разница между "почти" и "вовсе" тут чисто ритуальная.
Впрочем, трудно ожидать, что цивилизованный рынок хотя бы в тех формах, что есть в соседних Польше или Чехии, сложится быстро. В Польше, скажем, и при советской власти была джазовая пресса и джазовые лейблы. У нас же... да вы и сами знаете.
Но уж больно как-то неторопливо все идет. Надо, надо, надо что-то делать. |
|
|
Говорите,
вас слушают |
Сегодня мы слушаем одного из самых заметных американских джазовых продюсеров последних лет - Боба Карси, президента лейбла
Arkadia Jazz. Независимый лейбл, за четыре с лишним года существования добившийся четырех номинаций своих артистов на премию Grammy - хороший пример для того, чтобы выяснить, как работает успешный джазовый лейбл вообще...>>>>
|
|
|
Москва
- это вам
еще не все |
Да здравствует новый учебный 2001 год! Я думаю, именно так должны возрадоваться джазмены Ростова, узнав о ближайших концертах в обновляющемся и приобретающем действительный статус музыкального центра города - центра им. Кима Назаретова. Теперь здесь не только будут проходить выступления собственных и приезжих музыкантов, но и занятия, консультации, планируются библиотека, фоно- и видеотека, постоянно действующий джаз-клуб и еще многое, что пока находится в стадии обдумывания.
Первый месяц - сентябрь - предназначается встречам и пробам пера (а точнее - притиркам, "прииграм" и "вспоминаниям" того, что игралось до лета). Студенческий джаз пока продумывает свою новую программу для ежегодного абонемента "Джаз в полдень", и центр примеряется к обширной концертной деятельности. На сегодня уже определилось несколько основных джаз-мероприятий.
5-го октября вновь откроет свои двери любителям джаз-популяра клуб "Ностальжи". Одновременно два дня (среда-четверг) отводится под джаз-клуб, который приглашает всех желающих показать "свой джаз".
В конце октября состоится большой концерт "К 65-летию со дня рождения Кима Назаретова" (к нему готовится к выпуску долгожданный CD - мини-антология с архивными записями чуть ли не с 65-го года). С ноября, после двухгодового перерыва вновь заработают абонементные джаз-концерты (раз в два месяца), один из которых будет посвящен творчеству композиторов ростовской области для биг-бэнда.
Кроме того, джазмены Ростова "замахнулись" на "Черный концерт" Игоря Стравинского. Этот концерт был написан в 46-м году специально для знаменитого кларнетиста Вуди Германа. А перед самым Новым Годом планируется еще один большой тематический джаз-вечер, который вероятнее всего будет посвящен 100-летию Луи Армстронга.
А пока музыканты муниципального джаз-оркестра готовятся к фестивалю в Анапе. Но это все - недалекая перспектива. А сегодня в Ростове-на-Дону гуляет II фестиваль Rock &
Roll. Ежедневные концерты проходят в пивбаре "Лила", а спонсирует событие знаменитый "Толстяк". Программа самая разнообразная (10 коллективов) и взрывоопасная (конкурсы и призы от "Толстяка"): это ведь вам не что-нибудь, а самый настоящий заводной и "очень живой" Rock &
Roll, который ведут его верные кормчие: легендарный и отъявленный rock & roll-щик Виталий Хачкинаев и не менее преуспевающий в этом смысле хозяин "Лилы" Константин Садовский.
Впрочем, позвольте огласить вам весь список участников:
17.09 - "Jack Knife" и "Fomalhaut"
18.09 - "Абвиотура" и "Survivors" (Таганрог)
19.09 - "Cool Cats" и "Хаджигирей"
20.09 - "D.A.O."
21.09 - "Old House" (Краснодар)
22.09 - "Dixie Friends"
23.09 - "Mishouris' Swingin' Orchestra" (г. Москва)
Это только в "Лиле". Кроме того фестиваль выйдет на открытую площадку ЦПКиО им.Горького, где 21-го и 22-го пройдут гала-концерты. Так что приятных вам вечеров.
Ольга Коржова,
Ростов-на-Дону
|
|
|
Что
намечается:
московские анонсы |
По сообщению пресс-службы московского "Ле Клуба", запланированные на 18-20 сентября концерты звезды бразильской музыки Лени Андраде не состоятся. Они отменены по инициативе бразильских организаторов.
20 октября в Большом зале Московской консерватории и 21 октября в Большом зале Санкт-петербургской филармонии состоятся концерты трио французского пианиста Жака Лусье, который покажет свою классическую программу "Play Bach".
Жак Лусье (Jacques Loussier) родился в Анжере (Франция) 26 октября 1934 г. В десятилетнем возрасте он начал обучаться игре на фортепиано. В 1951 г. он поступил в Национальную консерваторию в Париже, где обучался у профессора Ива Ната. Он считался лучшим учеником этого последователя Форе, Сен-Санса и Дебюсси. Закончив консерваторию, Лусье много гастролировал как академический пианист, а также работал аккомпаниатором у известных шансонье - Катерин Соваж и Шарля Азнавура.
В 1959 г. Лусье сделал решающий шаг в своей карьере - создал свое Play Bach Trio, которое призвано было воплотить его любовь к музыке Иоганна Себастьяна Баха и к джазу. Реперуар трио составили произведения Баха, которые Лусье использовал как темы для джазовых импровизаций. В те годы эта идея витала в воздухе - так, несколько позже "баховский" альбом записал лидер Modern Jazz Quartet пианист Джон Льюис.
Трио быстро оказалось в фокусе общественного интереса, и четыре записанных между 1960 и 1963 гг. для Decca альбомов разошлись довольно значительным для джазовых записей тиражом (всего тиражи альбомов Лусье в 1960-1975 гг. составили шесть миллионов копий).
Жак Лусье эксплуатировал "баховскую" идею довольно долго: первый состав трио прекратил существование только в 1978 г., и музыкант удалился в свой дом в Провансе, где стал писать музыку и изучать наследие композиторов разных эпох. Он создал отличную звукозаписывающую студию в Миравале (близ Ниццы), где в последующие годы записывались Pink Floyd, Yes, Стинг и Элтон Джон. Сам же он в течение 80-х занимался экспериментами с музыкой фьюжн и синтезаторами.
Новое Play Bach Trio было собрано им в 1985-м, в год трехсотлетия Баха. Новый состав оказался стилистически более разнообразным, нежели первый, и играл музыку не только Баха, но и других композиторов. Сам же Лусье в 1986 дебютировал как "большой" академический композитор, представив свою мессу "Lumieres" для симфонического оркестра, вокалистов и рок-барабанщика. В последующие годы он написал концерт для трубы и скрипки, сюиту для струнных и балет (посвященный 200-летию Французской революции).
С 1996 Лусье много записывается в формате трио для аудиофильного лейбла Telarc; помимо классической баховской программы, он записал альбомы, где импровизирует на темы Антонио Вивальди, Эрика Сати, Мориса Равеля. В октябре 2001 должен выйти его очередной альбом "Baroque Favorites", где темами его импровизаций стала музыка Генделя, Скарлатти и других композиторов барочной эры.
20 сентября в московском клубе "Пятница" пианист, композитор и педагог
Одиссей Богусевич представляет фестиваль "Пластилиновый Одиссей" и посвященный участникам фестиваля CD "Другая музыка", вышедший на лейбле Landy Star. Этот альбом - результат творческих исканий сформировавшегося на глазах Одиссея молодого поколения музыкантов, которые в течении нескольких лет были участниками фестиваля "Пластилиновый Одиссей" (проводившегося в московской ДМШ №26 им.Юргенсона). Среди участников фестиваля - проект "Земляничная поляна", группа "Кегли-Маугли", клубный проект "N.L.P.", бард Александр Сергеевич Рыбаков, гитарист Никита Калашников,
рок-группа "Eternal Wanderers" (все они представлены на альбоме), а также группа "Контрабанда".
Адрес клуба: Селезневская ул., 30 (м. "Новослободская").
21-22 сентября в "Ле Клубе" пройдет "Davidoff Джаз Фестиваль - Аво и друзья". Участвуют: Аво Увезян - фортепиано (Швейцария),
Алексей Козлов и группа "Арсенал" (Москва),
Андрей Кондаков - фортепиано (Санкт-Петербург), биг-бэнд
Игоря Бутмана (Москва),
Давид Голощекин - скрипка, вибрафон (Санкт-Петербург),
Валерий Пономарев - труба (Нью-Йорк),
Георгий Гаранян - саксофон (Москва),
Алексей Кузнецов - гитара (Москва).
Аво Увезян - пианист-любитель, который, судя по всему, любит музицировать со звездами мирового джаза. Он может себе это позволить: он - производитель дорогих доминиканских (не путать с кубинскими) сигар. Его менеджмент рассказывает про него массу каких-то небылиц - вроде бы, скажем, он то ли написал песню "Strangers In The Night" для Фрэнка Синатры, то ли сыграл ему мелодию, из которой потом получилась эта песня... На самом деле музыку этой песни написал, конечно, немецкий продюсер и композитор Берт Кэмпферт. Но пианист Увезян действительно, говорят, хороший, да еще и обладает даром собирать вокруг себя хороших и очень хороших музыкантов - как, собственно, будет и в этот раз.
|
|
|
Джазология |
С 2000 г. в "Полном джазе" по инициативе патриарха отечественного джазознания
Леонида Переверзева возникла эта рубрика, в которой рассматриваются разнообразные теоретические вопросы, связанные с джазом. Сегодня в этой рубрике
продолжается (начало - в #26,
#27) публикация еще одной крупной теоретической работы Леонида Переверзева - написанной сравнительно давно, в начале 80-х, но нисколько не потерявшей ни в глубине, ни в перспективе - поскольку эта, до сих пор неопубликованная работа посвящена одной из самых глубинных проблем джаза (и вообще музыки) - отношениям и соотношениям композиции и импровизации...>>>>
|
|
|
А в это время
за бугром... |
С
17 сентября клип российского джазового саксофониста Игоря Бутмана поднялся до 8 места в хит-параде самого популярного в Канаде музыкального телеканала -
Bravo!Canada. Клип, снятый в России на одну из самых популярных пьес в репертуаре Бутмана - "Nostalgia", впервые опубликованной в его исполнении на одноименном альбоме 197 г. (Prestige Records), постепенно поднимается в плэй-листе телеканала на протяжении последних недель, но в десятку лучших вошел только на текущей неделе.
Кстати, 24 сентября Игорь Бутман едет принять участие в новой сольной записи барабанщика Билли Кобэма.
|
|
|
Рецензии |
Сегодня мы рецензируем книгу - нечастое событие, если учесть, что российская джазовая библиография (за вычетом нот) вряд ли за все десятилетия своего существования (первая книга о джазе на русском языке вышла в 1926 г.) перевалила за полтора десятка наименований. Впрочем, книга эта - очень специфическая.
Да и рецензия: ее прислал не кто-то из
наших постоянных авторов, а читатель.
..>>>>
|
|
|
|
|
Новые
альбомы |
В продаже
с 18 сентября |
- Anderson, Fred: Dark Day: Live in Verona 1979 - переиздание, Atavistic 218
- Art Ensemble of Chicago: Jackson in Your House/Message to Our Folks - переиздание, Varese 061146
- Blythe, Arthur: Blythe Byte, Savant 2036
- Bona, Richard: Reverence, Sony 85270
- Broderick, Cole: Zone, Cole Broderick 106
- Cherry, Don: Mu, First Part & Second Part - переиздание, Varese 061147
- Connor, Chris: Haunted Heart, High Note 7079
- Cram, Paul: Camping Out, Victo 78
- Danish Radio Jazz Orchestra: Voice of Silence: Homage to Louisiana, Stunt 104
- Debriano, Santi: Artistic License, Savant 2037
- Dunbar, Wally: Everything in Time, Cap 953
- Egan, Mark: Freedom Town, Wavetone 8638
- Gabriano, James: Acoustically Speaking, Orchard 801415
- Gallaher, Mike: Blue Paradise, Leon Russell 30005
- Krall, Diana: Look of Love, Uptown/Universal 549846
- Larken, John: Listen to the Scatman, Stunt 106
- Longo, Mike: Aftermath, Cap 956
- Mann, Herbie: New Mann at Newport [1966] - переиздание, Wounded Bird 1471
- Mann, Herbie: Live at Newport - переиздание, Wounded Bird 1413
- McGregor, Chris: Travelling Somewhere, Cuneiform 152
- Mehldau, Brad: Art of the Trio, Vol. 5: Progression, Warner Brothers 48005
- Murphy, Mark: Links, High Note 7077
- Sex Mob: Does Bond, Atlantic 93054
- Vandermark, Ken: Acoustic Machine, Atavistic 128
- VonSchlippenbach, Alexander: Globe Unity: 1967-1970, Atavistic 223
- Walton, Cedar: Promised Land, High Note 7081
|
|
Радио |
В ближайших выпусках программ Михаила
Митропольского:
- "Бесконечное приближение", "Радио России", суббота, 23.10:
22 сентября - Я смиренно просил Господа дать мне способность дарить людям счастье посредством музыки - Джон Колтрейн.
- Программа "Соло для джаза", Говорит Москва, пятница, 23.00:
21 сентября - юбилеи - юбилеи. Chico Hamilton - 80 лет, Steve Coleman - 45 и последняя программа о Джоне Колтрейне (к 75-летию).
Дмитрий Ухов напоминает также о новостной рубрике в программе "Радио России" "Без политики" (по субботам 18.10-19.00) и просит присылать ему соответствующую информацию. Если она будет получена на предшествующей неделе, то прозвучит бесплатно со ссылкой на отправителя.
|
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз",
1998-2001
Опубликованные в "Полном джазе" материалы
являются собственностью редакции. Авторское
право на них принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее изданных
другими СМИ, права на материал и на авторство
полностью сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами на перевод
материалов, принадлежащих зарубежным изданиям.
Редакция не возражает против перепечатки
материалов "Полного джаза" другими
изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако
просит во всех случаях сохранять авторство и
ссылаться на источник. Мы были бы также очень
признательны за сообщение о перепечатке. |
|
|