Китч,
по определению Энциклопедического словаря - дешевка, безвкусная массовая
продукция, рассчитанная на внешний эффект. Резко, однозначно, но... во
второй половине ХХ века китч стал одним из направлений искусства,
приобрел своих поклонников и вождей. А "изысканность" сделала его
желанным в обществе, где принято появляться в вечерней одежде. Именно
так следовало одеться на концерт трио знаменитого французского пианиста
Жака Лусье из серии "Изысканный китч" 20 октября в Большой зал
Консерватории.
Название цикла "Изысканный китч" оказалось в высшей степени точным, а
первый персонаж этого цикла именно так воспринимается в течение
последних 42 лет. Впрочем, тогда, в 1959 году, первая пластинка "Play
Bach" была воспринята с восторгом. Молодой, с хорошей академической
подготовкой музыкант пошел на модный эксперимент - самые популярные темы
И.С.Баха звучали с вариациями, имеющими явно джазовое происхождение.
Начало 60-х годов - удачное время для таких экзерсисов. "Modern Jazz
Quartet" Джона Льюиса, перенявший принципы барочной композиции - в
зените славы; в середине 60-х образовался знаменитый вокальный октет
"Swingle Singers".
Молодой пианист, окончивший Парижскую консерваторию по классу профессора
Ива Ната и находившийся под сильным влиянием Форе, Сен-Санса и Дебюсси,
догадался, что можно привлечь внимание публики салонно-джазовыми
обработками И.С.Баха, и не прогадал. В трио вошли великолепные музыканты
- известный джазовый контрабасист Пьер Мишло и ударник Кристиан Гарро.
Один за другим начали выходить альбомы под общим названием "Play Bach",
которые производили впечатление наличием музыкального поиска.
Импровизации на повторяющийся круг композиций менялись, музыканты
отличались джазовым свингом. К середине 60-х ансамбль Лусье завоевал
мировую известность, и последующие 10 лет трио активно привлекало
внимание всего мира. Достаточно заметить, что за 15 лет было продано
более 6 миллионов альбомов ансамбля. В этом смысле смешно прозвучало
утверждение анонимного корреспондента в преддверии российских гастролей
о том, что имя Жака Лусье большинству меломанов ничего не говорит.
Говорит, и очень многое.
Жак Лусье хорошо известен с 60-х годов многим, в том числе и любителям
джаза. Тогда, да и позже, смущало одно - практически все джазовые
энциклопедии игнорировали это имя. Заговор или неджазовая суть?
Насчет сути энциклопедии угадали. Но это произошло позже. А Жак Лусье,
как говорят, устав от успеха, уединился на юге Франции в окружении
синтезаторов и компьютеров. Новая музыка отодвинула изящные
переаранжировки Баха на задний план. Однако 300-летие великого немца в
1985 году вновь вызвало к жизни угасший проект. Теперь мелодии из
прелюдий и фуг, гавотов и клавирных концертов обрамились не только
джазовыми, но и роковыми оболочками. Сам месье Жак, отвечая на
пресс-конференции на мой вопрос, сказал, что он всегда стремился
представить музыку И.С.Баха в новых красках, так сказать, дать ей новую
жизнь.
Но в применении к другим композиторам подходы пришлось изменить.
Действительно, в 90-е годы у пианиста и композитора дошли руки до
переаранжировок Вивальди и Сати, Равеля и Дебюсси. И если в Баховской
музыке принципы композиции, основанной на импровизации, приводили к
нормальному джазовому развитию в стиле би-боп, то с импрессионистами
Лусье пришлось поступить уже совершенно в композиторском духе. Новые
работы хорошо известны в России, среди них есть весьма удачные, и на
концерте в Консерватории нам довелось услышать их точное
воспроизведение. Джазом, т.е. музыкой импровизационной, там и не пахло.
Это были знакомые миниатюры или более крупные полотна, сыгранные нота в
ноту без особого задора и с характерным отсутствием баланса - обычное
явление для БЗК при использовании микрофонов и усиления.
Программа
- сборник работ последних лет: в первом отделении И.С. Бах, включая
шлягерную Токкату и фугу ре минор, во втором А. Вивальди, К. Дебюсси,
Э.Сати, М.Равель. Первое, баховское отделение оказалось не слишком
неживым, а самым неджазовым было длинное соло контрабасиста с красивым
именем Бенуа Дюнойе де Сегонзак. Ничего не зная о музыканте, можно было
сразу сказать, что он типичный академический басист, иногда поигрывающий
в рок-группах на бас-гитаре. Зато соло барабанщика Андре Арпино показало
как раз его джазовую принадлежность, т.е. было осмысленным. Это сразу же
оживило "Лето" из "Времен года Вивальди" и вызвало бурную реакцию зала.
Впрочем, на реакцию зала маэстро жаловаться не пришлось. За исключением
первых минут, когда опоздавшие спокойно рассаживались по местам, не
обращая внимания на готовность музыкантов играть и на недоуменные жесты
Лусье, 67-летний пианист мог быть доволен. В отличие от вашего
корреспондента, знающего музыку трио лет 35, зал был в восторге,
особенно постоянные посетители консерватории и немалое количество лиц,
узнаваемых по причине частого появления на телеэкране. Теперь уже никто
не возмущается тем, что можно смело внедряться в сочинения корифеев
прошлого. И действительно, они и сами этим нередко баловались, тот же
Бах, да и Гуно, Лист, Бетховен, Щедрин, наконец. Это нормально. От этого
сама музыка прошлого не страдает. Другое дело, как это происходит, с
достаточным ли вкусом. Эту проблему каждый решает сам, что музыкант, что
слушатель.
А
ведь не случайно Ирина Никитина, президент фонда "Музыкальный Олимп",
назвала этот цикл "Изысканный китч". Великолепное название. Даже сам
Лусье на это не обиделся. "Это название удивляет, а мне нравится то, что
удивляет" - сказал пианист с улыбкой. Ох, и хитрая эта Никитина. В
сущности, не заметившей подвоха публике были представлены изящно,
мастерски сделанные слоники на буфете, время которых прошло в начале
70-х. Но ведь она предупреждала и не виновата, что мало кто это заметил.
"В нашем обществе сейчас возникает потребность жить в едином культурном
пространстве со всем цивилизованным миром" - говорится в пресс-релизе
нового проекта. Так что будет у нас и дальше возможность приобщаться к
изысканному... Вот и славно.
Михаил
Митропольский
Сокращенная версия материала выходит 24.10.01 в
"Независимой газете" |