(части 1, 2, 3)
Часть 4. Омск, 19 сентября.
Квартет Игоря Бутмана и Рэнди Бреккер прилетели в Омск в 5 утра по местному времени. Начало концерта в 19, два отделения каждое более часа, плюс антракт, в полдесятого заканчивается концерт, полчаса на сборы(!), в десять ноль-ноль поезд на Кемерово. График сумасшедший!
Встретились и познакомились мы с музыкантами в 16 часов в ресторане Дома актера на обеде. Первым в зал вошел директор коллектива, и сразу же обратил внимание на растяжку HENNESSY COGNAC. Растяжка была вывешена в зале несколько раньше, и приурочена к презентации фирмы, но в данном случае оказалась очень кстати, так как тур Игоря Бутмана и Рэнди Бреккера проходит под маркой и благодаря поддержке торговой марки HENNESSY. После нескольких минут общения возникает непринужденная обстановка, и Игорь рассказывает, что дорога в Омск была очень непростой и не лишена некоторых приключений. Оказалось, что вначале музыканты сели в очень хороший самолет, в просторный салон бизнес класса, и когда до взлета оставалось несколько минут, выяснилось, что самолет летит не в Омск, а в Абакан! Выскочив из самолета, забежали в другой с надписью "ОМСКАВИА". Побыв там некоторое время, выяснили, что и этот летит не туда. Перебежали в третий, который оказался именно тем, который нужен... Хорошо, что все это происходило на земле!
Заговорили про "Ле клуб". Я говорю: "Игорь, ты привозишь в Москву таких потрясающих музыкантов!", а он мне: "Ты знаешь, я недавно полистал афиши тех, кого я приглашал, и сам обалдел!..". Беседа продолжается, в зале негромко, фоном, звучат джазовые записи, играет Гровер Вашингтон. Рэнди начинает внимательно прислушиваться: "В этой пьесе я показал Гроверу пару аккордов... вот-вот это место", - и нажимает пальцами воображаемые клавиши.
Полчаса до концерта. Прошла акустическая репетиция, настроена аппаратура. Захожу в гримерку, Бутман один. Увидев меня, подбегает к столу Бреккера и восклицает: "Ты только посмотри!" - добавляет крепкое словцо, - "Человеку уже давно за 50 (имея в виду, конечно, Бреккера), а он до сих пор занимается и штудирует соло Ли Моргана!" - и показывает при этом ноты, которые лежат на столе, и которые только что учил перед концертом Рэнди.
1200-местный зал филармонии переполнен! Начался концерт. Рэнди был блистателен! Легендарный трубач, музыкой которого мы наслаждались в студенческие семидесятые и которого привыкли смотреть по видео в окружении суперзвезд джаза, находился совсем рядом, был в прекрасной форме и играл в своей фирменной, очень знакомой манере. Точно выверенные и филигранно исполненные соло, безупречные тутти в сложнейших темах Монка, Мингуса, самого Брекера и Бутмана.
Антон Баронин, Виталий Соломонов и Эдуард Зизак аккомпанировали так, как будто играли вместе с Брекером много лет подряд. И в самом деле, совершенное чувство ансамбля, о чем уже писала коллега из Ростова-на Дону.
Об игре самого Игоря Бутмана сказано и написано немало, есть видео и аудио, критические статьи, рецензии, оценки и многое другое. Повторяться и пересказывать нет необходимости, да это и невозможно. То, как он играл 19 сентября в Омске, непередаваемо! Выступление его не поддается словесным описаниям. В игре его, на мой взгляд, множество необъяснимых вещей: техника, нюансировка, фразировка, звучание, взрывной темперамент, и еще многое-многое другое и все это вместе! То, что он творит со звуком, смыкается с иллюзионным жанром. Появление, исчезновение, массовый гипноз, фейерверки и каскады. Один из взволнованных слушателей после концерта задал Игорю в высшей степени наивный вопрос: "Игорь, как Вам удается так играть на саксофоне?" "Да я и сам не знаю", - был ответ. Похоже, что так оно и есть.
После финального "Каравана" зал никак не хотел отпускать музыкантов со сцены. Овации не прекращались, но часы уже показывали 21:30. "Мы готовы играть для вас еще и еще, - сказал Игорь, - но ровно через тридцать минут у нас поезд, а они обычно не ждут опоздавших". Поздравления за кулисами музыканты принимали на бегу. За полчаса нужно было успеть переодеться, сложить инструменты, раздать автографы, дать интервью, сфотографироваться, пожать руки, поулыбаться в ответ на восторженные восклицания, ответить на множество вопросов, доехать до вокзала и сесть в поезд!
На фото Игорь Бутман, Рэнди Бреккер и омские музыканты Геннадий Хабенский, Эрика Ган, Юрий Поляков и Игорь Щукин. Фото Андрея Семененко.
Юрий Поляков,
Омск
Часть 5. Новосибирск, 21 сентября
Встретившись в первый раз с бутмановским квартетом в ноябре прошлого года на фестивале "Всемирная музыка" в Новокузнецке, организованном Анатолием Берестовым, я их сразу воспринял как ярких представителей мэйнстрима, обогащенного всеми возможными достижениями современной музыки. Огромное разнообразие танцевальных ритмов. Диапазон звучания - от лирического бархатного до грубого, атонального. Разные эмоциональные "модальности" - романтическо-балладные, созерцательные, агрессивные...
Еще одно качество квартета, являющееся, на мой взгляд, его фирменным достоинством - это его безумная энергетика. Она дает эффект удивительной физиологической цельности отдельных исполняемых номеров. Музыканты исполняют их словно на одном мощном выдохе. Есть начало, атака и взрывная кульминация. Кроме того, эта энергетика, основанная на идеальной сыгранности всех музыкантов, производит впечатление монолитности ансамблевой игры в любой момент исполнения. Это ни в малейшей степени не похоже на традиционные джазовые номера, которые то и дело выглядят как разваливающиеся на части мини-сешны, единственным принципом развития которых является принцип "пока не надоест".
Самое же интересное, что все эти приобретения не самоценны. Да, они позволяют воспринимать музыку квартета как яркие, завершенные номера. Но они не отвлекают от сути. А суть их сводится все к той же аскетической джазовой формуле: тема - импровизация - тема. Импровизация, конечно же, прежде всего. То есть, получается универсальная формула: по форме - современно, увлекательно, по содержанию же - своеобразный джазовый вариант классической, серьезной музыки. Музыки, которая требует серьезного, концентрированного внимания и определенной слушательской квалификации, с тем чтобы слушатель для начала хотя бы понял эту импровизационную музыку как особую стихию, а затем воспринял те художественные достоинства, что лежат внутри нее.
Такую музыку играют участники квартета. Ради справедливости следует отметить, что в Новосибирске такое направление тоже представлено первоклассными музыкантами, такими как ансамбль New Tone или команды, которые иногда собираются вокруг пианиста Алексея Подымкина. Но все же наши не обладают той энергетикой и, складывается впечатление, изначально ориентированы на узкий круг уже "готовых" ценителей джаза.
Что касается концерта, прошедшего 21 сентября, то мне трудно удержаться от того, чтобы не сравнивать его с тем вечером, что прошел в прошлом году в Новокузнецке. Там Бутман, Баронин, Соломонов и Зизак чуть не умерли на сцене. После нескончаемых бисов на них было страшно смотреть, и им едва хватило сил, чтобы убежать от публики.
В Новосибирске музыканты и американский гость как будто экономили силы. Поэтому и концерт получился не экстраординарный, а "просто" очень хороший. Конечно и он стал вехой. Слишком долго не было у нас музыкантов такого уровня, да и просто выступлений приезжих известных музыкантов, что для полноценного развития джазовой среды необходимо как витамины.
Результатом такой игры не на пределе сил стало то, что музыка получилась не такой универсальной, какой она могла бы быть. Она словно распалась на два уровня. Собственно высококлассная импровизация, рассчитанная на подготовленную публику. (И тут мне трудно что-либо сказать про Бутмана и Бреккера, кроме того, что они играли "на уровне"). И современный, популярный драйв, в несколько огрубленном варианте.
Мне очень нравится (не то слово) игра Эдуарда Зизака (как вообще нравятся барабанщики, которые не стесняются играть хлестко и громко). Но на этом концерте он чересчур выпирал из общей игры, а весь ансамбль наоборот выглядел менее мощным и монолитным. Складывалось впечатление даже, что он немного играл на публику. Широкая публика в целом питает слабость к барабанщикам, и этот концерт не исключение - львиная доля аплодисментов и восторженных криков досталась именно Зизаку. В перерыве Алексей Подымкин отметил, что вообще-то Эдуард Зизак умеет играть "тоньше", и что, может быть, во втором отделении он покажет такую игру. Но, как мне кажется, этого не случилось. Бутман и Бреккер по-прежнему "играли джаз", а Зизак заводил зал. (Интересно, кстати, что первый концерт, прошедший в рамках Хеннесси-тура в Ле Клубе, тоже был отмечен, судя по отзывам в прессе, таким же "раскладом").
Еще один момент мне представляется значимым. На концерте в основном звучали композиции Бутмана и Бреккера, и складывается впечатление, что музыкальные темы не самая сильная сторона Бутмана как композитора. Рэнди Бреккер выглядит ярче, но все равно, в целом концерт в мелодическом отношении выглядел суховатым.
Понятно, что все эти оценки ни в коем случае не являются "проработкой". Они основываются не более чем на сравнении одного хорошего выступления с другим, исключительным по своей силе и накалу. Но нельзя от музыкантов, даже самых лучших, всегда требовать исключительной игры. И состоявшийся концерт, наверное, важен прежде всего своим "культурно-терапевтическим" значением. Своим приездом выдающиеся музыканты хоть немного ослабили наш провинциальный комплекс обделенности.
Игорь Борисов,
Новосибирск
Первая публикация: "Замороженный джаз"
Фото Александра Симушкина
|