Выпуск # 34 -
35
2002
|
Осень, Томск, Ричи Коул |
|
Осень в Томске - это не только надоевшие дожди и начало учебного года. С каждой осенью уже семь лет подряд приходит открытие джазового сезона. За прошедшие годы сложилось устойчивое положение: зал всегда переполнен, а на сцене благодаря усилиям известного томского продюсера Асхата Сайфуллина выступают только звездные музыканты.
Все это доказывает, что у нас джаз востребован, он интересен разным возрастным группам и имущественным слоям населения нашего славного города, стал естественной частью городской культуры. На нашей томской сцене за эти годы выступала целая череда высококлассных российских и зарубежных музыкантов.
Конечно, организация и проведение концертов не могли бы состояться без помощи, причем бескорыстной, добровольных спонсоров, среди которых компании "Юкос" и "Востокгазпром", банки "Движение" и "Газпромбанк", авиакомпания "Сибирь", и многие другие, кто занимается делом на нашей томской земле.
23 сентября Асхат Сайфуллин со спонсорами сделал очередной подарок любителям джазовой музыки.
Любезно согласился дать в Томске единственный концерт саксофонист мирового класса Ричи Коул (США). Для нас эта джазовая фигура была в некоторой степени загадочна, хотя его музыкальная карьера соприкасалась с подлинными легендами американского джаза, такими как Бадди Рич, Фил Вудс, Док Северенсен, недавно скончавшийся Лайонел Хэмптон, вокальная группа Manhattan Transfer. В каталогах 2000 года я нашел шесть его персональных CD. Но это ни о чем не говорило, так как в наличии их у меня нет. Его стиль, манера звукоизвлечения и музыкальное мышление были для нас неведомы. Впрочем, и Сибирь, как выяснилось позднее, для него самого тоже была загадкой. Тем более стало приятным и теплым наше взаимное общение, не принесшим какого-либо разочарования.
Вместе с американским музыкантом приехал знакомый томичам по прошлым гастролям выдающийся российский джазмен, петербургский клавишник
Андрей Кондаков. Я о нем писал в прежних репортажах о его пребывании в Томске. Андрей - прирожденный импровизатор, великолепно играющий хоть старые джазовые стандарты, хоть авангард.
Еще один участник концерта также хорошо знаком томичам: барабанщик из Иркутска Сергей Кушилкин. Это, пожалуй, самый востребованный сибирский музыкант. Он участвует практически во всех крупных джазовых мероприятиях, проводимых на территории Сибири. Причем, если это фестивали, то зачастую он одновременно входит в состав групп, разных и по количеству участников, и по стилевому направлению. Вынужден повторить свои слова, сказанные о нем ранее, что его безупречная техника, точная расстановка акцентов, "вкусные" соло просто завораживают и, разумеется, повсюду встречают горячий прием слушателей.
Упругий и прочный фундамент звучания квартета создавал наш контрабасист, инициатор и вдохновитель в одном лице всех джазовых мероприятий в Томске - Асхат Сайфуллин.
Публика, переполнившая зал драматического театра, как всегда была доброжелательна, заинтересована в том, что происходило на сцене, щедро награждала каждого участника музыкального действа бурей аплодисментов.
С открытием сезона зал поздравила очаровательная Марина Сайфуллина, рассказавшая о плане джазовых вечеров на ближайшие месяцы и представившая участников нынешнего концерта.
Вся программа вечера была ровной, выдержанной в одном стилевом ключе мэйнстрима, без шагов влево или вправо. Ричи Коул оказался этаким милым очкастым старичком, похожим на гриб-боровик (впечатление усиливала серая беретка, венчавшая его голову), но великолепно знающим свое дело. Все, что было накоплено выдающимися альт- саксофонистами прошлого, включая Паркера, Ричи воспроизводил легко и без всякого напряжения, не трясясь в экстазе и не закатывая глаза, даже как бы нехотя, иногда отводя правую руку от инструмента, играя только левой. Отдавая дань стране, в которой он находится, Коул предложил музыкантам тему (а нам вспомнился Гленн Миллер) о поле, по которому бесконечно едут красные герои. Разумеется, зал не остался в долгу и разразился овацией (все-таки напевные мелодии милы русскому сердцу, в какие бы времена они не были созданы).
В один из моментов Коул одиноко спустился в зал и "поговорил" со зрителями печальным языком своего инструмента. Благодаря прекрасной акустике зала "речь" саксофона была слышна во всех уголках.
Квартет сыграл и одну из моих любимых пьес, которую и не знаешь, как нарекать: не то "Happy-Go-Lucky Local" Дюка Эллингтона, не то "Night Train" Джимми Форреста. Но тема-то замечательная!
Вообще, в этот вечер звучали прекрасные джазовые мелодии и в настоящем джазовом исполнении, без налета как сладкого елея, так и лишней экстравагантности.
Чувствовалось, что Ричи был весьма доволен своими сибирскими партнерами, давая каждому высказаться по ходу пьесы. И Асхат, и Сергей показали великолепные соло.
Ну, а Андрей все-таки улучил момент и сыграл две свои баллады в сопровождении ударных и контрабаса, приоткрыв романтический уголок своей музыкальной души.
В конце вечера всех собравшихся, включая нашего заокеанского гостя, ожидал сюрприз. Несколько новосибирцев, прослышав, что у нас будет Ричи Коул, "сгреблись" и на машинах примчались в Томск. И вот на сцену вышли уже опытные и начинающие свою джазовую карьеру музыканты из Новосибирска: пианист Алексей Подымкин, контрабасисты Олег Петриков и Дмитрий Аверченков, молоденький барабанщик Артем Федотов, два альт-саксофониста - Николай Панченко и Андрей Турыгин (последние со своими инструментами). Теперь представьте, какой фантасмагорический "джем" состоялся на сцене и какие глаза были у Ричи, когда он услышал великолепную игру Андрея и Николая. Взяв за основу тему Паркера и тему Эллингтона, эта объединенная команда выдала таких два импровизационных номера, что публика готова была броситься на сцену и качать всех музыкантов. Асхат, когда в очередной раз его подменяли на контрабасе, не знал, куда девать руки, и отваживался садиться за ударную установку, чем вызывал дополнительный восторг зрителей. Вот здесь был наглядный урок, что значит звукоизвлечение, как необходимая характеристика джазового исполнения. Особенно это чувствовалось, когда солировали мудрый Ричи Коул, довольно опытный Андрей Турыгин и подающий исключительные надежды на будущую звездность молодой Николай Панченко. Каждый играл в своей манере и со своим темпераментом: необузданная экспрессия сибиряков гасилась причудливой вязью непринужденного звука саксофона Коула, рождавшегося как бы из ничего и сразу (невольно вспоминаешь великого Майлса).
Наутро Ричи устало махнул мне из машины Асхата, увозившего гостей в аэропорт. Чувствовалось, что тяжеловато для него было сибирское гостеприимство...
Черт возьми, вроде бы и ничего из ряда вон не происходило в этот вечер, кроме знакомства с новым для нас именем, но было тепло и приятно на душе от многообразия и самого существования нашей любимой музыки. Грустно только, что старых столпов джаза остается все меньше, да и мне самому-то осталось ... Ну это так, осеннее настроение...
Валерий Рыбаков,
Томск
|
|
На первую
страницу номера |
|