Выпуск # 34 -
35
2002
|
Шо - карнавал, джаз, Одесса? Таки да! (часть 1) |
|
После ледяной Москвы, затянутой вонючим торфяным туманом, Одесса показалась уголком рая. Вечерами участников "Джаз-карнавала" привозили ужинать в славный ресторан "Клара-Бара" в одесском Горсаду, и все сидели заполночь на открытой веранде, не жалуясь на холод - потому что было тепло. А такие герои, как Владимир Борисович Фейертаг, Майк Эллис и ваш покорный слуга, даже осмеливались ненадолго забегать (подбадривая себя гиканьем и свистом) в 17-градусную черноморскую водичку с пляжа у подножия обрыва, увенчанного бетонной многоэтажкой пансионата "Монголия" (то есть, простите, "Магнолия") на Французском бульваре, где проживало большинство участников фестиваля. И над всем этим висело мягкое и размеренное "плюх-плюх-плюх" спелых каштанов, сыпавшихся на булыжные мостовые старой Одессы в дни фестиваля.
"Джаз-карнавал" проходил в Одессе 20-22 сентября, параллельно с и, кажется, даже в рамках российско-украинского "Делового форума", благодаря чему по ночному городу то и дело с сиренами возили президента Кучму, посла Черномырдина и других важных персонажей, которые все грозились появиться и на джазовом празднике, что, впрочем, вылилось только в недолгое пребывание на одном из концертов губернатора Одесской области. Так или иначе, но задача стояла - устроить для Одессы праздник, для чего фестиваль был разделен на две взаимоувязанные программы - карнавал, то есть разнообразные уличные шествия и выступления под открытым небом, и собственно концерты, проходившие вечерами в свежеотремонтированном Украинском театре.
Карнавал планировался как что-то исполинское, но реальность оказалась скромнее: у памятника Утесову в Горсаду сыграл неплохой диксиленд, по Дерибасовской какие-то подозрительные ряженые поводили индифферентного ко всему двугорбого верблюда (имелось в виду, что при этом должен звучать "Караван", но "Каравана" не завезли), участников фестиваля со свистом и клаксонами провезли от того же памятника Леониду Осиповичу до Украинского театра, а возле самого известного театра Одессы - Оперного - днем на открытой сцене шли концерты, иногда даже имеющие отношение к джазу (в основном в исполнении одесских артистов), но огражденные от широких масс цепочкой доблестных милиционеров (на Украине в эти дни шли выступления оппозиции, и напротив Одесского горисполкома какие-то люди, человек семь, вяло покрикивали в том смысле, что Кучму, мол, гэть).
Зато вечерние фестивальные концерты оказались самого убедительного качества.
Первый из них, 20 сентября, открывал одесский Молодежный биг-бэнд п/у Николая Голощапова - одного из самых ярких одесских джазовых энтузиастов
и подвижников, который уже много лет ведет биг-бэнд в Училище искусств и культуры им. Данькевича. Биг-бэнд очень старался, духовые группы (и медные, и саксофоны) показали ровную и уверенную игру, блеснули вокалистки (сперва юные выпускницы и студентки училища, а потом и сама гранд-дама одесского джазового вокала Татьяна Боева с ее неотразимым "черным" голосом). Была и пара интересных солистов - особенно альт-саксофонист по имени Ахмет, не боявшийся быть чуть горячее всего оркестра. Единственное, что попортило впечатление - рыхлая, любительски-неуверенная игра ритм-секции. Поднять эмоциональный градус безвольных басиста и барабанщика не смогло даже артистичное дирижирование бэндлидера, который, казалось, всем телом стремился восполнить зияющие ритмические пустоты.
Вторым отделением шел Mike Ellis Jazz World Ensemble - этно-джазовый проект нью-йоркского саксофониста Майка Эллиса, в данном случае приехавший в форме трио (Боб Амакер - шаманский бубен, плюс тувинец Андрей Монгуш - горловое пение и струнные инструменты игыл и дошпулдуур). Трио имело свою прелесть, хотя по сравнению с могучим составом этого проекта, записавшим год назад в Москве альбом "Shaman Dance", заметно ощущалось отсутствие тембрального и ритмогармонического "мяса" (еще бы: там все-таки было 12 музыкантов, а не три!).
Впрочем, было все равно очень интересно слушать тончайшие ритмы Амакера на таком простом с виду бубне (малейшее изменение положения пальцев относительно края бубна или наклона касания кожи отзывалось красивыми переливами тембров - от глуховатого гула до звонких и ярких "бангов"). Лидер Эллис сыграл несколько протяженных залихватских соло (особенно удавшихся, когда он отложил C-melody сопрано-саксофон и взял сопрано обычного строя: на нем у Майка куда более плотный и насыщенный звук), а Андрей Монгуш быстро ввел малоподготовленную к такому повороту дел публику в буйный транс своим звеняще-ревущим горловым многоголосием.
Однако затем интрига отделения закрутилась еще круче - к трио присоединился арт-директор Карнавала, одесский пианист Юрий Кузнецов, и... легенда советского джазового авангарда - певица Валентина Пономарева. Сидя на высоком стуле возле Андрея Монгуша, она произвела сложную серию своих фирменных полузаклятий-полумантр, не особо пользуясь самыми демоническими красками своего вокального арсенала, но стараясь найти достаточно точные краски, чтобы вписаться между саксофоном Эллиса и голосом Монгуша.
Вообще, надо отметить, первый вечер был по расписанию самым напряженным - четыре отделения! Третьим вышел на сцену французский квартет Mezcal Jazz Unit, приехавший в Одессу не поездом, не самолетом и даже не по морю, а своим ходом, на микроавтобусе - через Италию, Австрию, Венгрию и Словакию. Типичный европейский коллектив чуть левее straight-ahead, но еще не очень близкий к авангарду. Сплошь авторский материал лидера, бас-гитариста Эмманюэля де Гувелло; интенсивная, "безбашенная" игра, далекая как от шаблонной боповой фразировки, так и от архетипов джаз-рока. Насыщенные переклички и дуэтные эпизоды двух саксофонов (тенор и сопрано - Пьер Диас, альт и баритон - Кристоф Азема). Моторная, жесткая, чаще всего почти хэви-металлическая по интенсивности и субъективной "тяжести" игры работа ритм-секции - лидера Эмманюэля и барабанщика Вивиана Переса, построенная на сложных размерах и заковыристых, что-твой-King-Crimson-или-Machavishnu рисунках и фактурах.
Ансамблевые эпизоды Mezcal Jazz Unit чрезвычайно убедительны и обладают особой гипнотической силой, вплоть до того особенного эмоционального опустошения после сета, какое бывает после концертов интересной, сложной и динамически интенсивной музыки. Одна беда: музыканты то и дело останавливают ансамблевую работу, давая возможность сольно высказаться каждому по очереди - чаще всего протяженно и не вполне по делу (особенно это касалось саксофонистов), из-за чего общее темпоритмическое единство материала то и дело терялось, и публика начинала уставать.
Финальным сетом первого дня фестиваля был киевский вокальный секстет ManSound. Что тут можно сказать? Они по-прежнему лучшие в жанре вокального ансамбля (наряду с белорусской "Камератой") в Восточной (а может - и во всей) Европе, что убедительно доказала их недавняя победа на вокальном конкурсе в Граце (Австрия). Баритон Федор Марун, появившийся в составе перед поездкой на фестиваль Лайонела Хэмптона в начале этого года, окончательно вошел в репертуар и немало украсил собой ансамбль - как в вокальном плане, так и лично, добавив колоритный типаж к коллективному имиджу. Бас Рубен Толмачев вне конкуренции. Оба ведущих тенора - Владимир Трач и солист ансамбля, одессит Юрий Роменский - в отличной форме, как и основатели - Владимир Сухин и Владимир Михновецкий.
Аранжировки Михновецкого стали, кажется, еще плотнее, еще мощнее, еще насыщеннее, еще изощреннее... так, что от их насыщенности и изощренности вдруг начинаешь местами даже уставать. Плюс к тому они исполняли весь свой старый репертуар - госпелз, репертуар Take 6, попурри из Бенсона, все тот же (пусть и замечательный) "Триптих украинских песен" и "Ой, Полечко, Поле", "You Can't Take That Away From Me" и т.п., что, вероятно, хорошо для тех, кто никогда не слышал ManSound, но не вполне удовлетворительно для тех, кто слышал хотя бы их сюиту на музыку из "Однажды в Америке". Тем не менее это был замечательный концерт, один из лучших у этого фантастического коллектива - приведенные замечания имеют смысл только для тех, кто слышал ManSound живьем более двух раз и внимательно анализировал их репертуар.
Первый фестивальный вечер не кончился и на этом. Артистов отвезли в "Клару-Бару", и там - глубоко за полночь! - при большом стечении гуляющей публики был еще джем, в котором сошлись такие разные музыканты, как Майк Эллис, сопранист Mezcal Jazz Unit Пьер Диас, Андрей Монгуш и арт-директор фестиваля Юрий Кузнецов. Ваш покорный слуга, во всяком случае, вернулся в "Монголию" (пардон, "Магнолию"!) в половине четвертого утра. А впереди было еще два дня "Джаз-карнавала"...
Кирилл Мошков,
редактор "Полного джаза"
окончание в следующем номере
|
|
На первую
страницу номера |
|