Выпуск # 33 |
Томск: джаз, этника, опять
джаз... |
|
Когда заканчивается очередной джазовый сезон и
мысленно перебираешь его "прочитанные" страницы, то почему-то с
неизменной грустью думается: когда еще состоятся новые встречи с джазом
на нашей томской земле, да и состоятся ли?
Но приходит золотая, по-сибирски не очень приветливая осень - и вновь
неуемная энергия нашего Асхата Сайфуллина ищет выхода, и вновь находятся
спонсоры, и вновь томский народ до отказа заполняет зал театра драмы...
В этот раз Асхат со своими друзьями-спонсорами и добровольными
помощниками поднял грандиозный проект, который имел сквозное название
"Памяти друга" и был посвящен памяти безвременно ушедшего директора
театра Моисея Мироновича Мучника ("МММ", как называли его близкие),
легенды томской музыкальной и театральной культуры. Моисей Миронович был
большим оптимистом по жизни и другом томского джаза, все значительные
джазовые события последних лет в Томске проходили именно на сцене нашего
драматического, при непосредственном участии его директора.
Проект был разбит на четыре части - четыре вечера. И каждый вечер был
уникален не только участниками, но и атмосферой, которая царила и на
сцене, и в зале. Состоялся своеобразный фестиваль, включающий пласты
мировой культуры разных жанров и разных народов.
Открыли праздник три "имени", наши знаменитые современники,
представляющие три вида искусства - поэзию, драму и музыку.
Иосиф Бродский. Михаил Козаков. Игорь Бутман.
Фамилия Бродского дважды вписана в историю русской культуры. Один ее
владелец, Исаак, со счастливо сложившейся судьбой официального
довоенного живописца, обласканный советской властью, ныне обречен, и, за
редким исключением, пылится в глубоких запасниках отечественных музеев и
упоминается только в специальных справочниках. Обладая несомненным
талантом большого художника, он писал превосходные пейзажи в стиле
Брейгеля, но растратил свой талант на прославление власть имущих того
непростого периода российской истории, включавшего гонение на джазовую
музыку и ее исполнителей.
Другой Бродский, Иосиф, - замечательный поэт, но изгой, вытиснутый с
родных берегов все той же властью, физически умерший вдали от них, но
вернувшийся на Родину в своем творчестве...
На томскую землю Михаил Козаков привез известный спектакль "Концерт для
голоса и саксофона". Публика пришла разная: кто-то - послушать стихи
Бродского, кто-то - увидеть "живого" Михал Михалыча, а кто-то -
насладиться игрой Игоря Бутмана. Но были те, кто пришел послушать...
певца Большого Театра Михаила Казакова (да-да, были и такие!).
...Медленно осветился провал сцены, и вот выходят "одинаковые двое",
которые будут весь вечер держать публику в напряжении. Очевиден
режиссерский талант Михаила Козакова: при минимуме изобразительных
средств воссоздается ярчайшее полотно творчества Бродского. Превосходное
чтение стихов, пластичность, ритм, мгновенный переход в образ, строго
рассчитанные жестикуляция и мизансцены, мощная энергетика артиста, - все
это завораживало и объединяло публику. Мягко вплетались в ткань
спектакля "нити" тенора или сопрано Игоря Бутмана: музыка то сочеталась
со стихами, то была продолжением их... Слились воедино джазовые по ритму
и духу стихи гениального Иосифа Бродского, драматическая импровизация
великого артиста Михаила Козакова и джазовая импровизацией выдающегося
музыканта Игоря Бутмана. По режиссуре в отдельные моменты аплодисменты
чаще доставались Игорю: Михаил Михайлович после прочтения произведения
удалялся в кулисы, а Бутман продолжал священнодействовать на сцене... Но
в этом - тоже великая магическая сила спектакля: артисты, словно уходя в
тень, адресовали овации зрителей тому, кого уже нет среди нас, кому
спектакль и был посвящен...
На другой день - 17 октября - сцену театра драмы "оккупировали"
музыканты с западной окраины евроазиатского материка, темпераментные
испанцы. "Розы Испании" - так назывался второй памятный вечер. Всем
известно, что испанская музыкальная культура - одна из древнейших в
Европе, привлекавшая многих великих композиторов и музыкантов, в том
числе и русских, начиная с Михаила Глинки. Не обошли ее вниманием и
джазовые музыканты. Достаточно назвать имена великого Майлса и Чика
Кориа.
Классическую испанскую гитару и ее возможности продемонстрировал
профессор Барселонской консерватории Серхио Висенте, обладатель крупной
и основательной фигуры. Его сольная программа включала произведения
испанских классиков (Де Фалья, Гранадас) и популярную народную музыку.
Затем вышел небольшого роста, плотный, но очень подвижный фламенкиец
Джоржи Альбаррана, и зал наполнился ритмами фламенко.
Оба гитариста, объединившись, сыграли несколько пьес, в том числе и
кусочек из знаменитого "Concierto De Aranjuez" Родриго, преподнеся его
как подарок находившимся в зале.
Наконец к ним присоединился и третий испанец Педро Бурсака со своей
слегка хрипловатой скрипкой, что добавило определенный шарм в звучание
трио. Все, чем обладает испанская музыка с ее эмоциональностью,
страстностью, необыкновенным ритмическим богатством, продемонстрировали
наши гости без всякой "электроники и кибернетики", живым звуком
шестиструнных гитар и скрипкой. Игра гостей, которые посетили Томск во
второй раз, вызвала неподдельный восторг и темпераментный прием не хуже
испанского! Свист и возгласы "браво" звучали после каждой исполненной
вещи.
Не удержался и наш Асхат: подхватив бас-гитару, отработал три последних
пьесы вместе с испанскими музыкантами. Квартетом сыграли так, что в
заключение концерта слушатели дважды заставили сыграть буйную
танцевальную мелодию. И никто не задумывался, что надо бы и пожалеть
пальцы музыкантов!...
Третий вечер мемориального проекта был отдан во власть еврейской музыки
и носил название "Лехаим". На сцене теперь уже известный далеко за
пределами России ансамбль еврейской музыки "Мазл Тов" из Екатеринбурга.
Музыканты, тоже не раз бывавшие в Томске, с удовольствием приняли
приглашение принять участие в "вечерах памяти". Ансамблем руководит
темпераментная Марина Лебенсон, выступающая в трех ипостасях - как
композитор, как аранжировщик и как пианистка. В состав входит и наш
старый знакомый кларнетист и саксофонист Игорь Паращук, обладатель
солидного джазового опыта, теперь с успехом передающий на своих
инструментах все прелести национальной еврейской музыки. Полюбился
слушателям и молодой скрипач ансамбля Аркадий Клейн с его бьющей через
край энергией.
...Вечно гонимый библейский народ за свою многовековую историю создал
музыкальную культуру со своеобразными напевами и ритмами. Во многих
мелодиях чувствуется смех сквозь слезы, неувядающий оптимизм и юмор.
Кстати, многие мелодии, которые звучали в этот вечер, были знакомы и
тем, кто находился в зале. Взять хотя бы песни, напетые миловидными
сестрами Берри и когда-то переписываемые с магнитофона на магнитофон, а
незадолго до кончины Союза выпущенные на LP. А знаменитую "Bei Mir Bist
Du Schon" Секунды кто только ни пел, включая незабвенную Эллу и
довоенный оркестр нашего Якова Скоморовского. Да и что греха таить:
многие джазовые знаменитости имеют "ветхозаветные" корни.
Несмотря на некоторое мелодическое и ритмическое однообразие нескольких
пьес, все же выступление ансамбля в целом сопровождалось оглушительными
залпами аплодисментов и заключительной овацией, не позволившей
музыкантам просто уйти со сцены, не сыграв "на бис". По достоинству
оценив мастерство музыкантов, слушатели расходились в надежде на новую
встречу с этим уникальным коллективом.
И вот последний вечер - 19 октября - "Осенний джаз". Всю сцену занял
оркестр ТГУ-62, о котором я уже писал ранее в своих заметках на
страницах "Полного джаза" и который готовится встретить в будущем году
свое сорокалетие. Мало найдется таких долгоживущих оркестров. Однако
энергия и подвижничество его бессменного художественного руководителя
Аркадия Ратнера не позволили постоянно омолаживающемуся коллективу
кануть в вечность. Приехавший за четыре дня до концерта лауреат
Государственной премии, народный артист России Георгий Гаранян
позанимался с оркестром, и плоды совместных усилий мэтра и музыкантов
услышали и оценили любители джаза, переполнившие зал театра.
Оркестр был усилен приехавшими гостями: трубачом Геннадием Калининым
(Москва), альт-саксофонистом Игорем Паращуком (Екатеринбург), тенористом
Владимиром Панфиловым (Кемерово).
Саунд оркестра на порядок вырос. Все вещи звучали мощно, на едином
дыхании, почти с настоящим, насколько это возможно в глухой Сибири,
свингом. Особенно хорош был унисон группы саксофонов.
Свое выступление оркестр начал с давнего хита Каунта Бэйси "Lil'
Darlin'" (Нил Хэфти), где Геннадий Калинин продемонстрировал блестящее
соло. Затем мягко зазвучал "C Jam Blues" с энергичным тенором Владимира
Панфилова.
В сопровождении оркестра заслуженный артист России скрипач Виктор
Королев отыграл одну из своих любимых вещей - "Любовь в Давосе" и вывел
на сцену молоденькую джазовую певицу Полину Свиридову. К сожалению,
природа отняла у нее зрение, но, к счастью, оставила прекрасный голос и
обаяние. Ранее Полина с успехом пела в детском джазовом вокальном
ансамбле "Синкопа", а теперь занимается с ТГУ-62. Для выступления она
взяла популярную пьесу Шейверса "Undecided" и вместе с оркестром
добросовестно отработала ее в стиле Эллы Фицджералд записи 1939 года.
Проникновенно прозвучал "Маленький цветок" Сиднея Беше с прекрасным соло
кларнета и тромбона.
Сменивший Аркадия Ратнера за дирижерским пультом Георгий Гаранян вместе
с оркестром исполнил несколько известных вещей, в том числе "Фламинго" и
"Колыбельную страны птиц" и высказал мысль, что оркестр ТГУ-62 обладает
потенцией стать известным далеко за пределами наших краев. Что ж, это
радует.
После перерыва на сцене образовалась великолепная шестерка известных
музыкантов под общим названием "Горячий сибирский джаз": Геннадий
Калинин (труба), Георгий Гаранян (альт-саксофон), Владимир Панфилов
(саксофон-тенор), новосибирец Алексей Подымкин (рояль), Асхат Сайфуллин
(акустический бас), иркутянин Сергей Кушилкин (барабаны). И,
действительно, на сцене и в зале было очень горячо. В основном
властвовал настоящий хард-боп времен Арта Блэйки и Клиффорда Брауна.
"Straight, No Chaser", "In A Sentimental Mood", "Утро карнавала",
"Мамбо" прозвучали свежо и нетрадиционно. Поскольку команда состояла из
звезд, то каждый продемонстрировал и подтвердил свою звездность. Гаранян
поразил меня своим безудержным напором и фонтаном звуков - в этом он не
уступал более молодым виртуозам, коллегам по совместному музицированию -
Геннадию Калинину и Владимиру Панфилову. Асхат при всей своей
организационной "замотанности" вновь продемонстрировал прекрасные соло и
упругий ритм. В окружении звезд маловато досталось сольной игры
"сибирскому Биллу Эвансу" Алексею Подымкину, но публика и его приняла
тепло и достойно.
В заключение концерта Георгий произнес сакраментальную фразу: "какая
песня без баяна, какой же джаз без "Каравана!" - и музыканты поставили
красивую точку, исполнив эту "песнь песней" с превосходным соло Сергея
Кушилкина.
Музыка, прозвучавшая в этот заключительный вечер, очаровывала и
взволновала даже тех, кто не имеет опыта повседневного общения с
джазом.
После концерта со сцены прозвучали слова благодарности вдовы Моисея
Мучника в адрес организаторов проекта, артистов и музыкантов, а также
спонсоров этого необыкновенного мемориального проекта. Все было
организовано при содействии фонда "ARS NOVA", СТА-Мобил Телеком,
независимой телекомпании ТВ-2. Генеральным спонсором выступила нефтяная
компания "ЮКОС", относительно недавно пришедшая на томскую землю, но уже
поддержавшая не один региональный социально-культурный проект.
Высказывались пожелания и намерения сделать такой фестиваль ежегодным,
но будущее предвидеть трудно, а предсказывать - бесполезно.
Валерий
Рыбаков,
Томск
|
|
На
первую страницу номера |
|