"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница |
Выпуск # 13 (115) -
3 мая 2001 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
Складывающиеся в последние годы закономерности подтверждаются: пик Большого Сезона (еще не пройденного, впрочем, до конца), обрушившись на Москву, далее расходится кругами по всему экс-советскому пространству. Вот и сегодня мы следуем этим закономерностям: в сегодняшнем выпуске нет московских новостей (в связи с первомайскими каникулами джазовая жизнь в Москве на время вошла в обычные рамки), зато практически вся репортажная часть посвящена происходящему на просторах Родины - как малой, так и большой. Больше того, сразу за рубежом "майских" (знаете такой неологизм: "когда это будет? - на майских") и москвичей ждут очередные пики Сезона в виде приезда (наконец-то в джазовом контексте, а не для исполнения музыки поп) одного из лучших в мире импровизирующих гитаристов, о чем - ниже. В общем, жизнь не стоит на месте ни секунды. Наша же, как журналистов, задача (в соответствии с марксистской теорией журналистики, которая не во всем была не права) - "ежедневно писать хронику современности". Мы и пишем.
Опять - вне связи со сказанным выше: в
следующий раз "Полный джаз"
выйдет 10 мая, а не 9. Выходные, опять же...
|
|
|
Москва
- это вам
еще не все |
Начнем с одного из крупнейших событий на территории СНГ последних недель - Донецкого фестиваля "ДоДж
#2001", который, пожалуй, может быть выделен как самое значимое джазовое событие на территории соседней Украины в этом сезоне...>>>>
Продолжаем репортажем из Ростова-на-Дону: наш корреспондент Ольга Коржова продолжает начатый в предыдущем выпуске рассказ о фестивале памяти ростовского бэндлидера Виктора Кутова
(1941-1997)...>>>>
Наш постоянный автор, интереснейший пианист из Новосибирска Роман Столяр, рассказывает еще об одном крупном фестивале на территории Украины - правда, не мэйнстримовом, а новоджазовом...>>>>
|
|
|
Что
намечается:
московские анонсы |
15-18
мая в России со своим квартетом будет гастролировать один из самых известных в мире импровизирующих гитаристов - Эл ДиМеола (США). В составе коллектива ДиМеолы - клавишник Марио Пармизано (он записывается с ДиМеолой с 1990 г.) и два перкуссиониста. Один из них, латиноамериканец Гумби Ортис - исполнитель на конго и бонгах - постоянно сотрудничает с ДиМеолой; второй, израильтянин Гилад (полное его имя Яков Гилад), появлялся на альбомах проекта ДиМеолы World Sinfonia, но в основном работает на клубной нью-йоркской сцене.
15, 17 и 18 мая Эл ДиМеола будет выступать в московском "Ле Клубе" (эти концерты представляют торговая марка Parliament и
Игорь Бутман). 16 мая он даст концерт в Нижнем Новгороде (там концерт пройдет в Кремлевском концертом зале, его представляют "Автобанк" и нижегородское "Радио Престиж").
Гитарист Эл ДиМеола родился 22 июля 1954 г. в западном пригороде Большого Нью-Йорка - Джерси-Сити (штат Нью-Джерси). Говорят, что в нем уживаются как бы два гитариста одновременно: один - невероятно техничный и изобретательный исполнитель фьюжн на электрогитаре, другой - вдумчивый исследователь музыкальных культур других стран (в первую очередь фламенко и современного танго), виртуоз гитары акустической. Он - обладатель самого большого числа престижных наград среди всех гитаристов мира (согласно сведениям журнала Guitar Player).
Его первым образцом и примером был джазовый гитарист Ларри Кориелл. ДиМеола в начале 70-х учился в бостонском колледже Беркли (одном из ведущих джазовых заведений мира) и, не достигнув еще и 20-летнего возраста, в1974 г. буквально ворвался на мировую джаз-роковую сцену: клавишник Чик Кориа пригласил его заменить Билла Коннорса в своем легендарном составе Return to Forever. Специалисты были не очень довольны игрой юного ДиМеолы, упрекая его в том, что он изливает на слушателя лавину нот в ущерб выразительности исполнения; однако эти недостатки он быстро преодолел, и работа в ансамбле Чика Кориа сделала его знаменитым во всем мире. С 1976 г., после распада Return to Forever, он начал работать самостоятельно. Его первые сольные альбомы ("Land of the Midnight Sun", "Elegant Gypsy", "Casino") были среди самых продаваемых инструментальных записей конца 70-х.
С 1980 года в течение трех лет Эл ДиМеола выступал и записывался в акустическом трио с Джоном Маклохлином (Machavishnu Orchestra) и великим реформатором фламенко, испанцем Пако де Лусия. Один из трех альбомов этого трио, концертная запись "Friday Night In San Francisco" (1980), имела фантастический для инструментального альбома успех - было продано два миллиона ее копий.
В 1990 году Эл ДиМеола создал существующий до сих пор в том или ином виде проект World Sinfonia. Первоначально этот проект ориентировался на современную аргентинскую музыку, прежде всего - музыку создателя современного танго Астора Пьяцоллы. Нынешняя инкарнация этого проекта Эла ДиМеолы "World Sinfonia 2000-2001" включает музыкантов из Кубы, Аргентины, Израиля.
В Россию ДиМеола впервые приезжал в сентябре 1997 г., поучаствовав в жюри музыкального конкурса "Хрустальная нота" и в рамках гала-концерта этого мероприятия сыграв на сцене Государственного кремлевского дворца три композиции. Затем он появился в российской столице в апреле текущего года, чтобы сыграть два концерта в ГЦКЗ "Россия" с поп-певцом Леонидом Агутиным. Таким образом, в России он будет в третий раз, но с серьезными сольными гастролями - впервые.
|
|
|
Чтение |
Сегодня мы начинаем публикацию еще одной теоретической работы патриарха российского джазоведения
Леонида Переверзева. Посвященное, казалось бы, достаточно частному вопросу - джазовой тематике в одном из наиболее интересных европейских романов 20-х годов минувшего века - эссе "Моцарт и фокстрот", написанное два с лишним десятилетия назад, затрагивает важнейшие вопросы познания сущности джаза в целом...>>>>
|
|
|
А
в это время
за бугром... |
24 апреля в Чикаго ушел из жизни 85-летний певец Ал Хибблер, больше всего известный по работе в оркестре Дюка Эллингтона в 1943-51 гг. В те годы его вокальная манера с глубоким быстрым вибрато и склонностью к странным голосовым эффектам считалась эксцентричной, но самому Дюку она очень нравилась: он называл ее "звуковой пантомимой".
Ал родился 16 августа 1915 г. в Тайро, штат Миссисипи (полное его имя - Алберт Джордж Хибблер), и не ходил в школу до подросткового возраста, поскольку был слеп, а слепой черный ребенок в те времена не мог претендовать на систематическое образование. Однако в 15-летнем возрасте он попал в одно из первых в те времена учебных заведений для незрячих - Арканзасскую школу слепых, где пел в школьном хоре. Закончив свое недолгое образование, он стал исполнять блюзы в барах Техаса и Арканзаса, пока в начале 1942 г. в одном городе его путь не пересекся с гастрольным маршрутом Дюка. Хибблер успешно выступил с оркестром и был так хорошо принят аудиторией, что на радостях напился. Дюк после этого имел с ним разговор, заявив, что он, может быть, и готов взять в оркестр слепого, но совсем не готов брать в оркестр слепого пьяницу.
Хибблер проработал следующие 18 месяцев в оркестре пианиста Джея Макшенна (через который в разные годы прошло множество знаменитостей в начале их карьеры, включая самого Чарли Паркера). Только в 43-м Дюк все-таки взял его в свой оркестр.
Первой и самой известной его запись с оркестром стала песня "Do Nothin' Til You Hear From Me", которую Дюк написал специально для него. Впоследствии он записал с оркестром такие хиты, как "I'm Just A Lucky So and So" и "The Very Thought of You".
Ал Хибблер покинул Эллингтона через восемь лет после прихода в оркестр, когда Дюк отказался увеличить его еженедельный гонорар на пятьдесят долларов. Ал занялся сольной карьерой, в которой ему сопутствовал определенный успех: в 1955 г. он попал в хит-парады со своей версией "Unchained Melody" Алекса Норта, а на следующий год вновь фигурировал в таблицах популярности с песней "After the Lights Go Down Low". Он много гастролировал, исполняя буквально все - от кантри-блюза до джазовых стандартов, но все - в своей неповторимой манере. Кроме того, он участвовал в движении за гражданские права чернокожих и был дважды арестован за участие в маршах протеста - в 1959 и 1963 г. В дальнейшем он мало появлялся на широкой сцене: выпустил один альбом на лейбле Фрэнка Синатры Reprise Records, пел на похоронах Луи Армстронга в 1971-м, в 1972-м неожиданно записал совместный альбом с другим знаменитым слепцом - авангардным саксофонистом Расааном Роландом Керком. Эпизодически он выступал и записывался также и в 80-е гг.; последний альбом, "Solitude" (фактически - сборник) вышел в 1997 г.
28 апреля в Нью-Йорке был дан старт благотворительной кампании "Pennies From Heaven", цель которой - открыть музей Луиса Армстронга в его бывшем доме в Куинсе (№34-56, 107-я улица, район Корона, графство Куинс, Нью-Йорк). Цель компании - собрать пять миллионов долларов на ремонт здания и оборудование экспозиции. Инициаторами кампании выступили Куинс-колледж и корпорация KeySpan.
Луис Армстронг жил в здании на 107 улице в Короне с 1943 г. до самой своей смерти в 1971 г., а его последняя жена Люсил - до своего ухода из жизни в 1983 г. Здание уже сейчас имеет официальный статус Национальной культурной достопримечательности и Достопримечательности Нью-Йорка, однако находится в удручающем состоянии, а открытие в нем музея Луиса Армстронга запланировано уже на осень следующего года. На настоящий момент из требуемых пяти миллионов в фонде будущего музея имеется $ 1.4 млн.
Подробнее о проекте: www.satchmo.net
|
|
|
|
|
Новые
альбомы |
Новые альбомы
(в продаже с 1 мая) |
- Aebersold, Jamey: 500 Miles High, Jamey Aebersold 95
- Alexander, Eric [Saxophone]: Second Milestone, Milestone 9315
- Anthony, Ray: Dream Dancing, Vol.4: In the Mellow Mood, Aerospace 1047
- Armstrong, Louis: Star Power: Louis Armstrong, Direct Source 1464
- Basie, Count: Basie Big Band - переиздание, Pablo 2310756
- Best of Big Band, Direct Source 5802
- Big Band Generation, Direct Source 8539
- Big Band on Stage, Direct Source 8536
- Big Band Greats [Box Set], Direct Source 8528
- Big Band Memories, Direct Source 8531
- Big Bands in the Night, Direct Source 8537
- Big Band Themes, Direct Source 8529
- Bouldin, Morgan: Wide, Open Spaces 1002
- Braff, Ruby: Music for the Still of the Night, Arbors 19221
- Brotzmann, Peter: Three Rocks and a Pine - переиздание, 20
- Buki-Yamaz: Best of Buki-Yamaz, 3003
- Butler, Billy: Night Life - переиздание, Prestige 24260
- Cockpit Music: Tales from the North, 18
- Copenhagen-Rio Non Stop, 3005
- Crosscurrent: Rituals, Orchard 800818
- Danish Drive, 2020
- Davern, Kenny: Night with Eddie Condon, Arbors 19238
- Davis, Eddie "Lockjaw": Goin' to the Meeting - переиздание, Prestige 24259
- Davis, Richard: Bassist: Homage to Diversity, Palmetto 2071
- Dinner Party Jazz, Direct Source 6063
- Dmitri: My Best for You, Orchard 800833
- Dukes, Joe: Soulful Drums of Joe Dukes - переиздание, Prestige 24256
- Eckstine, Billy: Cocktail Hour, Columbia River 218054
- Ellington, Duke: Ellington Suites - переиздание, Pablo 2310762
- Eubanks, Robin: Get 2 It, Orchard 800823
- Fitzgerald, Ella: Ella and Oscar - переиздание, Pablo 2310759
- Fitzgerald, Ella: Star Power: Ella Fitzgerald, Direct Source 1460
- Gambale, Frank: Resident Aliens: Live Bootlegs, Wombat 7011
- Ganz Brothers: First Step, Orchard 800802
- Garnett, Carlos: Moon Shadow, Savant 2011
- Goodman, Benny: Star Power: Benny Goodman, Direct Source 1455
- Gordon, Dexter: LTD, Prestige 11018
- Hawkins, Coleman: Jazz After Hours, 200008
- Henderson, Fletcher: Jazz After Hours, 200011
- Hill, Omar: Caribbean Breeze, Jambrio 1004
- Hill, Omar: Tribes of the Future, Jambrio 1003
- Holiday, Billie: Billie Holiday Story, Chrome Dreams 8001
- Holiday, Billie: Star Power: Billie Holiday, Direct Source 1457
- Hopkins, Greg: Okavongo, Summit 293
- Jamal, Khan: Infinity - переиздание, Jambrio 1001
- Jazz After Hours: Best of Jazz Saxophone, 200006
- Johnson, Henry: Evening At Sea, Chiaroscuro 367
- Kenton, Stan: Jazz After Hours, 200013
- Kidd, Carol: Place in My Heart, Linn 146
- Kynard, Charles: Soul Brotherhood - переиздание, Prestige 24257
- Lazy Afternoon Jazz, Direct Source 6062
- Legendary Entertainers, Direct Source 8538
- Lindberg Hemmer Foundation: Brazilian Architecture, April 48
- Manhattan Jazz Orchestra: Bach 2000, Milestone 9312
- McGriff, Jimmy: Feelin' It, Milestone 9313
- Mellow Jazz, Crimson Productions 225
- Miller, Glenn: Star Power: Glenn Miller, Direct Source 1462
- Morlix, Gurf: Toad of Titicaca, 4
- Music from a Great Generation, Direct Source 5804
- Nightcap Jazz, Direct Source 6060
- Pass, Joe: Virtuoso, Vol. 1 - переиздание, Pablo 2310708
- Perfect Houseplants: New Folk Songs, Linn 130
- Peterson, Oscar: Composer, Pablo 2310970
- Plunge: Won't Fall Down, Orchard 800778
- Price, Toni: Sol Power - переиздание, Texas Music Group 315
- Price, Toni: Sol Power - переиздание, Texas Music Group 314
- Reese, Della: Collection - переиздание, Varese 5907
- Roots of Jazz, Legacy 497
- Schaefer, Hal: Remember June First, Summit 295
- Scott, Shirley: Like Cozy - переиздание, Prestige 24258
- Shearing, George: Quintessentially Shearing, Memoir 557
- Stormy Weather Jazz, Direct Source 6061
- Sutton, Ralph: Pair of Kings, Arbors 19245
- Sweethearts In A Drugstore: Second Edition, 21
- Swing with Big Band, Direct Source 8530
- Swing: Swing, Direct Source 3520
- Vaughan, Sarah: Send in the Clowns - переиздание, Pablo 2312130
- Watters, Ken: Southern Exposure, Summit 289
- Webster, Ben: Jazz After Hours, 200007
- Wyands, Richard: As Long as There's Music, Savant 2031
- Young, Tommy: Keeper of the "B", 8080
|
|
Радио |
В ближайших выпусках программ Михаила Митропольского:
- "Бесконечное приближение", "Радио России", суббота, 23.10:
5 мая - Вальс: Рихард Штраус, Владимир Волков, Фредерик Шопен, Билл Эванс; лейтмотив - "Someday My Prince Will Come".
- Программа "Соло для джаза", "Говорит Москва", пятница, 23.00:
4 мая - Майлс Дэвис, к 75-летию (рубеж 60-х).
|
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз",
1998-2001
Опубликованные в "Полном джазе" материалы
являются собственностью редакции. Авторское
право на них принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее изданных
другими СМИ, права на материал и на авторство
полностью сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами на перевод
материалов, принадлежащих зарубежным изданиям.
Редакция не возражает против перепечатки
материалов "Полного джаза" другими
изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако
просит во всех случаях сохранять авторство и
ссылаться на источник. Мы были бы также очень
признательны за сообщение о перепечатке. |
|
|