"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница |
Выпуск # 26 (128) -
5 сентября 2001 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
История
время от времени делает неожиданные
петли. Два главных действующих лица
сегодняшнего выпуска "Полного джаза"
были бы вполне уместны на страницах
какого-нибудь гипотетического (на
самом деле, конечно, не существовавшего)
советского еженедельного
периодического издания о джазе (ну,
скажем, многотиражной газеты "За
советский джаз") году эдак в 1978-м. Как
раз в тот год оба этих лица были (одно -
уже, другое - еще) вполне активными
действующими лицами советской
джазовой сцены. Вот только теперь одно
из этих лиц только что ушло из жизни в
Торонто, другое же живет и успешно
работает в Нью-Йорке...
Впрочем, одно свойство национальной (точнее,
цивилизационой - советско-постсоветская
ментальность и ментальность русская
суть пересекающиеся, но не
тождественные множества) психологии
сильно усложняет эти петли. К примеру,
для американского знатока Валерий
Пономарев - это русский трубач, живущий
в Нью-Йорке; для знатока же российского
он - безусловно, американский трубач
русского происхождения или, в лучшем
случае, "наш бывший соотечественник".
Как будто соотечественник может быть
бывшим (ну, если он, конечно, не меняет
имя с Петрищенко на Джонсон и не делает
вид, что сафсем забил русскую языку).
Почему вот для американцев Монти
Александер - ямайский пианист (или, в
лучшем случае, "ямайско-рожденный"
- Jamaica born), хотя в Америке он прожил куда
дольше, чем на родине? Можно высказать
ряд лежащих на поверхности
предположений: ну, например, что
существовавший до конца 80-х
непреодолимый барьер между "нами"
и "ими", пресловутый "железный
занавес", пересечь который даже на
несколько дней и в сопровождении
непременной "русской тройки" себе
подобных было невозможно без путевки,
командировки, рекомендации парткома,
профкома и еще одного "кома", что
на Лубянке, - оставил в национально-цивилизационной
ментальности слишком тяжелый след,
сродни отпечатку танковых траков на
только что вспаханном огороде. Или что
еще один барьер такого рода ставит в
ментальности постсоветского человека
его в среднем слабое (или никакое)
знание иностранных языков - когда,
приехав в чужую страну, он объясняет
свой заказ официанту в ресторане по-русски,
но очень громко, чтобы тот лучше
понимал, а с иностранными партнерами
общается по электронной почте
посредством компьютерного переводчика
"Сократ", заставляя их каждый раз в
тягостном недоумении догадываться, что
г-н русский партнер имел в виду. Короче
говоря, эти петли и стены не то чтобы уж
слишком сильно отчуждают от
общемирового наше собственное видение
джазового процесса - они придают ему
трудноопределимое, труднопереносимое,
но несомненное очарование и
несомненную оригинальность, так что
работать в этой стране на крохотном
джазовом поле становится особенно
увлекательно. |
|
|
In
Memoriam |
Человек, ушедший из жизни несколько дней назад, свои последние годы провел на американском континенте (правда, не в США, а в Канаде). Но вся его деятельность - творческая, административная, какая угодно - была целиком и полностью связана с советским джазом периода 50-60-х годов (да и более поздних времен - возглавляемый им оркестр существовал до 1981 г.).
1 сентября в Канаде умер один из патриархов советского джаза - Иосиф Вайнштейн...>>>>
|
|
|
Говорите,
вас слушают |
Сегодня мы слушаем певицу, имя которой хорошо знакомо российским слушателям - точнее, тем из них, что начали слушать джаз и посещать джазовые концерты в 70-80-е годы. Дело в том, что певица эта покинула СССР в конце 80-х, хотя многие (очень многие!) называли ее лучшим джазовым голосом Советского Союза. Как и многие другие советские джазовые эмигранты, она поселилась в Нью-Йорке и - не в пример многим другим - вполне успешно там работает. Наш ереванский корреспондент Армен Манукян встретился с этой замечательной певицей, ныне именующейся просто Datevik, а экс-советским слушателям известной как Татевик Оганесян...>>>>
|
|
|
Москва
- это вам
еще не все |
21-23 сентября в Одессе (Украина) пройдет джазовый фестиваль, ключевую роль в организации которого играет выдающийся одесский джазовый музыкант - пианист
Юрий Кузнецов.
Расписание фестиваля:
- 21 сентября, 13:00 и 18:00, зал Филармонии: Дональд Дан (вокал, гитара США) и Юрий Кузнецов; Ольга и Диана Пирагс (вокал) и джазовое трио (Латвия - Россия - Украина); Квартет "Atava" (Белоруссия); Анатолий Вапиров (Болгария); Йоэль Гонсалес (Куба); Владимир Волков (Россия).
- 22 сентября, 18:00, зал Филармонии: "Бакустик Джаз-квартет" (Азербайджан); ансамбль
Георгия Гараняна и
Алексея Кузнецова (Россия); квинтет Сергея Манукяна (Россия) и Йоэля Гонсалеса, перкуссия (Куба).
- 23 сентября, 18:00, зал Филармонии: Валентина Пономарева, вокал (Россия); Витас Лабутис (Литва);
Юрий Кузнецов (Украина);
Андрей Разин и проект "Второе приближение" (Россия); трио Станислава Громова (Франция - Россия - Украина); Неда и "Вильнюс джаз квартет" (Литва).
|
|
|
Что
намечается:
московские анонсы |
18 - 20 сентября на сцене московского "Ле Клуба" пройдут концерты бразильской джазовой певицы Лени Андраде. Она будет выступать в составе собственного квартета Cariocas (то есть "жители Рио"), в составе которого, помимо нее - Лусиу Антониу де Нашименту (контрабас), Убальду Адриану де Оливейра (барабаны) и Себаштиану Лукаш де Фариаш (фортепиано). Репертуар Лени весьма широк и включает как джазовые стандарты, так и бразильскую музыку.
Имя Лени Андраде еще мало знакомо московским любителям музыки, хотя она считается одной из лучших бразильских певиц. Обладая красивым голосом низкого тембра и редким чувством ритма, Лени Андраде развила в себе незаурядные импровизаторские способности, и с конца 80-х годов ее концерты пользуются неизменным успехом в Бразилии и за рубежом. Лени Андраде - частый гость лучших ночных клубов и престижных концертных залов Нью-Йорка и Европы.
Лени Андраде родилась в Рио-де-Жанейро. Она рано познакомилась с музыкой и начала играть на фортепиано с шестилетнего возраста. Потом были выступления в музыкальных радиопрограммах и учеба в Консерватории. В 15 лет она уже выступала на профессиональной сцене этого города. Ее приглашали петь в известных клубах "Бакара" и "Боттлз Бар", где играло джазовое трио Сержиу Мендеса. В 60-х годах ее имя уже гремело на бразильской сцене.
В 70-х годах она записала несколько пластинок, близких по стилю к ритмам самбы. В 1979 году выходит новый диск, на котором Лени Андраде возвращается к любимому стилю самба-джаз, которым она владеет в совершенстве. Выступая с такими артистами, как Луиш Эса, Вагнер Тизо, Кристован Бастуш и др., Лени Андраде стала звездой бразильского джаза - звездой первой величины. На ее последних альбомах собраны уникальные записи, по достоинству оцененные любителями музыки и критиками, которые она посвятила Картоле и Нелсону Кавакиньо, выдающимся композиторам бразильской самбы, а также своему давнему другу Тому Жобиму, чьи композиции в стиле босса-нова в неподражаемой джазовой интерпретации Лени Андраде принесли ей славу одной из лучших эстрадных певиц Бразилии.
Гастроли Лени Андраде в российской столице проходят при поддержке Посольства Бразилии в Российской Федерации, их проводят Elephant Records, "Ле Клуб" и Басиния Шульман.
Вышла книга критика Алексея Баташева, над которой он работал пятнадцать лет. Это книга не о джазе: это роман под названием "Баташ".
Книгу можно уже считать библиографической редкостью. Тираж ее - всего тысяча экземпляров. Из них - двести пронумерованных, которые вложены в специальные эксклюзивные футляры, изготовленные в Переплетных мастерских Н.И.Фролова на Люсиновке.
Первая встреча книги и автора с читателями и первая продажа состоится 8 сентября в 16.00 на Международной Московской Книжной Ярмарке (стенд торгового дома "Библио-Глобус"). Найти это место будет легко, потому что туда позовут звуки джаза в исполнении ансамбля Mоsсоw Ragtime Band.
Мы же предлагаем вашему вниманию пресс-релиз, сопровождающий выход книги...>>>>
|
|
|
Джазология |
С 2000 г. в "Полном джазе" по инициативе патриарха отечественного джазознания
Леонида Переверзева возникла эта рубрика, в которой рассматриваются разнообразные теоретические вопросы, связанные с джазом. Сегодня в этой рубрике начинается публикация еще одной крупной теоретической работы Леонида Переверзева - написанной сравнительно давно, в начале 80-х, но нисколько не потерявшей ни в глубине, ни в перспективе - поскольку эта, до сих пор неопубликованная работа посвящена одной из самых глубинных проблем джаза (и вообще музыки) - отношениям и соотношениям композиции и импровизации...>>>>
|
|
|
|
|
Новые
альбомы |
В продаже
с 4 сентября |
- Bailey, Derek: Close to the Kitchen, Blue Chopsticks 6
- Barnet, Charlie: Charlie Barnet, Jazz After Hours 200022
- Basie, Count: Count Basie, Vol. 1, Platinum Disc 1819
- Basie, Count: Count Basie, Vol. 2, Platinum Disc 1820
- Basie, Count: Count Basie, Vol. 1 & 2, Platinum Disc 1821
- Basie, Count: Swingin' at the Chatterbox 1937, Cleopatra 1139
- Blake, Ran: Sonic Temples, GM 3046
- Bombay Jim & the Swinging Sapphires: Keep Honkin', Q&w Music 1003
- Christian, Charlie: Radio Broadcasts: 1939-1941, Cleopatra 1150
- Cole, Nat King: Nat King Cole, Vol.1, Platinum Disc 1965
- Cole, Nat King: Nat King Cole, Vol. 2, Platinum Disc 1966
- Cole, Nat King: Nat King Cole, Vol. 3: Rare Recordings, Platinum Disc 1967
- Cole, Nat King: Nat King Cole, Vol.1 & 2, Platinum Disc 1968
- DAngelo, Gerard: Not What My Hands Have Done, Mapleshade 8432
- Danish Radio Jazz Orchestra: Voice of Silence: Homage to Louisiana, Stunt 104
- Dorsey, Jimmy: Jimmy Dorsey, Platinum Disc 1858
- Dorsey, Tommy: Tommy Dorsey, Platinum Disc 1855
- Dorsey, Tommy: Dorsey Brothers, Platinum Disc 1857
- Duran, Becca: If You Could See Me Now, Merrimack 11017
- Elias, Eliane: Impulsive! - переиздание, Stunt 10010
- Ellington, Duke: Cotton Club Anthology, Cleopatra 1138
- Ellington, Duke: Duke Ellington, Vol. 1, Platinum Disc 1822
- Ellington, Duke: Duke Ellington, Vol. 2, Platinum Disc 1823
- Ellington, Duke: Duke Ellington, Vol. 1 & 2, Platinum Disc 1824
- Faitelson, Dalia: Global Sound-Diamond, Stunt 19908
- Fitzgerald, Ella: Ella Fitzgerald, Platinum Disc 1851
- Fitzgerald, Ella: Ella and Her Fellas, Columbia River 218056
- Goodman, Benny: Jazz After Hours, Jazz After Hours 200021
- Hedges, Chuck: Just for Fun, Arbors 19239
- Holiday, Billie: Billie Holiday, Vol. 1: The Best, Platinum Disc 1607
- Holiday, Billie: Billie Holiday, Vol. 2, Platinum Disc 1608
- Holiday, Billie: Billie Holiday, Vol. 1 & 2, Platinum Disc 1609
- Larken, John: Listen to the Scatman, Stunt 106
- Lunceford, Jimmie: Jimmie Lunceford, Jazz After Hours 200025
- Macero, Teo: Impressions of Miles Davis, Orchard 801340
- Macero, Teo: Fusion, Orchard 801339
- Macero, Teo: For a Dream, Orchard 801341
- Margitza, Rick: Memento, Palmetto 2076
- Martin, Peter: Something Unexpected, Max Jazz 202
- Miller, Glenn: Glenn Miller, Vol. 1, Platinum Disc 2244
- Miller, Glenn: Glenn Miller, Vol. 2, Platinum Disc 2245
- Miller, Glenn: Glenn Miller, Vol. 3, Platinum Disc 2257
- Miller, Glenn: Glenn Miller,Vol. 1, Platinum Disc 1870
- Pizzarelli, Bucky: Manhattan Swing: A Visit with the Duke, Arbors 19226
- Poison, Kenney: Paradise, No Slop Media 1
- Pressley, Julian: Steppin' Out, Stunt 4953
- Rankin, Kenny: Haven't We Met, Image 9922
- Rich, Buddy: All Star Small Groups, LRC Ltd 23
- Sem J: Solo, Mirec 1452
- SOS: Groove Machine, Loose Leaf 9817
- Stern, Mike: Voices, Atlantic 83483
- Thomas, Jay: Song for Rita, Merrimack 11011
- Thomas, Jay: Live at Tula's, Vol. 2, Merrimack 11016
- Tompkins, Ross: Younger Than Springtime, Arbors 19237
- Tracey, Clark: Stability, Linn 159
- Ulmer, James Blood: Memphis Blood: The Sun Sessions, Label M. 5728
- Ulrik, Hans: Shortcuts-Jazzpar Combo 1999, Stunt 10003
- Various Artists: 12 Jazz Visits in Copenhagen, Vol. 1, Stunt 19704
- Various Artists: Retrospective, Q&w Music 1002
- Vaughan, Sarah: Sarah Vaughan, Platinum Disc 1874
- Whistler, Brian: Forgotten Voices, Orchard 801357
- Wiley, Lee: Cocktail Hour, Columbia River 218067
- Willis, Larry: Sunshower, Mapleshade 8532
- Yedhudit: Valentine, Edgetone 5001
- Young, Lester: Los Angeles to New York: 1944-1946, Cleopatra 1141
|
|
Радио |
В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова:
"Джаз около полуночи" ("Радио-1", 68.3 УКВ, 23.30 24.00):
- четверг, 6 сентября - Круглые даты, ч. 2 - Dave Liebman, Jon Hendrix, Dave Kikoski, Norna Winston, Cat Anderson.
- вторник, 11 сентября - стандарт сегодня.
Дмитрий Ухов напоминает также о новостной рубрике в программе "Радио России" "Без политики" (по субботам 18.10-19.00) и просит присылать ему соответствующую информацию. Если она будет получена на предшествующей неделе, то прозвучит бесплатно со ссылкой на отправителя.
В ближайших выпусках программ
Михаила Митропольского: "Бесконечное приближение", "Радио России", суббота, 23.10:
- 08.09 - McLaughlin II: 70-е годы от Дейвиса до Махавишну.
"Соло для джаза", радио "Говорит Москва", пятница, 23.00:
- 07.09 - месяц Джона Колтрейна (к 75-летию): 60-е годы до A Love Supreme
|
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз",
1998-2001
Опубликованные в "Полном джазе" материалы
являются собственностью редакции. Авторское
право на них принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее изданных
другими СМИ, права на материал и на авторство
полностью сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами на перевод
материалов, принадлежащих зарубежным изданиям.
Редакция не возражает против перепечатки
материалов "Полного джаза" другими
изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако
просит во всех случаях сохранять авторство и
ссылаться на источник. Мы были бы также очень
признательны за сообщение о перепечатке. |
|
|