"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница |
Выпуск # 32 (134) - 17
октября 2001 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
In Memoriam |
6 октября скончался один из авторов
"Полного джаза", один из первопроходцев джазовой темы в Интернете (а
ранее - и параллельно - в сети FIDO), человек, оказывавший огромную
помощь серверу "Джаз в России" на всех этапах его истории, тот,
благодаря кому мы получали и публиковали расписания и пресс-релизы ряда
московских клубов, а также тексты книг о джазе
- Ефим Ликстанов. Подробнее о Ефиме - Александр Эйдельман, президент
"Джаз-арт клуба", активистом которого Ефим был все годы его
существования.
Умер
Ефим Ликстанов. Это произошло 6 октября рано утром, он умер дома, к
которому был прикован все последние годы болезнью. Не каждый готов
выдержать удары судьбы, не каждый может, будучи инвалидом, гореть
желанием творить, работать, созидать. Ефим был из тех, в ком сильный
дух боролся с болезнью, он не мыслил себя без работы на благо
отечественного джаза. Он был открыт для всех и сам, не дожидаясь
никаких просьб и обращений предлагал свою профессиональную помощь. Он
прекрасно знал компьютер и работал практически во всех программных
средах. Ефим выполнял огромные по объему проекты, причем безвозмездно.
Платой за труд было осознание своей нужности людям, джазу.
Ефим подготовил полностью к печати многостраничные рассказы и
воспоминания Юрия Маркина, Андрея Товмасяна. Он на протяжении многих
лет от нуля выполнял всю работу по компьютерному дизайну и подготовке
к изданиям буклетов, плакатов, афиш "Джаз-Арт" Клуба. Он был тем
человеком, через которого шел активный обмен информацией между
музыкантами и джазовыми функционерами из Москвы и других городов
России, ближнего и дальнего зарубежья.
Он работал по ночам, полностью погружаясь через FIDO и Интернет в
жизнь и проблемы джазового мира. Ефим был добрым, отзывчивым,
интеллигентным человеком, его друзья и знакомые, а также его
невидимые, виртуальные джазовые соратники ценили это в нем и
бесконечно уважали.
Мы думаем о воздухе только тогда, когда его не хватает. Мы часто не
задумываемся о ценности людей, о их роли в жизни и деле, которому они
служат. Смерть все ставит на свои места.
Ефим, нам тебя очень будет не хватать, мы всегда будем тебя помнить.
Твое имя останется в истории отечественного джазового движения.
От имени друзей, знакомых, от имени джазовых музыкантов и промоутеров,
работавших с Ефимом Ликстановым -
Александр
Эйдельман
|
|
|
Телевидение |
2
ноября в 23.45 на телеканале ТВ-6 состоится российская телепремьера
фильма Натальи Сазоновой и Пьера-Анри Сальфати "Джазмен из ГУЛАГа",
посвященного судьбе выдающегося джазового трубача Адольфа "Эдди"
Рознера. Этот документальный фильм - обладатель Международной ЭММИ-2000
(Лучший фильм года об искусстве), Премии Васко на Монреальском фестивале
2000, Золотой ФИПА (Биарриц 2000), премии "Золотая Прага - 2000", премии
Международного кинофестиваля в Сан-Франциско и др. Фильм был сделан во
Франции в 1999 г. (производство "Идеаль Одьянс" совместно с "Франс-3").
Русская версия фильма подготовлена компанией "Интерньюс"
(которая также готовила русскую версию
сериала Кена Бернса "Джаз") при содействии Фонда Форда. Продюсер
русской версии - Григорий Либергал.
Из пресс-релиза: "Фильмом "Джазмен из ГУЛАГа" о знаменитом трубаче
Эдди Рознере ТВ-6 открывает новый показ в рамках проекта "Открытые
небеса 2001 - Культура для нового тысячелетия". Тематический цикл "Вдали
от родных берегов..." объединил фильмы о судьбах русских эмигрантов, их
роли в мировой культуре. В цикл также вошли фильмы о Вацлаве Нижинском,
Федоре Шаляпине, Нине Вырубовой, Игоре Стравинском, а также... Майкле
Дугласе..."
Напомним, что "Полный джаз" публиковал в
#20-2000 малоизвестный, но очень
интересный текст о Рознере, написанный живущим в Нью-Йорке пианистом
Николаем Левиновским (он был в
начале 70-х музыкальным руководителем оркестра Эдди Рознера). Там же
можно найти ссылки на другие материалы о Рознере.
21 октября на телеканале "Культура" состоится премьера новой джазовой
программы "Джем", о съемках первых выпусков которой мы писали в
#30. Первым будет выпуск,
снимавшийся вторым - с Алексеем Козловым
и "Арсеналом". Начало в 22.35. |
|
|
Как это было
в Москве |
Так
сложилось, что музыка академическая часто противопоставляется всей без
разбора современной музыке. Как следствие, концерты неакадемических
музыкантов в "академических" залах (ну, кроме таких гигантов, как зал
Чайковского или Консерватория) можно перечесть по пальцам, публика не
смешивается, основной "хлеб" музыкантов - клубные выступления. Однако
редкие исключения из этого правила все же бывают. Одним из них стал
очередной "Вечер импровизации"
Одиссея Богусевича в
Камерном зале Центрального Дома Ученых, прошедший 10 октября (Одиссей
проводит такие вечера с 1997 г.). В то время, как в Большом зале
выступали ученики Фонда Ирины Архиповой, в Камерном зале собралась
вполне "академическая" - образованная, сдержанная и в основном немолодая
- публика слушать джазового пианиста и композитора.
В маленькой, почти по-домашнему уютной комнате не нужно было даже
усилителей звука. Программа состояла из двух частей. Первая, как
объяснил сам Одиссей, основана на расхожей байке о композиторах: у них
сначала главное "Я", потом "Я и Моцарт", и наконец только "Моцарт". И в
этой первой половине концерта были те же три части: "Я" - фантазия на
темы Богусевича; "Я и Моцарт" - пьесы, в которых, по словам Одиссея,
"творчество Моцарта влияло и на мое"; "Моцарт" - отрывок из фантазии
до-минор и Alla Turca Моцарта. Причем все это исполнялось с вполне
джазовым темпераментом и не в классической редакции, последнее -
"дуэтом" с синтезатором. И публика принимала все это вполне
благосклонно.
Но заставить публику по-настоящему "включиться" Богусевичу удалось во
второй части вечера, озаглавленной "Звукоживопись". Перед ней Одиссей
добавил к своему строго черному одеянию цветастую жилетку, а к своей
музыке - такой же яркий этнический оттенок. К исполнению первого
"Славянского танца" Богусевич подключил часть зала, раздав им всяческие
погремушки, трещотки, деревянные ложки и другие звучащие предметы. Здесь
же стал звучать и синтезатор в роли сопровождения к акустическому роялю.
Под разнообразные этнические ритмы даже старички начали притопывать в
такт.
Богусевич чувствует себя в таких залах более комфортно, чем в клубах: "Я
уже около пяти лет сотрудничаю с этим залом. Мне нравится играть здесь:
я чувствую себя хозяином этой сцены".
Большинство людей, пришедших на этот концерт, уже не раз бывали на
выступлениях Богусевича, и кто-то пришел даже с букетом цветов. А после
концерта и "биса" к музыканту подходили, благодарили, поздравляли,
покупали диски, нотные тетради Одиссея. Тем и кончился "Вечер
импровизации" Одиссея Богусевича.
Анна Левковцева
|
|
|
Говорите,
вас слушают |
Сегодня мы слушаем личность вполне
легендарную для российских и - шире говоря - восточноевропейских
любителей джаза. Помимо того, что человек этот многие годы возглавляет
один из самых авторитетных европейских джазовых журналов, он еще и
представляет страну, бывшую для отечественных джазолюбов настоящим окном
в большой джазовый мир во времена "железного занавеса" и обладавшую и
собственной, глубоко оригинальной джазовой школой. Критик
Дмитрий Ухов беседует в Варшаве с
главным редактором журнала
Jazz
Forum Павлом Бродовским...>>>> |
|
|
Москва - это вам
еще не все |
15
октября в стенах Государственной академической капеллы Санкт- Петербурга
состоялось уникальное для Петербурга событие - открытие первого
джазового сезона в этом академическом зале. С новой программой "Out
Line" выступили пианист Андрей Кондаков,
контрабасист Владимир Волков и московский валторнист
Аркадий Шилклопер.
Имена этих музыкантов у любителей джазовой музыки ассоциируются с
калейдоскопом музыкальных проектов, в том числе и международных,
участием в которых, как заметил Владимир
Фейертаг - известный музыковед, бывший в этот вечер ведущим концерта
- "музыканты обогащаются разнообразными идеями".
Подобно голосам в полифонии, взаимодействовали на сцене между собой
искусно изъясняющийся на рояле Андрей Кондаков (автор почти всех
музыкальных повествований); забавляющийся звуком валторны, горна,
альпийского рога и любующийся, словно солнечным зайчиком, отражением и
преломлением звука Аркадий Шилклопер; способный разыскать любую краску
на палитре контрабаса Владимир Волков. Заключающие в себе и
индивидуальное зерно, и собственные тяготения, способные на лидерство,
музыканты тем не менее внимательно прислушивались друг к другу и
мастерскими мазками создавали картины "Прогулки", "Колыбельной",
"Танцующих" и других композиций.
Хочется поблагодарить устроителей концерта - Государственную
академическую капеллу Санкт-Петербурга,
JFC Jazz Club, а также
оказавшую помощь в организации компанию "Северо-Западный GSM" за сказку,
которую они подарили не только поклонникам джаза, но и всем
неравнодушным к искусству людям. И надеемся, что с их и не только их
помощью Санкт-Петербург наконец обретет сцену, способную за умеренную
плату вместить всех желающих познакомиться с лучшими образцами
современного джазового искусства.
Елена Насонова
Еще один материал пришел из Казани. Заметно, что джазовая жизнь
столицы Татарстана становится все более разнообразной: сыграло свою роль
и то, что в этом большом городе с богатой культурной жизнью заработал
постоянный джазовый клуб, и то, что возобновившийся здесь фестиваль
"Джазовый перекресток" в этом году прошел
очень удачно и привлек широкую аудиторию. Вот и 12 октября в Казани
прошло сразу два, нет - три джазовых мероприятия...>>>>
И
напоследок - интересный анонс. 1-7 ноября в Новокузнецке пройдет
многожанровый фестиваль "Всемирная музыка", который проводит Кузнецкий
металлургический комбинат. В качестве продюсера фестиваля приглашен
президент новокузнецкого
джаз-клуба "Геликон" Анатолий Берестов. Специально к фестивалю был
капитально отремонтирован один из лучших залов в городе - Дворец
металлургов, куплен отличный рояль. По словам Анатолия Берестова,
"комбинат, испытывая не лучшие времена в финансовом плане, тем не менее
понимает, что без развития культуры в городе не будет и развития
экономики... Этим фестивалем они хотят показать, что Новокузнецк - это
не только доменные печи и что жителям этого города (для которого
комбинат, как ни крути, остается градообразующим предприятием) должно
быть куда пойти, причем так, чтобы прикоснуться к образцам культуры
мирового уровня". Слава Богу, что в России есть такие бизнесмены!
В
фестивале действительно участвуют музыканты мирового уровня,
представляющие академическую музыку, джаз и world music. Список первых
возглавляет всемирно известный пианист, народный артист России Наум
Штаркман (он будет выступать с Государственным квартетом им. Глинки);
джаз представляет квартет саксофониста
Игоря Бутмана; мировую музыку - ансамбль одного из величайших
исполнителей армянской традиционной музыки дудукиста Дживана Гаспаряна.
|
|
|
Что намечается:
московские анонсы |
19-21
октября в "Ле Клубе" пройдут концерты американской вокалистки
Сандры Букер,
которую представляет московский пианист
Лев Кушнир. Сам он и его трио (Сергей Хутас - контрабас, Дмитрий
Власенко - барабаны) будут сопровождать выступления Сандры, которую
называют в числе наиболее интересных новых вокалисток на джазовом
небосклоне.
Сандра Букер родилась в Нью-Орлеане и с 4-летнего возраста выступает
профессионально. Она получила образование в Нью-Орлеанском творческом
центре искусств и продолжала затем сразу две карьеры - актрисы и певицы.
Вторая карьера пока протекает успешнее: среди ее достижений - участие в
альбоме "Jazz Goes To Hollywood" западногерманского оркестра WDR Big
Band под управлением легендарного бразильского композитора Лало Шифрина
и выступления на множестве джазовых фестивалей (главным образом
европейских, но, к примеру, ее сет открывал в конце сентября фестиваль
Verizon Jazz в Нью-Йорке). Собственная ее дискография пока исчерпывается
альбомом "Very Early", выпущенным еще в 1994 г. |
|
|
Джазология |
Начало этой рубрике в "Полном джазе"
положил патриарх российского джазоведения
Леонид Переверзев; именно его
материалы в большинстве своем составляют список публикаций под рубрикой
"Джазология" - но не только. Сегодня в этой рубрике мы публикуем
небольшое исследование молодого нижегородского музыковеда Дмитрия
Лившица (который, кстати, уже публиковался в "Полном джазе" - см.
#10 и #11
за этот год), посвященную джазовым стандартам... Исаака Дунаевского
(1900-1955)!..>>>> |
|
|
А в это время
за бугром... |
16
октября в Нью-Йорке скончалась джазовая вокалистка Этта Джонс. После
длительной битвы с онкологическим заболеванием она ушла из жизни, не
дожив одного месяца до своего 73-летия.
Этта Джонс родилась 25 ноября 1928 г. в Северной Каролине, но выросла в
Нью-Йорке. Она начала карьеру певицы в 16-летнем возрасте, записав в
1944 г. альбом с оркестром пианиста Бадди Джонсона и затем - вместе с
ансамблем кларнетиста Барни Бигарда (оркестр Дюка Эллингтона) четыре
песни джазового критика и композитора Леонарда Фэзера. В 1946-47 гг. она
выпустила еще ряд записей для лейбла RCA и затем (1949-52) работала в
оркестре Эрла Хайнса. Затем последовало восемь лет неудач, в течение
которых, не прерывая певческой карьеры, она подрабатывала лифтершей. В
1960 г. ей удалось попасть в хит-парад с альбомом "Don't Go To
Strangers" (он продавался сотнями тысяч, принеся ей "золотой диск"),
результатом чего стал контракт с Presige Records, для которого с 1960 по
1965 она выпустила несколько альбомов. Затем около десяти лет она не
появлялась в грамзаписи, но с 1976 г. регулярно записывалась для лейбла
Muse, часто со своим партнером в музыке и жизни (с 1968 г.),
тенор-саксофонистом Хаустоном Персоном. В последние годы ряд ее альбомов
быв выпущен лейблом High Note. На вопросы, почему ей не удалось стать
действительно заметной "звездой", Этта обыкновенно отвечала: "потому что
мне интересно не быть звездой, а петь".
Этта Джонс будет похоронена в Нью-Йорке 22 октября.
4 октября в Лос-Анджелесе умер гитарист Джон
Коллинз, проработавший почти полтора десятилетия в ансамбле легендарного
певца Ната "Кинг" Коула. Коллинзу было 83 года, смерть последовала от
рака.
Он родился в Монтгомери (Алабама), но вырос в Чикаго. Его мать, Джорджия
Горэм, была пианисткой и руководила собственным ансамблем.
В детстве он играл на кларнете, затем переключился на гитару и, овладев
этим инструментом, уехал в Нью-Йорк, где стал играть с такими известными
джазовыми музыкантами, как пианист Арт Тейтум, певица Билли Холидей и
саксофонист Лестер Янг. В годы Второй мировой он некоторое время провел
в одном из армейских ансамблей, а затем вернулся в нью-йоркское джазовое
сообщество. Он участвовал в оркестрах Бенни Картера и Флетчера
Хендерсона и в 1947 г. получил от журнала Esquire звание лучшего
гитариста года - свою единственную джазовую награду. В 1951 г. он сменил
Оскара Мура в составе трио певца и пианиста Ната "Кинг" Коула, в котором
оставался до самой смерти Кинга в 1965 г. После смерти Кинга Коллинз
много гастролировал с собственным ансамблем. В 90-е гг. он уже не
выезжал из Калифорнии, хотя время от времени продолжал выступать (но
главным образом преподавал). |
|
|
Рецензии |
Сегодня мы рецензируем еще два новых
релиза лейбла Blue
Note - очень разных и по стилю, и по направлению, и по идеям...>>>>
|
|
|
|
|
Новые альбомы |
В продаже
с 16 октября |
- Basses International: Road to the Sky, Orchard 801476
- Celso, Claudio: Brazilian Jazz - переиздание, Protel 160613
- Chenier, Roscoe: Roscoe Style, Black & Tan 1
- Chestnut, Cyrus: Soul Food, Atlantic 83490
- Herring, Vincent: Simple Pleasures, High Note 7084
- Jones, Quincy: Q: The Musical Biography of Quincy Jones -
переиздание, Rhino 74363
- Masekela, Hugh: Grazing in the Grass: The Best of Hugh Masekela -
переиздание, Sony 85759
- Murphy, Turk: Wild Man Blues, S.F. Trad. Jazz 107
- Perez, Tony: From Enchantment and Timba... To Full Force Jazz,
Protel 160507
- Regen, Jon: Tel Aviv, Q&w Music 1004
- Shepp, Archie: Blase/Live at the Pan-African Festival -
переиздание, Varese 061156
- Sloane, Carol: I Never Went Away, High Note 7085
- Tyner, McCoy: Plays John Coltrane: Live at the Village Vanguard -
переиздание, Universal 589183
- Various Artists: Jazz Memories, Innerrhythmic Found. 12
- Yalloppin Hounds: New Yallopin City, Yalloppin 1002
|
|
Радио |
В ближайших выпусках программ
Дмитрия Ухова:
- "Джаз около полуночи" ("Радио-1", 68.3 УКВ, 23.30 24.00):
Вторник, 16 октября: юбиляры месяца - Билли Хиггинс
Дмитрий Ухов напоминает также о новостной рубрике в программе "Радио
России" "Без политики" (по субботам 18.10-19.00) и просит присылать ему
соответствующую информацию. Если она будет получена на предшествующей
неделе, то прозвучит бесплатно со ссылкой на отправителя.
В ближайших выпусках программ Михаила Митропольского:
- "Бесконечное приближение", "Радио России", суббота, 23.10:
20 октября - спектр джаза на "Джазовом карнавале" в Одессе.
- Программа "Соло для джаза", Говорит Москва, пятница, 23.00:
19 октября - всячина: юбилеи Wynton Marsalis и Eddie Daniels,
J.Loussier trio в Москве, фестиваль голоса "Глубокая Глотка, или
Опасные Связки - 3".
|
|
Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у
них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за
труд распечатать эти страницы и дать им прочитать!
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда
публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз", 1998-2001
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью
редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на
материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов,
принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против
перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн,
так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и
ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение
о перепечатке. |
|
ПОЛНЫЙ
ДЖАЗ
Авторы:
Дмитрий Ухов,
Дмитрий Лившиц,
Константин Волков,
Игорь Зисер,
Елена Насонова,
Анна Левковцева,
Александр Эйдельман,
Кирилл Мошков
Редактор:
Кирилл Мошков
Зарубежная информация
AMG
Associated Press
Фото:
Александр Забрин,
Павел Корбут,
Кирилл Мошков,
архив сервера "Джаз в России"
Воплощение:
Павел Абраменков |
|