Павел Бродовский - многолетний главный редактор журнала
Jazz
Forum, созданного в начале 70-х по решению Европейской джазовой
федерации. Деятельную роль в становлении этой в свое время очень
авторитетной международной организации сыграли джазовые музыканты
Польской Народной Республики. Складывалась уникальная ситуация: в Польше
уже существовал джазовый журнал - первый в странах Восточной Европы
(чтобы не сказать - соцлагеря) Jazz. Журнал Jazz возник в 1956 году - в
эпоху "культпросвета"; здесь этот, казалось бы, наш местный каламбур
подходит идеально. В 1958 году в Сопоте был проведен первый
международный джаз-фестиваль, который через год переехал в Варшаву и
получил гордое, но диксилендовое, по сути дела, имя Jazz Jamboree.
Насколько были мы оторваны от культуры даже наших ближайших соседей,
свидетельствует вот такой пример. В середине 70-х широко отмечались
двадцатпятилетия и тридцатилетия то той, то другой страны народной
демократии. Под эти юбилеи выходило достаточно много свежих переводов
художественной литературы. Так в переводе какой-то повестушки молодые
герои, будущие муж и жена, "знакомятся во время jamboree" (цитата по
памяти ). И переводчик дает сноску "jamboree - слет скаутов". Скауты на
тридцатом году советской власти? Где-нибудь в палатке в польских
Татрах?
Не удивительно, что мы всеми правдами и неправдами стремились добыть
экземпляр польского "Джаза" и учили для этой цели польский язык (автор
этих строк - не исключение). Четверть века польский "Джаз" был для нас
нет, не окном - замочной скважиной, в которую нам было видно, конечно,
далеко не все и не всегда то, что хотелось увидеть, но было-таки видно!
А тут - мыслимое ли дело - журнал с международной редакцией и
штаб-квартирой в соцстране! И не какие-нибудь "Проблемы мира и
социализма" или "Византийский альманах"!
Довольно быстро Jazz Forum обрел польскую версию - она была намного
тоньше английской или немецкой (эти были практически идентичными),
перепечатывала одну-две cover story из международного оригинала и
разбавляла местными новостями и feature stories. Так фактически в Польше
появилось два джазовых журнала. К концу 70- старый "Джаз" стал
мигрировать в сторону поп-музыки, а после отмены военного положения в
1983 году возродился уже как Magazyn Myzyczny/Jazz с упором на тяжелый
металл (так как рок-мэйнстрим и панк монополизировал Non-Stop). Тут
подоспела перестройка и - о диво - польская версия Jazz Forum'a
появилась в наших почтовых каталогах. Увы, это продолжалось недолго.
Только до падения Берлинской стены.
С этого момента я и начал интервью с бессменным главным редактором Jazz
Forum'a паном Павлом Бродовским. Мы беседовали в новом помещении, куда
редакция переехала буквально за три месяца до этого. В редакции теперь
значительно просторнее - и хоть на пару кварталов дальше от условного
центра Варшавы, но зато фактически на углу главной городской артерии -
знаменитой Маршалковской.
В этом году ты был у нас после большого перерыва - привозил
программу "Шопен и Джаз" с трио Анджея Ягодзиньского и Лорой Шафран в
Польский культурный центр. Я тоже у вас в Варшаве после 13-летнего
перерыва. Много воды утекло... Давай начнем с того, что изменилось за
эти годы?
- Я так понимаю, что под переменами ты имеешь в виду не только
падение Берлинской стены. Во всем мире в последнее время происходят
перемены - про самое последнее - я уж и не говорю.
В общем, джаз функционирует теперь в другом контексте. И сам все-таки
изменился, и роль его теперь совсем другая. Общество - и не только в
наших странах - не то, чтобы не реагирует на джаз, просто реакция эта
менее острая, менее оживленная. Изменилась структура досуга: появились
новые формы искусств и развлечений, новые технологии и новые
коммуникации. Все теперь более или менее доступно - да хоть бы и через
интернет. Джаз уже не тот край заветных мечтаний, вожделенной свободы и
запретного плода. Кроме всего прочего, каков бы ни был эффект от сериала
Кена Бернса, время титанов джаза прошло. Да, Уинтон Марсалис - отличный
музыкант, но - все-таки, еще больше идеолог. Те, кто копируют Марсалиса,
фактически подражают даже не ему самому, а Майлсу Дэвису или Дюку
Эллингтону.
Так или иначе, но вот выходит же у вас в Польше два журнала только о
джазе, и ни о чем больше. Значит, их есть кому их читать и... кому
писать.
- Да, в абсолютных цифрах все выглядит достаточно благополучно.
Музыкантов, которые зарабатывают джазом, может, даже больше, чем раньше.
И не только у нас в Польше, в Скандинавии, в Англии, во Франции - вообще
в Европе. Даже не двадцатилетние, а подростки в профессиональном
отношении умеют столько, сколько нам в 50-60-е и не снилось .И не в
последнюю очередь благодаря свободному доступу к информации: существуют
джазовые отделения в музыкальных школах, разного рода курсы, учебники
даже на CD-ROM В то время как раньше все приходилось добывать самому -
буквально с боем и методом проб и ошибок. Хороших музыкантов все больше,
но это не значит, что больше ярких индивидуальностей!
Ты знаешь, что практически повторяешь слова директора парижской
"Олимпии", который сказал: "Молодых людей, которые умеют петь и
танцевать - сотни и тысячи. Но покажите мне личность!" И, тем не менее,
мы ведь внимательно следили за тем, что у вас в Польше происходило. Были
времена, когда в год Polskie Nagrania выпускали одну, ну -максимум две
джазовые пластинки.
-Ты прав, сейчас совсем другое дело- в год выходит 50-60, нет, пожалуй
даже, 70 компакт-дисков. Тиражи очень небольшие, но-таки выходят.
И даже в абсолютных цифрах это все равно больше, чем в России, хотя в
целом порядок примерно тот же. А уж про относительные показатели я и не
говорю.
- Да, страна-то у вас и сейчас в несколько раз больше. Но и то, что
есть, тоже вроде неплохо.
Да,
я это отчасти объясняю возникновением естественной джазовой среды -
клубов. Правда, одновременно есть и оборотная сторона: регулярная работа
в клубах подавляет в молодежи стремление к поиску, новаторству, риску -
если хочешь. Только немногие не поддаются ежедневной рутине.
- Да, картина, похожая на нашу. Но давай посмотрим правде в глаза, джаз
сегодня - не та музыка, которая нужна миллионам и сотням тысяч. Но - с
другой стороны - без публики джаз тоже не проживет.
Да, если ты имеешь в виду престижные академические жанры музыки,
которые существуют благодаря системе грантов и, в конечно счете,
налоговых скидок...
- Клубы у нас платят рядовым, пардон, музыкантам не так уж много, чтобы
не сказать - мало. В клубе "Тыгмонт" (владелец - известный фотограф и...
"джазовый деятель" Марек Каревич) за вечер получают 200 злотых (то есть
$50 - при том, что средней зарплатой в Польше считаются $200; вообще в
двух словах: таких контрастов, как у нас, я не наблюдал - ни
сверхдорогих машин, ни нарядов "от кутюр" я не видел даже на весьма
элитарных приемах, но и такой нищеты, как у нас - тоже; не только
Варшава, но и маленькие города - в отличие от наших - выглядят довольно
опрятно; хотя это взгляд обывателя, а не экономиста - Д.У.). Тиражи
дисков - в среднем 300 экземпляров, 500 -хорошо, 1000 - очень и очень
хорошо, 5000 - редчайшее исключение.
Будем считать, что с цифрами мы разобрались. Поговорим конкретно:
Сейчас в клубе "Тыгмонт" проходит фестиваль "Джаз-Форум представляет
тех, на кого мы рассчитываем" (по-нашему - фестиваль надежд или молодых
талантов)...
- Да, это клубное мероприятие, одновременно и промоушн журнала - во
время "Фестиваля надежд" вход в клуб бесплатный. Городские власти
доплачивают. Напомню, "Те, на кого рассчитываем" - это была рубрика в
журнале "Джаз" в 50-60-е годы, в ней впервые появились имена
Намысловского,Врублевского,Станько.Тогда,40 лет назад, мы радовались,
когда музыкант умел хоть что-то; теперь, как мы уже говорили,17-летние-
уже профессионалы, во всяком случае в том, что касается ремесла. Вот мы
и хотим обнаружить искру божью, таланты, которые - кто знает - может,
когда-нибудь и сами прославятся, а заодно и нашу страну прославят.
Ну
и как ожидания, сбываются?
- Сам понимаешь, я как организатор знал, от кого чего можно ожидать. Но
приятно удивила заполненность зала, один вечер даже негде было сидеть. И
ведь шли-то не на звезд, а на новые имена! Как раз 22-летний пианист
Славомир Яскулке (Jaskulke) в Варшаве выступал впервые. И явно больше
всех понравился и организаторам, и публике. Это такой скандинавского
склада артист.
Наших любителей джаза наверняка заинтересует, что сын Намысловского -
тоже музыкант.
- Да, Яцек - тромбонист, и очень неплохой.
Как и отец в начале карьеры - может , тоже перейдет на альт-саксофон
и тогда сделает себе имя?
- Отличная идея ! Ты ему ее при случае подай.
Да уж, во всяком случае с профессионализмом у него не будет никаких
проблем. У вас учат джазу все там же, в Катовицкой музакадемии?
- Да, там джазовое отделение существует 30 лет, уровень музучилища
представляет Музыкальная школа на ул. Беднарской - там преподают наши
звезды. В разных городах ежегодно проходят двухнедельные курсы, начиная
с первых в Ходзеже, про которые все знают. Существуют специализированные
конкурсы - вокалистов в Замостье, ансамблей - в Гдыне, Guitar-City - в
Варшаве, конкурс импровизации в Катовицах. В общем, механизмы выявления
потенциальных талантов более или менее налажены. В Польше ежегодно
проходит около 30 фестивалей. Два больших международных в столице -
Warsaw Jazz Summer Days и Jazz Jamboree. Ему уже 42 года, это - один из
самых старых фестивалей в Европе.
Я слышал, с ним какие-то проблемы...
- Не какие-то, а вполне конкретные. В новых экономических условиях
старые структуры работать не смогли. Долгов накопилось столько, что
только один человек захотел с фестивалем иметь дело- Марьюш Адамчак. Он
был последним владельцем клуба "Аквариум", но "Аквариума" теперь нет. В
Нью-Йорке разрушен Всемирный торговый центр, в Варшаве - клуб
"Аквариум"(пан Бродовский намекает на то, что на месте квартала - просто
перейти улицу от зала, где всегда проходил Джаз-Джембори - теперь
новостройка, роют котлован -Д.У.). Адамчак - весьма противоречивая
фигура! Атмосфера вокруг него сложилась странная. Еще бы! Он прямо
заявляет, что польский джаз ничего не стоит. На Warsaw Jazz Summer он
поляков вообще не зовет. Но и его любимый авангард типа Knitting Factory
собирает в лучшем случае ползала. Пан Адамчак приобрел копирайт Jazz
Jamboree на четыре года. Ну, и неудивительно, что многие приуныли: все,
за это время польскому джазу придет конец. Поживем - увидим. Хотя ясно,
что Адамчаку тоже сейчас нелегко.
А как у вас с журналом? В порядке?
- Не буду скрывать, ситуация - трудная. Хоть я сам и оптимист, и
надеюсь, что выход из нее найдется. Немного помогает то, что подписчики
получают вместе с экземпляром журнала еще наши компакт-диски.
Ваши компиляции Knitting Factory, PAO, Winter & Winter составлены
очень квалифицировано.
- Спасибо, но отдельно от журнала они не очень расходятся. Все идет к
тому, что скоро бумажный журнал превратится в приложение к диску, а
дальше вообще останется один CD-ROM. И нас будут читать только в
компьютере. Вообще с масс-медиа не все в порядке. Да, есть "Радио Джаз",
но его слышно только в Варшаве и Кракове, и при этом формат никого не
устраивает. Ты, джазовый человек, можешь представить себе, чтобы никто
ничего и никого не объявлял - просто музыка нон-стоп. Знаменитые "Три
четверти часа джаза", пережившие все военные положения - отмены и
запреты, на Второй (общекультурной) программе радио недавно были
сокращены до "Двух четвертей часа джаза". И несмотря на сотни писем,
которые я получаю и как главный редактор журнала, и как один из ведущих
радиопрограммы - ноль внимания. Дальше. Диски, сопровождающие сериал
Кена Бернса, лежат во всех магазинах и отрецензированы в прессе, но
самого фильма мы так пока и не увидели. И откровенно вам завидуем.
И к тому же появилась конкурирующая фирма - глянцевый журнал Jazzi
Magazine?
- Да нет, какая она конкурирующая! Ты сам видел, в киосках - десятки
музыкальных журналов. Конкурировать приходится с ними со всеми. А Jazzi
Magazine издается фирмой звукозаписи Polonia, у которой сохранился
доступ к старым архивам нашей старой, тех еще времен фирме, Polskie
Nagrania. Это все, что она может предложить.
Но это уже немало!
- Для бумажного журнала с приложением архивного диска - не так уж и
много. Тем более, что главными героями у нас остаются те, кто,
действительно, начинал еще в те годы - в 50-60-е - Намысловский,
Станько, Врублевский. Вы их хорошо знаете, но они не стоят на месте. И
публика интересуется не только архивами, но и тем, что они делают
сейчас.
Назови тогда тех, кого мы не знаем.
- Ну, кроме Ягодзиньского и Лоры Шафран, которые у вас бывали, за
последние 10 лет выдвинулись пианист Лешек Можджер, тот, что играл с
группой Milocs и выпустил блестящий альбом при участии Лестера Боуи. Все
"вторые места" занимают 30-40-летние: трубач Петр Войтасик, саксофонист
Мачей Сикала. Самых молодых - 20-летних - мы уже вспоминали. Надеюсь,
будет повод о них поговорить и в будущем.
Беседовал
Дмитрий Ухов
|