"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница |
Выпуск # 20 (78) - 7 июня 2000 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
Ну вот. Кажется, Большой Сезон
подходит к концу. Завершается "Джазовая
провинция", пройдет еще пара небольших
фестивалей - и начинается межсезонье. Не
абсолютное: в отличие от ситуации еще пятилетней
давности, в Москве и Питере основные клубы
работают все лето, планируются кое-какие
фестивали (а в Питере - так и не "кое-какие", а
сразу два и почти подряд - см. ниже)... Но
все равно сезон уже явно подходит к концу. В то
время как в Европе и Штатах-то фестивальный сезон
в самом разгаре, но это - потому что им не надо
огород копать (шутка, но в ней есть доля истины, и
немалая).
Интересно как-то все сложилось в этом сезоне.
Произошла большая часть того, что планировалось.
Кое-что из ежегодных мероприятий по сравнению с
прошлым годом было лучше, массивней,
значительней ("Богема-джазз"
в Москве, "Джаз у старой крепости" в
Новокузнецке). Кое-что - не хуже, но и не лучше
(только что завершившийся V ММДФ). Кое-что - не
лучше, а просто по-другому. Но что радует - народ
идет! Но чу... это все эмоционально-теоретические
рассуждения, которые мы уже третью неделю
откладываем на окончательный конец сезона. То
есть - на следующий номер, который мы в какой-то
степени и планируем таким вот,
обзорно-итогово-сезонным. Но это - через неделю.
Пока же - к делу. |
|
|
Как это было
в Москве |
"Ле
Клуб" дал достойное обрамление сезону, столь
удачно начатому концертами трубача Рэнди
Бреккера минувшей осенью (см. "Полный джаз # 35 -1999). В течение трех вечеров в
клубе, недавно получившем премию
"Джаз'Ухо-99" как "Точка года", выступал
один из саксофонистов, своим творчеством
задающих уровень развития искусства игры на этом
инструменте - Кенни Гарретт...>>>>
Еще одно заметное событие произошло
в Москве 3-4 июня - Московский джаз-ангажемент Юрия
Саульского провел V Московский международный
джазовый фестиваль, посвященный на этот раз
памяти Луиса Армстронга, вернее - 100-летию со дня
его рождения...>>>>
Пока
джазовый мэйнстрим гремел в "Ле Клубе" и
зале Чайковского, в главном авангардном зале
Москвы - "Доме" - тоже прошло очень
примечательное событие: фестиваль традиционной
музыки народов бывшего СССР под загадочным
названием "Орион кап - Столичный". С
фестиваля - впечатления председателя Московской
ассоциации джазовых журналистов Дмитрия
Ухова...>>>> |
|
|
Как это было
в Нью-Йорке |
Ну, вот и столица
мирового джаза попала под вал Большого
Фестивального сезона. В России сезон уже на
исходе, потому что основной массе слушателей
пора надевать пузырястые треники и ехать
поливать огороды, а вот в Нью-Йорке, где этот вид
социальной активности - стояние над грядкой в
позе буквы зю - вряд ли столь же распространен,
начались теплые и очень теплые деньки и,
соответственно, фестивали, коих сразу много. Наш
собственный корреспондент в Нью-Йорке,
бесстрашный исследователь передовых рубежей
Иван Шокин, докладывает нам о наиболее необычных
событиях фестиваля Bell Atlantic Jazz...>>>>
|
|
|
Москва - это вам
еще не все |
26-28 мая прошел еще один джазовый фестиваль,
причем там, где джазового фестиваля можно
ожидать в самую последнюю очередь - в Казахстане,
в маленьком городе Лисаковске Кустанайской
области. Точнее, теперь надо писать
"Костанай", да и области, кажется, в
Казахстане теперь именуются как-то по другому, но
неважно - важно, как этот фестиваль был увиден
глазами местных журналистов...>>>>
23-25 июня в Петербурге пройдет седьмой по счету
фестиваль "Свинг Белой ночи". Напомним, этим
летом в Питере состоится и еще один фестиваль -
"Золотая труба Армстронга" 30 июня - 2 июля,
так что скучать петербуржцам в разгар белых
ночей не придется...>>>> |
|
|
Что
намечается:
московские анонсы |
Компания "Богема Мьюзик" открывает еще одну
джазовую точку: каждую среду в ресторане
"Шато" (ул. 1905 г., д. 2А, напротив Центра
международной торговли) теперь в 21.00 будет
начинаться джазовый концерт. Вход - бесплатный. 21
июня в "Шато" - уникальный крымский гитарист Энвер Измайлов, 28 июня - трио
гитариста Ивана Смирнова. Алексей
Баташев напоминает читателям "Полного
Джаза", что...
в очередной понедельник 12 июня его клуб
продолжает неустанно работать, невзирая на
праздник, и на этот раз героями вечера станут
кларнетист Игорь Тертычный и единственный
играющий с середины 50-х годов трубач Евгений
Баранов. Гости начинают собираться к 20.00,
музыканты стартуют в 21.00. Обратите внимание,
господа, что это единственный в Москве клуб с
программой Jazz'n'dancing. В клубе продаются диски
"Богемы" по самой низкой цене.
Адрес клуба: Москворецкая набережная 1,
гостиница "Россия", Западный вестибюль,
Золотой Зал. Заказ билетов - пейджер 9747400 аб 38591.
Алексей Баташев
|
|
|
Чтение |
26 мая исполнилось 90 лет со дня
рождения одного из лучших европейских джазовых
музыкантов предвоенной эры и одного из самых
популярных джазовых артистов в СССР - трубача и
бэндлидера Адольфа "Эдди" Рознера (1910 - 1976).
Рознеру посвящено довольно много литературы.
Есть книга о нем, написанная участником его
оркестра Юрием Цейтлиным - "Взлеты и падения
великого трубача Эдди Рознера". Есть сайт с
краткой биографией, но с очень подробной
дискографией и аудиоклипами - часть
замечательного ресурса "Советский джаз 30-40-х
гг.". Куда более подробная биография под
названием "Эдди Рознер - музыка и тьма",
написанная минчанином Яковом Басиным,
публиковалась в белорусском журнале
"Jazz-квадрат" в несколько приемов: № 1-98, № 2-98, № 3-98, № 4-98, № 5-98, № 6-98, № 7-98, № 8-98.
Мы же сегодня будем читать текст о Рознере, ранее
в России никогда не издававшийся и не
встречавшийся в Интернете - это воспоминания о
знаменитом трубаче, написанные пианистом и
композитором Николаем
Левиновским. На излете карьеры Рознера - и на
старте своей джазовой карьеры - Левиновский
работал в оркестре Эдди Игнатьевича. Это потом
будет знаменитый ансамбль "Аллегро", потом
будет эмиграция в США, где Левиновский сейчас и
живет. Мы же с разрешения автора перепечатываем
посвященные Рознеру фрагменты книги
воспоминаний Левиновского, над которой он сейчас
продолжает работу (три года назад эти фрагменты
публиковались в нью-йоркской русскоязычной
газете "Новое русское слово")...>>>> |
|
|
А в
это время
за бугром... |
Легендарный саксофонист, вокалист и
бэндлидер свинговой эры Гордон "Текс"
Бенеке скончался 30 мая в возрасте 86 лет от
болезни дыхательных путей в хосписе Assured Horizons в
Коста Меса, Калифорния. В хосписе он провел около
месяца, и врачи заявили, что о его смерти было
заранее известно - вплоть до даты.
Бенеке (р. 1914, Форт Уорт, Техас) десятилетиями был
ведущим участником одного из самых популярных
биг-бэндов свинговой эпохи - оркестра Гленна
Миллера. Прозвище "Текс", то есть
"Техасец", дал ему сам Миллер, когда поспорил
с ним о зарплате при приеме в оркестр. Миллер
собирался платить ему 50 долларов в неделю, Бенеке
требовал больше. В конце концов сошлись на 52,5
долларах в неделю. "Но ты", - сказал Миллер, -
"должен доказать мне, что стоишь этих
дополнительных двух с полтиной".
Именно Текс пел такие хиты оркестра , как
"Chattanooga Choo Choo" (первый в истории шоу-бизнеса
сертифицированный "золотой диск"), "Don't Sit
Under the Apple Tree" и "I Got a Gal In Kalamazoo", и играл соло
на тенор-саксофоне в "In the Mood" и "String of
Pearls". Он снимался в обоих фильмах с участием
этого оркестра - "Серенада Солнечной долины"
и "Жены оркестрантов". В 1942 г., когда Миллер
распустил оркестр, чтобы возглавить биг-бэнд
Военно-воздушных сил США, Бенеке также был
призван в армию и работал в другом коллективе -
биг-бэнде Военно-морских сил. После гибели Гленна
Миллера в 1944 г. вдова бэндлидера обратилась к
Бенеке с просьбой вновь собрать оркестр, что и
было исполнено в 1946 г. На протяжении четырех лет
Текс возглавлял оркестр Гленна Миллера, однако
затем покинул его, так как его не устраивало
требование промоутеров не вносить вообще
никаких изменений звучание и аранжировки
классических миллеровских хитов. С 1950 г. у Бенеке
был собственный оркестр, просуществовавший аж до
1999 г., когда он в последний раз выступил в
Кливленде. В это оркестре он по-прежнему исполнял
в том числе и музыку миллеровского периода, но
так, как он сам того хотел. 31 мая в Нью-Йорке умер один из крупнейших
мастеров латиноамериканской перкуссии - 77-летний
Эрнесто Антонио "Тито" Пуэнте. Вторым его
прозвищем, точнее - почетным званием, полученным
от поклонников, было El Rey - "Король",
настолько велико было его значение в истории
латинского джаза.
2 мая он был госпитализирован в Сан-Хуане
(Пуэрто-Рико) после того, как во время концерта с
Симфоническим оркестром Пуэрто-Рико
почувствовал боль в груди. В госпитале Павиа
кардиолог Мигель Кампос осмотрел его и назначил
курс антикоагулянтов, чтобы предотвратить
развитие аритмии. Когда Тито выписали, он
переехал в Нью-Йорк, где был поставлен в очередь
на операцию коронарного шунтирования в
медицинском центре Нью-йоркского университета.
Операция была назначена на 31 мая. В 11 вечера того
же числа Пуэнте скончался, не перенеся
хирургического вмешательства.
Тито Пуэнте был пятикратным
лауреатом "Грэмми" (последний раз - в
минувшем году за альбом "Mambo Birdland"), выпустил
свыше 100 альбомов и считался высочайшим
авторитетом в области игры на тимбалес. Но помимо
этого он был еще и выдающимся бэндлидером, через
ансамбли которого прошел весь цвет латинского
джаза, и крупным композитором - причем значение
его музыки выходит далеко за границы его жанра:
так, именно его песня "Oye Como Va" стала в начале
70-х одним из главных хитов мексиканского
рок-гитариста Карлоса Сантаны (а сам Тито,
заметим, выпустил ее еще в 1962 г.).
Пуэнте - не иммигрант, он родился в
Нью-Йорке 20 апреля 1923 г. Иммигрантами были
родители его родителей, еще в прошлом веке
поселившиеся в Испанском Гарлеме - первом
крупном латиноамериканском квартале Нью-Йорка.
Он получил прекрасное музыкальное образование в
престижной Джульярдской консерватории, играл не
только на тимбалес, но и на вибрафоне, фортепиано,
саксофоне, конго и бонго. Что касается его музыки,
то он не только джазмен - не меньший (а может, и
больший) вес имело его имя в мире традиционной
музыки мамбо. В 50-60-е гг. он был крупным
популяризатором мамбо и ча-ча-ча, в 70-е
переключился на афрокубинскую сальсу, а в 80-е и
90-е больше всего внимания уделял латинскому
джазу.
31 мая в США умер гитарист Джо Пума, который
в минувшие десятилетия играл в ансамблях Арти
Шоу, Херби Мэнна, Гэри Бертона и Кармен Макрэй. В
70-е годы у него был благосклонно принимавшийся
критикой и публикой дуэт с гитаристом Чаком
Уэйном. Пума выпустил несколько альбомов под
своим именем, последний из них - "It's a Blue World" -
вышел на лейбле Euphoria в 1999 г. |
|
|
Новые
альбомы |
Новые
альбомы
(в продаже с 20 июня) |
- "Jazz Moods compilations subtitled Viva Brazil, Saturday Afternoon Jazz and Jazz
Weekend" - Various Artists, Concord Jazz
- "Celebrating Tjader and Jazz Moods compilations subtitled Viva Brazil, Saturday
Afternoon Jazz and Jazz Weekend" - Various Artists, Concord Jazz
- "Dangerous Curves" - Jeff Golub, GRP
- "Incredible" - Joey DeFrancesco and Jimmy Smith, Concord Jazz
- "Party with Puente" - Tito Puente, Concord Picante
- "The Mask" - Erik Truffaz, Blue Note
- "Painter's Spring" - William Parker Trio, Thirsty Ear
|
Переиздания
(в продаже с 20 июня) |
- "New York Ain't So Bad: Ali Plays the Blues" - Rashied Ali featuring Royal
Blue, Knit Classics
- "The Ultimate Collection" - Louis Armstrong, Verve (three CDs)
- "The Complete Hot Five and Hot Seven Recordings" - Louis Armstrong, Legacy
(four-disc box)
- "Ambassador Satch" - Louis Armstrong, Legacy
- "Satchmo the Great" - Louis Armstrong, Legacy (ll expanded)
- "The Complete Satch Plays Fats" - Louis Armstrong, Legacy
- "The Ultimate Collection" - Louis Armstrong, Verve (three CDs)
- "James Dean Story" - Bud Shank and Chet BakerOriginal Soundtrack, Blue Note
- "Coltrane Jazz" - John Coltrane, Rhino (four alternative takes from the
Heavyweight Champi)
- "The Avant-Garde" - John Coltrane, Rhino
- "Big Fun" - Miles Davis, Legacy (two CDs)
- "Get Up with It" - Miles Davis, Legacy (two CDs)
- "On the Corner" - Miles Davis, Legacy
- "Live at Greenwich House" - Decoding Society, Knit Classics
- "Devil May Care" - Bob Dorough, Avenue Jazz
- "Live in 3 2/3 4 Time" - Don Ellis, Blue Note
- "Birds of Fire" - Mahavishnu Orchestra, Legacy (remastered)
- "Buddy and Soul" - Buddy Rich, Legacy
- "Brazil" - Charlie Rouse, Knit Classics
"James Dean Story (OST)" - Bud Shank and Chet BakerOriginal Soundtrack, Blue
Note
- "Three Pianos for Jimi" - Triad, Knit Classics
- "Nuf Said" - Kai Winding with J.J. Johnson, Avenue Jazz
|
|
Радио |
В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова
- "Вся музыка мира", Радио России, в ночь с 11
на 12 июня, 0.35 - нидерландский авангардно-джазовый
квартет играет турецкую музыку. Проект
"Композиторские антологии на
компакт-дисках" распространяется бесплатно:
Александр Бакши - "Умирающий Гамлет".
Сквозная тема - куплеты Мэкки-Ножа из
"Трехгрошовой оперы": Ник Кейв, Лиса
Стэнсфилд, ну и, натурально - Армстронг.
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз", 1998-2000
Опубликованные в "Полном джазе" материалы
являются собственностью редакции. Авторское
право на них принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее изданных
другими СМИ, права на материал и на авторство
полностью сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами на перевод
материалов, принадлежащих зарубежным изданиям.
Редакция не возражает против перепечатки
материалов "Полного джаза" другими
изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако
просит во всех случаях сохранять авторство и
ссылаться на источник. Мы были бы также очень
признательны за сообщение о перепечатке. |
|
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ
Авторы:
Леонид Переверзев,
Иван Шокин,
Дмитрий Ухов,
Екатерина Миронова,
Ким Волошин,
Николай Левиновский,
Олег Поливода,
Кирилл Мошков
Редактор:
Кирилл Мошков
Зарубежная информация:
Billboard Online,
JazzE.com,
Down Beat,
Associated Press,
Reuters
Фото:
Павел Корбут,
Александр Забрин,
Андрей Дубинин,
архив сервера "Джаз в России"
Воплощение:
Павел Абраменков |
|