"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница |
Выпуск # 44 (102) -
27 декабря 2000 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
Ну, вот и заканчивается год с магическим номером, от которого так многого ждали и, в принципе, многого дождались. Вот - только вкратце, вскользь и бегло, безо всяких претензий на широту охвата - перечисление событий, произошедших в российском джазе за первую половину этого года (за вторую - традиционно - в первом выпуске нового года, который выйдет в свет, напомню, 10 января).
Январь. Месяц - и год - открыл концерт молодых джазменов в Большом зале московской консерватории (2 января) и посвящение Гленну Миллеру в зале Чайковского на следующий день (об этом концерте, где играл старейший в мире джаз-оркестр п/у
Олега Лундстрема, даже написал
Down Beat). Во второй половине месяца в Москве находился самый известный в мире русский джазмен - трубач
Валерий Пономарев, который сыграл концерт в "Форте" и принял участие в чате с посетителями нашего сервера. В Нью-Йорке приступил к работе собственный корреспондент "Полного джаза" Иван Шокин; по России прошли гастроли американской певицы Дениз Перье (она выступала вместе с петербургским пианистом
Андреем Кондаковым), а в московском ЦДРИ флюгельгорнист
Герман Лукьянов представил свой новый ансамбль - "Каданс Миллениум". Первым джазовым фестивалем России 2000 года стал "Арктик-джаз" в Мурманске.
Февраль. По России гастролировал нью-йоркский гитарист Пол Болленбэк. В Минске прошел фестиваль "Jazz-2000". В Москве выступил новый проект валторниста
Аркадия Шилклопера "Инфанция" (с участием австрийского контрабасиста Георга Брайншмида, бразильского гитариста Алегре Корриа и молдавского барабанщика Олега Балтаги). В Дзержинске Нижегородской области прошел детский джазовый фестиваль "Пусть всегда будет джаз".
Март. В Москве закрылся просуществовавший два года клуб Birdland. Столицу и Новосибирск посетил живущий в Финляндии сибирский пианист Женя Гимер. Вышел первый компакт-диск в истории ярославского джаза.
Апрель. В зале Чайковского саксофонист
Игорь Бутман впервые показал широкой московской публике свой биг-бэнд. В Доме композиторов московские пианисты почтили память великого бакинца Вагифа Мустафы-Заде. Вышел CD проекта "Ритуальные Танцы" (Анатолий Герасимов, Сергей Манукян,
Вячеслав Горский). Прошли фестивале в Санкт-Петербурге ("Джазовая весна"), Новокузнецке (юбилейный, XV "Джаз у старой крепости") и литовском Бирштонасе. В Москве и Петербурге впервые за много лет выступал живущий в Норвегии пианист Михаил Альперин, в том числе и со своим легендарным Moscow Art Trio. Новоджазовая программа (включая выступления вокалистки Шелли Хирш) прошла в составе 4-го фестиваля имени Сергея Курехина (Петербург, Москва). В России выступили саксофонисты Кортни Пайн (Великобритания), Марк Гросс (США), Гэри Бартц (США) и гитарист Пол Болленбэк (США) - последний во второй раз за год. В Москве началась "Альтернатива-2000", включавшая и новоджазовую программу.
Май. Московская ассоциация джазовых журналистов вручила свою премию "Джаз'Ухо" за 1999 год (Человек года -
Аркадий Шилклопер, во второй раз). В Москве прошел рекордный по продолжительности и посещаемости фестиваль "Богема-джазз". В Ростове прошел IV всероссийский конкурс молодых джазовых исполнителей (Гран-при достался ростовскому саксофонисту Алексею Некрасову). В Курске открылся очередной фестиваль "Джазовая провинция", в 2000 году охвативший (в течение мая-июня) 18 городов центральной России. В Москве открылся джазовый клуб
Алексея Баташева. В маленьком сибирском Ангарске (Иркутская область) открылся свой джазовый фестиваль. В Вологде поставили джазовый мюзикл самарского пианиста
Григория Файна. На "Богеме" вышли CD
Аркадия Шилкопера, группы "Тригон", немецких эйсид-джазменов Orbit Experience и
Даниила Крамера.
Июнь. В течение трех вечеров в московском "Ле Клубе" играла группа саксофониста Кенни Гарретта. В Москве прошел V Международный московский фестиваль (на этот раз посвященный памяти Луиса Армстронга). В московском авангардном клубе "Дом" прошел фестиваль, собравший лучших этно-музыкантов б. Союза (включая самого Дживана Гаспаряна). В Петербурге прошли фестивали "Золотая труба Луи Армстронга" и "Свинг белой ночи". Начались джазовые вечера в московском клубе "Шато". В Ереване прошел международный джазовый фестиваль с участием самого Чика Кориа, а московский Birdland открылся вновь, но под новым названием ("Авантаж")...
Итоги за второе полугодие, как уже было сказано, мы подведем уже в новом году, 10 января.
Пока же давайте перейдем к последним новостям уходящего года.
|
|
|
Как
это было
в Москве |
18 декабря в Центральном Доме журналистов открылся концертный абонемент саксофониста
Олега Киреева "Олег Киреев приглашает друзей". В последующие месяцы Олег ежемесячно будет приглашать для участия в абонементе своих музыкальных партнеров и друзей. В первом концерте принял участие акустический гитарист Александр Виницкий, с которым Олег только что выпустил на лейбле "Jazzland-Русская серия" альбом "Романтики джаза". В концерте и прозвучал в основном материал альбома - главным образом, авторские композиции Александра Виницкого, а также несколько стандартов и тема Олега Киреева "Татарский танец". Во втором отделении принял участие также петербургский пианист
Андрей Кондаков, попавший на концерт чисто случайно (он был в Москве проездом из Днепропетровска, где он участвовал в жюри конкурса молодых джазовых музыкантов, домой в Петербург), но влившийся в ансамбль удивительно органично. Его гармонически богатые, ритмически щедрые импровизации удачно оттенили изысканную классическую гитару Виницкого и эмоциональный, острый саксофон Киреева.
Следующий концерт абонемента пройдет 23 января 2001 г. В нем примет участие группа Олега Киреева Music Band, с которой он представит свою авторскую программу в стилистике этно-фьюжн.
|
|
|
Как
это было
в Нью-Йорке |
Наш собственный корреспондент в Нью-Йорке Иван Шокин
тоже подводит итоги года - что дважды
совершенно оправданно: во-первых, год
кончается, а во-вторых - аккурат за
день до выхода следующего номера "Полного
джаза" (а именно 9 января) исполнится
год с того момента, как Иван приступил
к работе в Нью-Йорке. Год - достаточный
срок ,чтобы уловить важнейшие
направления развития и
проанализировать их...>>>>
|
|
|
Москва - это вам
еще не все |
Начнем с письма из Ростова-на-Дону: наш корреспондент в столице южной России Ольга Коржова рассказывает о выступлении там Алексея Козлова и "Арсенала"...>>>>
Если помните, в предыдущем номере наш корреспондент в Томске Валерий Рыбаков сообщил, что попросил рассказать об открытии в Томске первого постоянно действующего джаз-клуба новосибирца Александра Мездрикова ("дабы не впасть в неизбежный местечковый патриотизм"). И вот Александр прислал нам этот рассказ. Итак, теперь к числу имеющих постоянную джазовую площадку городов России присоединился Томск...>>>>
|
|
|
Что
намечается:
московские анонсы |
2 января в Большом зале консерватории в рамках абонемента
Алексея Баташева состоится концерт "Импровизация и экспромт. Инструменты оживают в руках музыкантов". Основой концерта будет ансамбль "Джаз-аккорд" (Алексей Кузнецов - гитара,
Лев Кушнир - фортепиано, Игорь Кондур - контрабас, Эдуард Зизак - барабаны); кроме того, будут участвовать и специальные гости - пианисты
Игорь Бриль и Даниил Крамер,
Валерий Киселев (кларнет), Станислав Григорьев (тенор-саксофон), Владимир Данилин (аккордеон), Анна Бутурлина (вокал). Концерт пройдет при поддержке музыкального салона "Аккорд". Внимание! Концерт дневной (начало в 14.00).
3 января в Концертном зале им. Чайковского пройдет концерт под названием "Части целого", который представят
Аркадий Шилклопер (валторна, альпийский рог),
Даниил Крамер (фортепиано) и композитор Александр Розенблат. Концерт пройдет с участием камерного оркестра "Кремлин", государственного квартета им. Глинки и др.
|
|
|
Судьба |
Сегодня впервые за два с лишним года существования журнала мы обращаемся на его страницах к судьбе не человека, но целой организации. Кажется, это у братьев Стругацких посланец потусторонних сил высказывался в том смысле, что нынешний век - век могущественных организаций... Джазовую музыку Бог пока миловал от могущественных организаций, но это не значит, что в джазе их нет вовсе. Сегодня мы говорим об одном из немногих в мире Институтов изучения джаза, который расположен в Ньюарке, штат Нью-Джерси...>>>>
|
|
|
Мнение |
Сегодня в дискуссию, вызванную опубликованной в #
38 рецензией Михаила Бутова на книгу "Послушай, что я тебе расскажу"
(в ней уже приняли участие профессор Нижегородской консерватории
Валерий Сыров и патриарх отечественного джазознания
Леонид Переверзев), вступает председатель Московской ассоциации джазовых журналистов Дмитрий Ухов....>>>>
|
|
|
А в это время за бугром... |
19 декабря в больнице, расположенной в Куинсе (одном из районов Нью-Йорка), скончался 90-летний Милт Хинтон по прозвищу "Судья" (The Judge") - один из самых востребованных контрабасистов в истории джаза, чья карьера продолжалась около семидесяти лет. Кроме того, Хинтон был известен как авторитетный джазовый фотограф. Как в высшей степени уважаемый сессионный контрабасист, он сделал тысячи записей с самыми разными музыкантами - не только джазовыми (Луис Армстронг, Кэб Кэллоуэй, Диззи Гиллеспи, Джон Колтрейн...), но и принадлежащими к другим жанрам (от поп-джазменов вроде Бинга Кросби и Фрэнка Синатры до Барбры Стрейзанд и Пола Маккартни). Как фотограф, он сделал свыше шестидесяти тысяч снимков джазовых музыкантов, которые были неоднократно представлены на его персональных фотовыставках. Самая его известная фоторабота - ряд кадров (и кинолента), отснятых во время знаменитой фотосессии, когда фотографом Артом Кейном был сделан легендарный групповой снимок 1959 года "Большой день в Гарлеме" (на этом снимке собраны вместе 57 ведущих музыкантов джазовой истории; кадр с подробным комментарием можно увидеть
на harlem.org). Кроме того, его фотографии можно увидеть в двух вышедших под его именем книгах - "Bass Line: The Stories and Photographs of Milt Hinton" и "OverTime: The Jazz Photographs of Milt Hinton".
Милт Хинтон родился в Виксбурге, Миссисипи, 23 июня 1910 г. и ребенком переехал в Чикаго. Там однажды во время демонстрации немого кинофильма он услышал сопровождавший ленту оркестр, в котором играл молодой трубач Луис Армстронг. Это произвело на него такое впечатление, что он стал учиться музыке. Первым инструментом Хинтона была скрипка, однако он позднее перешел на контрабас, так как для басиста было больше работы.
После нескольких лет сессионной работы в Чикаго (первую пластинку басист записал в 1930 г. с ансамблем Тини Пэрема) Милт Хинтон в 1936 г. вошел в состав оркестра Кэба Кэллоуэя, где проработал пятнадцать лет (типичный образчик его энергичного слэпового стиля тех времен - знаменитая тема "Pluckin' The Bass", которая была его tour de force в оркестре). Параллельно он записывался с такими музыкантами, как Бенни Гудмен, Лайонел Хэмптон, Коулмэн Хокинс и Билли Холидей.
Переехав в начале 50-х в Нью-Йорк, Хинтон продолжал работать как сессионный студийный контрабасист, поступив штатным музыкантом в оркестр студии CBS. За следующие двадцать лет он сделал тысячи записей - от джазовых и поп-альбомов до рекламных роликов и звуковых дорожек к фильмам. Пластинки с его участием выходили практически на каждом лейбле, существовавшем в 50-70-е гг. в США.
Свое прозвище "Судья" он получил еще в период работы у Кэллоуэя, поскольку очень любил всем постоянно рассказывать один и тот же анекдот про судью; однако во времена его работы в студиях Нью-Йорка значение прозвища изменилось, поскольку стало отражать уважение к точности и четкости Хинтона. Он никогда и нигде не опаздывал, и музыканты говорили: "надо прийти вовремя, потому что Судья уже будет на месте". Хинтон обладал высочайшим авторитетом среди басистов, и вечеринки в честь дней его рождения в последние годы неизменно собирали целые толпы величайших мастеров этого инструмента, считавших за честь исполнить для Судьи что-нибудь оркестром из восьми, десяти, а в прошлом году - из почти трех десятков контрабасов!
Хинтон был почетным доктором восьми университетов, лауреатом премии Eubie (аналог "Грэмми", присуждаемый нью-йоркским отделением Национальной академии звукозаписи США) и премии Смитсонианского музея "Живое сокровище".
На уникальной фотографии, присланной
нам из Вашингтона нашим читателем Виктором
Прудовским, Милт Хинтон (естственно,
с контрабасом) запечатлен играющим
джем в московском клубе "Времена
года" (давно уже не существующем). За
барабанами - Бен Райли, за фортепиано -
Боб Джеймс, впереди - Тутс Тильманс.
Нью-йоркский новоджазовый гитарист Билл Фризелл, известный по многочисленным работам с наиболее авторитетными музыкантами так называемого даунтаун-авангарда, завершил работу над своим новым альбомом "Blues Dream", который должен выйти 30 января следующего года на лейбле Nonesuch Records. Это будет первый альбом его нового септета, в который входят постояные члены квартета Фризелла (Грег Лейш - стил-гитара, мандолина; Дэвид Питч - бас; Кенни Уоллесен - барабаны), а также саксофонист Билли Дрюз, трубач Рон Майлс и тромбонист Кертис Фоулкс. Весь материал альбома - авторский; Фризелл считает, что более широкий состав, обогащенный разнообразным опытом самого Фризелла, позволил ему создать более богатые и гармонически интересные аранжировки, а уровень творческого взаимодействия с участниками септета превышает все, что удавалось музыканту в прежние годы.
|
|
|
|
|
Новые
альбомы |
Новые альбомы
(в продаже с 26 декабря) |
- Carr, Amanda: Carr Toons, Orchard 7734
- Cool 2 Cool, Vol. 2: Cool 2 Cool, Vol. 2, Orchard 7599
- Cool 2 Cool, Vol. 1: Cool 2 Cool, Vol. 1, Orchard 7598
- Coryell, Larry: Standing Ovation - переиздание, Orchard 7554
- Dauner, Wolfgang: Pas De Trois - переиздание, Orchard 7606
- Haigis, Anne: Highlights - переиздание, Orchard 7565
- Head, Heart & Hands: Flor Di Anglo - переиздание, Orchard 7629
- Hindmarsh, Lisa: Now I Know, Orchard 7733
- Jensen, John: Homecoming, Orchard 7675
- Kassel, Melissa: Live At The Acton Jazz Cafe, Orchard 7639
- Kubota Powerjazz Unit: Ain't No Jive, Orchard 7735
- Leath, Nate: Extra Medium, Orchard 7705
- Quiet Force: Two Worlds - переиздание, Orchard 7622
- Revolution Ensemble: Kabbalah Blues/Quantum Funk, Orchard 7693
|
|
Радио |
В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова:
- "Вся музыка мира" - Радио России, 104.2 FM, четверг, 22.10-23.00 (поочередно с world music-программой "Хождение за три моря").
4 января - итоги года, личные свидетельства: Терри Райли - Владимир Волков; наш джаз в Айзенахе - "Ду-Боп саунд", "Ориентал импресс", трио Леонида Винцкевича; Леонид Карев играет Юрия Буцко и Александра Вустина. Сквозная тема - "Бразильская бахиана №5".
- "Джаз около полуночи" ("Радио-1", 68.3 УКВ, 23.30 24.00):
28 декабря - анкеты критиков и читателей "Даун-Бита" в 2000 году - от Курта Эллинга до Дэйва Дугласа.
|
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз", 1998-2000
Опубликованные в "Полном джазе" материалы
являются собственностью редакции. Авторское
право на них принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее изданных
другими СМИ, права на материал и на авторство
полностью сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами на перевод
материалов, принадлежащих зарубежным изданиям.
Редакция не возражает против перепечатки
материалов "Полного джаза" другими
изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако
просит во всех случаях сохранять авторство и
ссылаться на источник. Мы были бы также очень
признательны за сообщение о перепечатке. |
|
|