502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 41 (99) - 6 декабря 2000 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл МошковУфф, кажется, можно начинать вчерне подводить гастрольные итоги года - во всяком случае, из значимых гастролей в России прошли уже почти все, остались только ныне идущие в Москве (и продолжающиеся до 9 декабря) концерты группы барабанщика Билли Кобэма да выступления двух новоджазовых звезд, намеченные в "Доме" на 14-15 декабря (см. "Московские анонсы"). Пожалуй, даже рекорд прошлого года будет побит - как количественно, так и качественно. Судите сами: в 2000 г. в России выступили Валерий Пономарев, Пол Болленбэк, Дениз Перье, Георг Брайншмид, Гэри Бартц, Паулу Брага, Кортни Пайн, Марк Гросс, Кенни Гарретт, Донни Макказлин, Either/Orchestra, Жан-Люк Понти, Вячеслав Ганелин, Джо Локк, Нильс-Хеннинг Эрстед Педерсен, теперь вот - группа Билли Кобэма... И это еще не все! Неплохой список. Правда, хотелось бы, чтобы он был хотя бы в два, если не в три раза длинее. Не будем забывать, что это - за год и на 146-миллионную страну.
Все равно хорошо.
Как это было
в Москве
Михаил Альперин3 декабря в клубе-центре "Дом", главном московском прибежище музыкального авангарда разного рода, играло Moscow Art Trio - самый, пожалуй, известный в Европе российский новоджазовый коллектив (Михаил Альперин - фортепиано, мелодика; Аркадий Шилклопер - валторна, флюгельгорн, альпийский рог; Сергей Старостин - вокал, фольклорные духовые, кларнет). Несмотря на европейскую славу и постоянные выступления едва ли не на всех европейских джазовых фестивалях, Moscow Art Trio парадоксальным образом в Москве выступало за последние пять лет два раза. 3 декабря был третий. На концерте побывал наш обозреватель Михаил Митропольский...>>>>

Андрей Разин и Татьяна Комова4 декабря в зале им. Чайковского в рамках абонемента петербургского музыковеда Владимира Фейертага "В мире джаза" прошел концерт под названием "Новый джаз - новая реальность". Владимир Борисович составил концерт из трех очень разных, едва ли не противоположных по эстетическим знакам и направленностям отделений. В том и состоял интерес этого концерта, и очень приятно, что зал был очень хорошо наполнен (что для полуторатысячеместного КЗЧ - весьма непросто).
Первыми играли... играло... играл... как это будет по-русски? - короче, выступал проект пианиста Андрея Разина "Второе приближение" (вот поди установи, в каком там лице-числе следует его ставить). "Приближение" было расширено: помимо основного ядра - пианиста Разина, басиста Игоря Иванушкина и вокалистки Татьяны Комовой - играл перкуссионист Вано Авалиани и регулярно участвующий в выступлениях "ВП" в последний год саксофонист Олег Киреев. 
Олег Киреев Помимо нескольких композиций, которые "ВП" играет давно и успешно ("Прелюдия и токката", "Регтайм", "Дорэ Люмэ"...) или недавно, но тоже успешно ("Иванушкин Буги"), прозвучал и ряд новых вещей ("Интро", "Вальс"...), которые публика приняла весьма благосклонно. Впрочем, как и старые. 
Дело в том, что публика была хоть и многочисленная, но не та же самая, что обычно бывает на концертах "Приближения", поэтому Разин сотоварищи играли словно на "чистый лист" и наблюдали те же эффекты, что сопровождают первое выступление "ВП" в каждом новом для них городе: после первых двух-трех композиций - сдержанный интерес, публика приспосабливается к новой для себя эстетике; затем интерес нарастает, аплодисменты становятся громче и продолжительнее, виртуозные скоростные пьесы с обилием ритмических трюком (вроде "Регтайма") вызывают бурное оживление, и, наконец, в финале все долго и с удовольствием хлопают с просветленными лицами - большинство от чувства прикосновения к чему-то новому и необычному, остальные - от облегчения.
Сами музыканты, впрочем, остались не слишком довольны собой: зал Чайковского - зал очень сложный и капризный по звуку, и, если уж звук не заладился, энергетическую отдачу на сцене получить довольно сложно.
Борис Прусаков Второе отделение началось с короткого (всего три или четыре пьесы) выступления пианиста Бориса Прусакова. Вообще говоря, так уж стопроцентно отнести его к новому джазу довольно сложно, но он пошел по правильному пути: просто сыграл свои авторские композиции, как обычно - медитативно-самоуглубленные, с характерно угловатыми аккордовыми конструкциями и вполне лиричные, и вызвал заслуженные аплодисменты зала.
Далее играл коллектив, довольно давно не появлявшийся на большой сцене (тем более - такой большой, как в КЗЧ). Это было "Три О" саксофониста Сергея Летова, ансамбль легендарный, обросший легендами, мифами, длинной историей и многими уже полузабытый. 
В начале своей пятнадцатилетней истории "Три О" включало Летова, валторниста Аркадия Шилклопера и тубиста Аркадия Кириченко. Потом Шилклопер занялся сольной работой, Кириченко эмигрировал и стал водить нью-йоркское такси, а теперь ведет эфир нью-йоркской русской радиостанции. 
Фагот На смену им в "Три О" пришли два других уникальных музыканта - фаготист Александр "Фагот" Александров и трубач Юрий Парфенов. Фагот - известный академический исполнитель, а кроме того - живя в своем родном Ленинграде, участвовал в рок-группе "Аквариум", а переехав в Москву - в "Звуках Му". Парфенов же - фантастический импровизатор, глубокий специалист по восточной музыке (в текущем году выпустил с басистом Алексом Ростоцким отличный альбом "ориентального джаза" "Oriental Impress") и при этом - филигранный джазовый солист (играет в оркестре Олега Лундстрема).
Три О Правда, в последние годы "Три О" выступает крайне редко - дело в том, что Фагот живет и работает теперь главным образом в Мюнхене. Зато в 1997-м Летову удалось в Нью-Йорке, на первом фестивале имени Сергея Курехина, собрать на одной сцене всех пятерых участников всех составов "Три О", а год спустя на втором курехинском фестивале "Три О" в виде эксперимента сыграло без своего лидера, который не смог получить американскую визу (играли Фагот Парфенов и Кириченко).
Сергей Летов "Три О" играло много своих известных вещей - от "Инвенции", которой они начинают почти все свои выступления, до "Ленина в Цюрихе". Три голоса духовых инструментов, три очень разные тембральные краски (разнообразие которых усугубляется тем, что Летов берет в руки то флейту, то баритон-саксофон, то сопрано) выстраиваются в самые разные ритмо-гармонические фигуры - от "полифонической какофонии" до строгих, почти блюзовых риффов в основании протяженных сольных импровизаций.
Трудно сказать, какое именно представление о новом джазе сложилось у посетителей этого концерта. Во всяком случае, "Три О" вызывали на бис, да и реакция зала при всей разношерстности аудитории была вполне теплой. Хочется надеяться, что теплота приема со стороны публики не была простой вежливостью.

Как это было
в Нью-Йорке
На виртуальных редакционных летучках наш собственный корреспондент в Нью-Йорке Иван Шокин иногда жалуется: за неделю никуда не удалось сходить, писать не про что... И тем не менее часто оказывается, что писать-таки есть про что. Так и на этой неделе: еще во вторник Иван предупреждал, что материала из Нью-Йорка, скорее всего, на этой неделе не будет. Но плотность джазовой жизни в столице импровизационной музыки такова, что материал получился - и прелюбопытный...>>>>
Москва - это вам
еще не все
22 ноября в Новокузнецке прошла третья Сибирская ассамблея современного искусства (о второй Ассамблее мы писали в #33 за 1999 г.  ). В ней участвовали новоджазовый мультиинструменталист и вообще Профессор Владимир Чекасин, Всероссийская джазовая концессия Анатолия Берестова (своего рода сибирская "Поп-механика", регулярно собираемая президентом новокузнецкого джаз-клуба "Геликон": сам Берестов - фортепиано, а также Владимир Тимофеев - саксофон, Олег Зарыпов - тромбон, Олег Петриков - контрабас, Сергей Беличенко - барабаны, Сергей Батютин - барабаны, Виктория Чековая - вокал, плюс алтайский мастер горлового пения Ногон Шумаров, модельное агентство "Сенсуаль" и новосибирский ансамбль танцевальной импровизации "Вампитер". С подробным репортажем - кузнечанин Валерий Немиров...>>>>

В небольшом городке Котласе на юго-востоке Архангельской области - музыкальное событие. Местному джаз-оркестру исполняется десять лет. По этому поводу 9 декабря состоится совместный концерт юбиляров и гостей из Архангельска - неоднократного участника российских и международных фестивалей, джаз-ансамбля п/у Валентина Зеленова. Солистка - Елена Сафонова, на ударных - барабанщик группы "Архангельск" Олег Юданов. На контрабасе - тоже бывший участник "Архангельска" Николай Клишин. Остальные участники пока не определились.

Александр Аникин

Что намечается:
московские анонсы
Главные анонсы сегодняшнего выпуска связаны с клубом-центром "Дом", главным обиталищем музыкального и смежного с ним авангарда и новой музыки в Москве последних полутора лет. Второй раз "Дом" проводит в своих стенах ориентальный (то есть посвященный восточным культурам) фестиваль "По ковру", в рамках которого (как всегда, все мероприятие в целом включает множество интересных, но не имеющих отношения к импровизационной музыке элементов) пройдут два обещающих быть экстраординарными концерта.
Фрэнк Лондон 14 декабря в "Доме" играют две звезды нью-йоркского даунтаун-авангарда - трубач Фрэнк Лондон и пианист Энтони Коулмэн. В афише "Дома" (точки, где давно сложился специфический, унаследованный еще от блаженной памяти вечеров компании "Длинные руки" в ЦДХ язык сношений с внешним миром) этому событию приданы два определения: "новая еврейская музыка" и "клезмер возвращается". Все так. Именно Лондон и Коулмен находились и находятся до сих пор в первых рядах тех, кто в 80-е гг. в Нью-Йорке возродил интерес к клезмеру, яркой и богатой фольклорной музыке восточноевропейских евреев.
Энтони КоулменИменно Лондон и Коулмен со всем их новоджазовым опытом привнесли в клезмер джазовое мышление и, наоборот, в современную импровизационную музыку - язык клезмера. Хотя у большинства знатоков ныне слияние джаза и клезмера ассоциируется в основном с проектами саксофониста Джона Зорна, в первую очередь с Masada, именно Klezmatics Лондона и Дэвида Кракауэра были первым и самым популярным коллективом возрождения клезмера. Лондон был и остается со-лидером двух интереснейших проектов последнего десятилетия, The Klezmatics и Hassidic New Wave; что до Коулмена, то он играл и записывался с такими грандами новой импровизационной музыки, как Джон Зорн, Дэйв Дуглас, Эллиот Шарп, Рой Натансон и др. Кроме того, он - постоянный участник группы гитариста Марка Рибо Marc Ribot Y Los Cubanos Postizos. 
15 декабря (опять-таки в рамках "По ковру") в "Доме" поет тувинско-австрийская новоджазовая вокалистка Саинхо Намчылак. Вот что пишет о ней пресс-релиз фестиваля:
"Саинхо - звезда, стремительно взошедшая на мировом небосклоне новой импровизационной музыки в конце восьмидесятых. В последние годы не было другого столь стремительного взлета. Занимаясь в начале и середине восьмидесятых сибирским фольклором, она обратила свое благосклонное внимание на новый джаз лишь весной 1989 года. А уже осенью того года в европейских джазовых журналах ее называли "открытием фестивального сезона" с множеством превосходных эпитетов. Первые гастроли на Западе. Успех. Выступление с группой "Три О" и музыкантами из Швейцарии и Германии. Затем последовали выступления со многими мировыми знаменитостями: Петер Ковальд, Бутч Моррис, Конни Бауэр, Фрэд Фрит, Нэд Роттенберг, Эван Паркер, Санни Маррей, Вернер Люди и др. Записи на компакт-диски вместе с такими поп-звездами, как Андреас Фоленвайдер. На престижной немецкой фирме FMP вышли два ее компакт-диска (один из них сольный), выходят также компакты на фирме Leo Records (Великобритания), FIN Records (Япония) и многих других. Карьера головокружительная. Но у Саинхо не произошло головокружение от успехов. Несмотря на то, что живет сейчас в Вене, она не забывает и родные пенаты. Лишнее тому подтверждение - ее частые появления на фестивалях не только в Японии, Германии, Швейцарии, Дании, Голландии, Франции, Англии, США, Италии, Австрии, но и в России - в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Архангельске, Вологде. Не забывает она и российских музыкантов, выступая вместе с Михаилом Жуковым, Владимиром Резицким, группами "Три О" и "Архангельск", "Оркестром Московских Композиторов", с которым записала три компакт-диска.
Уникальный стиль певицы, органично сочетающий древние голосовые техники и новейшие приемы звукоизвлечения, объединяющий традицию и авангард, позволяет слушателям оказаться в самой актуальной сегодня области музыкального пространства".
Добавить к этому нечего: надо просто идти и смотреть.

9 декабря в 20.00 музыкант и радиоведущий ("Радио России") Алексей Колосов и его группа "Аура" приглашают всех на открытие нового джазового клуба в ресторане "Медвежье царство" (ул. Покровка, д. 38, тел. 921-7840). В программе вечера: концерт группы "Аура", выставка уникальных графических работ Марины Садомской, создание художником Мариной Садомской графических работ под музыку группы. В дальнейшем клуб будет работать каждую субботу с 20.00.

Всем, всем, всем!!! В Москве "Stomp" в МДМ (Дворец Молодежи) с 5 по 10 декабря. Это пропустить невозможно. Поверьте мне, так как я только что вернулся с концерта. Феерия ритма с потрясающим драйвом из подручного материала, как-то: мусорные баки, пустые пластиковые бутылки для воды, спичечные коробки, газеты, шланги, зажигалки, пивные банки, пакеты, ладони, метлы и т.д. Описать невозможно, но бежать нужно срочно, чтобы не было мучительно больно после.

С уважением и настырством,
Аркадий Шилклопер

Мнение
Больше всего мы любим получать письма. И особенно - от авторов. Каждое новое письмо обещает какую-то новую главу в развитии журнала как живого организма, как скромного, но все более эффективного инструмента общения джазового сообщества. Письма приходят разные, но особенно интересно, когда в них содержатся полемические выступления, когда авторы начинают полемизировать друг с другом не напрямую, посредством почты, а используя публичную открытую трибуну, каковой мы и хотим видеть "Полный джаз". 
Три недели назад (в #38-2000) мы опубликовали рецензию на недавно вышедшую на русском языке книгу Нэта Шапиро и Нэта Хентоффа "Послушай, что я тебе расскажу". Рецензия написана была (позвольте огласить громкие титулы) ответственным секретарем нынешнего "Нового Мира", лауреатом Букеровской премии, а кроме того - еще и нашим коллегой, джазовым радиоведущим ("Христианский церковно-общественный канал") Михаилом Бутовым. И вот мы получаем полемический отклик на эту рецензию от еще одного нашего автора, профессора Нижегородской консерватории Валерия Сырова. Мы разделяем надежду г-на Сырова, что по затронутой теме выскажутся и другие наши авторы, так что редакция своего собственного мнения пока высказывать не будет....>>>>
А в это время за бугром...
Джекки МаклинНациональный фонд искусств США (NEA) объявил имена лауреатов своей 19-й ежегодной премии "Мастера Джаза" за 2001 г. Это пианисты Джон Льюис (экс-Modern Jazz Quartet), Рэнди Уэстон и саксофонист Джекки Маклин. Как и полагается по статуту премии, все трое - истинные ветераны джаза (Джекки Маклину - 68, Рэнди Уэстону - 74, Джону Льюису - 80 лет). Премия будет вручена 13 января на специальном мероприятии в рамках конференции Международной ассоциации джазовых преподавателей в Нью-Йорке.

Пэт Мэтини21 ноября на лейбле Warner Brothers вышел новый двойной концертный альбом гитарста Пэта Мэтини, "Trio>Live". Альбом выпущен по материалам титанического тура, проведенного Мэтини и его трио (басист Ларри Гренадир и барабанщик Билл Стюарт) весной-летом текущего года после выхода успешного студийного альбома" Trio 99>00". Записи делались во время выступлений в 23 городах США, а также в Европе (где с трио несколько раз играл саксофонист Майкл Бреккер) и Японии.
11 января Пэт Мэтини выступит со своим трио на конференции Международной ассоциации джазовых преподавателей в Нью-Йорке после того, как прочитает доклад, обращенный к участникам конференции. Ожидается, что говорить он будет о сильных и слабых сторонах современной системы джазового образования.

Новые альбомы
Новые альбомы
(в продаже с 5 декабря)
  • Alcom, Bernard: Late Arrival, Orchard 5294
  • Benoit, David: Great Composers of Jazz, Fine Tune 5501
  • Chancler, Leon "Ndugu": Jazz Straight Up, Fine Tune 5502
  • Cheshire, Andrew: Another View (переиздание), Orchard 5266
  • Christlieb, Pete: Late Night Jazz, Fine Tune 5503
  • DelLago, Paul: Who Came to Call, Orchard 7511
  • Dyson, David: Soulmates, Lightyear 54423
  • Ellis, Anita: Standard Transcriptions, South Side Phunk 4136
  • Erickson, John: Contemplation, Orchard 5277
  • Fowler, Chuck: Up from the Roots, Orchard 5279
  • Gollehon, Mac: In the Spirit of Fats Navarro, Half Note 4206
  • Hill, Omar: Tribes of the Future, Orchard 7533 
    Jackson, Andrew [2]: Portofolio, Orchard 5283 
    LaBarbera, Joe: Jazz on Broadway, Fine Tune 5504
  • Late Night at the Blue Note: Late Night at the Blue Note, Half Note 4000
  • Martin, Claire: Linn Box: 3, Linn 123
  • Martineau: Forever Love, Orchard 7542
  • Morton, Jelly Roll: Absolutely the Best, Varese 061091
  • Murray, Clark: Swing out America, Orchard 5278
  • Ray, Michael: Funk If I Know (переиздание), Monkey Hill 8142
  • Sailaway Jazz: Sailaway Jazz, Direct Source 9068
  • Smith, Will [3]: Listen, Orchard 7514
  • Stern, Suzi: Inside Stories, E Squared 570007 
    Swingin' at the Blue Note: Swingin' at the Blue Note, Half Note 4001
  • Unforgettable Jazz: Unforgettable Jazz, Direct Source 9069
Радио
В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова:
  • "Джаз около полуночи" ("Радио-1", 68.3 УКВ, 23.30-24.00):
    Четверг, 7 декабря: Посвящения Армстронгу - Manhattan Transfer "The Spirit of St Louis", Charlie Byrd "For Louis".
    Вторник, 12 декабря: альбом "Francis A. & Edward K.".

В ближайших выпусках программ Михаила Митропольского:

  • "Джаз и не только", телеканал "АСТ-Прометей", пятница, 21.45 (повторы: пятница/суббота, 03.00; воскресенье, 23.45; понедельник, 05.30):
    9 декабря - проект Алекса Ростоцкого "Джаз-бас-театр" с программой "Шелковый путь" в клубе "Алабама"

В ближайших выпусках программы Михаила Бутова "Джазовый лексикон" ("Христианский церковно-общественный канал", СВ 1116 КНz, понедельник, 19.00):

  • 11 декабря: джазовые версии тем The Beatles (Paul Desmond, Art Farmer, Louis Armstrong, BS&T, Herbie Hancock, Marcus Miller, Gary Burton)

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2000
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Иван Шокин,
Михаил Митропольский, Аркадий Шилклопер, Александр Аникин, Валерий Немиров, Валерий Сыров
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
Down Beat,
AMG

Фото:
Павел Корбут,
Иван Шокин,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков