Подведение итогов за год - дело неблагодарное, особенно когда речь идет о музыке, и тем более в Нью-Йорке. Даже если ограничиться даунтаун-авангардной частью джаза и не пытаться анализировать то, чего сам не видел и не слышал, то все равно остается слишком много событий. Сделаешь в результате какой-нибудь прогноз, а через год вспомнишь, чего наобещал, плюнешь в сердцах, вздохнешь, да и примешься оправдываться и разбирать ошибки. С другой стороны, если вдруг угадаешь, то будет потом лишний повод воскликнуть "Ведь я же говорил!" и возгордиться. Кроме того, мне и самому интересно попытаться понять, что к чему, и по возможности обнаружить какие-то закономерности.
Начать я хотел бы с того, чего в этом году не было или, говоря более осторожно, с того, чего я не заметил. При всем многообразии концертов, составов и вышедших альбомов, этот год не был ознаменован рождением заметного новоджазового проекта. Из этого не следует, что ни одно из новых образований не станет крупным и значительным в будущем, но пока никаких признаков этого, на мой взгляд, нет. В то же время, несмотря на многочисленные слухи, потерь в высшей лиге джазового авангарда тоже не было.
Ну, а теперь перейдем собственно к итогам и прогнозам.
Главная и самая важная тенденция, которая вряд ли ослабеет в ближайшем будущем - быстрое и бурное превращение недавнего андеграунда если и не в мэйнстрим, то, по крайней мере, в весьма заметную составляющую джаза, в котором еще совсем недавно господствовали совсем другие имена и стили. Конечно, не последнюю роль сыграла тут всеобщая глобализация, а как следствие - интерес к культурам народов мира, на которых, в свою очередь, всегда в большой степени был основан даунтаун-джаз. Но дело, наверное, не только в этом. Немаловажно и то, что те, кто десять лет назад были студентами (а именно они традиционно составляют большую часть аудитории новой музыки) к концу века стали тем самым средним классом, на которого в первую очередь ориентирован респектабельный джаз. Мало того, что эти люди стали потребителями новой музыки, некоторые из них ушли в шоу-бизнес и стали ее производителями и пропагандистами. Тут, кстати, надо отметить, что с победой цифровых технологий над аналоговыми и появлением интернета почти исчезла грань между крупными звукозаписывающими монстрами и крохотными независимыми компаниями, в результате чего последним стало гораздо проще не только записывать и тиражировать музыку, но и продавать ее. Именно перечисленным причинам мы обязаны появлению фотографий Джона Зорна, Дэйва Дугласа и трио "Medeski Martin & Wood" на обложках журналов, новым контрактам этих и многих других(пока еще менее известных) музыкантов с крупными лейблами, а также постепенным перемещением резидентов небольших дешевых клубов на большие концертные площадки и в престижные и пафосные клубы-рестораны.
Другое заметное явление в джазовой жизни города, тоже напрямую связанное с новыми технологиями и всемирной интеграцией - большое количество импровизационных концертов с участием разных музыкантов, их фанатичная архивация многочисленными поклонниками и несколькими профессионалами, и дальнейшее этих записей существование в виде несчетного числа цифровых копий. Нельзя в этой связи не упомянуть небезызвестное сообщество так называемых "jam bands" и сопутствующие ему проекты, такие как
JamBands.com и
etree.org. В итоге едва ли не половина концертов-джемов записывается с разрешения музыкантов, а многие из оставшихся - без оного. Оцифрованные записи с легкостью пересекают океаны и границы государств по сети и с помощью недорогих в наше время устройств для записи компакт-дисков превращаются в эти самые диски. Существует, правда, и существенное ограничение, накладываемое музыкантами: созданные таким образом альбомы ни в коем случае нельзя продавать.
Третья не менее важная и столь же от времени зависимая тенденция года - мода играть интерпретации чужой музыки. Кроме традиционного обращения к фольклору, все чаще стали появляться работы, целиком состоящие из авторского и иногда совершенно неджазового материала. Совсем недавно я уже писал на эту тему (см. Полный Джаз
#37), поэтому сразу перейду к следующему наблюдению.
В городе Нью-Йорке за год изменилось соотношение сил на клубной сцене. Главный и до сих пор претендующий на ведущие позиции в деле продвижения авангарда клуб Knitting Factory все с большей очевидностью выходит из игры. Причин этому несколько. Сказались в том числе и очевидные финансовые ошибки, приведшие к тому, что осенью многие сотрудники клуба были уволены, оставшимся перестали платить зарплату, и почти полностью была остановлена деятельность одноименного лейбла. Но, к сожалению, я вынужден согласится с мнением, что главная причина неприятностей - вовсе не в деньгах, а в том, что обстановка в клубе оставляет желать лучшего, а все больше и больше музыкантов не желают с ним и с его хозяином Майкл Дорфом иметь дела. Одновременно с этим расцвел менее претенциозный клуб "Тоник", программа которого с каждым месяцем становится все интереснее. Практически постоянно проходят теперь концерты, так или иначе связанные с новым джазом, в еврейском культурном центре "Makor", клубах "Iridium", "Jazz Standard", "Village Vanguard" и "Bowery Ballroom", а также, как и всегда, в маленьких полу-клубах "The Kitchen", "Internet Cafe" и "Roulette", на которые у меня пока катастрофически не хватает времени.
В завершение небольшого обзора жизни и тенденций джазового Нью-Йорка, я позволю себе перечислить наиболее запомнившиеся мне концерты. Прежде всего это четыре концерта Джона Зорна и его квартета "Masada". Концерты разные, непохожие друг на друга, но все как один недосягаемые как по напряжению и мощи музыки, так и по ее исполнению. Не менее сильное впечатление произвело на меня премьерное выступление нонета Дэйва Дугласа "Witness" в "Тонике". Напомню, что музыка этой программы инспирирована и посвящена войне в Югославии. Расширенный состав "Witness" из одиннадцати человек уже записал материал в студии для альбома, который должен быть выпущен в конце весны следующего года. Из выступлений гостей города я бы выделил концерт квинтета "The Vandermark 5" Кена Вандемарка и концерт голландско-американского ансамбля "ICP Orchestra" под руководством Миши Менгельберга и Хэна Бенинка. Кстати, квартет с Дугласом, Менгельбергом, Бенинком и контрабасистом Брэдом Джонсом тоже скоро выпустит альбом. Не могу не упомянуть также и выступления пианистов Ури Кейна и Энтони Коулмэна, Марка Рибо и его кубинцев-протезов, саксофониста Дэнни Замира и трио "Satlah", милейшего ансамбля "Tridruga" с Юрием Лемешевым на аккордеоне и по нынешним временам совершенно не авангардного (и, к сожалению, почти забытого) органиста "Большого" Джона Пэттона. Этот список столь краток исключительно потому, что я не включил в него импровизационные концерты, которых было великое множество. Перечислить все джемы невозможно в силу того хотя бы, что у групп зачастую нет ни постоянного состава, ни названия. У некоторых, впрочем, есть и то, и другое. Лучшее из того, что я видел - это: "Medeski Martin & Wood", "The Young Philadelphians" (Рибо, Зорн, Такума, Уэстон), "Praxis" (Ласвел, Buckethead, Brain, DJ Mask), Барон-Медески-Рибо, Медески-Зорн-Рибо-Перовски, Медески-Аллен, Мартин-Бернститин-Бернхим-Эрлих-Ятес, Джон Зорн и молодежь, Берн-Гиббс-Дюкре-Таборн-Рейни и "Liberation Theology" Мэлвина Гиббса с Джоном Медески в качестве гостя. На этом, пожалуй, можно и остановиться.
Не только следующий год, но и оставшиеся несколько дней года уходящего обещают быть весьма насыщенными джазом во всех его проявлениях. Я очень надеюсь, что интенсивность эта не только не ослабеет в самом Нью-Йорке, но и распространится далеко за его пределы. Нет никаких оснований считать, что моим надеждам не суждено сбыться. Главное, чтобы к этой музыке был интерес, чтобы у нее был свой слушатель, и тогда концертов будет много и здесь в Америке, и в Европе, и в Азии, и в Африке с Австралией.
С Новым Годом, господа меломаны! Всего вам самого безумного, авангардного, непредсказуемого и неповторимого в нашей общей любви к музыке под названием джаз.
Иван Шокин,собственный
корреспондент
"Полного джаза" в Нью-Йорке
фото автора
Downtown
Music
|