А, допустим, Новокузнецку, Ярославлю, Дубне?
"Нужен", - сказал Томский клуб любителей джаза; за реализацию идеи взялся пробивной Асхат Сайфуллин и подпряг местных спонсоров. Морока с ремонтом и открытием тянулась, на моей памяти, года два (ну совсем по-российски). И вот, наконец, определилась дата: 11 декабря. Время выбрано удачно: три выходных дня, на носу День Конституции, можно отдохнуть... (Спешка с открытием стала ясна нам с Валерой Рыбаковым, как только мы подошли к крыльцу за час до "времени Х": служительница выволокла огромный мешок с остатками строительного мусора).
Десятого, накануне открытия, - большой концерт в Театре Драмы, - хорошая возможность для раскрутки будущего прибежища сибирских любителей джаза и их милых подружек. Прилетел из Москвы неутомимый Сергей Манукян, а из Новосибирска прикатили Игорь Уваров (вибрафонист), Слава Кокалин (барабанщик) и автор этих строк (привез привет от клуба New York Times).
Я бывал на своем долгом джазовом веку в заведениях подобного рода в разных местах: в Хельсинки и Стокгольме, в Копенгагене и Цюрихе, в Ганновере и Дрездене, в Нью-Йорке и Чикаго, в Денвере и Миннеаполисе, в Канзас-Сити и в Лос-Анджелесе. Есть с чем сравнивать. Сразу скажу: по престижности томский JAZZ CLUB (вот так просто, без изысков, гласит его наружная реклама) - ничуть не хуже, а то и получше некоторых.
Расположился он на двух этажах бывшего "общепитовского" здания недалеко от центра города, на ул. Фрунзе, 16 (будете в Томске - заходите на огонек). Тут раньше был ресторан, кажется, "Осень", куда меня лет эдак 15 назад привозил Борис Зайдман на какой-то очередной джазовый междусобойчик. (Сейчас Боря живет в Нюрнберге и ходит по тамошним джаз-клубам. Жалеет, наверное...). Итак, на первом этаже новоиспеченного "очага культуры" (это слова дамы из комитета по делам этой самой культуры обладминистрации, она открывала клуб приветственной речью, только вот ленточку не разрезала) - небольшой уютный холл, охранник (почему-то говорящий с кавказским акцентом!), гардероб с приветливой хозяйкой, два приличных туалета. Все чинно, но пока - не по-джазовому. Глазу не хватает характерного антуража: картин, плакатов, фотографий, какой-нибудь старой медной дудки, "сучка" или позеленевшей тарелки из арсенала первых томских джазменов. На второй этаж ведет лестница в окружении стен голых, но стильно окрашенных в красный цвет. (Предвидя дефицит "джазового" оформления, я прихватил с собой в презент с десяток плакатов из своих архивов. Если будет открываться когда-нибудь джаз-клуб в Новосибирске, придется отдать туда все, что осталось). Главный зал оформлен шикарно и со вкусом: красный ковровый пол, матовые черные стены и черный же, но блестящий потолок. На стене висит единственная сиротливая картина-коллаж "в багровых тонах", где главный герой - Армстронг, вернее, его голова в разных ракурсах. (Эх, сюда бы картины В. Садковкина!). Дизайнер клуба и автор коллажа - известный в Томске художник и архитектор Николай Рыбаков. (Начиная с 1977 года, он оформил не менее дюжины джазовых фестивалей, сначала в Новосибирске, где учился и работал, а затем и в родном городе).
Большая сцена (но рояля нет, а биг-бэнд, будь ему быть, вряд ли поместится), приличный звук, новехонькая TAMA, барная стойка, за которой удобно слушать и "смотреть" музыку. В зале весьма уютно. Столиков и стульев - человек на 80, но может поместиться и больше. Содержимое бара исследовать не удалось, т.к. напитки к фуршету лились обильными струями из рук молоденьких официанток. Этого вполне хватило, кое-кому даже с избытком...
Играли два будущих ежедневных house-band'а - диксиленд Игоря Новицкого и квартет Hot Siberian Jazz (Евгений Миронов - клавиши, Владимир Королев - скрипка, Асхат Сайфуллин - контрабас и Владимир Писанко - ударные). К ним периодически присоединялись вышеупомянутые гости из Москвы и Новосибирска. Все было мило и по-домашнему, несмотря на обилие местных VIPs и неджазового бомонда.
Надеюсь, со временем сей джаз-клуб превратится в самый coolest joint города Томска: если будет хорошо "раскручен", если будут приезжать достойные музыканты постоянно, а не только на открытие, если диксиленд найдет приличного (джазового!) emcee и если скрипач В. Королев будет продолжать делать погоду в квартете. Дай им всем Бог удачи, хорошей публики, частой смены программ, приличных заработков, и в первую очередь всего этого - арт-директору клуба Асхату Сайфуллину.
Ну, а в Новосибирске мы пока будем ходить на джазовые программы в клуб New York Times и изредка - в филармонию.
Александр Мездриков, Новосибирск
|