Более ранние темы:
Вероятно, барабаны стали одними из первых музыкальных инструментов из-за простоты их изготовления и несложной концепции инструмента. И действительно, принцип создания барабанов не менялся несколько тысяч лет - буквально до самого последнего времени, когда на сцене появились электронные барабаны. Ударные инструменты перестали состоять только из корпуса и пластика. Теперь они содержат триггеры, пады, модули, секвенсоры и другие элементы. Возник целый пласт новых терминов, в которых нужно разобраться барабанщикам, чтобы понять суть новейших технологий и включить в свой арсенал новые средства выразительности.
Электронные барабаны Roland
Зачем нужны электронные барабаны?
Почему возникла идея создания электронных барабанов, и чем они удобны? Назовем здесь четыре наиболее очевидных причины.
Новые звуки. Акустический барабан имеет лишь один звук, который можно менять в небольших пределах (настройкой барабана, демпфированием, отпусканием или натяжением пружины). Электронный барабан может играть сотнями звуков - включая и те, которые содержатся во внешних устройствах, например, сэмплерах. Также можно создавать звуки, которые не существуют в живой природе, а синтезируются с помощью электроники или моделируются цифровой техникой.
Тихая игра. Пады, по которым стучат палочки (подробнее о падах позже), звучат тихо. Играя в наушниках, барабанщик может спокойно заниматься дома, не беспокоя соседей.
Качественная запись. Не всякий коллектив может себе позволить арендовать дорогую студию для записи партии барабанов. Электронные барабаны Roland (те, которые используют сэмплы) были записаны в самых дорогих студиях, что позволяет за относительно умеренную плату получить качественную запись барабанов.
Запись в секвенсор. Запись своей партии в секвенсор позволяет гораздо гибче редактировать и исправлять записанную партию: можно передвинуть или удалить ошибочно сыгранную ноту, исправить динамику или даже заменить в нужном месте один барабан на другой.
Для начала
Все барабаны, и акустические, и электронные, используют какой-то механический импульс для преобразования его в звук. Этот импульс дает удар палочки по специальной поверхности. В акустических барабанах эта поверхность - пластик - вибрирует и создает звуковые волны, которые потом усиливаются резонатором. В электронных барабанах такой импульс преобразуется в электрический сигнал с помощью специального датчика - "триггера". Такой триггер, встроенный в электронный барабан, называется "пад".
Существует, в основном, две разновидности падов: резиновые пады и сетчатые. Резиновые пады покрыты резиной, которая помогает поглотить энергию удара и защитить чувствительный триггер. Некоторые пады содержат более одного триггера: один из них может быть расположен в центре пада, а другой - на его ободке. Такой пад позволяет играть двумя звуками. Например, при ударе в центр пада может звучать малый барабан, а при ударе в ободок будет включаться засэмплированный ободок акустического барабана. Примером резинового пада с двумя триггерами могут быть
Roland PD-7 и PD-9.
Двойные триггеры также используются в падах в виде тарелок для переключения звука края тарелки и ее чашечки, причем некоторые модули позволяют заглушать тарелки руками, как если бы это звучали реальные живые тарелки! А некоторые системы используют целых три триггера на один пад, что дает возможность играть разными звуками по краю, средней части и чашечке тарелки.
Примером "двухзонной" недорогой электронной тарелки является модель Roland CY-6, а примером полнофункциональной трехзонной тарелки ride -
Roland CY-15R.
Резиновые пады, как правило, менее дорогие, чем сетчатые, но они могут быть использованы как на недорогих ударных установках, так и на самых верхних моделях электронных ударных установок. На рисунке показана недорогая ударная установка с резиновыми падами на основе звукового модуля
Roland TD-6.
Разумным представляется сочетание обоих типов падов. Резиновые пады выпускаются самых различных форм и размеров. Примером недорого шестизонного пада со встроенным звуковым модулем является
Roland SPD-6.
Сетчатые пады похожи на настоящие барабаны, только вместо звучащего пластика на корпус натягивается бесшумная мелкозернистая сетка. Такие пады более сложны и имеют некоторые преимущества над резиновыми. Прежде всего, они более реалистично выглядят и создают гораздо более естественные ощущения при игре, так как барабанщик может натянуть сетчатый пластик на барабан, исходя из своего удобства. Натяжение не оказывает никакого влияния на звук, формирующийся электронными средствами (например, сэмпл включается с нужной громкостью по "команде" триггера), но оно в большой степени определяет ощущение при игре. Во-вторых, обычно сетчатые пады существенно тише, чем резиновые. Сетчатые пады также бывают однотриггерные и двухтриггерные, бывают и пады разных размеров. Плюс к тому, сетчатые пады позволяют использовать щетки. Примером сетчатых падов является
Roland PD-120.
Вход для контроллера Hi-Hat
Перкуссионные модули Roland имеют также специальный вход для ножной педали, управляющей хай-хэтом. Например, педаль
Roland FD-7
имеет плавный переход от "открытого" до "закрытого" состояния, так что можно добиваться разных звуков при разной степени открытости хай-хэта, и также играть на нем только ногой, как на акустическом инструменте.
Барабанные звуковые модули
В электронной перкуссии сами по себе пады созданы максимально тихими. Для использования их с помощью специальных кабелей подключают к звуковому модулю, который часто называют "мозгами", так как именно он определяет звучание барабанов.
Звуковые модули обычно содержат триггерные входы для подключения падов, генератор звуков, процессор эффектов, аудио входы, аудио выходы, разъем для наушников, MIDI-порты, секвенсор и все органы управления для создания и сохранения пользовательских установок. Примером звуковых модулей являются
Roland TD-6
или Roland TD-10.
Триггерные входы
Как уже описывалось выше, барабанный пад с помощью кабеля подключен к триггерному входу звукового модуля. Триггерные входы бывают одиночные и двойные. Подключая двухтриггерный пад ко двойному входу, можно играть на одном паде сразу двумя независимыми звуками.
При необходимости два однотриггерных пада могут быть подключены к двойному входу, что позволяет увеличить число падов. Например, модуль Roland TD-6 имеет 7 одиночных и 2 двойных триггерных входа, а модуль TD-10 - 12 двойных триггерных входа. Каждый модуль может работать с любыми - резиновыми, сетчатыми падами, или звукоснимателями (например,
триггерами серии Roland RT), устанавливаемыми на обычные акустические барабаны. Таким образом, каждая ударная установка имеет большие возможности для расширения своей звуковой палитры.
MIDI-вход и MIDI-выход
Другим способом расширить свою ударную установку является использование MIDI. Все современные звуковые модули имеют MIDI-вход и MIDI-выход. Так, подключив к MIDI-выходу, например, внешний сэмплер, Вы можете играть на падах звуками любых звуковых библиотек. Подключив ко входу внешний секвенсор или другое MIDI-оборудование, можно управлять звуками модуля с помощью внешних приборов (о секвенсорах подробнее мы расскажем позже). Например, с помощью подключенного ко входу MIDI конвертора триггер-MIDI
Roland TMC-1
можно увеличить количество падов, на которых можно играть звуками модуля.
Звуки и Выходы
При ударе по паду звуковой модуль включает с нужной громкостью нужный сэмпл, и посылает аудиосигнал на выход. Недорогие модули, такие как Roland TD-6, имеют простой стерео выход (то есть только два разъема: LEFT и RIGHT), а более профессиональные модели, такие как TD-10, имеют до восьми выходов, предназначенных для живой многоканальной записи и последующего сведения.
Даже самый простой звуковой модуль Roland TD-6 содержит сотни звуков различных барабанов и перкуссии, каждый из которых может быть присвоен любому паду. Модуль TD-10, помимо технологии воспроизведения сэмплов, содержит еще и механизм "моделирования" физических процессов, позволяющих создать звук любого барабана, задавая его диаметр и глубину, материал корпуса и пластика, наличие демпфера и пружины, и так далее. Так можно смоделировать любой звук, в том числе и не существующий в природе. Звуки собраны в наборы ударных, или "ударные установки" (drum kits), и могут быть изменены и сохранены.
Ручной перкуссионный модуль Roland HPD-15 HandSonic
вместе с педалью "бочки" KD-7 и контроллером хай-хэта FD-7 (все продаются отдельно) могут создать мощный и портативный вариант электронной ударной установки.
Большинство барабанных модулей также оснащены дополнительным аудиовходом, который позволяет смешивать внешний сигнал (например, любимую запись или специальную фонограмму с отсчетом метронома вместо партии барабанов) с тем, что Вы играете. Например, в студийной записи или в живом концерте этот вход может использоваться для "клика" метронома.
Чтобы услышать звучание электронных барабанов, нужно к выходу модуля подключить внешний усилитель с колонками или наушники.
Эффекты
Большинство современных звуковых модулей содержат цифровые процессоры эффектов. Это может быть ревербератор, задержка, хорус, фленджер, цифровое моделирование естественных отражений помещения (ambience), или алгоритмы мультиэффектов. Такие эффекты позволяют чрезвычайно обогатить или даже радикально изменить звучание барабанов. В простейшем случае, играя в маленькой комнате, можно добиться ощущения, что Вы играете в большом концертном зале.
Секвенсор
Большинство барабанных звуковых модулей содержит секвенсор. Секвенсор позволяет Вам записывать Ваши собственные барабанные рисунки или композиции, а также играть вместе с композициями, которые уже записаны во внутренней памяти. И записи могут содержать не только звуки барабанов. Так, секвенции на модуле TD-6 могут содержать полную аранжировку, включая партию барабанов для занятий в разных стилях. Каждую партию можно легко отключить, так что можно играть с аккомпанементом баса, клавишных, гитары, и других инструментов при отключенных барабанах. Это функция очень полезна для обучения, но она также доставляет и огромное удовольствие! Как для самостоятельных занятий, так и для публичных выступлений, можно включить сопровождение полного оркестра.
Для удобства секвенсор можно даже запускать или останавливать ударом по выбранному паду.
Следует иметь ввиду, что запись в секвенсоре отличается от цифровой записи реального аудио. Секвенсор содержит лишь информацию, когда и с какой силой Вы ударили по паду (или нажали и отпустили клавишу). Поэтому секвенсор, в отличие от магнитофона, позволяет воспроизводить пьесу в разном темпе без изменения тональности. Так, можно записать композицию в секвенсор в медленном темпе, а затем воспроизвести ее в быстром. Или, если Вы решили выучить сложный рисунок, потренируйтесь сначала играть его в медленном темпе, а затем, по мере того, как Вы будете чувствовать себя свободней, постепенно увеличивайте темп.
Технологии электронных ударных находит все больше и больше последователей как в мире поп-музыки (Омар Хаким играл на электронной установке Roland V-Drums в концертных турне и студийных записях Мадонны), так и в креативных направлениях (последний альбом King Crimson записан с использованием перкуссионного модуля Roland HPD-15 и электронной барабанной установки на основе модуля Roland TD-10). Последующие интервью с ведущими барабанщиками позволят выяснить их мнение относительно электронных ударных.
Текст Ильи Сандалова
Музыкальные инструменты
Roland
"Полный джаз"
#213
|