502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
ROLAND: СЦЕНИЧЕСКИЕ ЦИФРОВЫЕ ФОРТЕПИАНО 

Более ранние темы:

Roland FP-3Продолжая разговор о цифровых фортепиано, расскажем теперь об инструментах для профессионалов. 
Это "сценические" цифровые фортепиано. В отличие от "домашних", эти инструменты не имели деревянную отделку, и редко содержат встроенные динамики - на сцене они не нужны. Их корпус имеет ровно такие размеры и вес, чтобы вместить механику (несколько микросхем не в счет). Предназначены они для замены рояля на сцене - либо отсутствующего, либо совершенно старого; однако они открывают и новые звуковые возможности для ищущих музыкантов. Все они имеют клавиатуру в 88 клавиш, приближенную по своим свойствам к механике акустических роялей, они мобильны и не имеют проблем с озвучкой. Таким образом, эти инструменты имеют все шансы стать исключительно популярными - среди музыкантов, фонограмме предпочитающих живую музыку.
В этой статье мы рассмотрим сценическое фортепиано Roland FP-3 - единственный инструмент с качественной молоточковой клавиатурой, который помещается на заднее сиденье легковой машины.
 Roland RD-700
Более продвинутые модели, такие как Roland RD-700, предлагают, помимо качественной механики, и более широкие возможности: большее количество звуков и гибкое управление ими, возможности звукового расширения с помощью дополнительных плат, управление внешними модулями по MIDI (добавлены слайдеры, рычажок высоты тона и модуляции). Впрочем, они проигрывают инструментам первой категории не только по цене, но и по другим, чисто прагматическим свойствам - габариты и вес. Ни один инструмент с молоточковой механикой не весит всего 18 кг, как Roland FP-3 - ведь не каждый пианист может позволить себе профессионального такелажника!

Предубеждения

Среди музыкантов, выступающих соло или в малых составах, где удельный вес и смысловая нагрузка, лежащие на фортепиано, высоки, живучи страхи и предубеждения против цифровых инструментов. Чаще всего они формулируются так:

Акустический инструмент, особенно рояль, имеет свою душу и свой характер, в отличие от безжизненных цифровых суррогатов, холодно воспроизводящих записанный в них звук. 

Человек с техническим образованием поморщится от такой сентенции, но все же, несмотря на его некоторую нелогичность, такое понимание очень распространено. Эмоциональная природа не позволяет отвечать на него по существу, слишком деликатны и неопределенны понятия души, характера и холода. И все же некоторая доля правды в этом настроении есть.
Тому несколько вполне рациональных причин. Основных две: звук инструмента и удобство игры на нем. 

Звук

Действительно, звук акустических инструментов очень певуч, если сравнить его с обычным синтезаторным тембром. Во многих цифровых инструментах ударная природа звука фортепиано главенствует над его певучей составляющей, что часто "замыливается" большим уровнем реверберации. В музыке это приводит к тому, что баллады в очень медленных темпах и на очень тихом нюансе воспроизводить на таких инструментах было невозможно - еще несколько лет назад.
Однако буквально за десять лет инструменты изменились кардинально. Они воспроизводят разные тембры, в зависимости от силы нажатия. Для этого используются несколько сэмплов, записанных при разных уровнях громкости, с переходом от одного к следующему при изменении силы нажатия. Это наиболее живой и натуральный способ добиться сходства с акустическим инструментом. Тембр изменяется и по ходу звучания ноты, как это и происходит в акустическом инструменте. 
Красота звучания во многом определяется звуком изначального акустического инструмента, качеством студии, в которой проводилась запись, а также качеством аналогово-цифрового преобразователя.
Roland FP-3 звучит объемно, ярко и четко. Тембр акустического фортепиано воспроизводит звучание концертного рояля. Инструмент буквально "рычит", если с силой ударить по басам. Ясность тона, в отличие от замыленного "приукрашенного" звука дешевых синтезаторов, может быть опасна: становятся явными все ошибки; но для самостоятельных занятий лучшего варианта и придумать нельзя! С другой стороны, четко прослушиваются все нюансы исполнения, все скрытые голоса и противосложения - конечно, если пальцы проводили эти линии. В насыщенной аранжировке FP-3, как выражаются некоторые звукоинженеры, "пробьют аранжировку". Впрочем, при необходимости звучание FP-3 можно и смягчить, это уже вопрос использования устройств обработки и звуковоспроизведения. Можно и просто выкрутить влево ручку яркости Brilliance.

Резонанс и "полуснятия" педали

Педагоги фортепиано часто говорят, что пианист одними пальцами может изобразить тембр любого инструмента. Разумеется, в этом преувеличении есть некоторая степень влюбленности в собственный инструмент, но правда в том, что фортепиано действительно обладает колоссальным тембровым богатством. И огромную роль играет краска, которую приобретает звук при игре с богатой педализацией. Например, в балладах недостаточно одного звука тех струн, по которым бьет молоточек. Из-за резонанса звучат все струны, освобожденные от глушителей - все 225 струн рояля, и без этой звучащей массы произведения становятся существенно менее убедительными, схематичными, если не сказать игрушечными. Даже если педаль не нажата, то в резонансе участвуют верхние струны, на которых демпферы отсутствуют.
Такой резонанс струн называется симпатическим, и он естественным образом отсутствует у цифровых инструментов, если ... его не смоделировать. Действительно, поведение струн вполне можно описать математически, и можно написать алгоритм изменения звука при нажатой педали. Написав программу изменения звука, можно воплотить ее в цифровом приборе - и это действительно обогащает звук!
Следует упомянуть о моделировании еще одного немаловажного фортепианного эффекта. Так называемые "полуснятия" педали активно используются, когда демпферы лишь чуть-чуть приглушают струны и тут же поднимаются вновь. В этом случае басовый звук лишь чуть-чуть приглушается, но все же остается звучать, в то время как клавиши в верхнем диапазоне в силу естественного затухания и заглушки демпферами полностью уходят. 
Современные модели цифровых сценических инструментов Roland достаточно аутентично воспроизводят эту особенность. Чего нельзя сказать о многочисленных сэмплированных фортепиано, предлагающихся на компакт-дисках - в распространенных форматах Akai, GigaStudio, Wav и так далее. То же самое касается и воспроизведение симпатического резонанса, возможность которого в самплерах не предусмотрена.
Так что даже если в распространенных звуковых библиотеках звуки фортепиано занимают не одну сотню мегабайт, они далеко не всегда дают результаты лучше, чем узкоспециализированные инструменты. 

Удобство игры: механика

Цифровое фортепиано должно иметь молоточковую механику и тем самым быть удобным для пианиста. Механика должна предоставлять возможность играть сложные, виртуозные партии. При легком касании палец должен ощущать молоточек, которому механика инструмента передает импульс от клавиши. 
Неправильно думать, что разницу между молоточковой и "взвешенной" клавиатурой поймет только профессионал: как это не странно, даже самые завзятые любители (и любительницы) четко отмечали удобство игры на клавиатуре с молоточковым механизмом. Простой пример: случайное легкое попадание на соседнюю клавишу взвешенная клавиатура передаст как нажатие на клавишу, а молоточковая - игнорирует. 
механизм клавиш FP-3Многие пианисты отмечают удобство игры на цифровых фортепиано Roland: FP-3 и более дороге цифровое пиано RD-700 оказались наиболее комфортными. Их механизм если не в точности воспроизводит рояльную механику, то приближается к нему по ощущениям; "молоточек" же, расположенный под клавишей, бьет по датчику вместо струны.

Другие звуки и встроенные эффекты

Цифровое фортепиано Roland FP-3 имеет 40 встроенных звуков, разбитых на 6 категорий. Группа звуков Electric Piano содержит многие важные в современной музыке звуки электропиано, включая сценический родс (Stage Rhodes), FM пиано (FM Piano), классический Wurlitzer, а также клавинет и вибрафон. Родс естественно меняет характер звука при возрастании динамики, так как камертоны, являющиеся источником звука в электропиано Fender Rhodes, при большой амплитуде начинают включать большое число "металлических" нелинейных обертонов и искажений. В группу Organs входят пара тембров классического электрооргана B3 с эффектом вращающегося динамика и без него, а также традиционные звуки церковных органов. Вращающийся динамик смоделирован очень эффектно: при включении эффекта динамик постепенного раскручивается до максимальной скорости, и так же плавно замедляется при выключении. Это представляет разительную разницу с механическим включением вибрато на органных звуках обычных синтезаторов.
Одним из интересных звуков категории Guitar/Bass является контрабас с тарелкой райд. Когда Вы нажатием клавиши Split разделяете клавиатуру FP-3 на две зоны, в левой части звучат сразу два инструмента: бас и тарелка райд, позволяя правдоподобно аккомпанировать шагающим басом в свинге, при этом в правой руке находится любой другой звук. Разумеется, можно оставить в левой руке бас безо всякой тарелки.
Звуки категории Strings/Pads могут быть использованы как сами по себе, так и в наложении с акустическим фортепиано или электропиано, создавая теплые, богатые фактуры, которые часто используются в балладных композициях. Два разных звука струнных ансамблей с разным временем атаки, синтезаторные струнные и звук хора, а также арфы дополняют эту коллекцию. 
В категории Voice/Winds (голоса и духовые) в дополнение к джазовому скэт-вокалу, хорам, трубе, флейте и саксофону, находятся два ударных набора. Один из них - традиционный акустический набор, а вот второй представляет собой набор голосовых вскриков, всхлипов и придыханий, имитирующих живые барабаны. 
FP-3 также имеет встроенный трехдорожечный секвенсор, что позволяет записывать, например, партию автоаккомпанемента, и вот про это чуть подробнее. 

Автоаккомпанемент

Важность автоаккомпанемента для себя может определить каждый музыкант. Во всяком случае, полезно, если такая возможность есть. Например, при игре с басом и вокалом нелишне включить мягкий фоновый рисунок барабанов, а при импровизациях хочется сосредоточиться на своем соло и иметь возможность включить "чужой" аккомпанемент. Это может пригодиться и при занятиях импровизацией, и при написании песен, и для ресторанной работы.
Автоаккомпанемент в FP-3 называется Session Partner - в прямолинейном переводе "сессионный партнер". 
Это акустические рисунки аккомпанемента (без таких стилей, как техно или транс), дающие качественное сопровождение ритм-секции: барабаны, бас, гитара. Аккомпанемент записан вживую сессионными музыкантами, без механической квантизации. Можно было бы привыкнуть к высокому качеству автоаккомпанемента в современных синтезаторах, но все же эффект превзошел все ожидания. Такого "драйва" трудно ожидать от "самоиграйки"!
Более 60 ритмов покрывают различные стили - от поп-музыки до рока, от латиноамериканских стилей до блюза; каждый стиль имеет свое вступление, заполнение и коды. Session Partner может играть заданной последовательностью аккордов (9 последовательностей аккордов могут быть воспроизведены в любой тональности и с любым стилем). Также можно задавать гармонию аккомпанемента левой рукой, как это обычно и происходит в интерактивных синтезаторах. Кроме этого, можно записать партию Session Partner в рекордер, чтобы потом целиком сосредоточиться на соло.

Текст Ильи Сандалова

Музыкальные инструменты Roland

"Полный джаз" #204

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0