Более ранние темы:
Синтезатор по ощущениям и технике игры настолько же отличается от акустического фортепиано, как перегруженная электрогитара от акустической с нейлоновыми струнами. Другие средства выразительности, другая лексика, другие тактильные ощущения, совершенно иная техника.
В начале 80-х был огромный коммерческий успех модели YAMAHA DX-7 - она имела полифонию больше, чем число пальцев на руке, и позволяла играть с наработанной фортепианной техникой.
Аналоговые же синтезаторы долгое время оставались для пианистов неизведанной территорией. Инструмент иначе реагирует на динамику игры, требует другой фразировки, иного мышления. Инструменты сразу после их появления в шестидесятых тотчас же получили ярлык "неживых", механистических. Впрочем, грубым и назойливым называли в начале XVIII века звучание фортепиано, сравнивая его с клавесином. Тогда еще не родились Бетховен, Шопен, Рахманинов...
Действительно, для пианиста есть психологическая трудность овладения синтезатором: требуется высокая степень технической образованности. От музыканта требуется умение самостоятельно создать и найти свой звук, и здесь мало знать принципы аналогового синтеза; нужно чувствовать и предвидеть, как многочисленные параметры звука (а их несколько сотен) меняют оттенки звучания и ощущения игры. Можно ли требовать от пианиста технической эрудиции и чутья? И это при том, что устоявшейся школы игры на синтезаторах нет!
Приведу пример: звучание Brass (медных духовых) разительно меняется при изменении только двух параметров: режим моно (нельзя играть аккордами) и портаменто, которое включает плавное скольжение по высоте от одной ноты к другой. Изменяется только переход от одного звука к другому, но это полностью трансформирует восприятие инструмента. А если чуть-чуть увеличить время атаки и приглушить звук с помощью фильтра высоких частот, то изначальный тембр становится совершенно неузнаваемым. А ведь изменено всего только четыре параметра...
Природу аналогового синтеза звука хорошо прочувствовали продюсеры танцевальной музыки. Они глубоко разбираются в архитектуре синтезаторов, и, как ни странно, ухо таких музыкантов очень чувствительно к тембровым краскам - именно в записях креативных танцевальных направлений можно услышать новые идеи в работе со звуком. Однако другие составляющие музыкальной фактуры редко порадуют ценителя живой музыки.
Переучившиеся же пианисты обычно не очень охотно ищут свой звук, ограничиваясь пятью-десятью полюбившимися пресетами (то есть программами с заданными параметрами). Создание "своего" звука им не очень-то и интересно, а тембровые краски они пытаются создать пальцами на клавиатуре - как это привыкли делать на рояле.
Синтезатор же по своей природе подразумевает сочетание этих подходов.
В отличие от танцевальных направлений, руки музыканта, играющего "живую" музыку, заняты клавишами, и ему некогда крутить многочисленные ручки. И здесь в полной мере проявляется преимущества цифровых инструментов. Они позволяют вдохнуть "жизнь" в звучание, назначая нужные параметры звука на то, что находится в пределах досягаемости при игре. Это пара колес, педали, послекасание (клавишные инструменты отвечают на два типа динамики: на начальную скорость нажатия - velocity - и на силу давления на клавишу после нажатия - aftertouch), несколько ручек и появившийся недавно в инструментах Roland инфракрасный контроллер D-Beam. Причем, как именно будет отвечать на то или иное действие, программирует сам музыкант, опираясь на свое представление и вкус.
Так, часто на одно из колес назначается вибрато, а на послекасание - тембр, чтобы при усилении давления на клавишу звучание становилось ярче. Впрочем, можно силу давления использовать для управления уровнем перегрузки одновременно с увеличением посыла на задержку delay, или задавать педалью глубину тремоло. В конечном счете, зная свои средства выразительности, музыкант сам определяет, что ему удобнее делать - повернуть ручку или нажать педаль. Одним из важнейших удобств работы с цифровыми инструментами является возможность сохранить наработанные звуки в памяти для последующего мгновенного вызова.
Широкие возможности для создания своих собственных звуков, не ограничиваясь только использованием готовых пресетов, предоставляют несколько клавишных инструментов Roland.
Прежде всего, это все инструменты семейства
XV и
Fantom, где управление организовано в логичные меню, похожие на компьютерные (впрочем, с помощью специальных программ можно редактировать тембр и на компьютере).
И есть инструменты, где основным параметрам отведены свои ручки или кнопки. Это широко известные музыкантам "моделлеры" аналоговых синтезаторов
Roland JP8000 (синтезатор с клавиатурой) и Roland JP-8080 (модуль без клавиатуры), появившиеся в начале девяностых одними из первых в своем классе.
И вот в январе анонсирован выпуск нового инструмента этого класса -
Roland V-Synth.
Это новый, необычайно выразительный музыкальный инструмент, открывающий новые горизонты для тех музыкантов, которые стремятся к созданию оригинальных тембров, к поиску своего собственного, ни на что непохожего звучания.
Сердцевиной V-Synth являются два осциллятора, использующие несколько типов генерации: во-первых, это воспроизведение сэмплов из постоянной памяти инструмента (или загруженных в оперативную память); во-вторых, это физическое моделирование аналоговых синтезаторов; в третьих, в качестве осциллятора может быть использован сигнал, поступающий извне - например, с микрофона или гитары.
В режиме воспроизведения сэмплов может быть использована технология VariPhrase(tm) для создания т. н. "эластичного аудио" - свободно трансформируемых аудиофраз с независимыми настройками длины и высоты и компенсацией форманты. Более подробно о технологии VariPhrase будет рассказано позже.
Что же касается внешних сэмплов, то их можно не только записать с аналогового или цифрового входа V-Synth, но и загрузить в форматах WAV и AIFF со SMART-карты или через порт USB. Аналоговое моделирование дает возможность получить живое и выразительное, "теплое" звучание в стиле классических аналоговых синтезаторов. В основе моделируемых тембров лежат 9 "виртуальных" аналоговых волновых форм, как стандартных (синусоида, "пила" и т.д.), так и комбинированных. И наконец, архитектура синтезаторного блока V-Synth позволяет обрабатывать звуки внешних источников - других синтезаторов, гитар, вокала, виниловых "вертушек" и т.д., подключенных ко входу устройства.
V-Synth обладает изменяемой архитектурой синтеза. Нужная конфигурация выбирается из трех базовых цепочек.
Эти цепочки определяют путь прохождения сигнала от двух взаимно модулируемых осцилляторов через систему
COSM-фильтров, усилителей и обработок.
Основные их параметры можно регулировать прямо с передней панели при помощи многочисленных кнопок, ручек и ползунков.
Более детальные настройки производятся в экранном окне V-Synth.
Отдельно следует сказать несколько слов о цифровых формантных фильтрах. Многорежимные фильтры, применяемые в V-Synth, содержат 2 цифровых процессора, использующих технологию физического моделирования звуковых объектов COSM. Кроме традиционных алгоритмов фильтрации, здесь можно найти такие режимы, как Side Band Filter, формирующий жесткое металлическое наполнение звука; Wave Shaper, управляющий формантой; а также моделируются усилители и влияние различных акустических корпусов (Resonator).
Быстрая и удобная работа с V-Synth в реальном времени обеспечивается множеством контроллеров, среди которых особенно стоит отметить двойной инфракрасный D-Beam контроллер, хорошо зарекомендовавший себя в различных моделях синтезаторов, грув-боксов и ремикс-студий Roland, а также совершенно новый Time Trip Pad, позволяющий регулировать параметры волновых форм - без искажений тональности и форманты - простыми движениями пальцев по резиновой подкладке.
Разумеется, инструмент потребует времени для овладения
им. Нужно услышать и привыкнуть к тому, как звучит та или иная модель, опробовать большое количество сочетаний вариантов. Но внимательный и дотошный владелец будет, безусловно, вознагражден совершенно новыми возможностями для создания своих звуков.
Текст: Илья Сандалов, Роман Дулин
Музыкальные инструменты Roland
|