502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
ROLAND:
ЦИФРОВЫЕ ОРГАНЫ СЕРИИ VK |
В нашей стране техника игры на органе, в отличие от классической пианистической школы, не получила широкого распространения. В США же еще в 1980х годах электромеханический орган был в каждой церкви, каждом клубе и во многих частных домах. Неудивительно, что этот инструмент оказал такое грандиозное влияние на рок и джаз: практически все легендарные рок-группы пользовались органом: назовем лишь Pink Floyd, Uriah Heep, Deep Purple и Led Zeppellin, не говоря уж про Yes и Emerson Lake & Palmer, где орган был основой. Любители джаза также имеют записи плеяды джазовых органистов от Джимми Смита до Джои Ди Франческо.
Электроорган, появившийся в начале тридцатых годов, изначально предназначался для домашнего музицирования. Действительно, иметь собственный духовой орган мог себе позволить далеко не всякий обеспеченный господин, и инженер Лоуренс Хаммонд (Laurens Hammond), создав электромотор с высокой стабильностью вращения, замыслил остроумное его применение: к мотору подсоединялись 91 колесико, похожие на часовые, которые вращались около магнитных звукоснимателей и тем самым генерировали звук. Получавшийся тембр, конечно, не очень-то подходил для воспроизведения величественных органных композиций европейских композиторов, но для жизнерадостной американской музыки оказался вполне уместен и востребован.
С появлением звуковых модулей на основе воспроизведения сэмплов каждый из них обязательно содержит множество вариантов звучания механического электрооргана, и даже в обычной компьютерной звуковой плате в соответствии со стандартом General MIDI обязаны быть три инструмента этой серии: Rock Organ, Jazz Organ и Percussive Organ.
Однако, органисты останутся настолько же недовольны такой имитацией, как и пианисты игрой на компьютерной MIDI-клавиатуре. Дело, конечно, в качестве звучания, но и не только в нем. Дьявол, что называется, в деталях: инструменты на основе воспроизведения сэмплов лишены многих средств выразительности, составляющих лексику органиста.
Прежде всего, конечно, это возможность изменять тембр инструмента во время игры с помощью регистровых движков. Вместо пресетов (то есть заранее заданных вариантов звучания), использующихся в современных модулях, органисты сами подбирали сочетание гармоник с помощью девяти движков, причем для верхней, нижней и ножной клавиатуры используются свои комбинации.
В пятидесятых годах в органах появилась перкуссия - резкая атака звука, создаваемая с помощью аналогового генератора огибающей. Такая атака была присуща не всем звукам, как в сэмплерах, запечатлевших этот тембр, а лишь первой ноте из группы, сыгранной слитно. Таким образом, звучание разительно менялось при игре легато (певучая игра без перкуссии) и стаккато (с перкуссией). После короткой паузы генератор восстанавливается не полностью, а лишь частично, что дает не очень явную атаку. Приноровившись к этому недостатку, органисты превратили его в особенность игры. Перкуссия, впрочем, была присуща только верхней, солирующей клавиатуре.
Но и это далеко не все. Разные органы имели разную конфигурацию тоновых колес, и они генерировали различные приближения к синусоиде, разумеется, далеко не совершенные. Соседние вращающиеся колесики индуцировли токи в близко расположенных звукоснимателях. Раньше это считалось недостатком, так как давало грязные призвуки, однако именно это и придавало органу такую тембровую особенность. Позднее, в семидесятых, когда научились избегать таких побочных эффектов, многие органисты по-прежнему предпочитали грязный тон старых органов, называя такое звучание vintage.
Идеально отстроенные и безупречно темперированные сэмплеры же лишены всей этой "неправильности". Какие бы красивые сэмплы они не использовали для своего звука, они ведут себя иначе, по-другому реагируют на динамику, и в конечном счете, требуют совершенно другой техники игры.
Стоит посмотреть на то, как играет органист. Он постоянно меняет звук регистровыми движками, включает и выключает вращение динамика, отстраивая динамику звука педалью экспрессии. Кроме того, органисты активно использовали возможности модулировать электрический сигнал - с помощью тремоло, вибрато, хоруса и перегрузки усилителя. Разумеется, современные сэмплеры дают возможность применить эффект к выбранному тембру. Однако, как правило, дается возможность выбора лишь одного эффекта - так, на перегруженном органе уже не получится включить эмуляцию вращающегося динамика.
Ну и еще один недостаток основанных на сэмплах генераторов - недостаточная плотность звука, когда звук теряется в общем миксе - заставил искать новые пути синтеза звука.
Действительно, механические электроорганы перестали производить уже два десятилетия назад: массовый спрос перебили инструменты на основе воспроизведения сэмплов, а удовлетворять единичные заказы ценителей и профессионалов было нерентабельно (особенно если сравнивать с уровнем продаж начала 80х годов, когда продажи органов сравнялись с акустическими фортепиано; покупали их, в основном, любители домашнего музицирования). Кроме того, механический электроорган действительно имеет ряд практических недостатков: тяжеловесность (один инструмент весил около 100 кг), нестабильность в работе из-за изнашиваемых механических деталей и т. д.
Выход появился около десяти лет назад: это было физическое моделирование.
Электроорганы серии Roland VK преследуют цель полностью воссоздать звук классических электроорганов. Тоновые колесики, даже у органов в прекрасном состоянии, никогда не работали строго предсказуемо. Эти случайные вариации и придавали классическим органам их богатый, сочный тембр. Кроме того, органы совершенно иначе реагировали на силу нажатия и нюансы игры, например, нота, сыгранная в контексте длинного пассажа, звучала иначе, чем та же самая нота
после паузы.
Для достоверного воспроизводства этих особенностей настольный модуль
VK-8M, одномануальный орган
VK-8 и двухмануальный
VK-88 используют моделирование тоновых колес, основанное на патентованной технологии Roland COSM. Оно позволяет виртуально воссоздать в недрах микрочипов 91 колесо в независимом постоянном вращении - так же, как на классическом электрооргане. В конечном счете, в любое время, когда нажимается клавиша, присутствует элемент "произвольности" и "непредсказуемости". В число преимуществ органа входит также и полноклавиатурная полифония, отсутствие "взаимоисключающих", сдвинутых по фазе обертонов (так часто встречающиеся в инструментах на основе воспроизведения сэмплов), и независимые друг от друга эффекты, эмулирующие вращение динамика и вибрато. Достоверно воспроизводятся и токи утечки, получающиеся при наводках от соседних колесиков, причем их уровень (равно как и уровень "клика" при нажатии и отпускании клавиш) можно регулировать, добиваясь и "чистого" звучания восьмидесятых, и "грязного" пятидесятых.
Но органы не звучат сами по себе - для их озвучки требуются усилители и динамики, каждый из которых имеет свое индивидуальное звучание. Поэтому органы серии VK моделируют четыре типа комбо-усилителей, и способны воспроизводить даже такой эффект, как удар по пружине ревербератора!
Также инструмент включает и некоторые эффекты, присущие современным инструментам, такие как кольцевая модуляция или добавление гармоник, управляемые положением руки над невидимым инфракрасным лучом. Пользовательские установки могут быть сохранены в ячейках памяти (36 ячеек для модуля
VK-8M и 64 для органов
VK-8 и
VK-88), что позволяет моментально вызвать нужные параметры.
Текст Ильи Сандалова
|
|