"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница |
Выпуск # 39 (97) -
22 ноября
2000 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
В сегодняшнем выпуске мы публикуем материал Алексея Баташева, посвященный состоявшимся в Кремле с большущей помпой концертам некоего "оркестра Гленна Миллера". Алексей Николаевич эмоционально и аргументированно критикует организаторов сих мероприятий за подмену понятий: ведь привезен на деле был не "легендарный оркестр" и не "лучшее джазовое шоу всех времен", как утверждали организаторы, а какой-то безвестный оркестр из Великобритании, каким-то образом заполучивший одну из двух лицензий на имя существовавшего десятилетия назад мемориального оркестра Гленна Миллера (сам Миллер, напомним, без вести пропал в небе над Ла-Маншем в 1944 г.; вторая - и, видимо, основная - лицензия принадлежит куда более известному американскому коллективу, но он не приехал). Заштатный оркестр, где нет ни единого известного музыканта, был выдан за некую легенду мирового джаза и разрекламирован так, что Кремлевский дворец был полнехонек. Еще бы: всякий россиянин знает, что джаз - это "Лет май пипол гоу" Армстронга, "Караван" Эллингтона, "Самертайм" Эллы Фицджералд и "Чатануга-Чуча" Гленна Миллера, а вместе с этой последней и весь фильм "Серенада Солнечной Долины". На этом и выехали: ну представьте себе, что афиши гласили бы "Лучшее джазовое шоу всех времен - оркестр Джона Смита (или, тем более, Василия Иванова)"! Пришел бы хоть кто-нибудь, кроме полусотни некритично настроенных граждан? То-то.
Мы можем полностью согласиться с Алексеем Николаевичем в том, что нашему малотребовательному зрителю в очередной раз впарили какую-то вампуку, выдавая ее за супер-пупер-шоу выше мирового уровня. Нашей публике не привыкать: в области поп-жанров она то и дело радостно выкладывает свои денежки (и, как правило, немалые) за право посмотреть на тех, кто участвовал в реальном музыкальном процессе лет ...дцать назад, но с тех пор наглухо из этого процесса исчез. Исчез в силу естественных причин: изменчивости конъюнктуры шоу-бизнеса (особенно жестокой в поп-мире), возрастных изменений, а зачастую - в силу собственной бездарности (прежде прикрывавшейся сиюминутной модой и связанной с нею беззастенчивой рекламной раскруткой). По месту постоянного проживания все эти Смоки, Бони-Мэ, Адрианы Челентаны, Дитеры Болены и Томасы Андерсы давно и напрочь никому не нужны; но есть, есть на свете страна, где их любят, ждут и где обязательно удастся напоследок, перед окончательным погружением в Лету, нарубить вагон зеленой капусты на безбедную старость. Публика в этой стране, как уже было сказано, нетребовательна, реальный музыкальный процесс и распределение приоритетов в нем не представляет себе вообще и поэтому с готовностью отдает по двести кровно заработанных уругвайских эскудо (у.е.) за просмотр нехудожественного непотребства, которое на его, непотребства, родине уже и в зал общины пресвитериан-паралитиков не пустят играть без полной предварительной оплаты аренды помещения.
Что уж там говорить о джазе!
О да, конечно, джазовая публика в принципе знает, что Гленн Миллер умер пятьдесят шесть лет назад, но ведь именно джазовая-то публика - та, что ходит на концерты действительно великих джазменов, каковых концертов в последние несколько лет (по крайней мере в Москве) довольно много происходит - вряд ли так уж массово пошла на объявленное фуфло им. Миллера! Пошла другая публика - та, что тысячами ходит на якобы джазовые мероприятия с участием одних и тех же пяти-шести отечественных имен, заслуги которых пред Родиной неоспоримы, но место которых в реальном процессе стремительно скромнеет вместе с потерей класса исполнения, новизны идей и - зачастую - даже техники игры (опять же, в силу естественных причин).
И ведь эта публика ничем не хуже той, что ходила на Кенни Гарретта, Рэнди Бреккера, Жан-Люка Понти, Уинтона Марсалиса или, скажем, Джо Локка. Зачастую они - эти публики - даже немного пересекаются. Просто одна часть публики знает, а другая нет. Одна информирована, другая - живет в информационном вакууме или, во всяком случае, в разреженной атмосфере. Одна знает, что в мире есть реально идущий джазовый процесс и ход его определяет актуальное творчество определенных музыкантов, другая же чувствует предрасположенность к джазу как таковому, но о реальном джазовом процессе (в силу отсутствия возможности получать информацию или - гораздо чаще! - в силу неумения и непривычки ее получать) представления не имеет, и поэтому легко покупается на несложные рекламные трюки. И поэтому у нас всегда полны большие залы, где плохо играют неактуальные музыканты, и так же полны другие (или те же самые) большие залы, где хорошо играют музыканты актуальные.
Так что и жаловаться, в общем, не на что: то и дело подсовывая публике второсортный или даже уцененный товар, нечего рассчитывать на ее - публики - высокую сознательность. Откуда она, сознательность-то эта, возьмется? Понятно, что "на рубеже тысячелетий" существование в десятимиллионном городе аудитории, которая принимает всерьез "долгожданные концерты легендарного джазового оркестра Гленна Миллера", они же "лучшее джазовое шоу всех времен!" (я цитирую официальный
пресс-релиз организаторов) и не усмехается себе в бороду или там в шарфик, а идет и платит свои деньги за право увидеть это надувательство - нонсенс. Но ведь вся нынешняя Россия - нонсенс, общество навыворот. И слава Богу, что аудитория эта (или смежная с ней) все-таки знает о существовании и реальной музыки тоже, и на концертах реальных музыкантов в зале всегда есть люди.
А насчет информированности... Делаем, что можем - но ведь важно и встречное движение. Невозможно информировать человека, если он сам того не хочет. Не умеет. Не испытывает потребности. Не привык.
То есть возможно - но только на это нужны очень большие средства. Ведь до него, до неинформированного нашего слушателя, донесли же как-то сведения о приезде "лучшего джазового шоу всех времен"? Вот этими методами и надо учиться пользоваться. И средства на это находить.
А то так и будем жить - у одних реальная музыка от реальных музыкантов, а у других - "долгожданные концерты".
|
|
|
Как
это было
в Москве |
В предыдущие две недели (ровно с того момента, как в СМИ началась массированная реклама) редакцию засыпали вопросами: почему мы не освещаем столь широко отрекламированное "лучшее джазовое шоу всех времен"? Некоторое время мы в частной переписке недоуменно отвечали, что Гленн Миллер, собственно, давно умер, но потом назойливость рекламы сделала свое дело, и количество вопросов об этом таинственном по степени отношения к реальному джазовому процессу, но мощно раскрученном мероприятии превысило критический порог. Редакция уж было набрала воздуху в грудь, чтобы дать достойный ответ, но тут получила обращение критика
Алексея Баташева, и необходимость выдыхать отпала (хотя редактор журнала все-таки выдохнул - см. выше). Обращение состоит из двух частей - написанного до и написанного после "лучшего джазового шоу всех времен"...>>>>
Арт-клуб "Алабама", открывшийся полгода назад, приобретает все большую известность у публики и уже завоевал любовь джазменов самого разного калибра - кто там только ни выступал в эти месяцы! 18 ноября там прошел концерт саксофониста
Алексея Козлова и его струнного TWINS-квартета (кстати, Алексей Семенович выступает на этой площадке уже не в первый раз).
Открывалось действо очень красивым ранним сочинением французского композитора Габриэля Форе "Пробуждение", которое Козлов исполняет во всех своих неоклассических проектах. Звучали сделанные Козловым оригинальные обработки для альт-саксофона и струнного квартета - многие из них он (с этим ли квартетом, или с квартетом им. Шостаковича) исполняет уже несколько лет: "Take Five" Пола Десмонда, "Lotus Blossom" Дюка Эллингтона, "Django" Джона Льюиса. Прозвучал даже фрагмент из увертюры к опере Вагнера "Тангейзер". В общем, репертуар был и достаточно традиционным для проектов Козлова, и достаточно разнообразным, чтобы удерживать внимание собравшихся.
Воспользовавшись случаем, я решила расспросить Алексея Семеновича о его "Музыкальной лаборатории". Этот интернет-проект запущен немногим больше месяца назад и был изначально посвящен "пограничным" жанрам (в понимании А.С.Козлова, конечно: того, что называет "пограничными жанрами" нынешняя критическая традиция, там лучше не искать - ред.): джаз-року, прогрессив-року, нью-эйджу, эйсид-джазу и т.д. Позже на сайте открылась библиотека, стали появляться материалы, посвященные истории различных молодежных движений и соответствующих им музыкальных стилей ("появились яппи - появился нью-эйдж, появились хиппи - появился рок"). Алексей Козлов считает, что "для этого делается все". Проект этот, про его мнению - элитарный и некоммерческий, с очень приличным дизайном; но его целью отнюдь не являются высокая посещаемость и первые места в рейтингах - просто "...молодежь должна знать свою историю".
История молодежи? Это интересно. Правда, когда у молодежи появляется история, она перестает быть молодежью...
Катерина Миронова
|
|
|
Как
это было
в Нью-Йорке |
Наш собственный корреспондент в Нью-Йорке Иван Шокин особенно пристален к молодым талантам. То есть, конечно, ветераны (особенно если это ветераны новых импровизационных жанров) тоже привлекают его внимание, и немалое, но особенно он радуется, когда видит что-то молодое, но уже раннее. Мы радуемся вместе с Иваном: значит, импровизационная музыка не просто развивается сама по себе - она продолжает рекрутировать новые кадры! Вот как, по описанию Ивана, ведут себя эти кадры в Нью-Йорке...>>>>
|
|
|
Москва - это вам
еще не все |
17-19 ноября в Минске прошел первый международный джазовый фестиваль "RADO-джаз" - серьезное и крупное событие. На фестивале побывал редактор "Полного джаза"...>>>>
Следующий материал пришел из Новосибирска, где, как и в Минске, тоже выступил Сергей Манукян (это вообще один из самых гастролирующих джазовых музыкантов на просторах СНГ). Наш новосибирский автор Александр Мездриков анализирует услышанное и находит интересные изменения в творчестве Манукяна...>>>>
|
|
|
Что
намечается:
московские анонсы |
14-17 декабря в Москве пройдет VI международный фестиваль вокального джаза "Джазовые голоса-2000". Его проводят "Джаз-арт клуб" и Госконцерт. Концерты фестиваля пройдут в Центре искусств Центрального Дома художника, "Класс-Центpе" Сеpгея Казаpновского, Мосбизнесцентре и ряде клубов, среди которых - "Джаз-арт клуб" и "Ле Клуб".
В фестивале впервые за всю его историю примут участие вокалисты только из России и Украины. Среди участников - дуэт из Донецка Ольга Войченко и Сергей Капелюшок, ансамбль Academic Band из Ульяновска, вокалистка оркестра Олега Лундстрема Светлана Рубинина, еще одна работающая в Москве певица - Ирина Родилес (она выступит с оркестром Олега Лундстрема с премьерой тематической программы "Еврейские мотивы в джазовых интерпретациях"), певица из Южно-Сахалинска Наталья Радионова, дуэт из Киева - Лана Меркулова и Алексей Тузов и др.
Фестиваль проводится при поддержке Мосбизнесцентpа, компании "Живой звук", фирмы "Росмэн-Аудио", компании "Зеpностандаpт" и кафе "Мажор".
"Джазовые голоса" впервые прошли в декабре 1995 г. В первых пяти фестивалях участвовали вокалисты из России, Украины, Беларуси, Грузии, Германии, США, Франции, Швеции и Норвегии.
|
|
|
Чтение |
Сегодня мы начинаем публикацию третьей, и последней, части грандиозной работы "Приношение Дюку", написанной в 1999 г. первым и основным отечественным джазоведом - Леонидом Переверзевым. Совсем недавно, месяц назад, мы отметили 70-летие Леонида Борисовича. Мы надеемся, что завершение публикации "Приношения Дюку", продолжавшейся несколько месяцев, может послужить нашим чуть запоздалым и непропорционально скромным подарком к этому юбилею...>>>>
|
|
|
А в это время за бугром... |
Весь ноябрь и декабрь по всем миру проходит целый ряд юбилейных мероприятий, посвященных
случившемуся 11 ноября 75-летию композитора (и в этом качестве - лауреата Пулитцеровской премии), музыканта (например, участника оркестра Майлса Дэвиса - Джерри Маллигена - Гила Эванса, записавшего "Birth Of The Cool"), преподавателя (многолетнего декана Консерватории Новой Англии и основателя Школы джаза Ленокс) и теоретика (автор многих книг, в том числе всемирно признанных работ "Ранний джаз" и "Эра свинга") Гюнтера Шуллера
- автора понятия "третье течение"
(призванного определить движение
академической музыки и джаза
навстречу друг другу) и активного
проповедника этого течения на
практике. Большая часть этих мероприятий произошла или происходит в районе Бостона, где Шуллер живет и работает, однако напряженное гастрольное расписание Шуллера приводит к тому, что поздравить его с юбилеем смогут и в других местах.
Так, 10 ноября в Консерватории Новой Англии в Бостоне прошел круглый стол по теме "Творческие корни музыки Гюнтера Шуллера", в котором участвовали такие гранды, как Джордж Расселл и Рэн Блэйк. 16 ноября в зале им. Киллиана Массачусетского технологического института в Кембридже пошла дискуссия "Рождение, развитие и будущее Третьего Течения", в которой участвовал сам юбиляр, а также Рэн Блэйк и Марк Харви. Собственно юбилей отмечался 18 ноября опять-таки в залах МТИ, где прошел юбилейный концерт из сочинений Шуллера (где прозвучала премьера "Song and Dance - Sonata for Saxophone and Piano", а также ряд других произведений)... Вне-бостонские мероприятия, помимо прочего, включают концерт 13 декабря в Лондоне, где оркестром London Sinfonietta будет дирижировать сам Шуллер, а партию саксофона исполнит Джо Ловано.
Более подробно о юбилейных мероприятиях можно узнать у пресс-секретаря Гюнтера Шуллера, представителя лейбла GM Recordings Скотта Менхиника:
scott@gmrecordings.com.
|
|
|
Новые
альбомы |
Новые альбомы
(в продаже с 28 ноября) |
- Don Byron - A Fine Line: Arias and Lieder (Blue Note)
- Bill Charlap Trio - Written In the Stars (Blue Note)
- Billy Childs Trio - Speak Like a Child (32 Jazz)
- T.K. - Blue Eyes of the Elders (Arkadia Jazz)
- Kevin Mahogany - Portrait of (Warner Bros.)
- V/A - Casino Lights '99 (two-disc jazz compilation; live at Montreux w/Boney James, Kirk Whalum, et al.) (Warner Bros.)
- Paul Horn - Tibet: Journey to the Roof of the World (companion music to PBS special) (Transparent Music)
- John Pizzarelli - Let There Be Love (Telarc Jazz)
|
Переиздания
(в продаже с ноября) |
- Mildred Bailey - The Complete Columbia Recordings (10 CDs) (Mosaic)
- Ella Fitzgerald Sings the Irving Berlin Song Book (two CDs) (Verve)
- Benny Goodman - Arrangements by Fletcher Henderson/Arrangements by Eddie Sauter (two-fer) (Collectables)
- Bill Henderson - His Complete Vee Jay Sessions, Volume Two (Vee Jay/Koch Jazz)
- Roland Kirk - Domino (Verve)
- Lyle Mays - Fictionary (Warner Bros.)
- Carmen McRae - Blue Moon (Verve)
- Lee Morgan - Expoobident (Vee Jay/Koch Jazz)
- Lee Morgan and Wayne Shorter - The Complete Vee Jay Sessions (six CDs) (Mosaic)
- Red Norvo/Mavis Rivers - We Remember Mildred Bailey (Vee Jay/Koch Jazz)
- Boyd Raeburn & Orchestra - Boyd Plays Stravinski (Savoy Jazz/Atlantic)
- Max Roach - The Complete Mercury Recordings of (seven CDs) (Mosaic)
- Jimmy Smith - Organ Grinder Swing (Verve)
- Richard Elliot - Best of (Blue Note)
- Pat Metheny Trio - 99>00 Live (two CDS) (Warner Bros.)
- Eddie Harris - For Bird and Bag (Vee Jay/Koch Jazz)
- MJT+3 - Walter Perkins' MJT+3 (Vee Jay/Koch Jazz)
- Wayne Shorter - Wayning Moments (Vee Jay/Koch Jazz)
- Frank Strozier - Fantastic (Vee Jay/Koch Jazz)
|
|
Радио |
В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова:
- "Джаз около полуночи" ("Радио-1", 68.3 УКВ, 23.30 24.00):
Четверг, 23.11 - Юбилеи ноября: Гюнтер Шуллер, Мария Шнайдер, Розуэлл Радд, Фил Минтон, Мишель Порталь
Внимание! В формате программы возможны изменения.
В ближайших выпусках программы Михаила Бутова "Джазовый лексикон" ("Христианский церковно-общественный канал", СВ 1116 КНz, понедельник, 19.00):
- 27 ноября - блюзы (Диззи Гиллеспи, Терье Рюпдаль, Джон Зорн, Декстер Гордон, Бад Пауэлл и т.д.)
|
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз", 1998-2000
Опубликованные в "Полном джазе" материалы
являются собственностью редакции. Авторское
право на них принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее изданных
другими СМИ, права на материал и на авторство
полностью сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами на перевод
материалов, принадлежащих зарубежным изданиям.
Редакция не возражает против перепечатки
материалов "Полного джаза" другими
изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако
просит во всех случаях сохранять авторство и
ссылаться на источник. Мы были бы также очень
признательны за сообщение о перепечатке. |
|
|