502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #39
Минск: часы джаза
Хоть трава минских газонов и была еще зеленой, погода в столице братской Беларуси стояла не слишком приятная - моросящий дождь с серых восточноевропейских небес. По просторным минским проспектам ходили толпы молодежи - как радикально настроенной, так и не очень. Каждый вечер, в семь часов, перед Домом офицеров, где проходил с 17 по 19 ноября фестиваль "RADO-джаз", собиралась огромная толпа. Во-первых, потому, что народу на большинстве концертов было и впрямь много, а во-вторых - потому, что, как и на всей территории бывшего Отечества, людей на концерт пропускали через единственную приоткрытую створку одной двери.
Татьяна Комова ("Второе Приближение") Фестиваль был организован минским Малым театром (собственно, Дом офицеров - сцена этого театра) при поддержке ряда коммерческих структур, среди которых - генеральный спонсор, местное представительство швейцарской часовой фирмы RADO. Спонсоры постарались на славу (так в России было лет восемь назад): спонсорской рекламной продукцией было увешано решительно все, включая огромный барабан в центре угрожающе свисавшей над сценой коллекции недействующих музыкальных инструментов, а установленный возле сцены большой телеэкран, показывавший зрителям лица солистов крупным планом, продемонстрировал рекламный ролик часовой фирмы раз, наверное, двести.
Впрочем, неизбежные для первого в городе мероприятия подобного размаха и уровня организационные шероховатости напрочь перекрывались искренним желанием организаторов сделать как лучше (пусть даже пока без точного представления, как же именно это сделать), а главное - отменно теплым приемом минской публики.
Впрочем, не буду забегать вперед. Фестиваль открылся 17 ноября выступлением минской вокальной группы "Камерата". Коллектив этот (в последние пять лет - септет) существует с конца 80-х, когда он был еще камерным хором, балансировавшим где-то между филармоническим "популярным" джазом и академическим исполнительством. В первой половине 90-х тогдашнему лидеру ансамбля Олегу Шикунову удалось сделать из "Камераты" крепкий джазовый фестивальный коллектив, но, когда он уехал в США, группе пришлось все начинать заново - так сильно она была связана с авторской манерой Шикунова. Теперь "Камератой" руководит Игорь Мельников, музыку пишет солистка Ольга Воробьева и еще один участник группы - Александр Довнар, и в манере ансамбля сочетаются белорусский фольклор, элементы академической музыки и джазовый мэйнстрим. К сожалению, на фестивале этническую инкарнацию "Камераты" послушать не удалось - для джазового фестиваля вокалисты подготовили джазовую программу, как они ее поняли. Проще говоря, сорок минут стандартов и всего две авторские вещи, совсем не раскрывающие индивидуальности группы (и это при том, что группой только что выпущен очень сильный авторский альбом - "Мой ангел", презентация которого в Минске еще только предстоит 23 декабря). 
Да, конечно, "Камерата" хорошо поет стандарты, но... здесь есть свои сильные и слабые стороны. У них превосходная техника пения, изысканные аранжировки, а все, что касается тембровых и динамических красок - просто великолепно (достаточно послушать, как мужские и женские голоса с удивительной степенью тембровой точности составляют подобие групп свингового биг-бэнда с его засурдиненными трубами и квартетом саксофонов!). Но их, увы, подводит английский язык, которого они практически не чувствуют, не "играют" с ним так, как это могут сделать носители языка или те, кто хотя бы говорит по-английски более или менее свободно. "Зззэй кент тэйк зззэдэвэй фром ми" - не звучит. А жаль. У "Камераты" масса материала, который прозвучал бы на десять голов выше. Что, не поняла бы публика? Это вряд ли.
"Второе Приближение" Вторыми в первый вечер фестиваля выступали москвичи - проект "Второе приближение" пианиста Андрея Разина. "ВП" приехало вчетвером: помимо ядра - Разин, вокалистка Татьяна Комова и контрабасист Игорь Иванушкин - еще и перкуссионист Вано Авалиани, довольно регулярно с проектом сотрудничающий. Прямо на саундчеке выяснилось, что из программы "Приближения" вылетают самые сложные и новые композиции, потому что установленный рачительными владельцами Дома Офицеров на сцене рояль "Эстония" не очень-то поддавался ни настройке, ни собственно игре. "Второе приближение" легло на амбразуру, и после пары композиций (для неподготовленного слушателя - наверное - не менее сложных, чем так и не сыгранные новые) зал сдался и бурно зааплодировал. Хотя "ВП" трудно назвать таким уж популярно-джазовым коллективом (и вообще мэйнстримовым), дух соединенной композиции-импровизации и огромная искренность всех участников в том, что они делают, рано или поздно захватывают и увлекают непредубежденного зрителя. Тем более, если музыканты чувствуют и усиливают положительные эмоции зала (а здесь так и случилось). Конечно, особенно жарко приняли темповые, скоростные композиции вроде "Танца" или "Иванушкин-буги", но и масштабные медитативные полотна вроде "Прелюдии и токкаты" или "Пьеро" были выслушаны с большим вниманием.
Игорь Бутман и Джо Локк Второй вечер фестиваля был полностью отдан квинтету Игоря Бутмана с участием американского вибрафониста Джо Локка. Этот концерт проходил в рамках их тура по странам СНГ: за день до этого музыканты играли в Киеве, на следующий вечер - в Москве. Ансамбль приехал из Киева на автобусе, вкусив прелесть украинско-белорусского таможенно-пограничного контроля и ухабистых дорог, местами не латанных с советского времени. И тем не менее концерт получился великолепным. Два отделения прошли на одном дыхании и на общем "ура" - так редко случается видеть подобные концерты! Новый состав ансамбля Игоря Бутмана был на редкость хорош, а Джо Локк - один из лучших в мире по своему редкому и сложному инструменту - влился в группу на редкость органично. За сценой он говорил, что группа просто отличная, даже по завышенным нью-йоркским меркам. И он был прав. 
Джо Локк, Игорь Бутман и Антон Баронин Ну, оба солиста - и Локк, и Бутман - отвечают самым высоким стандартам по определению, но и ритм-секция превосходна. Барабанщик Эдуард Зизак с его хлестким и мощным драйвом и надежный, четкий, упругий басист Виталий Соломонов давно работают с Игорем и разочаровывают редко, это мы и так знаем, но новый пианист ансамбля (и, кстати, биг-бэнда Игоря) Антон Баронин, совсем молодой музыкант, влился в группу на редкость уверенно. Его фразировка и техника ничуть не слабее, чем у других пианистов, работавших с Игорем в России, но главное - он, невзирая на молодость, мыслит не фразами, а целыми образами и с легкостью выстраивает эти образы в своей игре. 
Джо Локк Музыканты играли главным образом авторскую музыку Джо Локка и несколько стандартов, а также популярную "Ностальгию" из одноименного альбома Игоря. Высочайший уровень взаимопонимания, фантастические соло - что еще можно сказать? Протяженные и интересные соло играл даже Соломонов, прежде не баловавшийся этим делом (а если и баловавшийся, то раньше редко блиставший своими импровизациями). Что уж там говорить о вулканических соло Бутмана или замысловатых водопадах импровизаций Локка!
Редко, действительно редко случается видеть такое. Это тот редкий случай, когда даже не хочется анализировать технику и отдельные моменты игры - настолько собственно музыкальная составляющая доминировала над техническими моментами, настолько единым конгломератом шел со сцены сплавленный намертво и не распадавшийся на отдельные партии и пассажи музыкальный поток.
Джо Локк А Игорь Бутман за сценой рассказал, что и это не предел - где-то в туре один раз сыграли авторскую вещь Локка настолько проникновенно, что у Джо хлынули слезы, и он потом в перерыве стоял за сценой и буквально рыдал. Охотно верю: плакать он, положим, в Минске сам не плакал, но играл настолько эмоционально и открыто, что заставлял публику если не рыдать, то уж во всяком случае бурно (не то слово!) проявлять массу других эмоций.
Джо обещал нам по окончании тура написать несколько строк о том, как прошли эти гастроли и что он о них думает, так что будем ждать его сообщения.
Третий день фестиваля оказался самым массивным и многообразным, хотя до фантастического уровня второго дня он не поднялся (да это вряд ли было и возможно!).
Vilnius Jazz Quartet В отличие от первых двух дней, он состоял из двух концертов. Первый начался в три часа дня (напомню, было воскресенье), но, несмотря на столь необычное время (для джаза - просто-таки утренник), публика в зале была (ну, пусть не вся тысяча, но человек пятьсот точно). Это концерт был полностью отдан Vilnius Jazz Quartet'у и вокалистке Неде Малунавичюте (вообще, по обилию вокалистов в программе вы, наверное, уже догадались, что это не случайно: фестиваль заявляет о себе именно как о вокальном, хотя в центральном его концерте - Бутмана/Локка - никакого вокала не было и не планировалось). 
Vilnius Jazz Quartet В отличие от последних появлений вильнюсского супербэнда в Москве, исполнялась новая программа; в отличие от них же, Неда была в отличной форме и абсолютно адекватна; и в отличие от них же, не было ни единой потери темпа, музыканты не отвлекались на различные экстрамузыкальные эскапады, и даже игра Витаса Лабутиса одновременно на сопрано- и альт-саксофоне (или одновременно на саксофоне и клавишных), даже издавание клавишником Олегом Молокоедовым грозных воплей злого голодного слона на помятом флюгельгорне не создавали больеш (как это случалось в Москве) ощущения чужеродного "циркового" элемента, после которого опять начнется настоящая музыка. Нет, на этот раз настоящая музыка была от начала и до конца, даже невзирая на складно рассказанную Недой посреди монументального "парафраза" на тему "It Don't Mean A Thing If It Ain't Got That Swing" сказочку о Кра-а-асной шапочке на несуществующем языке. Было очень много нового материала, а уже знакомый звучал волнующе интересно и остро. Неда совсем не кричала, но много пела (здорово пела) и много играла на флейте. Барабанщик Гядиминас Лауринавичюс сыграл роскошное соло руками, как на перкуссии. Басист Леонид Шинкаренко был мощен и убедителен. И при всем при этом VJQ, как обычно, оставались стопроцентно европейским предприятием, абсолютным художественным антиподом предшествовавшего концерта. Интересно: а доедет то колесо, случись ему... то есть сыграет ли VJQ, случись ему, в Нью-Йорке? И насколько будет понят? Загадка, дать ответ на которую может лишь практика.
Феликс Лахути и Сергей Манукян Второй (вечерний) концерт открыл живущий в Москве вокалист и клавишник Сергей Манукян, который выступал с одним из вариантов своего трио - Вано Авалиани на барабанах (Вано ждал его с пятницы, когда выступал на этой же сцене со "Вторым приближением") и Феликс Лахути на скрипке. Если не считать некоторого однообразия игры последнего (и случавшихся небольших "нестроевичей", которые можно отнести на счет сложностей с озвучанием сцены мониторами), выступление трио Манукяна было одним из наиболее впечатляющих, слышанных вашим корреспондентом у него за последние годы. Мощнее стал Манукян, мощнее и агрессивнее, и почти совсем перестал быть слащавым. Я не стану повторять публикуемый сегодня "Полным джазом" репортаж из Новосибирска, где Манукян тоже блеснул - прочитайте, там дан весьма точный анализ того, что изменилось в Манукяне на сегодняшний день.
Последнее отделение последнего вечера носило гордое название "гала-концерт" и состояло из нескольких коротких выступлений минских коллективов. Пела "Камерата" (масса оваций, но, к сожалению, из новой программы опять показана всего одна вещь). Пела новая минская молодая звезда Евгения Летун (родом из Пинска, студентка Института культуры) - мощный потенциал, но мало опыта. С минчанами вновь пела Неда Малунавичюте, тем самым обозначив единственный в фестивальной программе джем...
Vilnius Jazz Quartet
На этом фестиваль завершился. Минчане радовались, что наконец-то удалось организовать что-то помимо структур традиционного Минского фестиваля, что, возможно (если интерес спонсоров не угаснет), "RADO-джаз" станет ежегодным... Дай Бог. Мы же, со своей стороны, можем заметить, что несмотря на небольшие организационные недочеты (криминальный рояль, выпуск буклета к последнему дню фестиваля и т.п.), фестиваль был проведен, что называется, бодро, с большим энтузиазмом и действительно показал значительный потенциал - прежде всего, потенциал минской публики, тонко чувствующей и тепло принимающей импровизационную музыку. Так держать, и - даст Бог - до встречи в следующем году!

Кирилл МошковКирилл Мошков

На первую страницу номера