Впервые я услышал его музыку в ту страшную для ереванцев зиму начала 90-х. Кто-то из знакомых привез из Америки кассету группы Night Ark. Сидя при свечах, завернувшись в одеяла, используя последние капли мощности аккумулятора, мы с восхищением и удивлением слушали американскую группу, исполнявшую почти джазовые композиции, основанные на армянском мелосе. Тогда же запомнилась фамилия исполнителя на уде, композитора и лидера группы - Ара Динкджан. И не мог я себе даже представить, что через пяток лет увижу его воочию и лично познакомлюсь с господином Динкджаном. Тогда, в 1998 году, квартет Night Ark, состоящий из музыкантов с мировым именем (Ара Динкджан - уд, Армен Донелян - клавишные, Марк Джонсон - бас, Арто Тунчбояджан - перкуссия и вокал) был гостем Международного джаз-фестиваля "Ереван-98".
После первого же личного контакта господин Динкджан стал для меня просто Ара, и это явилось началом нашей дружбы, которую при помощи чуда ХХ века - Интернета без труда удается поддерживать.
Дедушка и бабушка Ара по отцовской линии попали во Францию из Диарбекира, а по материнской - из Харберда. Там же родились его родители. Потом Америка. Они пели в армянской церкви Нью-Йорка, где познакомились и венчались. Отец Ара - Оник, стал весьма популярным в Америке исполнителем светских и духовных армянских песен. Там же, в церкви, началась карьера профессионального музыканта самого Ара. В течение почти двадцати лет он аккомпанировал отцу. Сегодня Ара Динкджан - признанный исполнитель на уде и популярный во всем мире композитор. Женат на американке армянского происхождения - Марго, которая родила ему трех замечательных детишек - Симон, Кайль и Арев.
Ара, тебя и основанную тобой группу сегодня знают во всем мире. А как началась твоя жизнь в музыке?
- Я думаю, что я увлекся музыкой раньше, чем начал говорить. В пять лет я уже выступал с концертами, записывался, профессионально играя на думбеке. Я всегда старался научиться играть на как можно большем количестве различных инструментов. Играю на фортепиано, гитаре, кларнете.... Но больше всего меня привлекал уд. В спальне у моих родителей был уд. Мне запрещали входить туда, из боязни, что я могу его сломать. Но я регулярно проникал туда, пользуясь отсутствием родителей, и учился играть. Однажды отец пришел с работы раньше обычного и застал меня играющим на его инструменте. Он не знал, злиться ему или радоваться. К счастью для меня, он тогда обрадовался, и я получил возможность продолжать свои занятия, теперь уже открыто. Я любил слушать на старых, 78 об/мин, пластинках, как играли знаменитые удисты из Турции - Уди Грант, Уди Юрго и другие. Кстати, сегодня в моей домашней коллекции около 3,5 тысяч старых пластинок с музыкой такого рода. Конечно, кроме фолк-музыки, я с удовольствием слушал все, что только мог достать - поп, рок, классику, джаз и даже оперетту. Поступив в музыкальный колледж и успешно закончив его, я стал первым в стране дипломированным профессиональным удистом. Причем занимался в основном сам, без посторонней помощи. Кроме того, я очень увлекался композицией. И вот именно это желание - показать миру свои сочинения - привело к созданию группы Night Ark.
Твоя группа играет очень интересную музыку. Но она не подпадает практически ни под какой известный фиксированный стиль...
- Night Ark - это группа, которая старается преподнести слушателям мою музыку в ее лучшем виде. Моя музыка выражает те чувства, которые испытывает армянин, живущий в Америке. Слушая ее в исполнении Night Ark, вы услышите, как мирно сосуществуют этнические элементы (инструментарий, песенная форма) с элементами исконно американской музыки (джазовые импровизации, приемы поп-музыки и т.п.). Сам я себя не считаю джазменом. Скорее, композитором и музыкантом стиля модерн-фолк. Создавая группу для подобной музыки, я хотел показать миру, как много у нас у всех общего.
Расскажи о группе поподробнее.
- Она появилась на свет, можно сказать, случайно. Однажды я накопил достаточно денег для того, чтобы сделать запись своих песен. Звукорежиссеру очень они понравились, и он отправил демо-кассету на известнейшую фирму RCA Records. Каково же было мое удивление и радость, когда я получил предложение подписать долгосрочный контракт. У меня тогда не было постоянных музыкантов, были лишь единомышленники. Подобрав соответствующих музыкантов, я и основал постоянную группу. Назвал ее Night Ark (дословный перевод - "Ночной Ковчег"), потому, что все свои песни я написал ночью. В ночной тиши они как бы "приходят" ко мне, я их "вижу" и "слышу". Ну, и конечно, ковчег, приставший к Арарату, как великий символ моего народа. Кроме того, ковчег - это средство спасения, и я доступными мне средствами пытаюсь спасти культуру от полного ее исчезновения. На сегодняшний день в дискографии коллектива четыре альбома - "Picture", "Moments", "In Wonderland" и "Petals On Your Path". Недавно вышел и сборник лучших композиций, под названием "Night Ark Treasures". Я со своей группой концертировал во многих странах - Англия, Франция, Италия, Армения, Турция, Германия, Греция, Израиль, объездили все США. Меня больше всего поражало, что во всех этих странах слушатели принимали песни группы за "свои". Они находили в них что-то родное, близкое себе по духу. Я всегда пытаюсь понять, кому же принадлежит музыка? Кстати, с этой точки зрения я считаю, что я не столько создаю эти песни, сколько заново их открываю для людей.
Насколько я знаю, совсем недавно вновь, уже в третий раз, ровно наполовину поменялся состав группы. А ведь, я думаю, ты не мог жаловаться на их исполнительский уровень.
- Дело в том, что моя музыка очень специфическая и личная (армянин, живущий в Америке - сам по себе неординарная ситуация), и всегда трудно найти музыканта, одинаково хорошо исполняющего весь спектр музыкальных стилей, составляющих мои композиции. Мне очень повезло, что я встретил Арто Тунчбояджана, который, как и я, родился вне пределов своей культурной родины. Он прекрасно чувствует те мысли и эмоции, которые я хотел вложить в песню. Он всегда играет так, как я бы играл сам. Поэтому мне за столько лет ни разу не пришлось жаловаться или, тем более, менять перкуссиониста. Что касается пианистов, то сейчас в группе играет Джим Бирд. До него были Шамира Шахинян и Армен Донелян. Были замечательные басисты - Эд Шуллер, Марк Джонсон. (Сейчас - Тим Лефевр). Каждый из них привнес в звучание группы что-то свое, индивидуальное. Создав группу, я получил возможность встречаться, играть, обмениваться творческими идеями с прекрасными музыкантами, играющими самую разную музыку (ведь, будучи исполнителем на весьма специфическом инструменте, я остался невостребованным коллективами, исполняющими традиционный джаз или рок). Так что Night Ark - это единственное место, где я могу встречаться и работать с другими музыкантами. А что касается их замены, то дело в том, что все они очень достойные музыканты, и имеют свои собственные проекты, и идут буквально "нарасхват", так что и трудно их бывает собрать вместе. Поэтому всегда есть необходимость иметь "под рукой" и других исполнителей, знающих материал.
Ты очень плодовитый композитор. Кто исполняет все эти твои песни?
- Да, действительно, я написал достаточно много песен, и их поют певцы разных стран на разных языках - английском, армянском, турецком, греческом, болгарском, македонском, иврите и даже на шведском. А недавно популярный российский певец Филипп Киркоров запел их и на русском. Наибольшим успехом может считаться мое сотрудничество с греческой певицей Элефтерией Арватаки, которая записывает и исполняет множество моих песен. С ней мы объездили весь мир, в очередной раз продемонстрировав братство армянской и греческой культур. А лазерный диск нашего концерта перед 7-тысячной аудиторией стал самым продаваемым за всю историю греческой музыки.
- И последний вопрос. Этнический джаз, который играет и "Night Ark", сейчас очень популярен во всем мире. Считаешь ли ты, что джаз будет развиваться именно в этом направлении?
- В одном из своих первых интервью, в конце 20-х годов, Дюк Эллингтон отрицал термин "джаз" применительно к своей музыке и продолжал отрицать до конца своих дней. Он предпочитал называть ее "музыка моего народа". Я хочу сделать то же самое. Видишь ли, New Age, World Beat, Ethno-Jazz - все это просто термины, выдуманные критиками и людьми из шоу-бизнеса. Они никогда не используются самими музыкантами. И я не самый подходящий человек, с которым можно обсуждать темы типа "будущее мировой музыки" или вопросы музыкального бизнеса. Я чувствую себя очень неуютно в такие моменты, и я плохо понимаю суть этих вопросов. Я сочиняю и исполняю музыку, которая трогает меня, которая нравится мне, и я стараюсь сделать так, чтобы она понравилась и другим. Мне трудно говорить о том, что будет завтра. Но что бы ни происходило, я надеюсь, что армянский народ станет свободным и сможет развивать свою культуру. Я очень на это надеюсь.
Каждый раз, общаясь с этим человеком, получаешь заряд доброты, благородства, ума и интеллигентности. Всех тех чувств, которые буквально написаны на его лице и слышны в его музыке.
Армен Манукян,
корреспондент "Полного джаза" в Ереване
|