Все с детства знают, что не стоит ходить в чужой монастырь со своим уставом и ездить в Тулу со своим самоваром. Так вот, оказывается, эти поговорки не всегда действуют. Если "самовар" достаточно хорош, то "туляки" будут только рады вашему приезду.
Ваагна Айрапетяна и его партнеров по джазовому трио - Никогаеса Варданяна и Александра Агамяна - местным любителям джаза представлять не надо. Постоянные участники всех джазовых тусовок, включая и международные фестивали, они неизменно показывали и подтверждали свой высокий класс. А в конце июня умудрились выступить со своей программой на престижнейшем в джазовом мире фестивале Du Maurier-2000, который проходит каждый год в канадском городе Торонто.
Как вам удалось туда попасть?!
- Ну, это давняя история. Еще два года назад мы послали свой музыкальный материал и заявку в Канаду. И, откровенно говоря, даже не помнили об этом, когда вдруг пришло официальное приглашение и контракт от председателя Оргкомитета, известного джазового музыканта Джимма Гэллоуэя.
Ну, мы и поехали.
Прямо вот так, взяли и поехали в Канаду на Международный джазовый фестиваль?
- Ну, не совсем. По дороге мы заехали в Москву, где в новом кинотеатре "Ролан" поиграли на презентации нового голливудского фильма "Sweet and Lowdown". Замечательный фильм о жизни одного джазового музыканта.
Но давай о Торонто. Где вы выступали?
- Фестиваль проходил на площадке, которая называется The Toronto Star Stage. Это временная постройка, возведенная специально к фестивалю - нечто вроде огромной палатки, цирка-шапито. Кроме этого, выступили на джэм-сейшене в клубе Colony Hotel и дали отдельный концерт в Academy of Spherical Arts.
Ну, и как вас принимала канадская публика?
- Замечательно. Был полный аншлаг на всех наших выступлениях. И если в начале концерта публика с недоверием смотрела на трех музыкантов из малоизвестной для них Армении, то к началу второго отделения в зале яблоку негде было упасть. Не случайно, что нас пригласили поиграть и в других залах после официального выступления на фестивале, а кроме того, мы уже получили официальное приглашение от организаторов на фестиваль-2001.
Какой джаз вы играли?
- Джаз бывает двух видов - хороший и плохой, настоящий и нет. Так вот мы играли стандарты и несколько моих композиций. Я думаю, что публика и организаторы опасались, что сейчас мы начнем играть музыку а-ля Восток, стилизованную под джаз. И лишь услышав первые аккорды, почувствовали, что "эти парни из неизвестной страны играют настоящий, американский джаз".
С кем из известных музыкантов удалось встретиться или поиграть?
- С очень многими. Самый яркий пример - легендарный барабанщик Элвин Джонс. Мы с ним общались очень плотно и даже играли джэм-сейшн с его составом. То же с супер-гитаристом Джоном Скофилдом. А вообще, фестиваль был очень представительный. Жан-Люк Понти, Джейн Баннет, Биг Бэнд Джимма Гэллоуэя...
Скажи, а что, кроме удовлетворения собственного тщеславия, может дать, ну, скажем, получасовое общение пусть даже с Элвином Джонсом?
- Очень много. Во-первых, одно то, что мы видели, как он играет, а не только слушали его музыку, как обычно, на кассетах и дисках, или даже видели видеозаписи, дает очень много настоящему музыканту. Хорошо известно, что личное общение может дать больше, чем любая книга или видеозапись. Ну а во-вторых, он вдохнул в нас заряд энергии, энтузиазма, какой-то особой силы и эмоций. Наш Саша, по-моему, до сих пор ходит под впечатлением его выступления. Что тут скажешь, вот уж действительно - легенда джаза.
Итак, прекрасно выступив в Торонто, вы засобирались домой?
- Нет. Нам удалось из Торонто еще попасть на джаз-фестиваль в Монреале. Правда, мы не были официально приглашенными гостями, но мы участвовали во всех джэм-сейшенах, общались с Дейвом Холландом, Беном Райли, Кенни Барроном. Пришлось даже аккомпанировать американской певице - родной дочери самого Дюка Эллингтона.
- Фестиваль закончился. Что дальше?
- Будем работать, выступать, записываться. И ждать новых приглашений. Кстати, возвращаясь к Торонто. Наше выступление на фестивале было записано одной местной студией звукозаписи и, согласно контракту, будет передаваться в эфир в течение месяца. Кстати, уже и здесь, в Ереване, проявили интерес к этой записи. Так, ведущий джазовых программ на "Радио Ардзаганк" FM103,5 посвятил нашему выступлению часовую передачу. А еще единственный на территории СНГ печатный джазовый журнал "Джаз-Квадрат" попросил копию этого диска для обзора в одном из ближайших номеров.
Армен Манукян,
корреспондент "Полного джаза" в Ереване
|