Началось
все не в Москве: первый концерт группы Рэнди
Брекера с участием Игоря Бутмана состоялся в
Петербурге 22 сентября, но об этом - ниже. В Москве
же все началось с пресс-конференции 23 сентября.
Пресс-конференция проходила в отеле
"Шератон-Пелас" на Тверской, любезно
предоставившем не только зал для журналистов, но
и номера для музыкантов. Началось с того, что
организатор российского тура Рэнди Брекера
саксофонист Игорь Бутман поблагодарил спонсоров
тура, в том числе коньячный дом Hennessy и
авиакомпанию "Аэрофлот". Первые вопросы
журналистов были вполне предсказуемы - не
боялись ли музыканты ехать в Россию в разгар
вспышки терроризма. Игорь Бутман признался, что
до последнего дня боялся получить e-mail с
сообщением об отмене гастролей; сам же Брекер
философски заметил, что в мире множество
неспокойных мест. Он вспомнил, например, как со
своей группой выступал в Ливане и жил в отеле,
буквально через неделю после их отъезда
разбомбленном израильской авиацией. Так что
лучший рецепт, по мнению Рэнди - думать на гастролях не о
возможных неприятностях, а о музыке и слушателях.
Рэнди также спрашивали о том, помнит ли он тех, с
кем вместе выступал на первом и единственном
международном Венском конкурсе молодых джазовых
исполнителей в 1966 г. (выяснилось, что всех помнит
и с большинством поддерживает связь), смотрит ли
молодых музыкантов по MTV (выяснилось, что
смотрит), какую музыку он вообще слушает (в
молодости, как выяснилось, он слушал в основном
джаз, потому что в Нью-Йорке тогда была отличная
джазовая радиостанция; теперь же он слушает,
помимо джаза, классику и фольклор разных народов)
и т.п. Кроме того, Брекер представил свою группу,
состоящую из молодых нью-йоркских музыкантов, а
музыканты рассказали, кто и как попал к Рэнди.
Барабанщик Зак Данзигер слушал музыку
прославившей имя Рэнди группы Brecker Brothers с
детства, считал себя фэном Брекеров (Рэнди и его
брата - тенор-саксофониста Майкла) и чувствует
себя счастливым оттого, что играет со своим
кумиром. Басист Майк Поуп родился в крохотном
городке на Западном побережье, в Орегоне, где был
всего один магазин грампластинок. В детстве он
слушал поп-музыку - например, Барри Манилова - но случайно купленная
пластинка Brecker Brothers перевернула всю его жизнь.
Клавишник Джордж Витти, как выяснилось, в
основном слышал Brecker Brothers не как группу, а как
приглашенную духовую секцию на десятках
пластинок его любимых музыкантов и был очень
горд, начав работать с Рэнди. Что же до самого
старшего (кроме самого Брекера) участника группы,
35-летнего гитариста Дэвида Гилмора (в прошлом -
участника M-Base Collective, Lost Tribe и ансамбля Трилока
Гурту), то он познакомился с Рэнди через
барабанщика своей собственной группы и бывал
очень взволнован, несколько раз обнаружив Рэнди
среди публики на своем концерте... Выслушав
рассказы музыкантов о себе, Рэнди одобрительно
сказал: "Все говорили хорошо и получат
прибавку к гонорару", чем вызвал общий смех.
Игорь Бутман рассказал также о первом российском
концерте группы Рэнди Брекера, который прошел в
Санкт-Петербурге 22 сентября. Хотя американские
музыканты играли только во втором отделении
(первое заняли петербургские звезды - Давид
Голощекин, Андрей Кондаков и Валерий Белинов),
концерт прошел с огромным успехом и собрал свыше
1200 человек (полная вместимость зала ДК Ленсовета,
где проходил концерт).
Вечером в "Ле Клубе",
артистическим директором которого уже год
работает Игорь Бутман, состоялся первый из
запланированных трех московский концерт группы
Рэнди Брекера. Игорь Бутман принимал участие в
концерте как "специальный гость", играя во
всех композициях предусмотренные аранжировкой
саксофонные партии и мощные, зажигательные соло,
которые неоднократно вызывали в переполненном
клубе подлинные овации. Однако главной звездой
вечера все же был сам Рэнди Брекер. Высокий,
массивный, похожий на библейского пророка, с
сединой в бороде, он извлекал из своей трубы
скоростные мощные пассажи невероятной чистоты и
силы - впрочем ,строго дозируя свои усилия.
Большая часть прозвучавшей музыки представляла
собой новый авторский материал Рэнди или
известные джазовые стандарты и была исполнена
несколько холодно, что придавало ей особую
стильность; однако, когда дело дошло до
исполнения хитов Brecker Brothers 70-х гг., ансамбль
зазвучал неожиданно жарко и страстно, а Брекер и
Бутман сыграли свои лучшие соло. Пронзительные
виртуозные "верха" и полная свобода
фразировки и развития музыкальной мысли
заставили вспомнить Брекера 70-х и доказали, что,
как трубач, он все еще находится в превосходной
форме и в своей "экологической нише", на
стыке современного джаза и фьюжн, практически не
знает себе равных. Концерт завершился
исполнением по-новому аранжированного супехита
"Some Skunk Funk", после чего музыканты уехали на
Курский вокзал - назавтра их ждало выступление в
Нижнем Новгороде.
К сожалению, мы не располагаем
материалами о нижегородском и втором московском
концерте, но рискнем предположить, что, судя по
третьему московскому концерту, прошли они тоже
удачно.
Что же до третьего концерта в "Ле Клубе", 26
сентября, то он послужил для этих гастролей
убедительным и мощным завершением. Программа
слегка отличалась от программы 23-го числа, но в
целом основные моменты остались: много
композиций Рэнди с его сольных альбомов
(особенно с последнего, "Into The Sun'", за который
он получил "Грэмми"-98 в номинации "Лучшее
исполнение современного джаза"), два суперхита
Brecker Brothers (завершавшая первое отделение "Rocks"
и венчавшая весь концерт "Some Skunk Funk") и
несколько стандартов, из каковых лучше всего
прозвучала великая баллада "Body And Soul".
Интересно, что прославившийся как джаз-рокер
Рэнди с этим ансамблем звучал вполне
по-джазовому, по-мэйнстримовому; и, если "Rocks"
все-таки игралась в почти оригинальном фанковом
варианте и Майкл Поуп для ее исполнения даже
менял (единственный раз за концерт) контрабас на
бас-гитару, то "Some Skunk Funk" даже объявлена была
как "джазовая версия" и прозвучала
совершенно по-джазовому, хотя, например все
выписанные аранжировочные эпизоды исполнялись
точно по оригиналу - но в другой, триольной
ритмике. Что же до современного авторского
материала Рэнди ("Sleaze Factor", "Thirfty Man",
"There's A Mingus A Monk Us" и др.), то он вполне
подтверждает высокие композиторские качества
автора - красивые темы, по языку близкие к
"артблэйковской", хард-боповой струе,
красиво и изобретательно выписанные ансамблевые
эпизоды - и превосходные соло всех солистов.
Кстати, о солистах. Игорь
Бутман в этих концертах раскрылся по-новому:
все-таки в сопровождении российских джазменов он
ТАК играет крайне редко. Впрочем, после подобных
концертов понимаешь, почему. Играть на разрыв, на
пределе возможностей можно тогда, когда ансамбль
соответствует уровню солиста. А в России это, увы,
все еще бывает редко...
Конечно, Бутман был не единственным интересным
солистом программы - и сам Рэнди все так же
хорошо, как и прежде (мощь, верха, угловатая
"монковская" фразировка, изысканный
музыкальный язык), и его ансамбль был хорош.
Джордж Витти подтвердил свою славу одного из
лучших молодых нью-йоркских клавишников, играя
не только изощренные, драматургически
выстроенные, динамически разнообразные соло на
акустичесом рояле (увы, ужасном по звуку!), но и
интереснейшие синтезаторные эпизоды с
использованием сунутого в рот духового
контроллера, дающего звуку характерную
"трубную" атаку (в то время как высота и
окраска тона контролируются клавиатурой).
Отличные, хотя несколько "слишком
правильные" соло играл
на акустическом басу Майкл Поуп. Барабанщик Зак
Дэнзигер очень молод, но невероятно музыкален,
хотя техника игры как таковая у него хромает (в
особенности в части постановки удара). И очень
интересную краску привносил своими гитарными
соло Дэвид Гилмор, да простят нас поборники
"политкорректности" - единственный не белый
участник коллектива. Связанный с современной
"филадельфийской школой", давшей джазу
саксофониста Грега Осби (в его "M-Base Collective"
Дэвид играл тогда же, когда там пела Кассандра
Уилсон) и одновременно - с "мировым джазом"
(он много лет работает с перкуссионистом
Трилоком Гурту), Гилмор играет совершенно джазовые по
звучанию и идиоматике, но необычные по
фразировке и драматургии соло, в которых
парадоксально борются холодность и
эмоциональность.
Кстати, замечание не по теме (внешне): Рэнди
удивительно умеет слушать партнеров! Достаточно
взглянуть на гримасы, сменяющие друг друга во
время соло его музыкантов - сразу видно,
насколько глубоко он вживается в мысль
соратника...
И вот гастроли завершены. Утром 27 сентября Рэнди
Брекер со всей группой улетел в Нью-Йорк. Спасибо
Игорю Бутману, спасибо коньячному дому Hennessy за
поддержку, спасибо сделавшему большие скидки
"Аэрофлоту" и разместившему музыкантов
"Шератон-Паласу". Побольше бы таких
гастролей. Ну неужели мы не достойны того, чтобы
вещи такого уровня происходили не раз-два в год, а
хотя бы пару раз в месяц, а? |