502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
 
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
Выпуск # 9 (426) - 12 июня 2009 г.
Издается с октября 1998 г. Выходит один раз в две недели.

Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 26.06.2009

Новые проекты
"Полного джаза"

NEW "Полный джаз": подкаст - аудиоверсия!
слушать подкаст прямо здесь:

 выпуск 24.06.2009:

скачать как mp3 (10,5 Мб) | скачать как wma (2,71 Мб)

 выпуск 09.06.2009:

скачать как mp3 (7,6 Мб) | скачать как wma (1,95 Мб)

Новый интернет-портал МегаКлуб совместно с журналом «Джаз.Ру» проводит конкурс «Задай вопрос Билли Кобэму!»
Барабанщик? Просто любитель джаза? Предлагаем уникальную возможность пообщаться с легендой джаз-рока и фьюжн — Билли Кобэмом: задайте ему свой вопрос и получите видеоответ! Авторы наиболее интересных вопросов смогут встретиться с маэстро после его июльского концерта в Москве.
Подробности...>>>>

Как это было
в Москве

Два центральных события первой половины джазового лета в Москве случились практически подряд.

4 июня в Московском международном Доме музыки прошла презентация двух первых альбомов, выпущенных новым лейблом Butman Music — «Тень твоей улыбки» трубача Вадима Эйленкрига и «Москва в три утра» Биг-бэнда Игоря Бутмана.


Николай Левиновский (слева) и Биг-бэнд Игоря Бутмана

Львиная доля пьес и аранжировок, вошедших в эти альбомы, написана замечательным музыкантом Николаем Левиновским — живущим в Нью-Йорке ветераном советского джаза который принял в концерте активное участие, взяв на себя роль клавишника в ансамбле Вадима Эйленкрига (четыре других участника ансамбля — саксофонист Игорь Бутман, гитарист Мэтт Стюарт, басист Виктор Бэйли и барабанщик Родни Холмс. Накануне концерта с Виктором Бэйли произошла неприятность — в аэропорту он повредил руку, но, несмотря на это, мужественно отыграл концерт, почти отказавшись только от исполнения соло. Было заметно, что героизм даётся ему нелегко — но заметно только визуально: на качестве игры это никак не отразилось.


Ансамбль Вадима Эйленкрига

Во втором отделении концерта играл Биг-бэнд Игоря Бутмана, сыгравший весьма непростые, насыщенные и плотные аранжировки Левиновского, составившие новый альбом оркестра. Частично эта программа уже была показана два года назад на фестивале «Российские звёзды мирового джаза», но, будучи собрана в единое звуковое полотно, произвела огромное впечатление.


Николай Левиновский, Виталий Соломонов, Игорь Бутман

Подробный рассказ о презентации мы готовим для сдвоенного 4/5 номера печатного журнала «Джаз.Ру», который выйдет в первых числах июля.


Вадим Эйленкриг, Игоь Бутман

Там же мы опубликуем различные тексты о фестивале «Усадьба. Джаз», который наперекор капризной погоде весьма успешно прошёл в усадьбе Архангельское 6-7 июня.


Квартет Брэнфорда Марсалиса

Брэнфорд МарсалисЗдесь же я хочу особо отметить три ярких события фестиваля, свидетелем которых я была. Перво-наперво это, конечно, блестящее выступление ансамбля саксофониста Брэнфорда Марсалиса, на которое, помимо обычной публики, сбежались толпы молодых музыкантов (что не может не радовать).

Русскоязычная джазовая блогосфера уже полна отличных описаний выступления этого уникального коллектива. В квартете, помимо лидера а также пианиста Джо Калдераццо и контабасиста Эрика Ревиса, играл "подменный" барабанщик - вместо Джеффа "Тэйна" Уоттса, отправившегося на всё лето в турне с CTI All Stars, приехал 18-летний Джастин Фолкнер, который, несмотря на возраст, не просто идеально вошёл в один из самых "крепких" квартетов современного джаза, но и внёс в его звучание собственную, взволнованную и глубоко эмоциональную краску.


Оркестр им. Олега Лундстрема

Второе – выступление Оркестра Олега Лундстрема с новой программой, посвящённой Бенни Гудману. Кстати, эту программу в исполнении оркестра москвичи и гости столицы смогут услышать 17 июня во Дворце на Яузе. Лично я не откажу себе в удовольствии послушать её ещё раз.


SymFusion Orchestra

И третье событие – конкурс молодых музыкантов. В этом году жюри было единодушно в определении лидера: Гран-при конкурса (100 000 р.) получил обширный «симфо-фьюжновый» состав молодых московских музыкантов, так и именующийся SymFusion Orchestra (он работает под управлением молодого пианиста и композитора Евгения Анучина).


Автор (справа) вручает SymFusion Orchestra специальный приз от "Джаз.Ру" - годовую подписку на наш бумажный журнал

Ещё несколько визуальных впечатлений из Архангельского:


Саксофонист Олег Киреев и вокалист Николас Бирд


Лауреаты первой премии конкурса - вокалист Марк Юсим и его ансамбль


Герман Лукьянов выступил со своим "Кадансом Миллениум"


Шведский тромбонист Нильс Ландгрен на сцене "Партер" выступал со своим Funk Unit

Анна Филипьева
фото: Владимир Коробицын

Говорите,
вас  слушают
Сегодня мы слушаем участников германского джазового трио, во главе которого стоит пианист Ларс Дупплер. Его трио недавно гастролировало по России, выступив в четырёх крупных городах — Перми, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Челябинске. Челябинский радиожурналист Мила Перетрухина любезно предоставила нам текст интервью, которое участники трио дали программе «Джаз-Тайм» челябинской радиостанции «Студия 1»...>>>>
Постсоветское пространство: что было

«Архангельск-Блюз»

Антикризисный фестиваль
23 и 24 мая прошёл IV Международный фестиваль «Архангельск-Блюз». Зародившись как местное мероприятие (сначала под названием «Блюз в Архангельске»), фестиваль рос, получил статус международного и показал, что многоликий и неисчерпаемый блюз близок и понятен северной публике.
Не знаю, как в Москве, а в Архангельске ведущие, открывая концерты последних нескольких месяцев, словно сговорившись, заявляют, что данные мероприятия — антикризисные. Скорее всего, намекают зрителю, который видит лишь верхушку фестивального или концертного айсберга, что подготовка шла в муках, что спонсорская помощь не прибыла на блюдечке, а организаторы в поисках поддержки не раз сталкивались с отказом со ссылкой на кризис.
Вот и на фестивале «Архангельск-Блюз» ведущий Владимир Каушанский помянул кризис, а один из номеров программы так и назывался — «Антикризисный блюз». Но главное — что? Фестиваль состоялся, а круг его участников расширился. Правда, на программу повлияла затяжная весна, и задуманный выезд с концертом в туркомплекс «Голубино» (Пинежский район Архангельской области) не состоялся по причине того, что паводок сделал непроезжими некоторые участки дороги. Зато поэтому была усилена архангельская программа второго фестивального дня. «А в Голубино постараемся поехать на следующий год!» — пообещал организатор фестиваля, известный архангельский гитарист Тим Дорофеев.

Мини-марафон
По замыслу Тима Дорофеева, ежегодный международный блюзовый фестиваль в Архангельске должен представлять новый формат события, объединить в фестивальном мини-марафоне усилия начинающих музыкантов и творчество хорошо известных российских и зарубежных исполнителей.
В русле этой идеи Тим доверил открыть фестивальный концерт в Доме офицеров молодым блюзменам из Ярославля — группе Third Generation («Третье поколение»). Пусть опыт у ребят невелик, а единственному ветерану сцены в этом составе — пианисту Андрею Мартыненко — казалось, так и хочется уйти в отрыв (что он успешно сделал в последней композиции сета), но так ведь и растут молодые — в боевой сценической обстановке.
20-летних сменили 30-летние. Архангельская группа «Баскервиль Холл» громко и весело отработала свой участок марафона. Фишки группы — дружное трио медных духовых и чумовые соло гитариста Николая Куликова (который является одним из самых заметных музыкантов Архангельска и в этот вечер играл ещё в нескольких составах).
Концерт действительно напоминал марафон: восемь групп показали себя, каждая со своей версией блюза — англо- и русскоязычного, со строгим следованием традиции и с далёкими выходами за традиционные рамки…
Алексей КолосовПосле монстров северного джаза — ансамбля Игоря Горькового — на сцену вышли блюзовые философы из группы Алексея Колосова «Аура» (Москва). Андрей Барбашов и группа «Ок'Азия» не стали грузить умы слушателей, а сыграли задорные буги-вуги в русле девиза «Мир, любовь и музыка, раздвигающая границы».
Поклонники блюза, оценившие в прошлом году выступление «Сборной блюза» (Архангельск — Ярославль — Вологда — Череповец), на этот раз увидели её вариант, составленный в основном из ярославцев (капитан сборной Сергей Кузнецов, далее Андрей Волкович — бас, Андрей Яблоков — ударные, Александр Садков — тромбон) плюс гитарист Виктор Колесов (Вологда) и клавишник Алексей Ткачёв (Череповец). «Сборная» полной мерой выдала порцию антикризисного позитива и закончила сет виртуозным «Полётом шмеля», местами переходящим в «Караван».
Завершили концерт шведская группа «Ramblin’ Minds» и архангельский «New Blues Band» под управлением идеолога фестиваля Тима Дорофеева.

Блюз свежего шаркунка

Несмотря на то, что шведская группа «Ramblin’ Minds» основана в 1987 году, на гастроли в Россию она приехала впервые, хотя по странам Скандинавского полуострова поездила немало. Костяк группы: Андерс Ведин, Лео Холмберг (оба — гитара, вокал) и две леди, выполняющие роль, обычно отданную мужчинам — басистка Анна Ведин и барабанщица Катарина Петтерсен. С 2004 года с группой выступают молодые саксофонисты Стефан Тьергрен и Томас Йоханнсон. Участники группы живут на севере страны в городах Лулео и Питео. На фестиваль группа приглашена по предложению шведского продюсера Тапио Сало. Тим Дорофеев объяснил свой выбор так:
— Их музыка — натуральный, традиционный блюз. Это то, что надо в рамках нашего фестиваля. Порой традиционного блюза как раз и не хватает нашим музыкантам, которые увлечены экспериментированием.
— Шведская группа тяготеет к классической форме блюза, у них всё выверено, каждая ноточка сделана, — добавил Владимир Каушанский. — Архангельску очень повезло, что его регион граничит с Баренц-регионом — такое географическое положение грех не использовать. Тем более что скандинавским соседям тоже интересно, что у нас происходит.
На фестивале в Архангельске «Ramblin’ Minds» играли музыку, не перегруженную деталями. Пожалуй, наиболее искусными выглядели молодые саксофонисты. Но при кажущейся простоте материала у них действительно всё выверено и стилистически точно. Закрыв глаза, можно было представить себя в пространстве старого американского фильма (и это не только моё ощущение). Публика на всех трёх концертах, где играли шведы, принимала их очень тепло.
Интересный случай произошёл, когда гости фестиваля приехали в музей деревянного зодчества «Малые Корелы». Там проходил фестиваль детского творчества, и один из юных умельцев подарил Катарине шаркунок — традиционную северную берестяную погремушку. Наши объяснили, что это русская народная перкуссия. Катарина тут же выдала с помощью шаркунка нечто блюзовое, а вся группа стала подпевать. Такой колоритный эпизод мгновенно оценили бывшие поблизости тележурналисты и бросились снимать «Блюз свежего шаркунка».
Кстати, шведы, повидавшие множество фестивалей, признали «Архангельск-Блюз» одним из «лучше всего организованных фестивалей».

Поморский Бугимэн
Андрей БарбашовШведы высоко оценили выступление на фестивале клавишника Андрея Барбашова — бывшего северодвинца, а ныне москвича. На севере его вспоминают как отца-основателя поморского психоделического нео-арт-фолка, в Москве он известен как признанный блюзовый музыкант.

Андрей, я помню, как лет 15 назад в Северодвинске вы пели что-то красивое на слова: «Прыгай, охотник за жемчугом, прыга-ай!» А что в промежутке между тем охотником и сегодняшним фестивалем «Архангельск-БЛЮЗ»?
— До охотника были группы «Нечто» и «Нечто-Трайя» — арт-рок, джаз-рок, рок-н-ролл. Был уход в сферы духовных исканий. С начала 90-х началось тяготение к фолку, чему-то психоделическому. С 1997 года живу в Москве, работаю с лучшим харпером нашей страны Михаилом Петровичем Соколовым (The Hot Rod Band). Но в Архангельске и Северодвинске бываю часто, примерно раз в три месяца.
Тянет на родину?
— Тянет. Я помор! Если я без моря больше трёх месяцев, у меня батарейки садятся. Надо пойти на берег, послушать волны.
Вы давно знакомы с Тимом Дорофеевым?
— Очень давно! В начале 80-х мы с ним учились в Архангельском музучилище. Работать с Тимом приятно и интересно. Осенью 2008 года мы с ним выступили в клубе «Колесо» и с тех пор отыграли уже концертов шесть. Так сложилась группа «Ок'Азия».

«НЕТ» тишине в музее!
По моим наблюдениям, Тим Дорофеев неравнодушен к музеям. Во всех его проектах последних лет задействованы площадки, входящие в структуру музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». Сначала это был Архангельский областной музей изобразительных искусств; в этом сезоне Тим переместился в Музей художественного освоения Арктики имени А.А. Борисова. Художник Александр Борисов, ученик Шишкина и Куинджи, был первым русским живописцем, кто оказался за Полярным кругом с кистями и красками и показал на своих картинах Арктику в цвете. Музей, в основе коллекции которого лежит собрание работ Борисова (у меня уже есть здесь любимая картина «Самоед Устин удит гольца» — вы бы видели, как именно Устин ловит эту рыбу!), открылся в 2002 году на улице Поморской в памятнике архитектуры под названием «Торговое здание с каретным сараем», построенном в 1897 году. К нашему рассказу имеет отношение как раз каретный сарай.


"Самоед Устин ловит гольца" (фрагмент)

Как Тим и музей нашли друг друга, рассказывает научный сотрудник Музея им. А.А.Борисова Нина Сорокалетова:
— Музей уже давно не является только хранилищем раритетов и коллекций, научным учреждением. Сегодняшний музей — это живой организм. Он должен быть местом притяжения людей разных возрастов и интересов. Когда после реставрации у нас появился каретный двор и помещение над ним, само пространство продиктовало: здесь должны проходить музыкальные вечера. Мы назвали их «Встречи в Каретном» — это джазовые, романсовые, симфонические вечера. Джазовые вечера начали в этом сезоне, у нас уже играли группы Тима Дорофеева и Игоря Горькового. И мы очень рады, что джаз способствует популяризации музея, притяжению более широкого круга посетителей.
В помещении над бывшим каретным двором — кирпичные стены, деревянные стропила, маленькие круглые столики. И очень хорошая аура. Проведя здесь предновогодний «Джаз-маскарад», Тим в марте выбрал Каретный одной из площадок для своего фестиваля «Этно-Баренц Music», а сейчас — для блюзового феста. Аура пространства всегда отражается на исполнении, а уж если неотъемлемой частью музыки является импровизация!.. Например, ансамбль Игоря Горькового, который всегда отличается изысканной, несуетной манерой исполнения (когда слушаю его, в голову почему-то приходит фраза из знаменитого фильма: «Характер нордический, стойкий») и в Доме офицеров выступил соответственно, в Каретном, не изменив себе и сохранив фирменный баланс звучания, разошёлся, надолго углубился в самбу и закружил зрителей в знойном радостном вихре.
Вот «Ramblin’ Minds», порадовав «натуральным» блюзовым звучанием, принимают в свои ряды барабанщика «Ауры» Кирилла Степурко, и начинается такое! А потом ещё Алексей Ткачёв появляется с маленькой смешной гармошкой, вписывая её пиликанье в их буги-вуги. Далее по нарастающей. В общем, вечерок в Каретном вышел весьма нескучным!
После завершения фестиваля Тим, едва успев проводить московских и шведских блюзменов, сам отправился в путь: улетел в Москву с группой сотрудников Музея им. А.А. Борисова на международный фестиваль «Интермузей-2009». Чтобы проиллюстрировать тематическую программу архангельских музейщиков и представить собственный музыкально-музейный проект «Джаз-мастерская».

Галина Чарупа,
Архангельск

Что намечается:
столичные анонсы

НЕ ПРОПУСТИТЕ:

17.06, "Дворец
на Яузе":
Концерт к
75-летию
оркестра
им. Олега Лундстрема

3-4 июля в Санкт-Петербурге пройдёт международный музыкальный фестиваль SUMMERTIME-2009, наследующий место проведения (и, частично, концепцию) от ряда ранее проводившихся в Петропавловской крепости open-air фестивалей. В программе фестиваля есть и джаз, и смежные с джазом жанры, поэтому приглашаем ознакомиться с его подробным анонсом...>>>>

24-28.06, Москва и С.-Петербург: финский пианист Алекси
Туомарила

05.07, Манеж —  Владимир Тарасов (перкуссия соло)

In Memoriam
Михаил Есаков (1938-2009)
18 мая умер гитарист, джазовый теоретик и педагог Михаил Есаков. 10 октября 2008 года ему исполнилось 70 лет.
Михаил Есаков, хотя вырос в простой рабочей семье, смог закончить школу с золотой медалью. Как и почти все джазмены «первого призыва» — Гаранян, Зубов, Буланов — закончил технический ВУЗ (Московский химико-технологический институт). Наверное, поэтому он смог привнести научный метод анализа в джазовые работы. Трудно переоценить, что сделал Миша для методического осмысления джаза. Все пособия по джазу, которые доходили до нас раньше, были написаны теоретиками, находившимися к джазу снаружи. Достаточно взглянуть на пару примеров Кукера или Рикера, чтобы понять: это схоластика, не имеющая отношения к джазовой реальности. А Есаков, будучи сам джазовым гитаристом, смог показать джаз изнутри.
Я хорошо помню, что его первая работа «Чарли Паркер — классик джаза» произвела в джазовой Москве эффект взорвавшейся бомбы. Именно там впервые были классифицированы боповые ходы, Миша им дал названия «петля Паркера», «спираль Паркера», «клич Паркера» и т. д. В этой работе Есаков показал, как Паркер в течение всей своей творческой жизни применял один и тот же мелодический ход. Помню, тогда Миша высказал мне своё удивление: представляешь, даже Данила (аккордеонист Володя Данилин) попросил почитать мою работу. «Я ему говорю: тебе-то зачем? Ты и так всё знаешь. А он: знать-то знаю, но всё равно интересно». Именно работа Есакова во многом подвигла к созданию собственных пособий Юрия Маркина («Джазовая импровизация») и автора этих строк («Блюз, джаз-рок»).
Особенно меня поразило, как Миша мог видеть то, что никто не замечал. Так, в 1979 году мы с ним чудом попали на концерт Би Би Кинга. И вдруг Миша мне говорит: «Смотри, где он всё время держит руку в паузах». Оказалось, что Кинг держал руку на ручке громкости и в паузах постепенно прибавлял звук, приближаясь к кульминации.
Мало кому теперь известно, что в те времена, когда мы не имели доступа к джазовой информации и у нас не было ни Real Book’ов, ни школ, в России можно было услышать джазовые темы с самыми фантастическими гармониями. Именно Миша составил сборник тем Хораса Силвера, где, наконец, можно было узнать правильные гармонии. Вообще творчество Силвера всегда было очень популярно в России, и этот сборник широко разошелся в джазовом самиздате.
В дальнейшем, когда Есаков закончил Царицынское музыкальное училище и стал работать в Гнесинском училище (ныне Колледж эстрадного и джазового искусства), его работы стали издаваться в методическом кабинете Министерства культуры. Там он издал четыре выпуска своей книги «Джазовая импровизация». Я до сих пор часто заглядываю в IV часть «Стандартные джазовые схемы», в которой приведены более 400 гармонических схем джазовых стандартов.
Но особенно меня поразила серия работ Есакова «Мастера джаза», в которых он не только поместил снятые соло Клиффорда Брауна и Джо Пасса, но и, впервые в нашей стране, дал аудиоприложение этих записей на кассете. Помню, когда мне попала работа Есакова - Клиффорд Браун «Вечный джаз» — как я сокрушался, что не знал эту пластинку 20 лет назад. Ибо в ней Браун играет всё в до-мажоре, очень просто, в средних темпах и очень выразительно. Сколько же я шишек набил, изучая более поздние виртуозные соло Брауна в бешеных темпах!
После перестройки Есаков стал сам издавать свои работы под псевдонимом Майкл Есак. Он сам их оформлял забавными рисунками и издавал их тоненькими тетрадями, в которых джазовые идиомы изложены просто и доходчиво. Я использую работы Майкла в курсе импровизации для вокалистов в Институте современного искусства.
Отдельного разговора заслуживает педагогическая деятельность Есакова. Когда он работал в Джазовой студии Юрия Козырева (ныне Колледж импровизационной музыки), вокруг него, как вокруг великого гуру, всегда собирались много талантливой джазовой молодёжи. Он обладал огромной гравитацией, много лет удерживая их на своей орбите. Практически вся «вторая волна» московского джаза — это его ученики: Алекс Ростоцкий, Виктор Агранович, Александр Кутейников... впрочем, этот список можно продолжать бесконечно.
Во многом и я его ученик, о чём написал в статье «Железнодорожная академия джаза». Так, например, меня всегда напрягали аккорды со многими альтерациями и надстройками. И Миша освободил меня, открыв, что джазмены обыгрывают основной вид аккорда, мажор или минор, отбрасывая все надстройки. Или взять его идею изменения ключей в темах через каждые два такта: Миша верно подметил, что музыкант всегда находится в той тональности, аккорд которой обыгрывает.
После тяжёлой болезни Миша вышел на инвалидность и не смог выходить из дома. Но он часто звонил мне и рассказывал, что работает над джазовым сольфеджио. Он всегда начинал: «Звонит Есак-тесак», всегда что-нибудь советовал, а разговор заканчивал каким-нибудь смешным анекдотом. Мне теперь не будет хватать этих звонков, и печально, что ещё один номер нужно вычеркнуть из книжки. Но уже никогда не вычеркнуть из сердца память об этом замечательном музыканте, работы которого так много нам дали в понимании нашего любимого джаза.
Спасибо тебе, Миша, за твои замечательные книги, за твой юмор и твоё беззаветное служению джазу. Я думаю, ко мне присоединятся Юрий Чугунов и Александр Сухих, выразившие в своих книгах благодарность М.М.Есакову «за ряд ценных замечаний и идей». Да и много других джазменов.
В последний день Миша, который уже не вставал с постели, спросил свою жену Надежду Николаевну: «Можно, я спою песню, а то мне трудно дышать?». И запел джазовую тему. Надежде Николаевне вдруг надо было срочно отойти на кухню, и там она услышала, что песня оборвалась. Когда она вернулась, Миша уже не дышал. Он так и ушёл в вечность с джазовой песней на устах. Но я очень надеюсь на то, что мы с ним вместе допоём эту песню в Раю.

Композитор Олег Степурко

 

Александр Банных (1945-2009)
То, что люди (а это значит, что и музыканты) уходят — вполне естественно. Но привыкнуть к этому невозможно. 20 мая наш мир покинул трубач, педагог, лидер «Нового Московского джаз-бэнда» Александр Банных. Ушел в 63 года; в общем, не возраст. А уходить начал раньше. Эта сумасшедшая жизнь, создающая сплошные проблемы там, где их не должно быть, почти 10 лет назад привела к инсульту. За это время появилось новое поколение музыкантов, публики, и имя Александра Банных кто-то может и не знать. А его с середины 70-х отлично знала сначала джазовая Москва, потом джазовая страна (включавшая Узбекистан, Латвию, Молдавию), потом и джазовая Европа. Знали его и многочисленные студенты, у которых он в Джазовой студии «Москворечье» вёл класс ансамбля. Вёл этот класс и тогда, когда болезнь привела к частичному параличу, когда стало трудно говорить. Но обаяние, жизнелюбие и страсть его к музыке приводили к тому, что дома у него собирались нынешние и прошлые студенты, коллеги-музыканты, а на занятия его возила машина с таким же энтузиастом за рулём.
Александр Евгеньевич Банных был типичным джазменом своего времени, то есть музыкантом-инженером. Он родился в Ленинграде в 1945 году. С 14 лет Саша жил в Москве, тогда же начал играть на трубе. Высшее образование получил в Риге, там же начал осваивать диксилендовый профиль. Работал электронщиком на заводе ВЭФ и играл джемы в знаменитом кафе «Аллегро». Потом, когда вернулся в Москву, снова работал в электронике, но теперь уже в институте Академии Наук. Так мы с ним и сталкивались — днём на территории ФИАНа, а вечером на Каширском шоссе, в ДК «Москворечье», который тогда был главным джазовым центром Москвы. Саша оставил в Риге младшего брата Бориса, басиста широкого профиля, который был участником огромного числа ансамблей, а сам ещё больше углубился в диксиленд, став второй трубой в знаменитом составе Владислава Грачёва. Стиль трубы Саши был многообразен, техническая подготовка — отличная, и в 1985 году он возглавил собственный ансамбль, получивший название «Ансамбль Москворечье», довольно быстро превратившись в «Новый Московский джаз-бэнд». Когда мне приходилось объявлять состав на сцене, я по ироничной просьбе лидера добавлял «не диксиленд».
Это действительно был очень подвижный, современный ансамбль традиционного джаза, с приёмами эпохи свинга и даже бопа. В его первый состав вошли кларнетист Игорь Тертычный, тромбонист Игорь Завёрткин, пианист Михаил Кулль, банджоист Пётр Печников, бас-гитарист Сергей Середенко, ударник Николай Калинин. В первые же годы ансамбль ждал успех и многочисленные выступления на фестивалях — Тбилиси, Рига, Казань, поездки по стране. Параллельно Саша играл в уникальном ансамбле «Децима» Всеволода Данилочкина, ансамбле, воспроизводящем дух, атмосферу ранних эллингтоновских времен. На пайку электронных схем оставалось все меньше времени. А с начала 90-х годов «недиксиленд» оказался востребованным и в Европе. Серии концертов в Голландии, Германии, Франции — музыканты выезжали в туры по городам и фестивалям Европы прямо из Москвы на собственных машинах. В Голландии вышли два диска ансамбля, который стал уже называться по-иностранному New Moscow Jazz Band (NMJB).
Романтичное было время, всё только начиналось. Если бы не болезнь! Она долго не могла одолеть Сашу. Он занимался со студентами, слушал музыку, интересовался новинками, звонил и поздравлял друзей с праздниками — почти 10 лет. В мае его не стало.

Михаил Митропольский

А в это время
за бугром...

 

10 июня стало известно об остановке публикации самого многотиражного в мире джазового журнала — американского Jazz Times. Выходивший даже в последние, не самые «сытые» для музыкальной индустрии годы тиражом около ста тысяч экземпляров журнал, просуществовавший 38 лет, судя по всему, не выдержал значительного падения рекламных доходов, вызванных финансовыми неурядицами последних месяцев. Июньский номер журнала, судя по заявлению владельцев «Джаз Таймс», опубликованному на сайте издания, уже не выйдет; уволена большая часть редакции, а гонорары авторам за последние вышедшие номера (в том числе и майский, который, даже при положительном развитии ситуации, явно надолго останется последним напечатанным номером Jazz Times) будут «выплачены позднее».
При том, что ещё один крупнейший американский джазовый журнал, «Jazziz», переведён в режим ежеквартального выпуска, на рынке США, таким образом, пока остаётся только один ежемесячный джазовый журнал — чикагский «DownBeat», который в своём июльском номере отмечает собственное 75-летие с начала выхода.
Радио
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Подкаст "Слушать здесь":
12.06.09 - #343: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) рассказывает об австрийском саксофонном квартете Saxofour и комментирует пьесы "Petit Papa Noel" с альбома "European Christmas" (Universal, 2004) и "Um choro feliz" с совместного альбома квартета и португальской певицы Марии Жуау "Saxofour & Maria Joao Cinco" (Phantom, 2008)

09.06.09 - #342: заместитель главного редактора журнала "Джаз.Ру" Анна Филипьева в выпуске подкаста "Полный джаз. Дайджест" рассказывает о текущих российских джазовых новостях (на материале готовящегося выпуска нашего электронного приложения "Полный джаз"); слушаем пьесу в исполнении лауреатов Гран-При конкурса молодых музыкантов фестиваля "Усадьба.Джаз" - коллектива SymFusion Orchestra п/у пианиста Евгения Анучина (Москва)

06.06.09 - #341: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесы композитора Карлхайнца Штокхаузена "Aries" и "Scorpio" с альбома "Works for bass clarinet & piano" (исполнители - пианист Штеффен Шляйермахер и бас-кларнетист Фолькер Хемкен, MDG, 2007)

04.06.09 - #340. В Россию приезжает саксофонист Брэнфорд Марсалис! Главный редактор журнала "Джаз.Ру" Кирилл Мошков рассказывает о музыканте; слушаем фрагмент песни "Englishman in New York" с альбома певца Стинга "...Nothing Like The Sun" (A&M, 1987) и пьесу "The Ruby and The Pearl" с альбома квартета Брэнфорда Марсалиса "Eternal" (Marsalis Music, 2004)

02.06.09 - #339: заместитель главного редактора журнала "Джаз.Ру" Анна Филипьева в выпуске подкаста "Полный джаз. Дайджест" рассказывает о текущих российских джазовых новостях (на материале нового выпуска нашего электронного приложения "Полный джаз"); к фестивалю "Усадьба.Джаз" слушаем пьесу участника фестиваля - пианиста Ивана Фармаковского "Rain" с альбома "Next To The Shadow" (Boheme, 2009).
В оформлении новостей использована подлинная запись аутентичных нью-орлеанских "джазовых похорон"

30.05.09 - #338: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесу "The Tunnel" с альбома "Makin' Bones" британского проекта Red Snapper (Warp, 1998)

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Михаил Митропольский,
Олег Степурко,
Галина Чарупа,
Мила Перетрухина,
Анна Филипьева,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Анна Филипьева

Зарубежная информация
соб.инф.,
Jazzhouse.Org

Фото:
Павел Корбут,
Владимир Коробицын,
Кирилл Мошков,
архив портала "Джаз.Ру"

Макет:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! А лучше помогите им подписаться на нашу печатную версию - журнал "Джаз.Ру"!
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0