Это
небольшое турне зарубежного музыканта состоялось в рамках проекта
"Большой джаз Югры", автором которого является директор
концертно-развлекательного комплекса "Югра-Классик" в Ханты-Мансийске
Ирина Ткаченко. Однако инициатором этого проекта и недавних концертов
Джесса Джонса-мл. (как, впрочем, и нижневартовских концертов других
именитых музыкантов - таких, как Давид Газаров, Ричи Коул, Джей Ди
Уолтер) стал нижневартовский джазмен Геннадий Калинин.
Геннадий Алексеевич известен в Нижневартовске как руководитель группы
"Модус" и джаз-биг-бэнда "Югра", а также как человек, редко
демонстрирующий свои заслуги…До чего же непринужденность и простота
порой умиляют и восторгают… Вот он, экстраординарный саксофонист Джесс
Джонс (Jesse Jones, Jr.) - на сцене
нижневартовского Дворца искусств. Кто бы мог подумать, что этот "черный
череп из Майами" - таково старинное прозвище Джонса - когда-нибудь
выступит здесь, у нас? Впрочем, после концерта именитого
альт-саксофониста Ричи Коула, уже нечему удивляться… А до него,
вспомните, у нас гостили и другие звезды джаза: пианист Давид Газаров из
Германии, вокалист Джей Ди Уолтер из США…
Но Джесс Джонс-мл. - он радикально другой. Он - актер и шоумен, в
отличие от милого старичка Коула или энергичного Газарова, например.
…61-летний музыкант, только-только выйдя на сцену эдакой
пританцовывающей походкой, еще не начав играть, уже завоевывает
благосклонное расположение публики. Кратковременная звучная
самопрезентация альт-саксофониста - и зрители удобней усаживаются в
креслах: такое начало - весьма многообещающее. Джонс дает возможность
представиться каждому из "this wonderful group": великолепному
контрабасисту и продюсеру из Томска Асхату Сайфулину, пианисту Евгению
Серебренникову и барабанщику Владимиру Кирпичеву из Новосибирска - все
они стали уже завсегдатаями нижневартовских джазовых концертов и поэтому
хорошо знакомы любителям джаза.
Только после второй композиции Джесси пригласил на сцену своих "best
friends" - "Gena" и "Vova": трубача Геннадия Калинина и саксофониста
Владимира Панфилова, без которых немыслим был бы ни один из прошедших
джазовых концертов, без которых навряд ли джаз вообще существовал в
Нижневартовске…
Уступив друзьям, Джонс сыграл с ними в унисон несколько тактов, но потом
не выдержал - и ответил своим соло… Да, наверное, накануне, 24 октября,
в ханты-мансийском концертно-театральном центре "Югра-Классик", где
проходил первый концерт, Джонс, "Vova" и "Gena" наигрались и сыгрались.
Обычно накануне интернациональных концертов репетиция очень
непродолжительна: например, с Коулом Панфилов и Калинин репетировали 15
минут. В этот же раз репетиция была - целый концерт в рамках проекта
"Большой джаз Югры" в столице округа. Может быть, поэтому Джесси решил
теперь "себя показать" - и его как будто недовольный саксофон начал
намеренно визгливо срывать голос. Но на соло больше никто из духовых
инструментов не претендовал - тогда саксофон Джонса и начал свою песню…
Этот, казалось бы, достаточно предсказуемый для зрителя инструмент в
руках Джонса начинал то смеяться, то плакать, издавать вибрато и даже
рычать... Такие свои ощущения описал томский журналист Валерий Рыбаков,
когда два года назад Джонс приезжал по приглашению продюсера Асхата
Сайфуллина в Томск - и, кажется, они настолько точны, что для них трудно
подобрать другие слова…
Нижневартовская публика была ошарашена, когда, начав перебор трех нот,
Джонс спустился со сцены, обошел ее, поднялся по лестнице с другой
стороны - и только вернувшись на прежнее место, взял дыхание… Тепло и
проникновенно исполнил Джесси и "Georgia On My Mind" Кармайкла. Еще
Джонс оказался отличным флейтистом, исполнив "Comin' Home Baby". Кроме
того, Джонс - успешный джазовый вокалист, что он тоже, конечно,
продемонстрировал на сцене. Его голос с хрипотцой, его кокетство с
собственным саксофоном, его мягкие движения, мимика и жесты,
пританцовывающая походка, шутливый тон - все это и есть те самые
непринужденность и простота, которые умиляют и восторгают…
Правда, одна продолжительная пьеса была отнюдь не восторженной, а
задумчивой и очень грустной - это была любимая пьеса знаменитого Олега
Лундстрема, умершего в 20-х числах октября…
Джесси Джонс признавался в интервью томскому журналисту Валерию
Рыбакову, что набольшее влияние в музыкальном отношении на него оказали
Джулиан Эддерли, Хэнк Кроуфорд и Пол Десмонд - музыканты совершенно
разные по стилю и музыкальному мышлению. И сегодня в его игре
проявляются отголоски хард-боповых ходов Эддерли, фанк-блюзового
звучания Кроуфорда, мягкого и лирического тона Десмонда. Попробовать
себя в качестве вокалиста Джонса подвигли пластинки Эллы Фицджеральд,
услышанные в детстве, и особенно вокал трубача Кларка Терри, с которым
Джесси познакомился позднее.
…Как обычно, после окончания программы зрители потребовали "бонус", и -
пожалуйста, благодаря им, изрядно изголодавшимся по джазу, "show must go
on". Джесси Джонс попросил весь зал встать - и только тогда начал
солировать: долго, витиевато, с множественными отступлениями от темы…
Калинину, наверное, было видно со сцены, как на седьмой минуте слушатели
подустали пританцовывать и отбивать такт ладонями - он шепнул что-то
Джонсу, и тот сжалился, через пару тактов завершив композицию. Выходили
из зала нижневартовцы с твердым убеждением, что это бы самый лучший
джазовый концерт на их памяти. Но ведь на самом деле любой проект, в
котором участвуют Геннадий Калинин и Владимир Панфилов, - лучший.
Эвелина Осипян
Нижневартовск
обсудить материал |