Выпуск #39, 2005
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
Рыбинск - в "Сумасшедшем ритме" |
|
18 октября в Рыбинск вновь вернулся раскаленный
июль. С кипящим солнцем, обжигающе бодрящим ветром и безудержным
ощущением праздника - восторгом полета после максимального разбега.
Новую программу джазовых вечеров в к/к "Авиатор", открытую в сентябре
фантастическим выступлением московского вибрафониста Анатолия Текучева и
его бэнда, продолжили не менее "горячие московские парни" (так их за
глаза окрестила присутствующая в зале варьете музыкальная
общественность.) Московский квинтет Crazy Rhythm пробил осеннюю
меланхолию, нырнул в самую глубину эмоций, подарив каждому слушателю
высококачественный, ядреный, абсолютный оттяг.
"Город
полон сумасшедших, но мы к ним не относимся. Разве что отчасти"...
Представляя коллектив Crazy Rhythm, трубач Артем Ковальчук сказал - как
бы между прочим - что в нем играют лучшие джазовые музыканты Москвы. В
ходе концерта стало понятно, что это правда... Имена музыкантов пока не
в числе тех, что известны всем и каждому. Однако в джазовой среде они
уже пользуются огромным уважением. Каждый - яркая индивидуальность, а
значит, может быть "гвоздем" программы. Концерт в Рыбинске был построен
именно так. В какие-то моменты джазовый очаг по кругу перемещался от
трубача к саксофонисту, гитаристу, барабанщику и контрабасисту. И всякий
раз солист "взрывался" новыми красками, новыми импровизационными
решениями, новым оттенком эмоций. В результате джазовое "полотно"
получилось фантастически пестрым, но при этом на редкость гармоничным. В
чем, собственно, и проявила себя ансамблевость.
Многие коллективы в желании достичь ансамблевости проходят через долгую
"бракоразводную" цепь. У Crazy Rhythm за спиной лишь один год. Однако
уже сейчас коллектив выглядит ладно скроенным и очень добротно сшитым. В
его составе - подлинные профессионалы с классическим музыкальным
образованием: у каждого в кармане - диплом Российской музыкальной
академии им. Гнесиных (только саксофонист Дмитрий Мосьпан скоро его
получит).
Блестящий
гитарист Александр Надеин - почетный член Crazy Rhythm, солидный возраст
которого отнюдь не мешает совершать головокружительные пассажи, которые
так любят остальные музыканты. Ироничный и улыбчивый, любящий запустить
хорошей шуткой в зал, он с самого начала устанавливает с публикой
подлинно дружеские взаимоотношения. Помимо Crazy Rhythm, у Надеина есть
свой квартет. Он также играет в известных коллективах Time For Jazz и
джаз-оркестре Виктора Лившица под управлением Владимира Андреева (JVL
Big Band).
Обаятельный
контрабасист Сергей Васильев и барабанщик Павел Тимофеев, не
поленившийся привезти в Рыбинск собственную ударную установку -
ритм-секция, работающая во многих коллективах, в частности, в ансамбле
джазовой музыки "Зеленая волна" под управлением заслуженного артиста
России альт-саксофониста Александра
Осейчука. Они неоднократно гастролировали по стране с мэтрами
отечественного джазового мэйнстрима - пианистами
Даниилом Крамером и
Григорием Файном.
В
концертах в Рыбинске участвовал и трубач Артем Ковальчук, обладатель I
премии V-го Всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей (2003
г.). Лауреат Всероссийского и Международного конкурсов саксофонист
Дмитрий Мосьпан начинал свою карьеру в конце 90-х в оркестре великого
Олега Лундстрема, ушедшего от нас в
ночь на 14 октября - почти одновременно с другим великим российским
джазменом Александром Веремьевым (у него посчастливилось учиться Сергею
Васильеву). Уже тогда, шесть-семь лет назад, 15-летнего Дмитрия назвали
чудо-саксофонистом. Сегодня у него есть свой квартет. Дмитрий выступал и
выступает со многими именитыми джазменами нашего времени. Кроме того, и
Артем Ковальчук, и Дмитрий Мосьпан сегодня входят в состав биг-бэнда
Игоря Бутмана,
которого знатоки жанра нередко называют ведущей фигурой российского
джаза. Почерк его славного оркестра чувствуется и в работе Crazy Rhythm.
Пока музыканты играют мощный мэйнстрим в стилистике 60-х. Легко,
самозабвенно, с полной отдачей - не чувствуя усталости.
Композиции Чарлза Мингуса, Майлса Дэйвиса, Уэйна Шортера, Джорджа
Гершвина и Дюка Эллингтона сменялись собственными сочинениями участников
Crazy Rythm (большинство - Дмитрия Мосьпана). Музыканты играли
виртуозно, и публика не отставала от них в этом лунном виндсерфинге ни
на секунду...
Артем, ваш коллектив существует относительно недавно - как часто вы
выступаете вместе?
-
Да, в этом составе мы работаем примерно около года, хотя знаем друг
друга очень давно. Выступаем по мере того, как поступают приглашения.
Это в последнее время случается все чаще. Кроме того, мы все еще играем
в других коллективах. Например, мы с Дмитрием работаем в оркестре Игоря
Бутмана. У нас там часто бывает очень жесткий гастрольный график.
Поэтому делать что-то постоянное в Москве очень сложно. Но возможно...
Оркестр Игоря Бутмана воспитывает выносливость? Вы выглядите так,
будто сидели в зале, а не работали на сцене в бешеном ритме почти три
часа...
- Думаю, да... Вообще, мы очень много получаем от оркестра. Там работают
просто шикарные музыканты, с которыми играть всегда очень приятно. И
Игорь является для нас примером. Он еще более энергичный человек, чем
мы. Все ребята, играющие в биг-бэнде, очень его любят и уважают. Он
великолепный музыкант, у него масса других положительных качеств...Когда
мы общаемся, не пытаемся копировать его, но в силу частоты такого
общения, естественно, перенимаем какие-то его черты. Это помогает в
работе, в творчестве, да и в жизни вообще..
Кто из ныне работающих в Москве джазменов является для вас бесспорным
авторитетом в плане мастерства?
- Я могу назвать очень много имен по-настоящему шикарных музыкантов...
Александр Осейчук, Игорь Бриль и многие, многие другие...Нам очень
повезло, что довелось и доводится с ними общаться. Этому во многом,
кстати, поспособствовала учеба в музыкальной академии им. Гнесиных. Туда
поступают ребята со всех регионов России. У всех есть какие-то
неповторимые качества. Мы друг у друга учимся, растем...
Вам, как и многим другим музыкантам в России, приходится самому
выполнять работу менеджера коллектива?
- Да, приходится... Помимо того, что каждый день заниматься на
инструменте, еще общаться с людьми, отвечать на звонки и т.д. Это
непросто, но что делать?
Не наблюдается ли в настоящее время в России тенденции к
структурированию бизнеса в сфере джазовой музыки?
- Это только-только сейчас начинает появляться - в основном, в Москве.
Там существует около десятка джаз-клубов, так или иначе выстраивающих
траекторию работы джазовых коллективов. При этом, несмотря на условия
мегаполиса, каждый может идти своим путем... С другой стороны,
популярность джаза даже в Москве, не говоря об остальной России, не
может сравниться с его популярностью, скажем, в Нью-Йорке. Там на одной
улице может оказаться несколько очень хороших джаз-клубов, где играют
великолепные музыканты. У нас в стране вкус к джазу только
развивается...Поэтому упорядочивание бизнеса в этой сфере пока лишь в
самом начале...
Московские джаз-клубы всегда полны посетителей?
- Могу сказать, что "Ле Клуб", арт-директором которого является Игорь
Бутман, не имеет недостатка в завсегдатаях. Игорь имеет возможность
приглашать лучших джазменов - из регионов России или из Америки. Сегодня
этот джаз-клуб - лучший не только среди джаз-клубов Москвы, но и всей
России. ("Ле Клуб" расположен в Театре на Таганке. По результатам
1999 г. Московская ассоциация джазовых журналистов присудила "Ле Клубу"
премию "Джаз'Ухо" в категории "Точка года". Весной 2001 г. по
результатам 2000-го клуб под руководством Игоря повторил этот успех.
Американский журнал Down Beat включил клуб в число ста лучших джазовых
клубов мира. Биг-бэнд Игоря Бутмана с весны 1999 г. играет в клубе
каждый понедельник... - прим. Л.Г.) Музыканты в "Ле Клубе" играют, в
основном, для себя. Но многим людям нравится их слушать. Обстановка там
очень демократичная...
Джаз в России очень нуждается в меценатах... Есть ли в этом плане
позитивные изменения?
- Да, такая тенденция есть. Но заниматься поиском меценатов приходится
опять же самим музыкантам. Хотя бывают случаи, что некоторые люди сами
выражают желание посодействовать в организации концерта или записи
диска...
Сколько их у вас уже записано?
- В данном составе пока один. В конце октября в Москве планируем
записать еще один альбом. Потом у нас с Дмитрием есть другой состав
музыкантов, исполняющий авторскую музыку - тоже готовится альбом. Есть
еще несколько альбомов, в записи которых я участвовал по приглашению
других коллективов.
Работать предпочитаете в России?
- Да. С оркестром Игоря Бутмана мы с гастролями побывали в разных
странах. Много выступали в Америке. Но остаться там у меня лично мысли
не было... Я люблю Россию...
Несмотря на то, что джазмены здесь не богаты?
- Это сложно сказать: богаты - не богаты... Богатство находится внутри
человека. А то, что касается материальных ценностей... Все ведь можно
совмещать: заниматься музыкой и вести какой-то бизнес... В принципе... А
вообще, я могу сказать, что и в Америке далеко не все джазовые музыканты
- миллионеры. Хотя хороших музыкантов очень много. Просто в Америке
другой уклад, другой подход к жизненным ценностям и к джазовому
искусству. Не могу сказать, что у нас, в России, к нему относятся плохо,
нет. Просто у нас люди в большей мере заняты повседневными делами... А
они отвлекают от духовной пищи...
Сумасшедший ритм, драйв, который мы сегодня все почувствовали, - для
вас основное в джазе?
- Я бы не сказал, что основное. Мы просто хотим сейчас, на этом этапе,
играть мэйнстрим, музыку 60-х годов и даже более раннюю. Затем
постепенно изучать следующие пласты в джазе. Так у нас, возможно,
получится найти собственный стиль - со временем. Хотя это, конечно,
очень сложно сделать, потому что, в принципе, все уже придумано...
Лиана Гаврилова,
Рыбинск
обсудить материал |
|
На
первую страницу номера |
|