С 30 октября по 1 ноября в "Ле Клубе" играло трио американского джазового пианиста Данило Переса. Родом из Панамы, 36-летний Данило Перес в настоящее время, наверное - самый известный панамский музыкант. Однако то, что он делает в импровизационной музыке, далеко не исчерпывается внесением элементов музыкальной культуры родины Данило в контекст современного джаза. Перес замахивается на более глобальное: он уверен, что создает некую "пан-американскую джазовую музыку".
И, скорее всего, именно это он и делает: в музыке его трио (контрабасист Бен Стрит и барабанщик Адам Крус) довольно трудно выделить, как это можно иногда сделать у других латиноамериканских пианистов, четко различимые этнические элементы - скорее, это какая-то высшая математика, в которой все элементы (и этнические, вроде характерных ритмогарманических оборотов латинской или афролатинской музыки, и джазовые, и даже европейские) многократно разложены на составляющие, детально проанализированы, тщательно сравнены друг с другом, каждому придана определенная эмоциональная нагрузка (как положительная, так и - во многих случаях - отрицательная), и все это удивительно гармоничным и органичным образом складывается в увлекательный в своей сложности музыкальный поток.
Причем сложность эта не исполнительского плана: ни Перес, ни его партнеры не играют ничего такого, что обычно ассоциируется с понятием о традиционном джазовом трио. Ни ослепительных россыпей протяженных блюзовых пассажей, ни оглушительных фейерверков килотонного извлечения тысяч нот на единицу времени - у пианиста, ни протяженных сольных звукоизвлечений барабанщика, обычно так развлекающих неискушенную публику, ни столь же протяженных сольных стараний контрабасиста, обычно ту же самую публику утомляющих. Все - только в партнерстве, любое соло ни на мгновение не прерывает взаимодействие всего ансамбля, в котором всего лишь становится чуть ярче один или другой голос, и тонкая аналитическая работа над звуковой тканью, которую терпеливо ткут музыканты, то и дело вознаграждает внимательного слушателя за заинтересованное следование мысли музыкантов, когда трио буквально из ничего, не задействуя никакой тяжелой артиллерии и не устраивая, тем более, никакого звукового цирка с эквилибром и дрессированными медведями, вдруг воздвигает роскошную, продолжительную и ужасно увлекательную кульминацию, построенную на тонких ритмических сдвигах и изящных, совсем не подавляющих этого слушателя гармонических структурах.
Приятно, что с перерывом всего в четыре месяца Москву посетил уже второй из плеяды блистательных джазовых пианистов, вышедших из латиноамериканских (точнее, афролатинских) музыкальных культур - напомним, в начале июля в столице играл Гонсало Рубалькаба. Перес и Рубкалькаба - два полюса современного латин-джазового пианизма, в значительной степени очерчивающие и вообще почти все передовое в современном джазовом фортепиано поколения тех, кому сейчас от 30 до 40. Теперь бы еще кого-нибудь из "старших товарищей"...
Константин
Волков
В джаз хлынули молодые пианисты
С 1 по 3 ноября в Москве в Государственном музыкальном училище эстрадно-джазового искусства (ГМУЭДИ) на Большой Ордынке с успехом прошел первый открытый конкурс-фестиваль "Рояль в джазе". Автору этих строк довелось присутствовать на этом знаменательном событии в качестве члена жюри, так что я могу поделиться впечатлениями "изнутри". Но сначала -официальная информация.
Учредители конкурса - Министерство Культуры РФ и ГМУЭДИ, председатель оргкомитета - зав. фортепианным отделением ГМУЭДИ Наталья Савинкова, генеральный спонсор - фирма "Мьютек", официальный дистрибьютор компании Roland в России. Конкурс проводился в трех возрастных категориях - младшая (9-14 лет), средняя (15-19 лет) и старшая (20-25 лет) - в следующих номинациях: сольное исполнение джазовой программы, композиция и аранжировка, а также номинация с небанальным названием "параллельно с джазом", в которой предлагалось исполнить фортепианные произведения современных композиторов (и, в частности, была впервые исполнена прекрасная соната для фортепиано Анатолия Тихомирова).
Состав жюри конкурса: председатель жюри - народный артист РФ, профессор РАМ им. Гнесиных Игорь Бриль; профессор МГУКИ Юрий Чугунов; композитор Юрий Маркин; заслуженный работник культуры, преподаватель ГМУЭДИ Валерий Мелехин; преподаватель ГМУЭДИ Владимир Коваль и пианист Лев Кушнир.
Награды распределились следующим образом.
Гран-при - Николай Сидоренко (ГМУЭДИ, преподаватели И.Бриль, В.Мелехин, К.Казунина)
В младшей группе:
- Диплом I степени - Александр Косилов ( ДМШ№28, преподаватель Е.Гречищев)
- Диплом II степени - Яков Еременко (ДМШ при ГМУЭДИ) и Анастасия Нестерова (ДМШ№14)
- Диплом III степени - Андрей Логовинский (ДМШ при ГМУЭДИ, преподаватели Н.Савинкова, В.Тимофеев, В.Мелехин)
В старшей группе:
Исполнение джазовой программы
- Диплом II степени - Константин Замесов (МГУКИ, преподаватель А.Бубнов)
"Параллельно с джазом"
- Диплом I степени - Владимир Гачегов (ГМУЭДИ, преподаватель Н.Савинкова);
Николай Сидоренко
- Диплом III степени - Антон Марьясин (ГКА им.Маймонида, преподаватель А.Мндоянц)
В средней группе:
Композиция и аранжировка
- Диплом I степени - Николай Сидоренко и Евгений Сивцов (МОКИ, преподаватель Е.Гречищев)
- Диплом II степени - Алексей Иванников (ГМУЭДИ, преподаватели И.Бриль, В.Мелехин, Комаров) и Алексей Чернаков (выпускник ДМШ №28, преподаватель П.Петрухин)
- Диплом III степени - Аксинья Вержак (Ростов-на-Дону, преподаватель Ангелина Данько) и Андрей Тимонин (ГМУЭДИ, преподаватели М.Окунь, В.Мелехин, Н.Савинкова)
Исполнение джазовой программы
- Диплом I степени - Алексей Чернаков (выпускник ДМШ№28, преподаватель П.Петрухин) и Евгений Сивцов (МОКИ, преподаватель Е.Гречищев)
- Диплом II степени - Алексей Иванников (ГМУЭДИ , преподаватели И.Бриль, В.Мелехин, Комаров) и Эдуард Логовинский (ГМУЭДИ, преподаватели И.Бриль, В.Мелехин, Комаров)
- Диплом III степени - Аксинья Вержак ( г.Ростов-на-Дону, преподаватель Ангелина Данько) и Андрей Тимонин (ГМУЭДИ, преподаватели М.Окунь, В.Мелехин, Н.Савинкова)
Кроме того, жюри присудило специальные призы:
- За успешное исполнение собственной композиции - Владимир Капырин (МОКИ, преподаватель Е.Гречищев)
- За лучшее исполнение баллады - Андрей Тимонин
- За оригинальную аранжировку - Алексей Иванников
- За артистизм - Аксинья Вержак
- За оригинальность импровизационного соло - Николай Сидоренко, Алексей Чернаков, Евгений Сивцов.
Теперь вкратце о личных впечатлениях. Из них первое - приятный шок от того, что в одном месте собралось так много талантливых молодых людей! В конкурсе приняли участие 15 человек, и, как видно из результатов, жюри постаралось никого не обидеть. Но сделало это отнюдь не из соображений человеколюбия или жалости, а потому, что большинство участников действительно продемонстрировали высокий уровень проникновения в материал, знание джазовой гармонии и понимание свинга. Некоторые участники играли выученные соло, что не скрылось от опытного взгляда членов жюри, но, наверно, это неизбежный этап на пути обучения искусству импровизации.
Особенно сильная борьба разгорелась среди 8 пианистов из средней возрастной группы. И хотя безусловным лидером здесь был Николай Сидоренко (который продемонстрировал вполне зрелое и профессиональное исполнение как классической музыки, так и джаза), игра Алексея Чернакова, Эдуарда Логовинского, Алексея Иванникова, Андрея Тимонина и Евгения Сивцова также оставила глубокое впечатление! Хочется также особо отметить очень милое и артистичное выступление ростовчанки Аксиньи Вержак и "свингующего-не-по-детски" Александра Косилова (мальчику на вид лет девять!). В общем, это надо было слышать!
Это был первый конкурс, и для первого мероприятия такого рода он прошел, я думаю, замечательно. Хотелось бы в следующем году увидеть больше музыкантов из регионов России. Мне кажется, наличие подобных конкурсов дает новый стимул для молодых людей, всерьез занимающихся джазом. Я уверен, что многих из сегодняшних лауреатов мы вскоре увидим на сценах концертных залов и джазовых фестивалях. У них есть все возможности для этого.
Лев Кушнир
|