Специальный репортаж |
Дюссельдорф, XIII Jazz Rally (24-26
июня 2005)
Часть I. 24 июня
Лето.
Пора отпусков. Хочется праздников и путешествий. Особенно приятно, когда
есть возможность совместить одно с другим. Будучи достаточного
количества пядей во лбу, авторско-редакторский состав "Полного Джаза"
смекнул в этой связи устремить свой алчущий новых музыкальных
впечатлений взор в Европу; взор тут же наткнулся на фестиваль Jazz Rally,
ежегодно (уже в 13-й раз) происходящий в немецком городе Дюссельдорфе.
Два года назад один из авторов этих строк уже имел счастье посетить
данное мероприятие, о чем подробно
рассказал на страницах нашего издания; и вот теперь, дабы не дать
шанса русской народной тропе зарасти, было решено повторить подвиг
удвоенным составом.
Неоценимую роль в организации этой поездки сыграли два человека, которым
авторы выносят огромную благодарность - это заместитель генерального
директора компании "Мессе Дюссельдорф Москва" Михаэль Мандель и
один из авторов "Полного джаза", живущий в Дюссельдорфе Юрий Гранкин,
известный завсегдатаям портала "Джаз.Ру" как
Deutsch. Не будь инициативы и ощутимой помощи этих замечательных
людей - поездка не состоялась бы.
Дюссельдорф
встретил небывалой жарой. Влажный воздух был раскален до такой степени,
что казался одной плотной массой. Концертная программа начиналась в
половине седьмого вечера, а между тем температура окружающей среды не
собиралась сдавать свои позиции ни на единый градус. Беспрестанно
потребляемые слушателями прохладительные напитки и холодное пиво (какая
же Германия без пива!) давали эффект максимум на полчаса, после чего
процедуру жидкостной подпитки организма требовалось повторить.
Тем не менее, жара не помешала жителям и гостям Дюссельдорфа устремиться
на разбросанные по всей центральной части города концертные площадки,
которых было хотя и меньше, чем в прошлые годы, но все-таки никак не
меньше двадцати. Многочисленные толпы бурным потоком перекатывались по
улицам от одной сцены к другой, на которых сменяли друг друга
многочисленные составы.
Одним из первых составов, игравших в этот вечер, был гамбургский оркестр
NDR Big Band п/у австрийского пианиста Дитера Главишнига (он руководит
этим биг-бэндом, который содержит Радио Северной Германии, уже 25 лет).
Оркестр представлял в качестве основного солиста и композитора своего
американского тромбониста Хосе "Джо" Галлардо (Joe Gallardo). NDR Big
Band расположился на основной сцене "Джаз-Ралли" - внутри гигантской
белой палатки, разбитой на том месте, где Замковая площадь (Бургплац)
переходит в набережную Рейна, недалеко от плавучего ресторана, где
находился пресс-центр фестиваля.
Оркестр
начал свое выступление зажигательной сальсой под стать температуре
воздуха. Публика набилась в палатку и заинтересованно слушала,
пританцовывая - сидячие места предусмотрены не были, поэтому танцам
ничто в общем-то не препятствовало. Успех первой пьесы оркестр закрепил
симфоджазовой самбой с солирующим тромбоном Галлардо. Затем самбу
сменила баллада с бурными фортепианными переливами, ведущими диалог с
краткими туттийными эпизодами оркестра. Постепенно баллада развилась в
подвижный оркестровый фьюжн на 6\8.
Особенно
публику вдохновило соло альт-саксофониста Петера Больте, построенное на
экстремальном звукоизвлечении в расширенном диапазоне (да что там
построенное - состоящее почти исключительно из эдакого сверхзвукового
визга). Общее впечатление, оставшееся от выступления NDR Big Band -
хорошая работа добросовестных исполнителей, начиная с аранжировщиков и
кончая музыкантами.
Меж
тем ноги уже несли авторов "Полного джаза" к новым свершениям. На
Ратушной площади (Ратхаузплатц), находящейся в квартале от белой
палатки, на радость массам музицировал (чтобы не сказать - рубился,
поскольку иначе описать музицирование на открытом воздухе при
35-градусной жаре довольно сложно) один из многочисленных диксилендов -
кстати, весьма недурной и именитый: Trevor Richards British New Orleans
All Stars, коллектив с давней и славной историей, вот уже 35 лет
возглавляемый учеником легендарного нью-орлеанского барабанщика Затти
Синглтона - британцем Тревором Ричардсом. Но диксиленд есть диксиленд:
если музыканты диксиленда вообще умеют играть, то ансамбль звучит
примерно так же, как и тысяча других диксилендов - в старейшем из ныне
бытующих джазовых стилей главное не яркая индивидуальность, а, как в
деревенском фольклоре, точное следование традиционному канону.
Миновав
диксиленд, авторы оказались на аллее Генриха Гейне у большой беседки "Карш-Хауз
Павильон", оборудованной под сцену для выступления темнокожей вокалистки
Сидни Эллис (Sidney Ellis) и ее Yes Mama Band. Состав исполнял джазовые
стандарты и блюзы. Исполнял хорошо, но не сказать, чтобы оригинально.
Что действительно поразило - так это работа звукорежиссеров,
умудрившихся озвучить эту, казалось бы, по всем параметрам безнадежную
площадку (многочисленные, крайне удручающие в плане озвучивания
выступлений звукоотражающие поверхности вокруг, плюс шум непрерывного
потока автомобилей и даже трамваев в непосредственной близости от
сцены), да так, что прослушивалась практически каждая нота.
Однако
долго восхищаться чудесами западной звукорежиссерской мысли времени не
было - нужно было спешить в дюссельдорфский Театр марионеток,
находящийся в помещении дворца Витгенштайн. Там проходил концерт Олега
Аккуратова - восходящей звезды российского джаза (авторы стучат по
дереву, дабы не сглазить). В свои пятнадцать лет Олег может похвастаться
весьма самобытной, очень легкой исполнительской манерой, фантазией,
изобретательностью и впечатляющей музыкальной эрудицией - будучи слепым
от рождения и потому имея возможность учиться только по слуху, Олег
держит в памяти множество как джазовых композиций, так и классических
произведений (да и вообще множество разной музыки, включая пьесы
советской эстрады). Этот "актив" позволяет ему постоянно разнообразить
музыкальную ткань всевозможными цитатами, привносить заимствованные из
разных музыкальных стилей приемы. Если ему чего-то и не хватает в
музыкальном плане - то осмысленной экспрессии. Впрочем, экспрессия
приходит только с жизненным опытом, а он у Олега еще не так уж и велик:
например, во дворце Витгенштайн Олег Аккуратов отыграл первый в своей
жизни сольный концерт. И, нужно отметить, отыграл весьма успешно.
Несмотря на духоту в зале, публика не расходилась, больше того -
прибывала в числе, и с большим энтузиазмом принимала каждую исполненную
Аккуратовым композицию, будь то стандарты, вроде "All The Things You Are"
или" In A Deep Blue Sea", или тема из симфонии Чайковского в джазовой
аранжировке, или инструментальная версия песни "Моя любовь" Дунаевского,
и т.д. и т.п. Особенно впечатлило его умение играть в страйдовом стиле,
когда левая рука последовательно играет басовую линию и аккорд,
обеспечивая устойчивый, ритмичный аккомпанемент правой руке - искусство,
развившееся в далекие 1920-е и впоследствии незаслуженно оттесненное на
периферию арсенала приемов джазовых пианистов.
Кроме
чисто инструментальных композиций, Олег исполнил несколько вокальных
произведений, в том числе наиболее выразительно прозвучавшую песню "Sunrise
Sunset". Возраст юного музыканта из Армавира пока не позволяет говорить
о сформировавшемся вокальном стиле (голос Олега пока еще не прошел
мутацию полностью), однако ясно, что, когда эмоциональный багаж юного
самородка достигнет размеров, сопоставимых с размерами его музыкального
дарования, он сможет использовать свои вокальные данные наравне со
своими способностями пианиста.
Вечер
завершал концерт Funky Abba - проекта группы Nils Landgren Funk Unit.
Гигантская палатка на Бургплац была набита слушателями под завязку:
единственный кадр, который удалось снять, был "щелкнут" от входа
палатки, через головы публики. Палатка буквально лопалась от могучих
басовых раскатов, доносившихся изнутри. Но, кроме мощной звуковой стены
ритм-секции, группа обрушила на свою аудиторию много действительно
сложного и хитроумно сделанного музыкального материала: знакомые с
детства хиты шведской поп-супергруппы звучали в таких заковыристых и
сокрушительно-драйвовых фанковых аранжировках, что мелодии "Voulez-Vous"
(кстати, в оригинальной записи ABBA в этой песне в 1979 г. принимал
участие лидер Funk Unit, шведский тромбонист Нильс Ландгрен) или "Money,
Money, Money" не всегда легко было опознать. Зато, судя по довольному
реву из палатки, под стенобойный фанк шведского коллектива немецкая
публика веселилась на славу.
Впереди были еще два дня фестиваля, рассказ о которых мы опубликуем
через неделю.
Анна Филипьева (текст),
Кирилл Мошков (текст,
фото)
|
|
|
Постсоветское пространство:
что было |
Джазовые
концерты памяти Владимира Симоненко в городском саду возле
Мариинского дворца - добрая традиция киевских Летних музыкальных
вечеров. За два дня, 25-26 июня, добрая тысяча киевлян и гостей
столицы послушала выступления украинских и австрийских джазменов. В
нынешнем году отмечается 25-летие украинского джазового образования,
ведь первый "эстрадный” факультет в музыкальном училище был открыт в
Одессе в 1980-м, что и считается точкой отсчета начала джазового
образования в Украине. Позже эстрадно-джазовые отделения открылись и в
других музыкальных училищах, в том числе в киевском Глиэровском, нынче
отмечающем пятилетие своего "высшего факультета джаза". И по такому
случаю концерты на летней эстраде были посвящены двойному юбилею
украинского джазового образования. Основным организатором фестивального
цикла киевских Летних музыкальных вечеров вновь выступает училище, и в
концертах принимали участие его педагоги, студенты и учащиеся киевских
ДМШ, чьи профессиональные надежды связаны с училищным джазовым
факультетом. Почетными гостями выступили гости из австрийского города
Грац - “Карлхайнц Миклин трио”.
Первый концерт открыл глиэровский ансамбль под управлением Вероники
Тормаховой. Он исполнил несколько обработок украинских и грузинских
песен: довольно бойко и без явных ученических огрехов. Молодых
музыкантов на сцене сменило трио заслуженного артиста Украины Энвера
Измайлова (гитара).
Сначала
слушатели порадовались исполненным Энвером нескольким сольным пьесам.
Затем вышли его дочь вокалистка Ление Измайлова, обладательница очень
высокого, гибкого и одновременно глубокого, “с мясом”, сопрано, и
отличный мастер перкуссии Рустем Бари. Девушка поет с неповторимым
изысканным шармом. Джазовость ее импровизаций совершенно органично
соединяется с глубоким проникновением в фольклорные истоки родной ей
музыки. Думаю, что тонкий вкус и интерпретационная интуиция ее отца
находят прямое продолжение в работах Ление Измайловой. Выступление
коллектива имело неподражаемый доверительно-теплый тон: что бы ни
исполнял выдающийся Мастер - сольную татарскую народную мелодию,
обработку украинской песни или отлично известный всем американский
стандарт - его интонация всегда узнаваема, ибо основой измайловского
почерка становится крымско-татарская мелодика и ритмика.
Музыка Измайлова, с одной стороны, тщательно просчитана, он использует
последние достижения современных технологий, “модные” приемы. Но ей
свойственна также основанная на природном интуитивном творении
авторско-исполнительская манера, которая становится крепким связующим
звеном цепочки сцена-аудитория, вызывающим столь же естественное,
основанное на народном “ухе” слушательское восприятие, понимание и
удовольствие. У Измайлова огромный положительный опыт концертирующего
музыканта. Он очень легко и доверительно общается с публикой, держит ее
полностью под своим добрым артистическим контролем, из-под которого не
хочется выходить. Не много в нашей музыке профессионалов такого уровня,
и Энвер Измайлов - гордость не только украинского джаза, но всей нашей
многонациональной культуры.
После такого мастера играть нелегко. Перед выходом австрийского трио
небольшую пьесу в стиле мэйнстрим исполнил харьковский пианист и педагог
Сергей Давыдов, просто и добротно. С интересом восприняла публика
зарубежных гостей: профессора джазового факультета Грацкого музыкального
университета Карлхайнца Миклина, по совместительству президента
Международной ассоциации джазовых школ, неоднократного обладателя титула
“Лучший музыкант года Австрии” (сопрано- и альт-саксофон, флейта),
Эвальда Оберляйтнера (контрабас) и Карлхайнца Миклина-младшего
(ударные). Коллектив известен в Европе, выступал на фестивалях в Италии,
Словакии, Испании, Великобритании, Турции, Кубе, Бразилии.
В Мариинском парке австрийцы играли скорее “от ума”, чем “от сердца”.
После их мэейнстримовой трио-программы к ним присоединились пианист
Сергей Давыдов и крепкий профессиональный тенор-саксофонист Александр
Рукомойников. Квинтетом они организовали “полуотрепетированный”
джем-сейшн, в котором прозвучали 4 стандарта. Боюсь быть необъективной,
но "наши" мне показались погорячее и поярче. Правда, на следующий вечер
в арт-клубе Эрика Айгнера “44”, где трио дало еще один концерт, “градус”
выступления гостей значительно повысился, раза в два! А стилистика
оказалась сложнее и интереснее.
Но вернемся в парк. На следующий день здесь выступали исключительно
причастные к глиэровскому училищу участники, плюс потенциальные
профессионалы: несколько учеников 2-й школы искусств. Очень пристойно,
напористо и временами ярко прозвучал училищный ансамбль, эдакое молодое
бандформирование (от англ. band, оркестр), исполнившее пьесу Джона
Колтрейна и две композиции лидера состава Максима Дмитрука,
перспективного альт-саксофониста и способного автора. Хочется отметить
всех участников: Богдана Гуменюка (тенор-саксофон), Андрея Розумного
(фортепиано), Романа Маргиева (бас-гитара) и Сергея Яндюка (ударные),
оказавшихся хорошими ансамблистами и способными солистами. Музыканты
вызвали пристальное внимание не только наиболее преданных джазу
поклонников жанра (из-за легкого дождя наименее стойкая часть публики
разбрелась), но и внимательно и требовательно воспринимавших выступление
нашей молодежи австрийских музыкантов, которые все по совместительству
преподают джаз в Музыкальном университете города Граца и учебных
заведениях других стран.
Отлично,
на этот раз как нельзя лучше, прозвучал традиционный участник
симоненковских фестивалей - оркестр Виктора Басюка из Детской академии
искусств на Оболони “Little Band Academia”. Мастерство и профессионализм
коллектива растет вместе со взрослением его молодых оркестрантов.
Интересно выглядело выступление трио пианиста Владимира Соляника (в нем
играли также контрабасист Андрей Арнаутов и ударник Алексей Фантаев).
Все трое музыкантов выглядели сыгранно, профессионально, технично,
выразительно. Если бы не порой некачественное озвучивание, выступление
было бы еще целостнее. Впрочем, исполненная скорее без особых затей, но
с некоторыми попытками “пооригинальничать” программа оставила в целом
хорошее надежное профессиональное впечатление.
Заключил фестиваль глиэровский биг-бэнд под управлением Александра
Шаповала. Говорят, что лицо и стиль коллектива определяет дирижер.
Шаповал - музыкант опытный, его манере присущи элегантность, спокойная
уверенность. Впрочем, мне кажется, оркестру, ”раскочегарившемуся” лишь к
третьей пьесе, можно “поддать жару”, темперамента и напора.
Во второй день фестиваля поздно вечером австрийские музыканты дали
концерт в клубе “44”, после чего профессор Карлхайнц Миклин любезно
ответил на мои вопросы.
Вы - президент Международной ассоциации джазовых школ. Расскажите,
пожалуйста, об этой организации.
-
Ассоциация существует 15 лет. И ее члены, педагоги и их школы, живут и
трудятся по всему миру. Школа в Граце - государственная консерватория, а
ее джазовое отделение - старейшее в Европе. Мы адаптировали традиции
американского колледжа Беркли к нашим особенностям, а уже потом многие
переняли наш опыт. Сейчас джазовое образование основывается и на
традиционном джазе, и на свободном. Я рад, что попал “на край света” в
вашу страну, и убедился, что в Украине происходит развитие джаза. На
следующей неделе мне предстоит похожая встреча в Кракове. Я много
преподавал в Польше и нахожу, что поляков отличает яркая
широкомасштабная национальная джазовая сцена. И не последнюю роль в ее
становлении сыграла хорошо известная в Европе “славянская душа”. Я тоже
не умею играть “как черный”, так как родился не в Гарлеме, а в южной
Австрии на границе с Югославией. Но мы, европейцы, идем навстречу
американским ритмам и импровизационному мышлению в своей музыке и
учитываем в джазовом образовании.
Какое впечатление вы получили от наших молодых джазменов?
- Я не очень много видел, но понял, что инициатива джазового образования
активна, и теперь, в конце своего пребывания в Украине думаю, что здесь
есть молодежь, которой нужно дать хороший старт: педагогов, образование
- а это приведет к их выходу на американский и европейский концертный
уровень. Я увидел радость, удовольствие молодых музыкантов от исполнения
джаза, а это говорит о том, что они могут стать отличными
профессионалами. Получение системного образования очень важно для
музыкантов. Я организовал сотрудничество украинских и польских
студентов-джазменов, музыканты из Киева будут играть в Кракове, и у меня
большие надежды на украинцев.
Каковы особенности австрийского джазового образования? Что общего со
школой Беркли?
- В Америке очень много самых разных систем. Я преподавал в разных
странах и школах, исповедовал разные методические школы, изучил их
“изнутри”. Американское образование более традиционно. В Европе
преподают по-разному, хотя европейский джаз, конечно же, имеет
американские корни. Но я прекрасно понимаю, насколько разнообразен
европейский джаз, например, скандинавский очень сильно отличается от
испанского или итальянского, так как каждый из них опирается на
собственный фольклор.
В Киеве играли австрийские Vienna Art Orchestra,
братья Мутшпиль. Оба коллектива имеют большую связь с академической
музыкой. Как она влияет на развитие вашего джаза?
- Мое музыкальное образование базируется на мэйнстриме. Но соседство
моего родного города со славянской страной на меня оказало сильное
воздействие, и я совсем другой человек, чем, скажем, житель Вены. Моя
дочь - оркестровый музыкант и работает в венском профессиональном
оркестре, но я в своем музыкальном образовании подвергся гораздо
меньшему влиянию классической музыки, чем она. Основная часть сыгранного
в Киеве - моя музыка. На нее очень повлияли наши гастрольные
путешествия, и вы слышали отзвуки Патагонии, Греции. У всех нас -
базовое классическое музыкальное образование, так как я не очень молод,
и тогда джазу не учили. И сейчас в одних школах классическое образование
категорически отвергается, а в других его берут за основу.
Каковы перспективы повышения квалификации украинских талантливых
молодых джазовых исполнителей в Европе?
- После того, как препятствия между западным и восточным мирами ослабли,
я рад возможности приезда в Украину и надеюсь помочь ее джазовым
талантам. Кроме музыкального образования, в молодости я закончил
факультет немецкого языка и истории в университете. Мне это образование
не понадобилось, я им не воспользовался. Теперь мне хочется помогать
молодежи получать хорошее музыкальное образование. Существует целая
международная программа “Эразмус”. Ее цель - организация студенческого
обмена между Востоком и Западом. Это одна из возможностей,
предоставляемых в рамках ЕС. Есть еще стипендии частных фондов для
развивающихся стран. Но думаю, что информированность украинского
общества в этой сфере невелика. Я услышал здесь много способных
музыкантов. И если бы они владели информацией в сфере образования в
Европе, то стали бы “другими людьми”. Я надеюсь, что в вашей стране
такой информации будет все больше, и они найдут свой путь.
Ольга
Кизлова,
Киев
|
|
|
Постсоветское
пространство:
что будет |
В нашей "внестоличной" рубрике
продолжается развитие нового проекта журнала "Полный джаз" и
всего портала "Джаз.Ру", проекта, призванного помочь региональным
российским джазовым организаторам сделать решительный шаг навстречу как
своей местной аудитории, так и включению джазовой жизни своего города в
общероссийскую, более того - общую для всего постсоветского пространства
культурную среду. Всех, кто имеет отношение к организации джазовых
мероприятий в России, Украине и других странах Восточной Европы, всех,
кто следит за ними и кто хочет знать о джазовых событиях на территории,
где читают "Полный джаз", больше, своевременнее и полнее - всех мы
призываем ознакомиться с деталями нашего нового проекта, называющегося
просто - "Анонсы от Джаз.Ру": сегодня у нас - Екатеринбург,
Томск, города республики Тыва, а также Киев...>>>> |
|
|
Что намечается:
столичные анонсы10 июля, КЗ
им. Чайковского -
Бобби Макферрин
сводная московская
афиша на июль
сводная петербургская
афиша на июль |
7
июля (20:30) в "Ле
Клубе" в рамках тура, сопровождающего выход дебютного альбома "Commander
Stride" ("Шаги Командора"), будет играть калужская джаз-рок-группа "Омниум
Бэнд", уже знакомая москвичам по выступлению на семилетии
портала "Джаз.Ру" в декабре минувшего года.
В
составе группы: Руслан Моисеев, барабаны; Олег Щёголев, гитара; Владимир
Голоухов, MalletKAT (электронный вибрафон); Вадим Морозов, бас-гитара.
"Ле Клуб": ул. Верхняя Радищевская, д. 21 (здание театра на Таганке),
м."Таганская" (кольцевая). |
|
|
Чтение |
Мы продолжаем публикацию фрагментов
книг московского композитора, аранжировщика, саксофониста и
джазового педагога Юрия Чугунова. В середине 70-х он был одним из
тех, кто положил начало преподаванию джаза в советских музыкальных
учебных заведениях; его перу принадлежит самый первый отечественный
учебник по джазовой гармонии (1976).
В ##305-308 мы опубликовали четыре фрагмента
из книги ""Семь кругов джаза" (1999). Сегодня - первый фрагмент из более
новой работы, "Музыкальные пути"...>>>> |
|
|
А в это время
за бугром... |
18
июня в больнице города Дэнбери, штат Коннектикут, на 90-м году жизни
скончался джазовый трубач Крис Гриффин, во второй половине 1930-х -
участник легендарного оркестра Бенни Гудмена. С 1936 по 1939 г. этот
музыкант, родом из сельской глубинки штата Нью-Йорк, был одним из трех
трубачей оркестра Гудмена, которых в те годы критики называли "Кусачая
медь" (The Biting Brass). Вместе с Гарри Джеймсом и Зигги Элманом
Гриффин составлял "лучшую секцию труб в истории", по определению Дюка
Эллингтона (на фото слева направо: Джеймс,
Элман, Гриффин). Как рассказывал сам Гриффин, великий академический
трубач Гарри Глэнц, зайдя как-то на концерт оркестра Гудмена в
кинотеатре "Парамаунт", в перерыве приблизился к Бенни и спросил его с
усмешкой: "Чем, черт возьми, вы кормите своих трубачей - сырым мясом?".
Гриффин был самым скромным и спокойным в этой блестящей троице, однако и
самым опытным - научившись играть на трубе в 12 лет, к 20 годам он уже
работал в известных оркестрах Чарли Барнета и Джо Хэймса, подменял
великого Бани Беригана в студийном оркестре компании CBS и записывался с
Милдред Бэйли и Билли Холидей.
Игра Криса Гриффина звучит, в том числе, в записи одного из самых
значимых концертов в истории джаза - выступления оркестра Бенни Гудмена
в нью-йоркском Карнеги-Холле, до той поры (1938) - цитадели
академического искусства. Это был сенсационно успешный концерт, запись
которого впоследствии стала одним из хрестоматийных, обязательных к
прослушиванию артефактов джазовой истории - концерт, во время которого
пали два барьера: джаз впервые зазвучал как концертная (а не клубная и
не танцевальная) музыка с академической сцены ("Мы себя чувствовали там
как шлюхи в церкви", со смехом рассказывал своим детям Крис Гриффин
полстолетия спустя). А кроме того - белые и чернокожие музыканты впервые
публично играли вместе на концертной сцене: с оркестром тогда выступили
не только его штатные члены-афроамериканцы, пианист Тедди Уилсон и
вибрафонист Лайонел Хэмптон, но и несколько солистов величайших
афроамериканских оркестров того времени - оркестра Дюка Эллингтона и
биг-бэнда Каунта Бэйси: саксофонисты Лестер Янг и Джонни Ходжес, трубач
Кути Уильямс и др.
Как вспоминал сам Гриффин, ему - тогда 23-летнему - трудно было
осознать, что он был частью одного из величайших оркестров эпохи. У него
были маленькие дети, а работа у Гудмена предполагала огромные нагрузки и
долгие гастроли. Крис восемь раз уходил из оркестра, и каждый раз Гудмен
уговаривал его вернуться, прибавляя по 10 долларов в неделю (тогда
неплохие деньги). Однако в 1939 г. трубач окончательно покинул
коллектив.
После ухода от Гудмена Гриффин долгие годы работал в студийных
оркестрах, а затем играл партию первой трубы в нескольких известных
телевизионных музыкальных проектах, в том числе в оркестре легендарной
телепрограммы "Ed Sullivan Show".
В
последние годы жизни музыкант надиктовал целую книгу своих мемуаров -
"Играя вместе с Крисом Гриффином" ("Sitting in with Chris Griffin").
Когда пять лет назад из жизни ушла его жена Хелен, с которой Гриффин
прожил шестьдесят четыре года (на фото они запечатлены в день
60-летия своего брака), музыкант через некоторое время собрался
жениться снова (ему было уже за 85) - его избранницей стала джазовая
исполнительница на трубе и аранжировщица Луиза Бэрэйнджер. Отпраздновать
свадьбу, правда, они так и не успели.
Легкая интрига в телеграфном стиле: объявлен список
номинантов на австрийскую джазовую премию имени Ханса Коллера.
Премия вручается ежегодно специально учрежденным для этой цели
Австрийским музыкальным офисом (AMO). Во главе АMO встал в 1996 году
инициатор его создания - Матиас Рюэгг, руководитель Венского
Художественного оркестра (Vienna Art Orchestra).
В 2002 году была учреждена также Европейская джазовая премия. Ее
присуждает международное жюри из представителей 23 европейских стран. В
двух своих репортажах из Вены (декабрь 2003
и декабрь 2004) я рассказывал, как
происходит выдвижение и отбор номинантов - по электронной почте в пять
туров. На каждом этапе три имени, оказавшихся внизу списка по количество
голосов, исключаются. Напомню, что каждый член жюри представляет одного
своего соотечественника и - соответственно - не имеет права голосовать
за него вплоть до заключительного, пятого, тура.
Благодаря ясно сформулированным принципам и четкой организации
Европейская премия имени Ханса Коллера быстро стала не менее престижной,
чем, например, датская
Jazzpar. Не в последнюю очередь это объясняется и тем, что АМО
удалось вовлечь в процесс солидные государственные институты и
финансовые круги. Опять же сделал свое дело международный авторитет
самого Матиаса Рюэгга и его международного оркестра.
Вот список номинантов по основным категориям (уже непосредственно на
церемонии в клубе "Порги и Бесс" в начале декабря, как правило,
объявляют и еще о каких-нибудь безальтернативных призах - например,
"мэтру австрийского джаза").
- Европейская джазовая премия (EUR 14.500.--)
Арильд Андерсен (Arild Andersen) Норвегия, контрабас
Хан Беннинк (Han Bennink) Нидерланды, барабаны
Боян Зульфикарпашич (Bojan Zulfikarpasic), Босния, фортепиано
- Австрийский музыкант 2005 г. (EUR 7.300.--)
Франц Хаутцингер (Franz Hautzinger), труба
Фриц Пауэр (Fritz Pauer), фортепиано
Харри Зокаль (Harry Sokal), саксофоны
- Новое имя (EUR 5.500.--)
Забина Ханк (Sabina Hank), фортепиано
Мартин Райтер (Martin Reiter), фортепиано
Клеменс Залесны (Clemens Salesny), саксофон
- Диск года (EUR 3.600.--)
"Confessions" - Линда Шэррок (Linda Sharrock)
"Flamingos" - Макс Нагль, Отто Лехнер, Брэдли Джонс (Max Nagl/Otto
Lechner/Bradley Jones)
"The Monk In All Of Us" - трио Drechsler/Steger/Tanschek
- Сайдмен (EUR 3.600.--)
Томас Куги (Thomas Kugi), саксофон
Райнхард Микко (Reinhard Micko), фортепиано
Ханс Штрассер (Hans Strasser), контрабас
С подробностями вы можете и сами ознакомиться на
сайте АМО.
Расскажу только об одном курьезе, с которым сталкиваюсь не первый раз: в
этом году один из членов жюри выдвинул музыканта, не обратив внимания на
то, что его звездный соотечественник еще в начале прошлого года объявил,
что уходит в "академический отпуск".
Пришлось нам переголосовывать! Нечто подобное было и на родине джаза.
Помнится, в 70-е годы в журнале Down Beat было опубликовано обращение к
читателям журнала - внимательнее относиться к тому, что происходит с
джазом: первое место как тромбонист занимал Джей Джей Джонсон, хотя он в
течение нескольких лет не брал в руки тромбон, занимаясь исключительно
аранжировкой.
Надо сказать, что в этом году есть и своя интрига. Формально даже члены
жюри узнают имя победителя лишь на церемонии вручения Премии имени Ханса
Коллера. Но количество голосов, поданных за каждого номинанта, всем
известно (хотя их и просят не разглашать). И кто победит, в общем и
целом ясно уже примерно с третьего раунда. Но не в этом году: как-то так
получилось, что к заключительному этапу все трое пришли с одинаковыми
результатами.
Что ж, подождем до второго уикэнда декабря!
Дмитрий
Ухов
|
|
|