Выпуск # 25-26
2003
|
Duesseldorfer Jazz Rally: впечатления и достижения |
|
Часть I. Фестиваль вообще
27-29 июня в Дюссельдорфе проходил один из бесчисленных летних европейских джазовых фестивалей - Duesseldorfer Jazz Rally, проведенный в этом древнем западногерманском городе на Рейне уже в 11-й раз. Впрочем, "Джаз-Ралли" заслуживает быть выделенным из числа "одних из". Почему? Сейчас попробую объяснить.
Во-первых, это очень масштабный фестиваль. Организаторы (компания Destination Duesseldorf) заявили, что в этом году был перекрыт прошлогодний рекорд - тогда на фестивале побывало 250 тысяч зрителей! Для 600-тысячного Дюссельдорфа это очень серьезные показатели посещаемости, даже учитывая, что значительная часть посетителей концерта (особенно пенсионеры) специально приезжала на фестиваль из других городов.
Конечно, вместить такую ораву слушателей не в состоянии ни один зал. Организаторы пошли по другому пути: фестиваль разнесен по тридцати (!) разным площадкам, четыре из которых расположены в аэропорту Дюссельдорфа, четыре - в речном порту, а остальные 22 - в городе, в пределах Альтштадта, то есть исторического центра Дюссельдорфа (там, где город возник в XII веке - у слияния Рейна с маленькой речушкой Дюссель).
Поскольку фестиваль проходит в выходные (официальное открытие было в пять вечера в пятницу, а последние концерты завершились в воскресенье в десять вечера), то у организаторов есть возможность не растягивать его, а, наоборот, сделать компактным и в то же время широкоохватным: концерты в одной стилистике почти не перекрывают друг друга, и в то же время от одной площадки до другой можно дойти пешком. Кроме того, купившие универсальный пропуск на все концерты - так называемый "Джаз-баттон", большой круглый значок, вешающийся на шею на специальном хомутике (ну, или прикалываемый к какому-нибудь предмету одежды, это уж как кому нравится) - могут в течение трех дней фестиваля бесплатно передвигаться на автобусах, трамваях и метро в пределах зоны А, то есть практически по всему Дюссельдорфу. Кстати, "баттон" стоит всего в два раза больше, чем единичный билет на один концерт - а именно 15 евро, да еще на некоторые концерты билеты отдельно не продаются, можно пройти только со значком. Как результат, город на протяжении всех трех дней был плотно заполнен людьми со значками, которые все время куда-то шли, ехали или даже плыли: от набережной (променада) в Альтштадте то и дело отходили речные трамваи с громко дующими диксилендами, которые возили увешанную "баттонами" публику на четыре сцены в речном порту.
Что же происходило на тридцати фестивальных сценах?
Охватить все мероприятия, конечно, невозможно, да вряд ли и нужно: в конце концов, диксиленды - они и в Африке диксиленды, и копировать Луи Приму для накачанной пивом толпы на вечерних улицах тоже не требует высочайшего искусства, а именно такого рода выступления составляли основной "подлесок" фестивальной программы. Ну, например, были некие The Three Ladies Of Blues - а именно три весьма корпулентные и живописно одетые афроамериканские дамы (судя по фамилиям, по крайней мере одна из каковых проживает в Германии по матримониальным причинам), которые голосисто выкрикивали на открытых площадках блюзы и госпелз. Ну так таких "ледей блюза" в Америке - два десятка на дюжину, да еще и поют получше иногда. Но основное ТВОРЧЕСКОЕ значение фестиваля составлял вовсе не "подлесок", хотя значительное большинство пенсионеров с "баттонами" явно наслаждалось одним только "подлеском". Лучшие концерты шли в залах.
Впрочем, даже часть "подлеска" была не лишена интереса - хотя бы тем, как аккуратно она оказалась вписана в городскую среду. Ну, например, в роскошном универмаге Sevens на самой аристократической улице старого Дюссельдорфа - Кенигсаллее - играла голландско-кубинская сальса-джазовая группа Nueva Manteca, которая изрядно веселила посетителей универмага и забредших на шум "баттоно-носцев" своими ужжасно кубинскими версиями таких шедевров, как, например, "Caravan" ("какая песня без баяна, какой концерт без Каравана?"). И это только один пример. Джаз - ну, конечно, в той или иной степени эстрадности - звучал и в курсирующем по городу старинном трамвае, и на борту упомянутых выше речных трамваев, и в "аркадах" суперсовременного Дюссельдорфского аэропорта, и на открытых сценах площадей и улиц города, от Рыночной площади до смешного павильончика Карш-Хаус на аллее Генриха Гейне.
Что же до самых значимых событий, происходивших в залах, то о них - во второй части, по жанру представляющей собой фоторепортаж.
Часть II. Фестиваль в частности
Habana Sax
- любопытное кубинское образование (четыре саксофона - от сопрано до баритона - плюс перкуссия), созданное в 1983 г. при Высшем институте искусств Кубы. После успеха знаменитого фильма "Buena Vista Social Club" ансамбль, как и все кубинское, стал пользоваться широкой известностью в европейских фестивальных кругах - так, что руководимый саксофонистом Хорхе Луисом Альмейдой коллектив сейчас чаще играет в Европе, чем в Гаване. В Дюссельдорфе кубинский ансамбль играл на нескольких точках, включая сцену "mk-2" на узкой набережной между скучными зданиями деловой архитектуры в речном порту.
|
Engstfeld-Weiss Quartet - авторитетный кельнско-дюссельдорфский джазовый состав, которым руководит один из лучших саксофонистов Германии, профессор Кельнской высшей музыкальной школы Вольфганг Энгстфельд.
Квартет только что (10 июня) посещал Москву; на концерте в Дюссельдорфе квартет играл практически тем же составом, что и в Москве (пианист Хендрик Золль и постоянный участник проектов Энгстфельда, барабанщик Петер Вайсс), только на контрабасе играл подменный музыкант - Фолькер Хайнцель. Крепкий, по-европейски идущий "от головы", причудливо мешающий европейскую камерность, монковскую ехидность и изощренную американскую техничность ансамбль, главное ощущение от игры которого - несомненно немецкий академизм.
|
New York Voices были едва ли не важнейшим хэдлайнерами фестиваля - наряду с Жан-Люком Понти и Эдди Палмиери. Они пели не с биг-бэндом, как год назад в Москве, а с добротным немецким инструментальным трио, и своей насыщенной популярными стандартами программой покорили аудиторию. Как и у всех хэдлайнеров, концерт New York Voices проходил в развернутой на центральной площади Старого города, Бургплатц, огромной палатке, теоретически способной вместить до двух тысяч человек. После концерта они устроили сеанс подписывания собственных CD и, надо признать, весьма в том преуспели - в смысле, что преодолеть соблазн купить их альбом и тут же получить на него автограф смогли немногие.
|
Дюссельдорфская саксофонистка Ангелика Нишир (Angelika Niescier) стала для вашего корреспондента настоящим открытием этого фестиваля, хотя в джазовом сообществе Дюссельдорфа она - фигура и так весьма заметная: в городском джазовом обществе она отвечает за проведение джем-сейшнов. Она совсем еще молода: в 1998 г. она закончила в Эссене институт Folkwanghochschule, собрала свой первый квартет, исполнявший только ее авторские композиции, и стала работать с Дюссельдорфским Театром, сочиняя и исполняя музыку для его спектаклей. С 2000 г. ее новый квартет, с превосходным пианистом Хансом Людеманном (плюс контрабасист Зебастиан Рэтер и барабанщик Кристоф Хилльманн), носит название Sublim (так называется и ее альбом 2002 г.). Музыка Ангелики ярко эмоциональна и в то же время глубоко оригинальна - она никого в особенности не копирует, хотя находится, несомненно, в русле современных поисков (как европейских, так и американских). Композиторский элемент в ее музыке достаточно силен, но при этом все участники ансамбля имеют возможность протяженных импровизационных высказываний (и, что более важно, им есть что в ходе этих импровизационных эпизодов сказать и музыкальными средствами рассказать своему слушателю!). Нет ни подчеркнутой экзальтации, ни сценической истерики - и тем не менее общий эмоциональный настрой имеет весьма высокий градус, при том что не видно никакого академизма, никакой "математики". Весьма достойно!
|
Пианист
Эдди Палмиери был хэдлайнером субботы так же, как New York Voices - хэдлайнерами воскресенья: Выросший в нью-йоркском Спэниш-Гарлеме пуэрториканец, этот популярный пианист часто заявляет, что он на самом деле - перкуссионист, вот только вместо конга, тимбалес или бонго стучит по клавишам рояля. Что ж, доля истины в этом есть: манера игры Палмиери действительно весьма перкуссивна, что особенно оттеняется мощной перкуссионной группой его ансамбля.
Горячий латинский вокал, отличная духовая секция, колоритная дама-флейтистка - именно то, что было нужно разгоряченной горьким вестфальским пивом аудитории в жаркий субботний вечер. |
Два музыканта представляли Чехию: флейтист
Иржи Стивин и пианист-композитор-бэндлидер
Милан Свобода. Но если Стивин играл с электрическим квартетом на открытой площадке,
где собрал, правда, огромную толпу и
удостоился бурной, продолжительной
овации (все встают, потому что сидеть
на улице особенно негде), то Свобода со своим биг-бэндом под ироничным названием "Контрабэнд" удостоился концерта в главной палатке на Бургплатц, правда - дневного, а не вечернего.
Оркестр Свободы (кстати, ударение в фамилии лидера падает на первый слог) представил ироничную, то изысканную, то грубоватую, но очень мощную, почти джаз-роковую (а во многих эпизодах - как раз именно джаз-роковую) программу, временами заставлявшую забыть о более чем неконвенционном составе оркестра - например, тромбон был один, зато была туба и флейта, отдельная от четырех саксофонов и четырех труб, а в ритм-секции были отдельно синтезатор, отдельно фортепиано, отдельно вибрафон, а еще гитара, барабаны, перкуссия и бас-гитара! Правда, сам Свобода не играл (в качестве пианиста российская публика могла видеть его пару лет назад, и был он хорош), но зато очень выразительно дирижировал всем телом.
|
Надо заметить, что процент бывавших в России музыкантов вообще был на фестивале довольно высок - например, саксофонист
Райнер Витцель нам известен по проекту "Интерджаз" с петербургским пианистом Андреем Кондаковым и французским исполнителем на губной гармонике Оливье Кер-Орио. На фестивале он играл динамичный фьюжн со своим однокашником по франкфуртской Высшей музыкальной школе - клавишником Кристофом
Шпенделем....
|
Часть III. Фестиваль как есть
В заключение обратимся к человеку, который этот фестиваль провел. Пусть не единолично, пусть во главе огромного творческого коллектива, но, безусловно, проводил его арт-директор Али Хауранд, известный контрабасист (он много гастролировал по Европе в дуэте с чешским флейтистом Иржи Стивином и американской звездой - саксофонистом Чарли Мариано, он на протяжении многих лет входит в European Jazz Quintett - одну из самых авторитетных европейских джазовых формаций с участием легендарного британского саксофониста Алана Скидмора, и т.п.).
Естественно, что творческий путь Хауранда изрядно отразился на расписании фестиваля - в списке участников можно встретить и Скидмора (к сожалению, он в ансамбле с другим превосходным британским саксофонистом, Питером Кингом, играл в то время, когда ваш корреспондент никак не мог его послушать), и Иржи Стивин, и выдающийся дюссельдорфский барабанщик Питер Вайсс, с которым Хауранд тоже много работал. Но это продуктивный подход: Хауранд глубоко знает музыкантов, которых приглашает, и уверен в их успехе на фестивале на 100%. И неудивительно: хотя он только что пришел к руководству дюссельдорфским "Джаз-ралли", до этого он много лет успешно проводил менее масштабные, но весьма качественные джазовые фестивали в своем родном городке Фирзен.
Насколько я понимаю, это ваш первый год в качестве арт-директора "Джаз-ралли". Какова ваша концепция этого фестиваля?
- Да, я здесь первый год. Правда, сам фестиваль существует уже 11 лет. Но я никогда не бывал на нем раньше, а тот фестиваль, который я провожу во Фризене уже 15 лет - он совсем другой, очень традиционный, ориентированный на свинг и диксиленд. Однако я знаю и современную музыку, джаз после бибопа. Моя идея "Джаз-ралли" заключается в том, чтобы показать аудитории все столетие развития джаза, не концентрироваться на одном каком-либо направлении. Начать с блюза и традиционного джаза, продолжить бибопом, хардбопом, модальным джазом и современными стилями, прежде всего - вариациями на тему джаз-рока, которые так привлекают молодых слушателей. И молодых музыкантов.
Я был, кстати, приятно удивлен молодой саксофонисткой Ангеликой Нишир - она стала настоящим открытием для меня.
- Да, я впервые услышал ее три года назад и с удовольствием пригласил в этом году на фестиваль - она достойный представитель обширного поколения молодых музыкантов, которые по всей Европе сейчас буквально вторгаются в джаз. Она, как и многие другие музыканты ее поколения, превосходно овладела искусством импровизации, ей есть что сказать в музыке, и ее пример прекрасно действует на молодую аудиторию. Я как раз и придерживаюсь мнения, что именно привлечение молодой аудитории - наша ключевая задача. Для этого на фестивале нужны "звезды" - чтобы рядом с ними звучали молодые, которые таким образом становились бы известны более широкой публике. Поэтому мы и ставим рядом джаз-роковые коллективы, привлекающие молодежь, и серьезные, креативные акустические проекты - чтобы молодежь, услышав их в комплекте с более доступной музыкой, заинтересовалась ими. И, вы знаете, эта политика срабатывает! Беда в том, что на радио почти нет серьезной музыки, одни развлечения, и поэтому у молодежи очень мало шансов узнать и полюбить эту музыку. И наш фестиваль - как раз очень действенное и сильное средство помочь им. Да, у нас на фестивале много слушателей-пенсионеров, иногда приезжающих издалека специально радио "Джаз-ралли". Но много и молодежи, и это прекрасно, что молодежь открывает для себя новую музыку.
В программе фестиваля - много восточноевропейских имен. Это сознательная политика?
- Вполне! Мы открыты музыке со всей Европы. Мало того, я лично очень давно и хорошо знаю восточноевропейскую сцену: еще в 60-е гг. я ездил выступать в тогдашнюю Чехословакию с тамошними прекрасными музыкантами, я восхищался талантом великих польских музыкантов вроде Намысловского. Да и времена ведь изменились: сегодня уже не обязательно быть американцем, чтобы играть хороший джаз. По всей Европе есть множество отличных джазовых музыкантов, и мы рады видеть их здесь. Наши двери открыты для всех, для любых влияний, для любых направлений, для любых культур - в конце концов, в этом и есть сущность джаза!
Кирилл Мошков,
редактор "Полного джаза"
фото автора
Автор выражает огромную
признательность за неоценимую
помощь в организации поездки на
фестиваль Юрию Гранкину (Дюссельдорф)
и пресс-секретарю компании Destination
Dusseldorf Фридеру Фельдманну
|
|
На первую
страницу номера |
|