Выпуск #23, 2005
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
Юрий Чугунов. "Музыкальные
пути"
журнальный вариант |
|
1. Новое чувство, или просто босса-нова
Все
началось с покупки приемника. В детстве в углу на этажерке стоял
репродуктор - черная картонная тарелка-раструб, наподобие тех, что
прячутся сегодня в разных колонках за металлической или пластмассовой
сеточкой. Она была довольно большого диаметра - сантиметров сорок - и
включалась в розетку трансляции. Такой репродуктор транслировал первую
программу. В старых квартирах до сих пор остались розетки для
трансляции; правда, теперь это не тарелки, а вполне цивильные приемники,
и принимают они три программы. Они так и называются - трехпрограммники.
Трехпрограммник пришел на смену "тарелке" вскоре после войны и застрял в
нашей квартире на долгое время.
Но вот я повзрослел, стал заниматься музыкой, увлекся джазом. А джаз в
50-е годы по нашему радио услышать было нельзя - железный занавес.
Буржуазная музыка (музыка толстых); и духу ее не должно было быть в
нашем эфире. И не только джаз нельзя было услышать, но и многих великих
композиторов, причислявшихся нашими идеологами к буржуазной культуре:
Стравинского, Шенберга, Веберна, Онеггера, Гершвина, Бриттена, Берга...
многих. Их и сегодня-то не так просто услышать, а тогда!..
Наконец я решил, что негоже музыканту жить в таком музыкальном вакууме.
И, придя к такой верной мысли, накопил достаточную сумму (я тогда уже
работал) и собрался купить себе настоящий большой ламповый приемник.
Выбор пал на "ВЭФ-Латвия" - приличный приемник рижского производства.
Почему-то покупать я его поехал в далекое Павшино, где работал в то
время в клубе - преподавал фортепиано. То ли приемников таких поблизости
не было, то ли лень было искать, а там я его видел в магазине, - не
помню. Тот день мне хорошо запомнился - как волочил эту громадину до
дома с пересадкой с автобуса на метро.
Место для него уже было заготовлено - в большой нише около кровати.
Наладив антенну, стал крутить ручку настройки. Бурный поток разной
неизвестной музыки обрушился на меня. В каком же убогом звуковом
окружении мы, оказывается, живем с нашей трансляцией! Так как у меня уже
был магнитофон "Спалис", я скоммутировал его с приемником и решил
записывать передачи Уиллиса Коновера - нашего любимого джазового
просветителя. Тогда я знал его лишь понаслышке. Как ни странно, "час
джаза Уиллиса Коновера" не глушили, и я ежедневно, вернее, еженощно имел
возможность слышать этот магический голос и записывать интересующие меня
программы. В это же время соорудил я и веревочную протяжку к форточке.
Зимой при постоянно открытой форточке было холодно, и, ложась ночью в
постель и прилипая к динамику, я имел возможность регулировать подачу
свежего воздуха к своему ложу, не вставая с постели. Дернул за одну
веревочку - впустил кислород, дернул за другую - форточка захлопывалась.
И однажды, настроившись на нужную волну, я услышал мелодию, проникшую в
мою душу и захватившую ее целиком. То была только появившаяся тогда "Desafinado".
Ее передавали неоднократно, и уже название ее звучало для меня как
музыка. Исполнял Диззи Гиллеспи. Я буквально заболел этой музыкой. Все
было необычно - и пикантный латино-американский ритм, красивая,
протяженная мелодия, изысканная гармония. Появились и новые кумиры:
Антонио Карлос Жобим, Жоан Жильберто, Аструд Жильберто. А вскоре и мой
любимец Стэн Гетц, прельстившись новой музыкой, внес в нее свой
неповторимый саунд. Их знаменитая запись с Жоаном и Аструд Жильберто на
долгие годы стала одной из самых любимых. Она до сих пор не потеряла для
меня своей привлекательности.
Очень многие джазмены не могли остаться равнодушными к этой новой волне
латиноамериканской музыки и оставили в ней след: Джулиан "Кэннонбол"
Эддерли, Джим Холл, Диззи Гиллеспи, Дэйв Брубек, Кенни Дорэм, Стэн Гетц,
Оскар Питерсон, Джо Пасс… Всех не перечислишь. Самым продуктивным
"поставщиком" композиций в этом жанре неизменно оставался бразилец
Антонио Карлос Жобим. Его темы были вне конкуренции, и трудно назвать
джазмена, который хоть однажды не соприкоснулся бы с его творчеством.
Удивительны все-таки судьбы возникновения и жизни нового стиля.
Оказалось достаточным появление одного талантливого композитора - Жобима,
- чтобы родился новый стиль. Фактически, лишь его мелодический талант
определил судьбу босса-новы. А что, собственно, произошло? Традиционная
самба уменьшила обороты - стала немного медленнее, была найдена
ритмическая формула, очень напоминающая румбу, и на этом ритмическом
фоне всплыли вдохновенные мелодии Жобима.
Появление босса-новы на джазовом горизонте еще раз продемонстрировала
"всеядность", гибкость джаза, его способность ассимилировать любые
влияния. Казалось бы, как далека свинговая триольность, определяющая
негритянскую струю джаза от ровных восьмых (8/8) латиноамериканской
музыки, в которой преобладали европейские влияния (испанские, в
частности). Оказалось - ничего подобного! Негритянские музыканты с
чудесной легкостью перестроились на ритм 8/8, будто всю жизнь в этом
ритме играли.
Босса-нова надолго затмила все остальные латиноамериканские жанры:
румбу, самбу, калипсо, ча-ча-ча, и пр. Босса-нова живет и не думает
умирать. Молодежь с удовольствием слушает и играет волшебные жобимовские
мелодии, а современные джазмены весьма часто обращаются к ее
завораживающему ритму и создают новые мелодии в этом неувядающем жанре.
И еще несколько слов хотелось бы сказать о неповторимом ансамбле Стэн
Гетц - Аструд Жильберто. Интимный "домашний" голос молодой бразильской
певицы идеально передает лирическое настроение босса-новы, а чарующий
тембр тенор-саксофона Стэна Гетца оказался незаменимым в этом ансамбле.
Однажды мне в руки попала запись оркестра Гила Эванса, где несколько
номеров пела Аструд. Мощный и в то же время тончайший по нюансировке
оркестр Эванса бережно качал на своих волнах неустойчивый, совсем не
вокальный, "домашний" голосок Аструд. И в этом ансамбле получилось
совершенно новое, не похожее ни на что сочетание, до которого мог
додуматься только Гил Эванс. Вряд ли кому-нибудь из биг-бэндовых лидеров
пришла в голову такая идея. А ему пришла. И, как всегда, он "попал в
яблочко".
Думаю, долго еще будут виться вокруг нас и наших потомков чудесные
нежные мотыльки - мелодии босса-новы Антонио Карлоса Жобима.
Продолжение следует
Юрий Чугунов
|
|
На
первую страницу номера |
|