Постсоветское
пространство:
что будет |
В нашей "внестоличной" рубрике продолжается развитие нового
проекта
журнала "Полный джаз" и всего портала "Джаз.Ру", проекта, призванного
помочь региональным российским джазовым организаторам сделать
решительный шаг навстречу как своей местной аудитории, так и включению
джазовой жизни своего города в общероссийскую, более того - общую для
всего постсоветского пространства культурную среду. Всех, кто имеет
отношение к организации джазовых мероприятий в России, Украине и других
странах Восточной Европы, всех,
кто следит за ними и кто хочет знать о джазовых событиях на территории,
где читают "Полный джаз", больше, своевременнее и полнее - всех мы
призываем ознакомиться с деталями нашего нового проекта, называющегося
просто - "Анонсы от Джаз.Ру"...>>>>
4-12
июня в России и Белоруссии играет наш "заокеанский соотечественник",
один из самых именитых саксофонистов советского джаза - Сергей
Гурбелошвили, в последние 13 лет живущий в Америке.
Сергей Гурбелошвили (саксофоны, флейта, кларнет) закончил музучилище в
городе Фергана (Узбекистан) и переехал в Калининград, где организовал
джаз-клуб и биг-бэнд, который был признан лучшим большим составом на
джаз-фестивале в Горьком (ныне Нижний Новгород) в 1969 г.
В 70-е много гастролировал, работая в оркестре Леонида Утесова,
ансамбле"Аллегро" пианиста Николая Левиновского и ансамбле"Мелодия"
пианиста Бориса Фрумкина. В 80-е стал одним из ведущих саксофонистов
СССР, записал три сольных альбома, участвовал во всех крупных джазовых
мероприятиях страны, выезжал в составе различных групп и со своим
квартетом за рубеж.
С 1992 г. живет и работает в Нью-Йорке (США). Играет классическую,
популярную и джазовую музыку с ведущими американскими музыкантами, а
также преподает.
Концерты в России (Лев Кушнир - клавишные, Москва; Евгений Рябой -
ударные, Москва; Николай Лазарев - бас, Нью-Йорк):
- 4 и 5 июня - Калининград
- 7 июня - JazzTown, Москва
- 8 июня - Ярославль
- 10 июня - Минск (Белоруссия)
- 12 июня - FAQ-Кафе, Москва
25 июня в подмосковной усадьбе "Архангельское" пройдет концерт
проекта из США "Сайрус Честнат - Николай Панов Альянс", в составе
которого - известный пианист Сайрус Честнат и наш соотечественник,
живущий в США саксофонист Николай Панов. Концерт призван положить начало
новой серии мероприятий в Архангельском, "Jazz Weekend"...>>>>
|
|
|
А в это время
за бугром... |
"Джаз плюс" (почти) без минусов: новый фестиваль в Софии, или
вариации на тему "Джаз, который..."
"Джаз это то, что на него сильно похоже. (...) Именно это нам за джаз
чаще всего и продают. (...) Как раз-то я предпочитаю джаз, который на
него не всегда похож, зато джаз. Я, кстати, не одинок."
Когда я прочитал эти слова Михаила Митропольского в
#300 "Полного джаза", подумал, что
лучше и точнее не скажешь. А когда ознакомился с программой фестиваля "Джаз+",
я был поражен степенью ее соответствия с его словами.
Подлинного джазового фестиваля в Софии не было уже почти 10 лет. Бывший
Sofia Jazz Fall превратили в Music Jam, в котором джаз сходил (и сошел)
на нет, а появившийся тем временем Sofia Jazz Peak не обращает особого
внимания на "джаз, который на него не всегда похож, зато джаз".
Ну
вот и появился "Джаз+". Его организаторы - несколько энтузиастов. С
одной стороны, это журналисты, работающие на Radio France Internationale
в Софии (в том числе сам директор и ведущий джазовой программы с тем же
именем Людмил Фотев), и с другой - экипаж "Дюкяна меломана" (от
турецкого "дуккян" - магазинчик, лавочка), почти что единственного места
в Софии, где можно найти стОящий креативный джаз.
В первый вечер, 9 мая, в филармоническом зале "Болгария", казалось, что
выступали по очереди команда максималистов и команда минималистов. Хотя
и группы эти были совершенно разные, к концу вечера у меня создалось
впечатление, что между ними есть крепкие связи и то, что начала первая,
продолжила вторая.
Фестиваль
открыл "Театральный джаз-бэнд" Антония Дончева. Ансамбль этот состоит из
четырех человек (Антони Дончев - фортепиано; Димитър Тишев - кларнет;
Росен "Роко" Захариев - корнет и флюгельхорн и Стоян "Стунджи" Янкулов -
ударные), а театральный он не потому, что ставит театральные пьесы, а
потому, что основа его импровизаций - это музыка, которую Антони написал
к множеству театральных спектаклей в Болгарии и - прежде всего - за
рубежом.
Состав этой группы, хотя на первый взгляд ничем не примечателен, на
самом деле незауряден. Тишев - кларнетист фольклорного склада. Рядом
стоит Роко (выпускник бостонского колледжа Беркли), которому, кажется,
фольклор ничем не интересен. Стунджи задает объединяющий ритм, а Антони
склеивает все гармонически. Ну, конечно, когда публика слушает их
музыку, то вряд ли ей удается думать о том, как все склеивается. Музыка
идет естественным потоком, хотя программа "Театрального джаз-бэнда" и
была далеко не гомогенной (в отличии от программы трио Густавсена, о
котором речь пойдет дальше). Не было в ней двух пьес, похожих друг на
друга. В основном корни музыки бэнда были в локально-фольклорном и
универсально-джазовом, но пьеса, которую я буду помнить дольше других -
это ни то, ни другое. Это болеро, своим развитием очень похожее на
известное "Болеро" Равеля. Когда Антони просто объявил, что "следующая
пьеса называется "Путь к Голгофе", я в ужасе подумал: "Боже мой, разве
возможно выразить это средствами джазовой идиоматики?" К концу этой
пьесы вопрос этот давно уже не стоял. Кстати, это была одна из пьес,
которые особенно сильно связали "команду максималистов" Антония Дончева
с "командой минималистов" Торда Густавсена.
Трио
Торда Густавсена (Густавсен - фортепиано, Харальд Йонсен - контрабас и
Ярле Веспестад - ударные) тоже успело преподнести мне сюрприз. Хотя я и
слушал это трио на концерте впервые, но у меня уже было впечатление об
их музыке от записей. Думал, что эти трое норвежцев ничем удивить не
могут. Все у них звучит знакомо. Deja
vu какое-то - но, как оказалось, не совсем.
Торд Густавсен. Если бы моя учительница фортепиано (которая в свое время
училась в Париже у профессора Чампи, ученика самого Альфреда Корто)
увидела, как он играет, она бы сказала, что он никудышный пианист из-за
противоестественных движений тела и рук, которые могут "сжать звук за
горло". (Как известно, Майлс Дэйвис и Телониус Монк тоже играли на своих
инструментах неправильно). У Торда и его трио все звучит как-то знакомо.
Журналисты уже назвали его новым Китом Джаретом, но не так уж просто
определить стиль Торда Густавсена. "Для того чтоб рассказать новые
истории, не надо выдумывать новый язык", убежден Густавсен - и
пользуется "старыми" языками, преимущественно языком Билла Эванса в
комбинации с элементами языка Телониуса Монка и кубинских пианистов. "Кубанизм"
дал о себе знать прежде всего в пьесе "Twins", а "Путь к Голгофе" (с
концерта "Театрального джаз-бэнда" Антония Дончева) нашел свое
продолжение в "Curtains Aside" (примыкающей к фламенко), абстрактной
госпел-пьесе, как ее назвал Густавсен. Как говорится, "нарочно не
придумаешь". То, что больше всего поражало в игре трио Густавсена - это
простота, моментами предельная, и свобода звука - он дышал свободно, а
музыканты как будто наслаждались этим дыханием.
10 мая в первом зале Национального дворца культуры прошел концерт
квартета Стэнли Кларка. Состав этот, как вы понимаете, тоже был
незаурядным, поскольку Стэнли Кларк заурядным басистом, время отвремени
играющим соло, никак быть не может. Программу Кларка можно назвать
программой вспоминаний - "когда я работал с Чиком Кориа...", "в
молодости восхищался Чарли Мингусом...", "... слушал много Колтрейна..."
- вплоть до последней пьесы концерта, "School Days", длившейся около
20-и минут. Да, это был тот Кларк, которого знаем по куче альбомов
(только по альбомам, потому что Стэнли выступил в Болгарии впервые), тот
самый Кларк, но уже зрелый, не утерявший, впрочем, молодежного
энтузиазма. Кларк берет на себя роль, которую брал в свое время Майлс
Дейвис - вместе с ним на сцене выступили 23-летний клавишник из Израиля,
24-летний скрипач из Дании и (самый старый) 28-летний ударник,
афроамериканец (простите, что не называю музыкантов по имени, но их
имена нигде не были написаны, и сами организаторы фестиваля не смогли
сказать мне, как именно зовут музыкантов - прошу вашего снизхождения,
фестиваль проводится в первый раз). И как Майлс наполнял зал энергией,
когда это было необходимо, так это делал и Стэнли Кларк, хотя и не
только одним звуком инструмента. Но то что стало для меня самым
волнующим переживанием на этом концерте - это игра Кларка на контрабасе.
Он делал из этого инструмента что угодно - то несколько басов, то
несколько ударных, то просто смычковый инструмент невероятной
выразительности.
Я сказал вам, что "Джаз+" - это фестиваль контрастов? Нет? Но, по
крайней мере, сказал, что "Джаз+" - фестиваль (почти) без минусов. В
общем, это фестиваль джаза, "который на него не всегда похож, зато
джаз". Но были и исключения (минусы). Самое заметное из них - концерт
бразильско-голландско-немецкой группы Zuco 103. "Наша музыка", говорит
Штефан Крюгер, "это смесь джаза, фанка, босса новы, драм-энд-бейс...
или, по крайней мере, какая-то интерпретация всего этого. Мы продолжаем
открывать новые звучания, новые тропы". Да, это так, но музыка "Зуко
103" от начала до конца была музыкой для пяток и не только не походила
на джаз, но и никаким джазом не была.
Третий фестивальный вечер оказался свободным, поскольку концерт Георгия
Янева и его оркестра "Орфей" отодвинули на следующий вечер. Поэтому я
оказался в "Червената къща" (Красном доме), доме культуры и дискуссий,
где шел организованный энтузиастами фестиваль эмбиента и где было
полным-полно джаза, который на него не похож, но определенно джаз. Но
это другая тема.
Пятница, 13 мая, встретила публику фестиваля с двумя (опять)
контрастными составами. На этот раз во Французском институте. Cabaret
Band под управлением Ангела Заберского-младшего и оркестр "Орфей"
Георгия Янева. Первый продемонстрировал высший професиональный уровень
владения бибопом, т. е. лучшим способом сохранять джазовую традицию, а
второй - наоборот, лучший способ модернизовать народную традицию, не
испортив музыку. (Понимая, что русскоязычная публика большей частью не
достаточно хорошо знает болгарскую народную музыку, дам более близкий ей
пример - молдавский квартет "Тригон" Анатола Штефанца).
Последнее
является особенно важным для меня, имея в виду кучу попыток сделать
болгарскую народную музыку более современной - сделав ее элементарной,
пошлой, утерявшей свою очаровательность. Трудно описать, что я услышал
на концерте оркестра "Орфей", трудно выразить восхищение от услышанного.
Могу только дать очередное сравнение. Скрипка Георгия Янева - это что-то
между скрипками Жана-Люка Понти и Лакшминараяны Шанкара, вероятно
потому, что Болгария находится где-то посередине пути из Франции в
Индию. Говорят, что Георги Янев - это "Иво Папазов скрипачей", но я не
вполне согласен.
Кларнетист Иво Папазов - бесспорно великий музыкант, но он играет
традиционно, как играли его предки, да, намного виртуознее, но
предсказуемо. Все таки в его игре есть одна неизвестная величина, а
именно, сколько он и его оркестр будут играть. Иво Папазов (известный в
народу как Ибрям) и его оркестр, известный в Болгарии как "Оркестр
Тракия" (Фракия), а за рубежом - как Wedding Orchestra (свадебный
оркестр, каков он на самом деле и есть - он ведь существовал еще тогда,
когда запустивший моду на балканскую свадебную музыку Горан Брегович был
гитаристом югославской рок-группы "Биело дугме", белая кнопка), способны
играть почти круглые сутки - и играли долго после официально
объявленного конца концерта, и все были полны энергией до самого конца.
Сам концерт 14 мая был объявлен как концерт Иво Папазова и его друзей.
Среди них были музыканты подлинного фольклора, как певицы "Ева-квартета",
музыканты преимущественно джазовые - как пианист Васил Пармаков,
преимущественно народные - как гитарист Атешхан Юсеинов и аккордеонист
Петър Ралчев, и универсальные, как Стоян Янкулов (ударные). (В
действительности, конечно, все четверо универсальные.) Концерт окончился
спонтанным хороводом (по-болгарски "хоро"), которого публика ждала с
самого начала, вернее - не только хороводом, потому что была еще и
раченица (сольный танец на 7/8).
Просто нельзя анализировать этот концерт, он не дает этого сделать. Он
просто уводит тебя в другой мир, но не по ту сторону, а здесь, на земле,
делает тебя счастливым и не оставляет сидеть на месте - кто не успел
попасть на площадку перед сценой, танцевал прямо между креслами.
Как говорилось в радиоанонсе фестиваля: "Согласно World Value Survey,
болгары - самые несчастные люди в мире. Самые счастливые -
пуэрториканцы. Причина в том, что в Пуэрто-Рико проходит около 500
фестивалей в год. Фестиваль, который приближает Вас к счастью..."
"Джаз+" действительно приблизил нас к счастью, и я надеюсь, что он не
"положил начало новой традиции", как это много раз происходило при
социализме, а продолжит добрую традицию, которая делает публику поистине
счастливой.
Милен
Панайотов,
ведущий программы "Спонтанни инвенции"
на канале "Христо
Ботев"
Болгарское национальное радио, София
специально для "Полного джаза"
|
|
|