Выпуск #19, 2005
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
"ДоДж-2005": Донецк, далее
везде |
|
Джазовое движение Украины довольно интенсивно, особенно в сравнении со
штилем первых независимых лет. Качественно и уверенно развернули крылья
одесский "Джаз-Карнавал", фестиваль под окнами Дома Волошина на
набережной Коктебеля, "Джаз на Днепре" в Днепропетровске, фестивали в
Виннице, Черновцах, Львове, несколько джазовых фестивальных проектов в
Киеве и, наконец, донецкий "ДоДж".
Он имеет давнюю историю, начатую еще во времена совковой комсомолии, в
1969-м. Сумели тогда джазовые музыканты приспособиться к условиям
идеологического, да и творческого подавления. "ДоДж" стал всесоюзной
джазовой отдушиной, форточкой, дающей глоток свежего джазового воздуха
всему Союзу. Потом форточку прикрыли, и он заглох. В новые времена
возрождение и дальнейшее существование донецкого фестиваля связаны с
именем продюсера Александра Серого и медиа-группы Level.
Что услышали поклонники джаза нынче? Начнем с того, что "ДоДж"-2005, как
и его предшественники, проходил три дня. Однако с большими
нововведениями: в самом Донецке фестивальные мероприятия прошли в
течение одного дня.
12 мая с 9 утра до 14 часов в ДК Юность шло конкурсное прослушивание
молодых джазменов. Вечером - концерт взрослых участников фестиваля и
выступление двух свежевыпеченных юниоров-победителей. А на закуску -
ночной джем-сешн. Нагрузка на всех активных участников была очень
велика: жюри, конкурсантов, артистов, слушателей конкурса "ДоДж-Junior",
организаторов, журналистов, да и публику, посетившую основной
фестивальный концерт, который длился с семи вечера 12-го до двух ночи 13
мая.
Днем 13 мая значительная часть арт-команды перелетела в Киев, чтобы
14-го выступить на двух площадках - в театре на Печерске и клубе
"Персона". А 16-го "ДоДж" уже предстал перед московской публикой. Но
вернемся в Донецк.
Ранним утром 12 мая к 9 часам публика уже сидела в зале ДК Юность,
предвкушая удовольствие от выступления молодых джазовых надежд.
Некоторые претенденты были мне знакомы, других я слышала впервые. На
первом этапе конкурса было подано более 100 заявок-записей. Компетентная
комиссия выделила из них 11 наиболее профессиональных, которые и
состязались в мастерстве. Были представлены молодые музыканты Донецка,
Киева, Москвы и Ростова-на-Дону.
Премии распределились так: Гран-при и $10000 не были присуждены, I
премию получили два номинанта: пианист Алексей Чернаков (Москва, 16 лет,
студент Гнесинского училища - принят прямо на ІІІ курс класса Игоря
Бриля) и московский же коллектив с оригинальным названием "Ансамбль №1",
в составе студентов Гнесинской Академии (класс известного
альт-саксофониста, профессора Гнесинки Александра Осейчука). II премий
тоже оказалось две, она досталась московскому саксофонисту Андрею
Красильникову и донецкой группе Be Complete. И третью получили команда
Impression из Киева (солистка - молодая певица Аня Коханчик) и биг-бэнд
Днепропетровского музыкального училища им. Глинки п/у Юрия Паламарчука.
Кроме того, дипломами жюри отметило следующие
номинации: бас-гитара - Сергей Данилевич,
перкуссия - Рафет Рамазанов, вокал - Анна Коханчик, контрабас - Дмитрий
Белоусов, тенор-саксофон - Олег Остапчук, альт-саксофон - Андрей
Красильников, труба - Евгений Речкалов, гитара - Александр Павлов, а
также авторская композиция "Клаустрофобия" Алексея Чернакова и
аранжировки Рады Покаржевской (Донецк, "Be Complete").
Лешу Чернакова я слышала впервые около года назад в Южном под Одессой,
на детском джазовом фестивале памяти Леонида Утесова. Он, тогда еще
15-летний ученик московской 28-й ДМШ, уверенно взял Гран-при, переиграв
около 250 соперников. Нынче в марте, побывав на концертах Первого
Московского международного конкурса молодых пианистов, я вновь была
захвачена зрелостью и креативностью его искусства. "ДоДж" подтвердил
талант и мастерство молодого исполнителя в третий раз.
Игорь Бриль, пианист, профессор
Гнесинской академии, неизменный председатель жюри "ДоДж-Junior":
- Мастерство джазмена включает в себя все абсолютно: владение жанром,
шоу, если позволяют рамки конкретного стиля, ощущение себя в процессе
исполнения, а это подразумевает чувство юмора. Все вместе.
Как вы оцениваете творческие возможности и перспективы сегодняшнего
победителя, вашего ученика Алексея Чернакова, яркого музыканта?
- Конечно, и в собственных композициях, и в аранжировках творчество у
Алексея - во главе угла. Плюсом является и его работоспособность,
поразительная неотвлеченность от всего остального, житейского: он
отличный организатор, способный прекрасно организовать репетицию,
добиться точного исполнения замысла. В связи с этим вспомню мнение
Марсиаля Соляля, французского пианиста, о критериях, по которым можно
судить музыканта: фантазийность, владение инструментом и формой. Все это
присуще Чернакову.
Прекрасное
впечатление оставили молодые донечане из "Be Complete". Особенно
привлекла лидер - вокалистка Рада Покаржевская, студентка Академии им.
Прокофьева, очень способная девушка, обладающая большим потенциалом и
лидерскими качествами. Она мастерски “снимает” произведения с аудиограмм,
дополняет собственными аранжировками и оригинальной исполнительской
манерой. Коллектив (а певице помогали вокальное трио и инструментальный
ансамбль) выглядел очень индивидуально, современно и профессионально.
Вечером начался большой фестивальный концерт. Первой на сцену поднялась
певица из Грузии Нино Катамадзе. Справедливо сказано о ней, что ее легко
полюбить, но с ней сложно расстаться. Действительно, после выступления
ее группы Insight хочется броситься покупать билет в Тбилиси и лететь
вслед за этим сказочным голосом... Песни джаз-фанк-феи, исполняемые на
непонятном гортанном и нежном грузинском языке, остаются где-то глубоко
внутри тебя, и их не хочется отпускать! Певица много улыбается и смеется
во время выступления, она как будто находится в состоянии светлого
транса. Этому способствуют и ее светлое красивое лицо, простые наряд и
прическа, отсутствие грима, полная открытость чувств и мыслей.
У
нее совершенно индивидуальная вокальная манера и техника. Певица как будто
помогает себе и слушателям руками, ходьбой по сцене, изгибами тела,
редкими странно-неуклюжими жестами, даже прыжками. Она не боится
естественности. Эта женщина не заботится о том, как она будет выглядеть,
поступающая на сцене по велению сердца, волшебница, покоряющая и
очищающая души людей. Ее позитивная энергетика колоссальна и не только
стихийно-интуитивна. Многие композиции имеют очень значительную
протяженность, в ходе их развития возникают чередующиеся сильные
динамические подъемы и спады, временами мне казалось, что я ощущаю
буквально симфоническое развитие драматургии композиций. Она использует
множество перкуссийных примочек, и в руках этой волшебницы все
превращается в музыку, даже целлофан от подаренных цветов, которым она
очень нежно и мягко пошуршала перед микрофоном, привнес в атмосферу зала
дополнительную позитивную эмоцию.
Ломкое, огромного диапазона меццо-сопрано Катамадзе несет в себе
изначальную политембральность. Актриса родилась и выросла в Грузии,
окончила Батумское музучилище, впитала культуру своего народа, многому
научилась у живших в Кобулети рядом с грузинами греков, на ее
становление наибольшее влияние оказала красота родного края: гор, моря,
свежего ветра, солнца, цветов, запахов родной земли. Ее детскость
одновременно выражает вечную мудрость и глубокие непреходящие ценности.
Ей есть, чем поделиться со своими слушателями, она популярна на западе,
и мы счастливы, что приобщились к искусству большого мастера.
Играть после артиста такого уровня очень непросто. Хочется отметить, что
организаторы фестиваля не учли этого момента, и драматургия концерта
оказалась "сбитой с ритма". Вторыми были участники киевского квинтета
Александра Рукомойникова. В его составе попеременно солировали два
крепких мощных саксофониста (сопраниста-тенориста): Рукомойников и
киевский немец Гетц Грюнберг, несколько лет работающий в наших клубах.
Вместе с ними на сцене были пианист Алексей Саранчин, бас-гитарист Игорь
Закус и барабанщик Алекс Фантаев - все признанные мастера, виртуозы,
известные киевские профи. Играли ярко, мощно, энергетично, но осталось
ощущение прямолинейности, нетонкости, нечуткости. Несколько лет назад
после концерта известных французских музыкантов выходя из зала я
услышала одобрительное замечание слушателей по поводу их игры: "валят
конкретно". Именно так на языке музыкантского сленга можно обозначить
стиль, в котором отыграли киевляне. Впрочем, Грюнберг чесал на теноре и
сопрано как бы “между прочим”, Рукомойников имеет звук мощности вожака
стада слонов, Саранчин наяривал как реактивный самолет, Закус стоял как
скала, а Фантаев выделывал свои традиционные акробатические номера
палочками, лицом, глазами, ногами и всем, чем хочешь. Выступление
квинтета выглядело, как дуэль-состязание, настойчивое стремление что-то
доказать. Но удивить и убедить стандартами можно лишь при условии
супер-высокого класса игры, потому что в джазе это - как в академической
музыке играть Баха.
В концерте участвовала юная донечанка Маша Степаненко в сопровождении
взрослого инструментального октета. Отработали добросовестно, но!
Цитирую классика: как завещал великий Ленин - учиться, учиться, и еще
раз учиться!
Порадовал
латиноамериканский ансамбль Jazzinho, в настоящее время обитающий в
Англии. Этот джазово-боссановный европейский коллектив постоянно
участвует в главном европейском фестивале в Монтре. Его
солистка-вокалистка Гуида Ди Пальма - явление неординарное и яркое. Она
не только опытная исполнительница со своей собственной техникой и
стилистикой. Гуида - полная противоположность Нино Катамадзе. Она очень
эротична и сексапильна. В своем арсенале она имеет не только музыкальные, но
и танцевально-ритмические приемы, поддерживая интерес публики на высоком
градусе напряжения.
Трио американского гитариста Дина Брауна уже известно в Киеве. Он
выступал здесь несколько раз. Донечане услышали его впервые. И не были
разочарованы. Ему помогали отличные и именитые партнеры: бас-гитарист
Стив Логан - могучий темнокожий красавец - и барабанщик-поляк Кшиштоф
Завадский.
Брауна
мало слышать, его нужно видеть. Его грубоватый, лишь временами
изысканный фьюжн - с частыми ритмическими и тональными "перебивками",
ускорениями и замедлениями, даун-бит, подчеркивающий каждую долю, -
вводит слушателей в мощный драйв. Браун - с длинными прямыми волосами,
некрасивый и одновременно привлекательный, непрерывно двигается,
дергается, скачет, меняется в лице, приплясывает. Его следует смотреть и
слушать одновременно. Правда, лучше бы он не пел. Поет он, хотя и мало,
но плохо, "никак". И все же удовольствие от выступления трио получаешь
немалое.
Последними были киевляне группы "Ночной квартал", но усталость и
перегруженность программы не дали возможности воспринимать их более
внимательно, как они того, возможно, заслужили. Хотя по первой же
композиции стало ясно, что с джазом они не слишком дружны.
В Киеве в "Персоне" играли отличные ребята из группы Ethnovation. Во
главе ее стоит очень молодой скрипач - пианист - композитор -
аранжировщик Усейн Бекиров. Он учится в Академии Чайковского как
скрипач, но это прекрасный талантливый композитор и продвинутый пианист.
Пианистической "школы" ему пока немного не хватает, но он берет другим:
энергетикой, фантазийностью, разнообразием приемов, неординарностью. Это
очень талантливый музыкант, и у него все еще сложится, причем скоро. Его
коллектив на прошлом "ДоДже"-2004 уже выступал, правда, под другим
названием: Freenational Band, произведя небольшой фурор. Они играют
модальный этно-фьюжн, и играют его преотлично: татарские, македонские,
болгарские, украинские мотивы в сочетании со сложной
ладотонально-гармонической основой и отличным владением инструментами
делают их стиль индивидуальным и привлекательным.
Каков итог? Современный джаз имеет две тенденции:
интеллектуально-европейскую и энергетично-американскую. Обе они частично
используют технический и выразительный арсенал друг друга,
взаимообогащаясь и взаимопроникая. Джаз - настоящая, серьезная музыка,
акт творения, способ создания и передачи определенной информации, в
которой мы нуждаемся, через одновременные и последовательные комбинации
ритмически, динамически и тембрально организованных звуков. И
потребность в таком искусстве всех, кто посетил концерты "ДоДжа" в
Донецке, Киеве и Москве, была весьма удовлетворена и насыщена духовной
пищей.
Фестиваль закончился. Столица ли Донецк? Это не главное. Главное, что в
городе проходит много джазовых концертов в филармонии (например, как
гласят городские афиши, 15 и 30 мая). Здесь же проводятся экзамены
джазового факультета академии Прокофьева, и зал всегда полон, в город
приезжает много джазовых гастролеров. Все это радует.
Ольга
Кизлова,
музыковед, Киев
|
|
На первую
страницу номера |
|