Уже четвертую весну подряд по инициативе Госдепартамента США посольство
этой страны организует в Армении Дни джаза - Jazz Appreciation Month.
Эта акция проводится во всем мире, в том числе в нескольких странах СНГ.
С некоторой долей гордости хочется отметить, что именно армянский JAM
получает наибольший резонанс в СНГшной и американской прессе : в
электронном журнале “Полный джаз", в минском журнале "Джаз Квадрат" и в
электронном издании бюллетеня Международной Ассоциации джазовых
журналистов.
Итак, JAM-05. На сей раз наблюдалось некое новшество в подходе к
организации мероприятия. Первое, что бросилось в глаза, - сокращение
масштаба мероприятия. Меньшее, чем в прошлый раз, количество дней и
гораздо меньшее количество выступающих составов. Этот шаг мне кажется
абсолютно оправданным: так, в прошлом году количество музыкантов было
неоправданно завышено, на сцену лезли все, кто имеет хоть какое-то
отношение к джазу, уровень групп был несопоставим, и где-то к середине
фестиваля у слушателей наблюдались усталость и апатия. Очевидно, сделав
соответствующий вывод, на сей раз организаторы пригласили выступить лишь
лучшие армянские составы (а не просто джазовых музыкантов, ради
фестиваля по-быстрому объединившихся в коллективы, не имеющие ни своего
лица, ни собственной манеры исполнения, ни какой-либо идеи). Итак, на
сей раз армянские любители джаза услышали Джаз-оркестр радио и
телевидения п\у Ерванда Ерзнкяна, Государственный джаз-оркестр Армении п\у
Армена Мартиросяна, секстет Time Report, секстет Vahagn Hayrapetyan and
Cats, квинтет ARMADAM и квартет Chico & Friends. Очень удачной оказалась
идея вывести на сцену под условным названием “Ветераны Джаза” коллектив
заслуженных джазовых музыкантов, когда-то начинавших эпоху джаза в
Армении - Левона Малхасяна, Армена Тутунджяна, Акселя Бакунца, Ерванда
Ерзнкяна и даже Александра Закаряна, вот уже много лет проживающего и
выступающего в Москве. Не знаю, пригласили ли его специально или он
очень удачно оказался на родине в нужный день и нужный час, но в любом
случае - услышать еще раз этого замечательного музыканта на сцене было
здорово. Был и сюрприз - приезд гостей из Грузии. Мне довелось слышать
это трио раньше, в Тбилиси на фестивале джаза пять лет тому назад.
Высокотехничный музыкант, в своем творчестве охватывающий очень большой
диапазон музыкальных идей современного джаза, предпочитающий черпать
свое вдохновение в грузинском музыкальном наследии - ереванцы с
интересом ожидали выступления Отара Маградзе и его партнеров.
Как обычно, были и околоджазовые мероприятия (правда, опять-таки не в
таком объеме, как в прошлые годы). Конкурс молодых художников, создающих
свои картины на джазовые темы, конкурс на лучшее чтение стихов на ту же
тематику. Но самым интересным, на мой взгляд, была демонстрация
многосерийного фильма современного классика американского кинематографа
Мартина Скорсезе “Блюз”, рассказывающего об истории становления этого
второго (а может и первого) по значению, истинно американского
музыкального жанра, а также подборка под условным названием “Искусство и
джаз в мультипликации”.
Как обычно, праздник охватил весь город - мероприятия проходили в здании
Союза художников, в Государственной картинной галерее, Доме камерной
музыки, филармонии, Театре юного зрителя и в самом большом зале
гостиницы “Армения-Марриотт”.
Билеты на концерты, как и в прошлый раз, можно было получить абсолютно
бесплатно в кассе филармонии.
Это краткая “техническая характеристика” очередных Дней джаза. Ну, а
теперь - немного художественных подробностей и впечатлений.
* * *
Они
стояли на сцене, улыбались, слегка смущаясь оказываемому им
восторженному приему. Публика аплодировала стоя. Она приветствовала их,
благодарила за музыку, за преданность однажды выбранному пути. А они,
ветераны армянского джаза, в свою очередь благодарили публику, коллег, с
кем когда-то, лет тридцать тому назад, начинали современное джазовое
движение в Армении, и ту молодежь, которая сейчас с успехом продолжает
начатое ими дело.
Решение о сокращении объема фестиваля явно пошло на пользу. Количество
переросло в качество и, слава Богу, не было концертов, когда зрители
скучали и недоуменно переглядывались, пытаясь понять, зачем этот состав
пригласили на фестиваль. На этот раз отобранные коллективы, чувствуя
возложенную на них ответственность, подготовили специальные программы и
постарались показать все, на что способны. Зрители были в восторге. И
так с первого до последнего дня. А началось все с того самого концерта
ветеранов армянского джаза...
Первое отделение отыграл Государственный джаз-оркестр Армении п\у Армена
Мартиросяна. Отыграл мощно, ярко, показав интересную программу
(очевидно, руководители коллектива извлекли урок из своего прошлогоднего
выступления, когда они в погоне за сложностью произведений не учли
интересы среднего слушателя): "Birdland", "A Night in Tunisia", "Eye of
Hurricane", "Brazilian Fantasy" и т.д.. Любопытный факт : главная
действующая сила оркестра, играющий музыкальный руководитель и дирижер -
саксофонист Армен Уснунц на сей раз не играл, а лишь дирижировал. Так
вот, оркестр не потерял в звучании, а молодые коллеги Уснунца уверенно
солировали, импровизировали, демонстрируя явно возросшее мастерство и
готовность занять место старших товарищей.
Затем на сцене появился биг-бэнд п\у Ерванда Ерзнкяна. После первой
композиции композитор и пианист Мартын Вартазарян выступил в качестве
шоумена и с присущим ему юмором рассказал о становлении джаза в Армении.
А затем одного за другим вызвал на сцену героев вечера, рыцарей
армянского джаза - Левона Малхасяна, Армена Тутунджяна, Акселя Бакунца и
Александра Захаряна, людей, которые с честью и достойно представляли
армянскую джазовую культуру на бескрайних просторах тогдашней советской
родины. В тот вечер они дали жару - играли своим квартетом, с оркестром,
солировали вместе и по отдельности в составе бэнда Ерзнкяна и доказали
верность поговорки "старый конь борозды не испортит". И если даже кто-то
из молодых выигрывал за счет лучшей техники и новаторских приемов, то
явно уступал ветеранам в драйве, в способности доставить удовольствие
слушателю, в создании атмосферы праздника, а ведь это и есть главный
конек джаза. Одним словом, затея организаторов фестиваля с чествованием
ветеранов джаза (хотя они все протестовали против этого термина) удалась
на все сто!
Следующий концерт был посвящен выступлению гостей - грузинского трио
пианиста Отара Маградзе (Темо Сарвеладзе - ударные, Георгий Самсонадзе -
бас-гитара). Как уже упоминалось выше, этот пианист известен тем, что
экспериментирует с народным фольклором. И на сей раз он представил
подобную программу. Но то ли джаз все же противопоказан Дому камерной
музыки (где по определению нельзя включать звукоусилительную аппаратуру
и стучать в барабаны), то ли музыканты были не в ударе, но выступление
явно не удалось. Слушатели начали покидать зал еще до окончания первого
отделения.
Зато
буквально блестящим был концерт в Театре юного зрителя. В тот вечер там
выступали два коллектива - Time Report и Vahagn Hayrapetyan & Cats. Зал
был переполнен, люди сидели на ступенях, стояли в проходах, в углах
сцены. И музыканты не подвели. Time Report, как всегда, преподнес
программу в стиле этно-джаза. На сей раз авторство почти всех композиций
принадлежало клавишнику Хачику Саакяну, и они были не хуже, чем реальный
фольклор и песни Комитаса. Про особенности творчества, манеру и стиль
игры музыкантов этого коллектива писать приходилось уже не раз. Чтобы не
повторяться, скажу, что и на сей раз все было великолепно - ярко,
отточено, продуманы мельчайшие нюансы, заготовлены и исполнены
оригинальные находки. А что вытворяли на сцене саксофонист Армен Уснунц
и барабанщик Арман Джалалян, не поддается описанию! А главное,
музыкальные краски были настолько ярки, что буквально “слепили глаза”.
Уже несколько концертов подряд с квинтетом играет и дудукист Вардан
Григорян. Этот виртуоз играл джаз на нехитром народном инструменте так,
как этого не делают многие музыканты на более приспособленных для джаза
инструментах. Вообще надо отметить, что дудук оказался универсальным
инструментом - фольклор, нью-эйдж, рок, а теперь вот и джаз. Зал бешено
аплодировал после каждой композиции и долго не отпускал музыкантов.
Удовольствия - масса, и казалось больше и быть не может. Но вот на сцене
появились молодые “Коты”, и зазвучало нечто невообразимое. Мощные риффы
духовой группы в духе джаз-рока 70-х, вкрапления элементов world music
а-ля Джо Завинул, энергетика и сложная структуризация M-Base - все
смешалось в программе, представленной коллективом клавишника и
композитора Ваагна Айрапетяна. Лирические композиции, энергичный
рок-н-ролл, сложная ритмика джаз-рока, блюз - "все побывали тут", и все
это в рамках одной программы. Авторство всех композиций принадлежало
Ваагну Айрапетяну и самим "Котам". Стоит отметить балладу "Зела" басиста
Артема Манукяна и тему "Пашпаду" трубача Тиграна Сучяна. Зал ревел от
восторга и требовал бисов. После концерта люди расходились со
счастливыми лицами. Положительных эмоций было получено на много дней
вперед.
Очередной день фестиваля открывал АРМАДАМ. Этот коллектив, отлично
зарекомендовавший себя на прошлых Днях, в этот раз не показал ничего
нового. Словно остановился в своем развитии. Почти та же программа
(несколько композиций лидера ансамбля барабанщика Александра Григоряна
а-ля Восток и парочка стандартов, сделанных в таком же духе), тот же
уровень исполнения, а еще и невысокого качества звук (опять в том же
Доме камерной музыки) смазали существовавшее об ансамбле впечатление.
Мне кажется, руководителю квинтета нужно срочно принять меры, чтобы не
съехать в болото музыкальной рутины и не превратиться в обычных лабухов.
Второй состав - Chico & Friends - в очередной раз почти на 50 процентов
поменял состав. Отыграли они четко, гладко, ровно, но, к сожалению, без
изюминки. Ничего нового, оригинального, все абсолютно предсказуемо.
Благодаря четкому руководству Армена Тутунджяна состав, вне зависимости
от личностей, держится на одном и том же достойном уровне. Но в
современном музыкальном мире этого уже недостаточно: нужно искать что-то
новое и найденное эффектно представлять на суд слушателей. Хотя,
наверное, в каждом музыкальном обществе должен быть состав, являющийся,
так сказать, носителем среднестатистических традиций. Вот на эту роль
Chico & Friends подходит как нельзя лучше.
Ну,
и наконец, гости, с родины джаза - играющий нео-боп квартет Франка
Амсаллема. Этот французский пианист приехал в сопровождении американских
музыкантов - басист Ханс Главишниг (кстати, родом из Австрии - ред.),
саксофонист Адам Колкер и барабанщик Отис Браун. Все музыканты с ярким
музыкальным прошлым, большим опытом выступлений и записей с современными
звездами джаза и вполне определенным собственным творческим лицом.
Первое
отделение было отдано оригинальным композициям лидера квартета, а во
втором на сцену вышла певица Сара Лазарус и спела с десяток стандартов.
Вы себе не представляете, как было приятно впервые за много лет услышать
живую настоящую джазовую певицу. И хотя Лазарус не является
обладательницей роскошного голоса, какой-либо ярко выраженной джазовой
манеры пения, слушать ее было приятно. Точно расставленные ритмические
акценты и достаточно энергичная манера исполнения (чем она, кстати,
выгодно отличалась от своих слегка холодноватых партнеров) произвели
весьма приятное впечатление. Общее мнение после концерта - очень
технично, любопытно, но скучновато и малопривлекательно.
Когда в один из вечеров я встретился в зале с многоуважаемым Малхасом
(Левоном Малхасяном), первое, что он сказал, прервав мои комплименты,
было :“Ты видел, сколько молодежи в зале? Они рвутся на джазовые
концерты, они хотят слушать джаз. Мы добились своего - молодежь не
погрязла в попсе, в ней есть здоровые силы, вкус”.
Очень жаль, но праздник джаза закончился. Музыковеды и журналисты
обсуждают новые тенденции, пути дальнейшего развития этого искусства,
музыканты свои и чужие промахи и удачи, народ пытается разобраться в
собственных чувствах. И все вместе надеются ровно через год опять
увидеть афиши со знакомым латинскими буквами JAM, только со слегка
измененной цифрой - 2006.
Армен
Манукян,
собственный корреспондент
"Полного джаза" в Ереване
|