|
Выпуск #17 (27) - 5 мая 1999 г. |
|
|
Слово
к читателям |
Ну вот, первый пик Большого
Сезона, кажется, позади. Отшумел апрель, когда по
Эллингтону и его столетию не прошлась разве что
газета "Правда" (а может, и прошлась, мы не
следили) и когда посвященного Эллингтону
фестиваля или хотя бы концерта не провел разве
что райцентр Чугуево. Большая неджазовая Пресса
писала о старике Дюке так, будто каждый читатель
вырос с его именем на устах и с его музыкой на
слуховых рецепторах коры головного мозга. Хотя
на самом деле даже у вполне "продвинутой" и
неглупой публики представления о том, кто есть
Дюк Эллингтон и в чем тут, собственно, дело, были и
есть по большей части совершенно
фапнтастическими. Пример: студентка МГУ, барышня
весьма недурной осведомленности о музыкальной
культуре XX века, узнает о том, что Дюк выступал в
Москве.
- Да ну, - говорит студентка. - Сказки.
Да вот не сказки никакие. Мало того что Дюк
выступал в СССР в 1971 г. Еще в 1926-м в СССР выступал
Сидней Беше! В СССР выступал бэнд Тэда Джонса -
Мэла Льюиса, где пела Ди Ди Бриджуотер. В Гнесинке
давал мастер-класс Рэй Браун. Любителям блюза на
заметку: Би Би Кинг впервые приезжал к нам не в 1994,
а в 1979-м. У нас выступал Кларенс "Гейтмаут"
Браун. Только что Луи Армстронг не приезжал. Был
даже Оскар Питерсон, но, правда, не выступал -
организаторы его обломали, и он улетел, не сыграв.
Вообще говоря, история джаза в нашей стране
началась не вчера и даже не в 1991 году. Если
оставить в покое Валентина Парнаха, человека
реального, но в то же время и вполне легендарного,
то множество людей вполне могут вспомнить, как
слушали джаз еще до Второй мировой, а уж про
легендарные - но вполне реальные - составы времен
хрущевской оттепели и говорить нечего: сегодня
мы, например, публикуем интервью с одним из
участников того движения, составляющим пока еще
довольно заметный элемент джазового ландшафта.
Одно только удивляет - куда в Москве делась
джазовая публика? Точнее, она где-то есть, но где
ее встретить?
Мы знаем, что она есть во всех остальных джазовых
центрах и даже вдали от них. А вот где джазовая
публика в Москве?
Тут планировалось большое исследование на тему
того, какая публика в последние месяцы заполняет
залы большинства джазовых мероприятий в Москве
(за некоторыми исключениями). Однако,
поразмыслив, мы решили исследование это
опустить. Почему? Да потому что все и так все
знают.
В подобный пессимизм нас ввел целый ряд
мероприятий. Ну - назовем вещи своими именами -
например, IV московский международный,
посвященный... и т.п., см. начало материала, в этом
месяце все посвящено одному и тому же.
Стоит ли изливать по этому поводу желчь,
воздевать к небу кулаки или, наоборот, смотреть
туда (в небо) с немой надеждой?
А знаете, не стоит.
Народ и сам разбирается. На скучные мероприятия,
писать про которые - если честно - нет НИКАКОГО
желания, ходит именно та публика, которая
заслуживает именно этих мероприятий. Ходит - и,
что называется, тащится.
Иногда кажется, что у нас параллельно,
пересекаясь только по недоразумениям, идут два
разных джазовых процесса. Даже больше.
На один джазовый процесс ходит умная,
доброжелательная, веселая публика слушать
интересную, новую, нестандартную или пусть даже
старую добрую и стандартную, но классно
сыгранную музыку.
На другой ходят малопонятные люди слушать
затхлую малоприятную ерунду.
Есть и еще какие-то процессы, но мы туда вообще не
ходим.
Беда в том, что мы - средство массовой информации,
должны отражать по возможности все, что можем, и,
следовательно, если эти процессы и пересекаются,
то с особой силой - в нашем сознании, потому что мы
ходим на оба процесса. Слава Богу, мы хоть на
остальные процессы не ходим - вообще была бы каша
в голове.
Слушайте, давайте переходить к делу. Одна только
просьба: напишите нам, на какой из этих процессов
ходите вы? |
|
|
Говорите,
вас слушают |
Время от времени мы слышим в свой
адрес замечания - мол, в "Полном джазе" пишут
только про тех, кто нравится редакции. Что ж,
отчасти это так и есть - конечно, полного
объективизма достичь невозможно, мы ж не
информационное агентство (да и они умудряются
быть тенденциозными). Но стремиться к некоторой
отстраненности, объективности - почетно и
прогрессивно. Так что сегодня мы слушаем
человека, поклонником которого редакцию нашего
журнала довольно трудно назвать. Тем не менее он -
известный музыкант, имеющий весьма большие
заслуги перед историей отечественного джаза и
занимающего заметное место в джазовой афише
современной России. Обходить его было бы просто
несправедливо и нечестно. Ну, а как мы относимся к
тому, что он играет - по большому счету наше
личное дело. Так что сегодня мы слушаем народного
артиста РФ, альт-саксофониста, руководителя
Краснодарского муниципального биг-бэнда Георгия
Гараняна. Интервью любезно предоставлено для
публикации "Независимой газетой"...>>>> |
|
|
Москва - это вам
еще не все |
По стране продолжает катиться
эхо апреля, получившегося благодаря юбилею
Эллингтона самым, пожалуй, джазово насыщенным
месяцем сезона. В предыдущем выпуске мы
рассказывали о событиях в Новокузнецке и Томске;
сегодня эстафету перехватывает Новосибирск...>>>> И не только ведь в Сибири
шла джазовая жизнь в апреле! Наши читатели (за что
им честь и хвала) шлют нам информацию отовсюду. На
очереди - рассказ о том, как джазовый апрель
прошел в Нижнем Новгороде...>>>> |
|
|
Что
намечается: московские
анонсы |
Ряд событий, связанных с
деятельностью новоджазового саксофониста
Сергея Летова, произойдет в Москве в ближайшие
недели. Вот их краткий перечень:
4 мая в 18.30 в Центре искусств "Столица" (ЦДХ)
- спектакль "Не надо бороться за чистоту - надо
подметать!" исполняет Александр Филиппенко;
сопровождающий состав - Сергей Летов (скасофоны),
Михаил Жуков (перкуссия), Александр Александров
(фагот). Филиппенко будет читать произведения
Зощенко, Булгакова. Кольцова, Платонова...
11 мая в клубе "Бедные Люди" - программа
"Холодная рука Москвы": Сергей Летов + Юрий
Орлов (гитара, вокал, группа "Николай
Коперник").
12 мая в клубе "Бункер" (Тверская ул.,
подвал Елисеевского гастронома) - программа
"Вон из Джаза!": Александр Шварц (клавишные),
Сергей Летов (саксофоны), Олег Липатов (гитары).К нам снова едет Уинтон
Марсалис! 19 июня в консерватории Сентрал-Парк в
Нью-Йорке начинается летнее мировое турне
джаз-оркестра Линкольн-центра, которое охватит
США, Нидерланды, Великобританию, Францию, Россию,
Австрию и Китай (эту страну оркестр Марсалиса
посетит впервые - ред.).
Российские даты турне Lincoln Center Jazz Orchestra включают:
2 июля - КЗ "Октябрьский"
(Санкт-Петербург)
3 июля - джазовый пароход (видимо, в рамках
фестиваля "Свинг белой ночи? - ред.)
(Санкт-Петербург)
4 июля - музей-усадьба Кусково, Москва
(обратите внимание на дату: посольство США всегда
снимает Кусково на свой День независимости, так
что это не для нас с вами - ред.)
5 июля - Государственный Кремлевский дворец,
Москва (вот это уже для нас. Здесь оркестр будет
исполнять две версии сюиты "Пер Гюнт" -
Эдварда Грига, совместно с Российским
национальным оркестром п/у Михаила Плетнева, и
Дюка Эллингтона - самостоятельно. - Ред.)
Судя по всему, приезд оркестра, как и в прошлый
раз (см. "Полный джаз" №1-98), будет устраивать
Российский национальный оркестр; мы обязательно
свяжемся с их пресс-службой и выясним
подробности. |
|
|
Судьба |
Сегодня в рубрике "Судьба" мы
говорим о человеке, которого называют "самым
недооцененным басистом современного джаза".
Его имя Брайан Бромберг. Он живет не в России, но
ведь нигде не сказано, что мы обязаны писать
только о русских музыкантах. Больше того, судьба
Бромберга во многом типична именно для наших
соотечественников...>>>> |
|
|
Чтение |
Сегодня в
"Полном джазе" - премьера новой рубрики! И
первый персонаж для нее подсказан самими
читателями. В форуме "Разговоры о джазе" уже
которую неделю обсуждается творчество одного из
самых джазовых писателей мира - Бориса Виана. Вот
первый гость рубрики "Чтение" как раз и есть
Борис Виан!..>>>> |
|
|
А в это
время
за бугром... |
В
Нью-Орлеане прошел титанический Фестиваль
джазового наследия, в рамках которого выступили
практически все заметные (и даже не очень
заметные) нью-орлеанцы. По отзывам
присутствующих, наиболее впечатляющим было
объединение (после 12-летней размолвки) 71-летнего
пианиста и вокалиста Фэтса Домино и 78-летнего
трубача Дэйва Бартоломью, мощный вибрирующий
звук которого был визитной карточкой записей
Домино 50-х гг (и который, кстати, написал многие из
песен Фэтса, спродюсировал его лучшие записи,
равно как лучшие записи Литтл Ричарда и других
звезд нью-орлеанского ритм-н-блюза). Фэтс
умудрился буквально за полтора десятилетия
(конец 40-х - начало 60-х) побывать суперзвездой трех
популярных музыкальных стилей - ритм-н-блюза,
рок-н-ролла и твиста, при этом ни на йоту не
изменяя своей музыкальной стилистики. Ветеран до
сих пор в строю. Выступая на Нью-орлеанском
фестивале, Фэтс спел все свои хиты - "Blueberry Hill'',
"Shake, Rattle & Roll'' и т.п. - и закончил выступление
городской классикой, "When the Saints Go Marching In'', в
лучших традициях своих молодых лет протолкав за
время исполнения пьесы рояль через всю сцену
своим объемистым пузом. |
|
Если у вас есть друзья, которых
может заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
|
|