Георгий
Гаранян:
"Я изо всех сил хочу, чтоб моя музыка
нравилась всем"Георгий Арамович Гаранян
родился в 1938 году. На саксофоне начал играть в
1959-м. Прошел школу оркестра Олега Лундстрема,
работал в джазе Гостелерадио. После его разгона
(на ставки оркестра набрали Ансамбль советской
песни) был руководителем самого известного в
СССР оркестра с джазинкой - знаменитого ансамбля
студии грамзаписи "Мелодия". Безболезненно
перешел в новую эпоху свобод. В 1993-м собрал
"Московский биг-бэнд" - недолго
просуществовавшую на деньги спонсора звездную
сборную московских джазменов. В 1998-м представил
новый коллектив - Краснодарский биг-бэнд. Ведет
джазовый абонемент в Большом зале консерватории.
Полон сил, энергии и планов.
Насколько я понимаю, по образованию вы -
инженер.
- Да, это одно из моих образований. Первое. А потом
уже музыкальное, причем довольно своеобразное: я
сдавал экстерном в один день все экзамены за
дирижерские курсы при консерватории. Оно, правда,
не высшее, а среднее.
Постоянно ходит легенда о Гараняне-самоучке...
- Это совершенно правильно. У меня так сложилась
жизнь, что вообще все, что я знаю, досталось мне
домашним трудом. То, что мне досталось не
домашним трудом, то, чему меня научили в
аудиториях, я, к сожалению, слабо могу применить.
А то, что мне необходимо, все приобрел дома: и
музыку, и английский, и компьютер, и побочные все
знания...
До сих пор в воспоминаниях всплывает версия,
рассказанная в музыкальной передаче станции
какого-то из "вражеских голосов", о том, что
на саксофоне вы научились играть "на спор".
Дескать, пообещал студенческой компании сыграть
через неделю на вечеринке и сыграл.
- Это довольно близко к истине. Я был старостой
в самодеятельном оркестре, и мне дали саксофон
отремонтировать. Я принес домой, посмотрел:
игрушка занятная, красивая, с этого все и
началось. Но это сослужило и плохую службу. Вроде
бы я быстро научился играть на саксофоне, меня
везде сразу признали, и вдруг, через два года,
когда я поступил в оркестр Лундстрема уже как
профессионал, я понял, что играть совершенно не
умею. Я забросил все свои сольные партии, взял те,
что поскромнее, и занимался с утра до ночи.
Вы до сих пор выступаете в очень разных
составах: и с огромным биг-бэндом, и соло, и в трио,
квартетах. Это какое-то свойство музыкального
темперамента?
- Я просто придерживаюсь такого принципа, что
играть надо в любых ситуациях, в любых
окружениях, главное - как можно больше играть.
Конечно, не со всеми, но с теми музыкантами,
которых я знаю, я стараюсь играть везде. Сейчас
впервые создалась ситуация, когда я живу за счет
джаза. Не только живу джазом, но и живу за счет
джаза. Я считаю, что это большое счастье. Далеко
не всякий музыкант в Америке может себе это
позволить. Мне просто повезло. Так что я
пользуюсь малейшей возможностью, чтобы где-то
играть. Причем вопрос денежный, играет, конечно,
какую-то роль, но не он главный. Половина моих
выступлений всегда бесплатна.
Вы общепризнанно один из самых удачливых
джазменов. Как-то удавалось всегда и играть
приличную музыку и ладить с властями, когда это
было сложно.
- В слове "удавалось" есть какой-то элемент
случайности, а ведь случайности здесь нет
никакой. Это все большой труд. Даже умение ладить
с властями. Я всегда чувствовал, что за моей
спиной коллектив. Так что я не мог вести себя так,
как если бы я был один, и говорить все, что думал,
впрямую. Приходилось идти на какие-то маневры. Но
надо сказать честно, что это не было очень часто.
От меня требовали одного - хорошей музыки. По
части идеологии от меня давно отстали.
Почему?
- А я никогда не был в партии. Когда ко мне с этим
приходили, у меня всегда была удобная отговорка:
я никогда не был женат один раз. И я говорил: "Да
нет, что вы, я еще морально не созрел для партии, я
женат два раза", потом говорил "... три
раза...". Сейчас от меня уже никто ничего не
требует, но я женат четвертый раз. И с КГБ были
проблемы. У меня отец родился, как считалось, за
границей. Он армянин из Турции. А мать русская, из
Калинина. Поэтому сам я, можно считать, русский
человек: я тут родился, тут вырос. Но по поводу
отца мне, как только что-то не так, начинали
угрожать. Принцип выживания был такой - меня ему
научил отец, один из немногих турецких армян,
кому удалось не сидеть в 30-е годы: соглашаться со
всем, говорить "да" и ни черта не делать.
Правда, однажды я все-таки попался и девять лет не
ездил за границу. Приехал Уиллис Коновер, ведущий
музыкальных передач с "Голоса Америки".
Всё-таки пропагандистская радиостанция, мне тут
же добросоветчики сказали, чтоб я к нему не
подходил. Я говорю: "Как же так? Мы с ним
встречались за границей, он меня пропагандирует,
он приглашал меня на разные фестивали." Короче,
принял я его здесь достойно, сводил в ресторан,
зашел к нему в номер, что потом оказалось самым
страшным преступлением, - и десять лет не ездил за
границу. (Так девять или десять? - ред.) Но я никуда
жаловаться не ходил, героически терпел. Пришли
новые времена - началась новая жизнь.
Ваша успешность не только личная, музыкальная,
но и организационная, проявилась в том, что вы
смогли создать несколько значительных
биг-бэндов в то время, когда все стали говорить,
что биг-бэнды невозможны и дороги в содержании.
Как же вам это удавалось?
- У меня их было три. Один полу-биг-бэнд -
ансамбль "Мелодия". Тут вопрос о содержании
решался очень просто. Конечно, те копейки,
которые мы получали на "Мелодии", не могли
решить наши проблемы и судьбу музыкантов. Но
всегда была возможность приработка. Одна из них -
концерты. Мы были тесно связаны с Лёвой Лещенко. У
Лёвы тогда не было своего оркестра. Но у него был
мой оркестр, "Мелодия", и он постоянно с ним
работал. Ребята были очень довольны: они
зарабатывали приличные деньги на гастролях. Я
был доволен: у меня была масса свободного
времени, чтоб писать музыку. Лёва был доволен тем,
что у него был хороший оркестр.
Второй. Был такой "Московский биг-бэнд Георгия
Гараняна". Там был весь цвет Москвы. Из всех
оркестров вроде бы самый лучший в то время.
Оркестр был спонсорский. Как только начались
неудачи у спонсора, естественно, это тут же
отозвалось на нас. Оркестр, правда, большей
частью перебазировался - сейчас это оркестр
пограничников, - но не совсем в том виде, в каком
бы это хотелось, не совсем в том качестве.
Теперь у меня краснодарский оркестр. Это
коллектив, который целиком находится на
содержании у властей города, мэрии, под личным
наблюдением мэра Владимира Александровича
Самойленко. Он меня лично пригласил на работу.
Мало того, что он борется там с Кондратенко, но
борется чистыми, благородными методами. В
частности, он насаждает везде высокое искусство.
Есть там творческое объединение "Премьера",
которым руководит замечательный человек,
инициативный, народный артист Леонард Гадов. У
него работают такие люди, как Григорович,
который, к его чести, когда его практически
освободили от работы в Большом театре, ни одного
слова жалобы не сказал: он просто продолжал
работать. В Большом театре что-то происходит
теперь, одна неприятность за другой, кто-то
оказывается прав, потом тут же оказывается
виноват... Я не хочу в это дело встревать, это
совершенно не моя область. Но я вижу, что
Григорович, с которым я лично знаком, занимается
только одним - работой. Это достойно всяческого
уважения. Он создал там замечательную балетную
группу, балетное училище. И когда меня пригласили
туда руководить джазом, биг-бэндом, я подумал:
планочка ничего себе! Там работает известный
режиссер Адольф Шапиро, Павел Хомский. В общем,
там команда очень серьезная.
А не-спонсорский биг-бэнд сейчас вообще
невозможен?
- Ну, в общем... Настолько тяжелые условия для
музыкантов... Я все время вынашиваю такую мысль,
что может быть, московские власти или еще кто-то
из сильных мира сего подумают, что Москве нельзя
без хорошего биг-бэнда. У нас есть оркестр Олега
Леонидовича Лундстрема, который даже вошел в
книгу рекордов Гиннесса, как долгожитель среди
биг-бэндов. Но когда нужен мобильный оркестр,
который, как мой, например, сегодня участвует в
"ТЭФИ", завтра в каком-то параде, открытии
каких-то выставок и так далее, и так далее - он не
всегда годится. У меня в Краснодаре очень хороший
оркестр, он уже показан и признан. Выступал в моем
абонементе в Большом Зале Консерватории,
произвел очень хорошее впечатление за два раза,
его показывали по "Культуре". Но он, все-таки,
в Краснодаре. Москве тоже надо иметь оркестр,
меня эта мысль не оставляет.
В 93-м году, кроме всего прочего, вы создали
"Независимый Джазовый Фонд". Чем тут дело
кончилось?
- Ну, формально Фонд существует и по сей день.
История разорения нашего спонсора такова. Для
того, чтобы поддержать бедствующих джазменов,
был создан Фонд, который организовал лотерею. Но
в технических аспектах эта лотерея была
несовершенна. Его тут же нагрели. Выигрышные
билеты были напечатаны на одной машине, а
проигрышные - на другой. Он подал в суд на эту
богатую американскую корпорацию, которая
печатала билеты. Но вы представляете, сколько
денег надо, чтобы только подать иск. Вот тут и
конец этого фонда. Он существует, но ничего не
делает.
Биг-бэнд Георгия Гараняна хвалили (в том числе и
в НГ) за настоящее "американское звучание".
Это лестно?
- Американское звучание - это просто культура
игры. Биг-бэнд организовать несложно, просто
собрать людей. Трудно научить их всех вместе
играть и научить именно так, что бы все было
точно. Есть определенные атрибуты, и
профессионал всегда слышит: если они не
соблюдены - грош цена оркестру. У меня всегда были
соблюдены. И в краснодарском биг-бэнде тоже.
Действительно ли всякий джазовый музыкант
должен стремиться именно к этому звучанию?
- Ну, как вам сказать... Ведь что вкладывается в
понятие "американское звучание"? Совершенно
необходимо, чтобы инструменты звучали здорово
сами по себе, чтобы была какая-то школа. Кроме
того, манера свинга, манера исполнения должна
быть такой, какая принята. А там уже - нюансировка
и так далее, - все это должно играть именно такую
особую роль, что человек слушает и говорит: "Да,
это фирменный оркестр, американский".
Конечно, не бывает догмы без исключений. Если
кто-то предложит что-то достойное внимания, то
это будет замечательно. В этом отношении
музыканты всего мира всегда открыты, они
цепляются за все новое, оригинальное.
Сейчас в джазе, действительно, застой в плане
поиска. Как было раньше? - я не с самого начала
начну - был Луи Армстронг, великий человек. Потом
оказалось, что самым великим человеком стал
Чарли Паркер, пришел би-боп. Потом великим
человеком стал Колтрейн, играть в стиле Чарли
Паркера уже было не модно. А ведь музыканты
устроены так - это чисто психологические вещи -
что нет почти ни одного человека, который играл
бы больше, чем в двух стилях. В трех стилях играл
разве что Майлз Девис, но и то третий стиль больше
отражался в ансамбле, которым он себя окружал,
чем в его собственной игре на трубе. Потом
появился Орнет Коулмен, фри-джаз прошел
особняком - а сейчас вдруг выяснилось, что
пожалуйста, играй в любом стиле, только хорошо.
Ничего нового, за что бы уцепиться, уже лет
двадцать не происходит. Хотя можно это и не
трактовать как застой. Может быть, джаз созрел.
Ведь симфоническая музыка тоже в свое время
начиналась с сарабанды, с джиги, танца пьяных
матросов и прочей такой же ерунды. А сейчас
существует в совсем другой форме. Ведь вспомните:
в симфонической музыке чего только не было:
авангардисты, додекафонисты, мессианисты... А
сейчас все это считается чуть ли не дурным тоном.
Гораздо больше ценится искренность. На мой
взгляд, чем музыка ближе к традиции, тем
искреннее она воспринимается. Модернизм
безнадежно устарел. Авангардист находится в
самом хвосте течения - вот до чего мы дошли.
Пожалуй, и российский джаз движется в том самом
направлении, которое вы описываете. Но по мере
развития здесь заиграли не только свинг, а и
другое - например, европейский джаз с элементами
этники...
- Эксперименты всегда были, всегда будут, честь
им и хвала, если они во что-нибудь выливаются.
Пока все эксперименты остались экспериментами.
Если вы меня спросите, для меня джаз без свинга не
существует. Это мое личное мнение. Я всегда
предпочитаю свинговую манеру. У меня есть своя
собственная теория. Я изо всех сил хочу, чтобы та
музыка, которую я играю на концерте, нравилась
всем. Это безумно сложно. Но какие-то элементы я
уже знаю: как сделать так, чтобы музыка нравилась
всем. Пока это мои ноу-хау. Тут и построение
программы, и подбор репертуара, тут очень много
тонкостей. Мне хочется, чтобы простые люди,
приходя на мой концерт, уходили довольными и
счастливыми.
Почему-то мне запомнились два момента моих
недавних концертов. Я с моим краснодарским
оркестром выступал в Ростове. А Ростов - это
российская столица биг-бэндов. Там был
знаменитый педагог Ким Назаретов, который создал
знаменитый биг-бэнд. Так принимали нас там просто
как Каунта Бейси. Мне это было очень приятно.
А последний концерт был в Краснодаре. Вы можете
себе представить: на родине нет своих героев, и
всегда безумно сложно выступать. Нет, нас
встретили очень хорошо. Наверное, дают свои
результаты мои теоретические изыскания о том,
как сделать джаз привлекательным для простых
людей.
Приведу один пример. Вот почему народ ходит в
цирк? Не потому, или не только потому, что там есть
обезьяны и клоуны. Там всегда есть трюковые
номера, когда человек делает что-то невероятное,
то, что никто другой сделать не может. В джазе
тоже масса музыкантов на своих инструментах
могут делать какие-то невероятные вещи, которые
другой музыкант сделать не может. И если это
подать соответствующе: "вот сейчас будет трюк,
ждите!" - грубо говоря, не барабанной дробью, а
чем-то в оркестровке, что подчеркнет, поставит
венцом достижение музыканта - это всегда
сработает.
Наверное, самый передовой отряд, паровоз того
движения, которое вы описываете, это Марсалис со
своим оркестром Линкольновского центра. Как вы к
нему относитесь?
- У меня к нему особое отношение. Я дрожащими
руками купил в Нью-Йорке кассету Марсалиса и стал
его слушать. Я был в диком разочаровании. У
Марсалиса совершенно другой принцип. Как черный
музыкант, как черный человек, естественно,
обиженный отношением белых в его стране, он
поставил целью своей жизни возобновить то, что он
считает достижением в аранжировке именно черных
музыкантов. Меня это, честно говоря, ничем не
убедило. Здесь я оркестр не слышал, потому что был
на гастролях. То, что Уинтон Марсалис гениальный
трубач, не обсуждается. Но его биг-бэнд -- для меня
это не оркестр, а просто собрание музыкантов,
которые как-то вместе организованы, играют общие
ноты, но не более того. Концепции аранжировки
никакой нет. Они просто берут какие-то жемчужины
прежнего времени и пытаются их играть вместе. Я
не вижу у них развития формы. Но у черных
музыкантов и вообще развитие формы совсем
другое, чем у белых. У них временные рамки все
раздвинуты. Нам этого просто не понять, а может
быть, даже и не надо.
Если вы спрашиваете, какие оркестры мне больше
всего нравятся, то из всех существующих сейчас
это Роб МакКоннелл из Канады. Там блестящие
аранжировки, очень хорошие музыканты, и именно то
понимание свинга, которое я приветствую.
Аранжировки, это, сами понимаете, одежда
оркестра. Биг-бэнд почти полностью белый. Если
там и есть черные музыканты, то они не имеют
большого влияния.
Безусловно, оркестр Мэла Льюиса - Тэда Джонса. Он
никогда не был шлягерным оркестром, никогда не
рассчитывал на аплодисменты, хорошо это или
плохо. Я все-таки думаю, что если ты играешь в
какой-то адрес, надо, чтобы твоя музыка нравилась.
Они придерживались другого принципа. Это
смешанный черно-белый оркестр, с блестящими
аранжировками, которые никогда в жизни не имели
никакого успеха. Тем не менее, спросите любого
музыканта - для всех это школа, для всех это один
из эталонов оркестра.
Если взять старых, то существует очень много
оркестров, которые мне нравятся. Про Каунта Бейси
и говорить не надо. Я не думаю, что они все время
репетировали, но - во-первых, блестящие
аранжировки и черные музыканты, и потом - море
энергии. Причем манера игры была такая: когда
слушаешь в записи, то создается впечатление, что
человек разрывается, что он умирает. Посмотришь -
мумия стоит. Это был хороший тон. То же, почему они
всегда ходили в галстуках, в хороших костюмах -
хороший тон музыканта.
Развитие всякой музыки предполагает подток
молодежи. Есть ли сейчас это движение в
российском джазе?
- Да, появляются молодые люди. Мне бы хотелось,
чтоб появилось больше молодых контрабасистов.
Просто дефицит. Есть среднее поколение, которое
играет очень прилично, а хочется чего-то
особенного. Вот я вспоминаю время, когда я
работал с замечательным грузинским
контрабасистом Тамазом Курашвили. Но сейчас мы
отдалены друг от друга, все это очень тяжело, но
хочется, чтобы появились вот такие музыканты. На
последнем концерте своего абонемента я выступал
с коллективом "Юниоры XXI века" Петра
Петрухина. Учатся где-то в музыкальной школе.
Нашелся энтузиаст - этот самый Петр Петрухин,
который учит их играть на всех инструментах. Как
он это делает, мне непонятно, но барабанщик у них -
потрясающий. Пианист - будущий замечательный
музыкант. Они все разные, все не очень ровные, но
для меня вообще загадка, как научить всех играть
на разных инструментах.
А можно вообще - скажите как самоучка - можно
научить джазу?
- Да, это и опыт показывает: можно и нужно учить
джазу. Но тут, правда, так: если у тебя есть
какое-то предрасположение - да. Если нет
предрасположения - тебя вообще ничему нельзя
научить.
Беседовал Александр Гаврилов
("Независимая газета")
|