В
каждом поколении джазовых музыкантов есть
герои-суперзвезды, есть "третий эшелон" -
крепкие середнячки, и есть "второй эшелон" -
те, кто ничуть не хуже "героев" по набору
идей или по качеству игры, но либо не сделал
решающего усилия для попадания эшелоном выше,
либо просто обстоятельства не позволили туда,
эшелоном выше, попасть. Типичный-растипичный
пример - басист Брайан Бромберг. Джазовый критик
Скотт Янов называет его "одним из самых
недооцененных басистов в джазе". Янов,
разумеется, прав. Брайан Бромберг - уникальный
музыкант, обладающий фантастической техникой, но
ни у одной джазовой звезды он подолгу не
задерживался (судьба так сложилась), а из восьми
его сольных альбомов ни один не попал в поле
зрения широкой публики - и все потому, что по
фатальному стечению обстоятельств лейблы,
выпускавшие эти альбомы, через некоторое время
всплывали брюхом вверх. Вряд ли из-за того, что
выпускали Бромберга: просто так уж Брайану не
везло.
Уникальность Бромберга не только в технике игры
как таковой. Он, пожалуй, один из немногих
басистов, не просто играющих на обеих
разновидностях баса - акустическом контрабасе и
электрической бас-гитаре - но и владеющий обеими
разновидностями в совершенстве.
Бромберг, которому через год стукнет 40, начинал
как барабанщик. Естественно: отец его был
барабанщиком, брат - барабанщик. Однако в 14-летнем
возрасте Брайан стал брать уроки игры на
классическом контрабасе.
"Я начал учиться на акустическом басу", -
говорит Брайан. - "Потом, когда уже играл
профессионально, самостоятельно выучился играть
на бас-гитаре. Меня очень привлекала возможность
извлекать на ней всякие дополнительные звуки и
призвуки, я сам разработал всякие новые техники -
они напоминают тэппинг, как у Стэнли Джордана, но
это моя собственная техника. Потом я решил
перенести эти техники на контрабас. Это трудно,
потому что гриф там при игре располагается не
наискосок или горизонтально, как у
электрического инструмента, а практически
вертикально. А мне было нужно легкое
взаимодействие пальцев обеих рук на грифе. Тем не
менее я добился этого, стал играть такой техникой
на акустическом басу. Естественно, из-за
особенностей инструмента техника несколько
видоизменилась, и уже видоизмененную, я перенес
ее опять на электробас. Это своего рода замкнутый
круг".
Брайан действительно творит чудеса этой
техникой игры: пожалуй, он
сейчас один из немногих, если не единственный
басист, который может эффективно играть
тэппингом на контрабасе, при это используя
тэппинг не как "фишку" - точнее, не просто как
"фишку", а как вполне полноценное
выразительное средство, под его пальцами
равноправное с традиционной пальцевой и даже
смычковой техникой. Улыбаясь, он рассказывает,
что самое его необычное выступление с
контрабасом было в Сиэтле, где он был приглашен
исполнить гимн США на стадионе перед началом
баскетбольного матча. "Я играл гимн на
контрабасе соло, смотрел на все эти тысячи людей,
которые, положив руку на грудь, стояли на
трибунах, и думал: господи Боже, что я делаю?"
Улыбается он не часто. Невысокий, сухощавый, он
производит впечатление суховатого и даже
мрачноватого человека. Рассказывает о том, что
горд культурой своего народа (он еврей), и при
этом носит рыжие ковбойские сапоги за 500
долларов, замшевые коричневые ковбойские джинсы
и ковбойскую рыжую рубашку - только ковбойской
шляпы не хватает.
У него три разных электрических инструмента,
акустический контрабас и два рэка всяких
электронных устройств - один ростом с него
самого, другой - по пояс. Брайан часто играет соло,
причем не только на контрабасе, но и на бас-гитаре
(впрочем, на этот последний случай он всегда
возит с собой CD, на который сведены его любимые
треки с сольных альбомов "минус один" - без
партии бас-гитары). Он ставит диск в карманный
CD-плейер, подключает его к своему усилителю и
начинает играть вместе со своим "ансамблем".
"На барабанах - мой брат Дэйв, на клавишных - Джо
Сэмпл", - объясняет он. - "Все остальное - я.
Нет, это не гитара, это все мои бас-гитары".
Справедливости ради надо отметить, что в таком
составе записаны только два из восьми его
сольных альбомов. На остальных масса отличных
приглашенных музыкантов, включая саксофонистов
Эрни Уоттса, Дуга Уэбба и даже трубача Фредди
Хаббарда. Пожалуй, самые заметные альбомы -
акустический "It's About Time" 1991 года и
позапрошлогодний электрический "You Know That
Feeling", посвященный памяти барабанщика Хоуарда
Бромберга - отца Брайана.
"Отец умер через неделю после того, как я
приступил к продюсированию этого альбома", -
говорит Брайан. - "Но делать было нечего, сроки
поджимали, я должен был работать. Я попытался
выразить чувства, которые владели мной тогда, в
композиции, которую теперь считаю лучшим, что я
написал - "I Feel Asleep a Child and Woke Up A Man" ("Заснул
ребенком, проснулся мужчиной")..."
Сам он не жалуется на то, что ему не везет: это
мнение критиков, искренне желающих ему более
успешной карьеры. Но Брайан не особенно
переживает от того, что вышедшие альбомы некому
раскручивать, потому что обанкротились
выпустившие их фирмы. Он продолжает играть. С тех
пор как он, тогда 19-летний, записался и съездил в
турне со Стэном Гетцем, его услугами как
сессионного контрабасиста пользовались Хорэс
Силвер, Диззи Гиллеспи, Монти Александер, Фредди
Хаббард, а как бас-гитариста - Ли Ритенаур, Дэйв
Грузин, Ричи Коул. Спрос на него есть всегда, и он
уверен: "если человек играет честно, играет то,
что думает, его всегда будут слушать". Даже
если недооценивают.
Кирилл Мошков
Полностью материал будет опубликован в журнале
"Jazz-Квадрат"
|