При неожиданном и
небывалом аншлаге в Большом зале Новосибирской
государственной филармонии и Доме Ученых СО РАН
прошли два концерта - "Дорога на Чаттанугу" (3
и 4 апреля). Концерты, посвященные наследию Гленна
Миллера, были построены как путеводитель по
музыке всемирно известного оркестра ВВС США и
сопровождались ремарками художественного
руководителя филармонии, заслуженного деятеля
искусств Владимира Калужского. Роль оркестра
Миллера выполнил биг-бэнд Владимира Толкачева, а
вокальные партии исполнил ансамбль Павла
Шаромова. Для этого были взяты оригинальные
аранжировки, и звучание оркестра было
максимально приближено к оригинальному. Это
прекрасная концертная и коммерческая программа,
доступная любому слушателю, предложена другим
сибирским филармониям, и хотя состав участников
этого джазового шоу приближается к 30 артистам,
цена программы весьма умеренная. Международный
фестиваль "Транссиб Интер Джаз-99" прошел в
Новосибирске с 26 по 29 апреля. Фестиваль,
посвященный 100-летию со дня рождения Дюка
Эллингтона, был вначале задуман как сквозной по
пяти городам Сибири. Тюмень (родина Ирвинга
Берлина!) и Омск отказались по финансовым
причинам сразу же в начале года. Красноярск же,
абсолютно подтвердив свое участие (при поддержке
самой мощной по техническому обеспечению
филармонии Сибири), за неделю до начала также не
смог включиться в гастрольный график. В конце
концов фестивальная программа поделилась всего
между двумя городами - Новокузнецком, где 22-25
апреля проходил "Джаз у старой крепости", и
Новосибирском. Тем самым вся финансовая сторона
легла не на пять, а на двух устроителей,
невероятно увеличив расходы исполнительных
продюсеров - Анатолия Берестова и Сергея
Беличенко. Причиной отказа, по словам
околоджазовых людей Красноярска, стал конфликт
генерала Лебедя и местного босса Быкова, который
и обещал выделить искомые средства. Местная же
власть оказалась просто бессильной собрать 2500
долларов, необходимых для логического окончания
транссибирского тура.
Фестивали в обоих городах существенно
отличались друг от друга составами прибывших
ансамблей. Только троица Дженн Паркер - Валерий
Пономарев - Тим Армакост и дуэт Вячеслава
Гайворонского - Эвелины Петровой выступали
дважды: в Новокузнецке и Новосибирске.
В Новосибирске выступили все заявленные
музыканты, кроме Леонида Пташки (из-за
невозможности транзитного выступления в Москве)
и Виктора Епанешникова, патриарха
отечественного джаза, перенесшего сложнейшую
полостную операцию накануне фестиваля. На этот
раз фестиваль прошел рентабельно, спокойно и
интеллигентно. На каждом концерте царил Дух
Великого Эллингтона, и ведущий Владимир
Фейертаг, как обычно, расточал обаяние перед
переполненными залами, основную массу которых
составляла молодежь.
Выступали: азербайджанское трио "Бакустик"
с вокалистом Анаром Таги-Заде, германская
(кубинско-польского происхождения) вокалистка
Ивонна Джейн Санчес с пражским дуэтом
Зеленки/Дворского, дуэт Гайворонский/Петрова,
упомянутые американские музыканты, трио Ивэна
Падьюарта из Брюсселя, квартет "Московский
свинг" (Алексей Николаев - Игорь Золотухин -
Игорь Кондур - Эдуард Зизак), трио пианиста
Михаила Окуня (вместо Пташки), трио Аарона
Ромахни из Будапешта, петербургский вокальный
ансамбль "Дайджест" и трио Игоря Дмитриева с
Академическим симфоническим оркестром. Все
музыканты были благодушно приняты сибирскими
слушателями и представляли различные ориентиры
в джазовой музыке. И хотя мелодии Эллингтона
доминировали, экспериментальные опусы играли
Гайворонский/Петрова и, в какой-то степени,
группа Анара Таги-заде. Джазовый романтизм
представили два фортепианных трио - Падьюарата и
Михаила Окуня, а квартет "Московский свинг",
в общем-то, играл отнюдь не свинговый джаз, отдав
все силы наследию Энтони Уильямса. Классический
мэйнстрим был отлично исполнен и Ивонной Санчес,
и группой "Дайджест", и трио Ромахни. Так
называемое "третье течение", как апофеоз
фестиваля, прозвучало в концерте трио Дмитриева
и Академического симфонического оркестра
Новосибирской государственной филармонии,
исполнивших "Эллингтонию" (сюиту, созданную
Игорем Дмитриевым), "Испанию" Чика Кориа и
"Moanin' " Бобби Тиммонса.
Особо надо сказать о концерте американских
музыкантов. В этот вечер зал филармонии не смог
принять всех желающих, стоящих в очередь до
Красного проспекта в надежде приобрести лишний
билетик. Это был самый аншлаговый и финансово
успешный концерт, подтвердив лишний раз аксиому -
российский слушатель джаза очень почитает
исполнителей c родины джаза, особенно с темной
кожей. На этот раз вокалистка Дженн Паркер
(солистка ансамбля "Дух жизни" Талиба Квибе,
работающего каждую неделю в нью-йоркском клубе
"Sweet Basil's" в Гринвич-вилледже) отлично
провела свою партию - профессионально,
эмоционально - и, вдохновленная мелодиями Дюка,
повергла зал в овации. Валерий Пономарев и
саксофонист Тимоти Армакост (работавший с Кэнни
Барроном, Билли Хартом и другими) плюс
"Джазовое Старое Трио" в качестве
ритм-секции оказались достойными партерами
певицы, и это был действительно на редкость
удачный концерт длительностью в два с половиной
часа.
Успех фестиваля был обеспечен финансовой
поддержкой Института "Открытое Общество"
(Фонда Сороса), который стал единственным
спонсором. Ни одна структура города, несмотря на
множественные обращения, ни дала ни копейки. И
лишь приемлемая заполняемость зала дала
рентабельный эффект. Плюс работа фестивальной
команды и Благотворительного фонда Татьяны
Снежиной и Сергея Бугаева, обеспечивающих
организационный порядок.
Проекты будущих фестивалей витают в воздухе, но
Арт-Директор фестиваля Сергей Беличенко уже
подумывает об очередном Мемориале. В 2000 году Луи
Армстронгу тоже стукнет 100!
Рано утром 29 апреля на собственной даче
скоропостижно скончался от инфаркта один из
пионеров новосибирского импровизационного
джаза - саксофонист Виктор Есенин. Ему было всего
лишь 55 лет. В начале 60-х годов он активно развивал
джаз в группах Владимира Виттиха, Сергея
Беличенко (с которым вместе играл с 1962 года),
Владимира Носова, и потом - в собственных
ансамблях. И хотя в конце 70-х он отошел от джаза и
стал дирижером оркестра Новосибирского цирка,
его авторитет в музыкальных кругах был
непререкаем. Мир его праху!
Сергей Беличенко
|