|
Выпуск #14 (24) - 14 апреля 1999
г. |
|
|
Слово
к читателям |
Трудно точно сказать, как
именно делается история. Писатель русский
знаменитый, Лев Николаевич Толстой, намекал, что
история состоит из совокупности мелких частных
устремлений отдельных лиц. Иногда с этим хочется
согласиться. Ну никак иногда не получается
вывести какие-то закономерности развития, когда
начинаешь с историей этого развития знакомиться
подробно. Приведем пример, мало относящийся к
джазу: как вы думаете, кто из персонажей т.н.
русского рока был наиболее известен на Западе в
начале perestroyka? Никогда не догадаетесь.
"Африка". Помните мальчика, который играл
главную роль в фильме "Асса"? Он вообще не
музыкант и практически не певец, но зато он
немного говорил по-английски и очень любил
тусоваться с приезжавшими в Ленинград
зарубежными корреспондентами. В результате, не
создав практически никакой объективной ценности
- музыки, записей, песен - он получил весьма
широкую известность.
Переходя ближе к нашей тематике: та история
отечественного - да, уверен, и мирового - джаза,
которую мы знаем, совсем не соответствует (или
соответствует в очень небольшой степени) той
картине, которая существует в каждый отдельный
день в головах участников этого процесса.
Попадание или непопадание того или иного
человека, события, артефакта в историю зависит не
столько от объективной ценности оного, сколько
от того, насколько хорошо он был подан в
масс-медиа и вообще имел ли со средствами
массовой информации какие-либо отношения. Имел
ли он верных поклонников, и если да - то каких:
собутыльников, которые его в конце концов споили
и погубили; меценатов, плативших за его студию и
инструменты; или энтузиастов-бессребреников,
проталкивавших повсюду своего кумира на голом
энтузиазме. Ссорился ли с людьми, от которых
зависело поставить его в программу какого-нибудь
важного концерта, или пил с ними водку и дружил
семьями. Наконец, думал ли он вообще о своем
продвижении или (что особенно свойственно
отечественным музыкантам) был уверен, что талант
сам пробьет себе дорогу и когда-нибудь он сам
как-нибудь сам собой раскрутится.
Увы, в отличие от коллег на Западе, многие
отечественные джазовые музыканты совсем не
осознают ценности контакта со средствами
массовой информации. Больше того, даже и не
интересуются оными вообще. Больше года уже
выходит журнал "Jazz-квадрат", который, хоть и
печатается в Минске, очень даже распространяется
в Москве. И до сих пор то и дело слышишь от
музыкантов: "у-у, какой журнал... никогда не
видел..." Год прошел! А мы все ленивы и
нелюбопытны, и все надеемся, что на нас, таких
скромных, люди как-нибудь сами собой придут
посмотреть...
Не хочется приводить в пример Игоря Бутмана - это с
момента начала его активной деятельности в
Москве успело уже стать общим местом - но это
все-таки пример практически оптимального
поведения в отношении масс-медиа. Понятно, что не
все могут вести себя столь же активно, но, ребята,
оторвите себя от дивана! Происходит у вас
что-нибудь - сообщите знакомым журналистам, если
из пяти напишет один - уже хорошо! А не сообщите -
не удивляйтесь потом, что никто не пришел на ваш
интересный концерт...
Вообще проблема, как сказали бы в советское
время, "активной жизненной позиции" - одна из
главных в любом виде творчества. В джазе она
просто приобретает особенные масштабы из-за
того, что жанр находится, по-хорошему говоря, на
периферии шоу-бизнеса и инфраструктура (фирмы,
агентства, продюсеры, промоутеры и т.п.), столь
развитая в других областях, в джазе музыканту
помогает мало. В особенности в России. Ну, в самом
деле, что за инфраструктура? Один бумажный
журнал, один электронный (наш), одна
специализированная фирма грамзаписи, пять с
половиной клубов, полтора концертных зала и
четверть двадцатиминутной телепередачи. Ну да,
еще - три радиопрограммы. И все. Так что
активность музыканта - залог его процветания. Это
мы не к тому, чтобы поучать кого-то, а просто в
виде пожелания...! |
|
|
Как
это было
в Москве |
13 апреля в Москве открылся
фестиваль "Богема
Джазз". Как и в последующие дни фестиваля, во
вторник прошло несколько концертов на разных
площадках, но главным было торжественное
открытие фестиваля в Центре искусств
"Столица" (Центральный Дом художника)...>>>> Начатый музыковедом
Алексеем Баташевым и импресарио Майей
Кочубеевой цикл воскресных дневных джазовых
концертов в Московской консерватории 11 апреля
представлял публике трио, которое в последнее
время балует Москву своими выступлениями -
валторниста Аркадия
Шилклопера, вокалиста Сергея Старостина и
контрабасиста Владимира Волкова. Непривычное
дневное время концерта компенсировалось
относительно низкой ценой на билеты, так что
публика на концерте была; сами музыканты этот
концерт, сыгранный без всяких микрофонов, в
акустике, оценили очень высоко. О концерте
рассказывает наш внештатный корреспондент Ася
Мелкумова...>>>> |
|
|
Говорите,
вас слушают |
Сегодня мы слушаем Денис Перье,
американскую вокалистку, которая принимает в
этом году участие в фестивале "Богема Джазз".
Денис выступала на открытии фестиваля в Центре
искусств "Столица" (Центральный Дом
художника) в сопровождении группы Анатолия Герасимова и
после своего выступления, уезжая на ночной джем в
клуб "Бункер Сталина", нашла несколько минут
побеседовать с нами и рассказать о себе...>>>> |
|
|
Москва - это вам
еще не все |
22-25
апреля в Новокузнецке состоится XIV международный джазовый
фестиваль "Джаз у старой крепости". Его,
как обычно, организует городской джаз-клуб
"Геликон" во главе с Анатолием Берестовым
(спонсорскую поддержку фестиваля взяла на себя
местная фирма "Фобос"). Все концерты
фестиваля пройдут в городском Театре
металлургов. В них будут участвовать:
американский квартет барабанщика Байрона Лэнда
с участием его брата - тенориста Роберта Лэнда и
пианиста Джина Симмонса, американское же трио -
трубач Валерий Пономарев, вокалистка Джанетт
Паркер и тенорист Тим Армакост (они будут
выступать в сопровождении сибирской ритм-секции
), рижский дуэт пианиста Александра Смирнова и
басиста Владимира Родионова и ансамбль
"Синдикат" бакинского джаз-рокового
пианиста Эльдара Рзакули-заде. Из российских
участников - ансамбль "Новое поколение"
братьев Дмитрия и Александра Брилей (Москва), два
новосибирских ансамбля - квинтет Олега Петрикова
и квартет Владимира Тимофеева, а также два
местных коллектива - певица Ольга Юшкова, которую
будет сопровождать сам директор фестиваля
Анатолия Берестов на фортепиано, и "Кузнецкий
диксиленд". Следующая информация получена
нами от Владимира Фейертага из Санкт-Петербурга:
Театр "Бенефис" и Дом композиторов
приглашают всех на научную конференцию "Дюк
Эллингтон и европейский джаз" ( в рамках
фестиваля "Мы помним Эллингтона").
Конференция состоится 16 и 17 апреля в
петербургском Доме композиторов, начало в 12
часов. Участвуют:
16 апреля |
А.С.Запесоцкий, профессор,
доктор культурологии (СПб) |
"Проблемы взаимовлияния
культур в современном мире" |
Е.В.Овчинников, доцент Российской
Академии музыки (Москва) |
"Эллингтон - композитор" |
Г.С.Васюточкин, публицист,
джазовый критик (СПб) |
"Довоенное творчество
Эллингтона сквозь призму европейского
изобразительного натурализма" |
Д.П.Ухов, музыковед (Москва) |
"Крупные музыкальные формы в музыке
Эллингтона и эпоха постмодернизма" |
17 апреля |
Л.Б.Переверзев, музыковед,
социолог (Москва) |
"Христианские мотивы в
джазе Дюка Эллингтона" |
Ю.Т.Верменич, публицист, джазовый критик
(Воронеж) |
"Гениальные стандарты Дюка
Эллингтона" |
А.В.Волынцев, журналист
(Москва) |
"Семантика цвета в
произведениях Эллингтона" |
Г.Д.Сахаров, публицист (Екатеринбург) |
Г.Д.Сахаров, публицист (Екатеринбург) |
Доклады будут выпущены отдельной
брошюрой. Организаторам фестиваля кажется, что
петербургский форум внесет новую струю в
исследование традиционного джаза и творчества
Эллингтона.
От редакции: Нам тоже так кажется! Тем
более, что в конференции участвуют лучшие люди
отечественного джазоведения... |
|
|
Что намечается:
московские
анонсы |
Новоджазовый
мультиинструменталист Сергей Летов сообщил нам
свои ближайшие планы. 16-17 апреля он выступает в
Нижнем Новгороде вместе с клавишником Алексеем
Борисовым и гитаристом Олегом Липатовым. В
первый вечер они будут сопровождать показ немого
фильма классика немецкого кино Фридриха Мурнау
"Фауст" (1926 г.), во второй - выступят на
нижегородском фестивале "Джаз России-99" как
инкарнация летовского проекта "Новая Русская
Альтернатива". |
|
|
А в это время
за бугром... |
Дюк Эллингтон в год
своего 100-летия посмертно награжден самой
престижной в США Пулитцеровской премией. Об этом
объявил 12 апреля в Колумбийском университете
представитель Пулитцеровского комитета Сеймур
Топпинг, прибавив, что Эллингтон "эстетически
обосновал принципы демократии в музыке, внеся
тем самым колоссальный вклад в развитие
искусства и культуры".
Дюк уже выдвигался однажды на присуждение
Пулитцеровской премии (в 1965 г., за
"Дальневосточную сюиту"), однако тогда
комитет заявил, что награждает только за успехи в
"серьезной" музыке (к которой джаз не
относится). Только в 1997 г. джаз впервые вошел в
круг видов искусства, за успехи в которых можно
получить эту премию (ее престиж с США сопоставим
с престижем Государственной премии в России).
Тогда премию получил трубач Уинтон Марсалис за
ораторию "Blood on the Fields". В прошлом году премию
- так же, как и Эллингтон, посмертно и в связи со
100-летием со дня рождения - получил Джордж
Гершвин, вклад которого в развитие джаза
неоспорим, но который не является и никогда не
был джазовым композитором. Еще одним
композитором, также получившим награду
посмертно и в связи со 100-летием, был Скотт
Джоплин, видный чернокожий композитор
предджазовой эпохи (ему премия была адресована в
1974 г.).7 апреля скончался еще один джазовый
ветеран - вибрафонист Ред Норво, которому был 91
год. Именно Ред Норво был первым музыкантом,
применившим в джазе вибрафон и его деревянную
разновидность - ксилофон. Норво умер в доме для
престарелых в Санта-Монике, Калифорния.
Настоящее имя Реда Норво было Кеннет Норвилл. Он
научился играть на маримбе, ксилофоне и
вибрафоне в своем родном городке Бэрдстаун, штат
Иллинойс, в 14-летнем возрасте. В конце 20-х он уже
играл в известнейшем по тем временам белом
джазовом оркестре Пола Уайтмена, где
познакомился и, что называется, подружился с
примой оркестра - вокалисткой Милдред Бэйли.
Вскоре они поженились, покинули Уайтмена и
сформировали собственный оркестр, который был
известен как "бэнд мистера и миссис Свинг".
Фирменным знаком оркестра были соло Норво на
ксилофоне. Впрочем, от этого инструмента он
полностью отказался в 1943 г., когда занял место
вибрафониста в секстете Бенни Гудмена (там он
сменил Лайонела Хэмптона, которого именно пример
Норво вдохновил в свое время взяться за
вибрафон). Покинув Гудмена, во второй половине 40-х
Норво активно работал как "вольный стрелок",
выступая и записываясь не только с гигантами
свинговой эры - Вуди Херманом, Билли Холидэй - но и
с вождями нового направления в джазе - Чарли
Паркером, Диззи Гиллеспи и Чарлзом Мингусом.
Переломным моментом в жизни Норво была смерть
его жены в 1951 г. Он переехал в Санта-Монику и
снизил активность выступлений, впрочем, время от
времени гастролируя по США и Европе. С конца 50-х
он регулярно работал с Фрэнком Синатрой как член
его гастрольно-концертного ансамбля (это
сотрудничество длилось двадцать лет). Он также
довольно регулярно выпускал сольные альбомы,
наибольшую известность среди которых получили
"Vibes a la Red" (1974) и "Sweet Reunion" (1984), который
оказался его последней работой в грамзаписи. В 1986
г. Ред перенес инсульт, от которого на протяжении
последующих 13 лет так и не смог полностью
оправиться.
Вторая жена Реда Норво, Ева Роджерс, умерла в 1992 г.
В настоящее время жива его дочь от первого брака,
Порша, и внук Аарон.
8 апреля в Лас-Вегасе похоронили
певца Джо Уильямса, умершего 29 марта (см. выпуск
от 31 марта). Свыше 500 человек, главным образом
джазовых певцов и музыкантов, собрались на
церемонию прощания с покойным в церкви
Религиозной Науки в Лас-Вегасе (Уильямс был
членом этой конгрегации). Два голоса - Нэнси
Уилсон и Дайан Шуур - звучали а капелла в память о
певце, но многие, кого вдова Уильямса Джилен
просила спеть, отказались, заявив, что не смогут
петь из-за душащих их слез. |
|
Если у вас есть друзья, которых
может заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
|
|